Архитектура. Важное значение в развитии русского градостроительства второй половины XVIII века имела деятельность специальной Комиссии каменного строения
Важное значение в развитии русского градостроительства второй половины XVIII века имела деятельность специальной Комиссии каменного строения Санкт-Петербурга и Москвы, в задачи которой, кроме вопросов, связанных с работами в столицах, входило и регулирование строительства в других городах. Под руководством крупного градостроителя Алексея Квасова (1718-1772) Комиссия разработала новый генеральный план Петербурга, предусматривавший дальнейшее увеличение города. В основу этого плана легла планировка, намеченная в 30-х годах П.М. Еропкиным. Проектом предусматривалось продление основных магистралей, разработанных в плане Еропкина, создание больших примостных площадей у берегов Фонтанки, являвшейся в эти голы границей города, и проведение больших работ по регулированию берегов Невы и малых рек, а также строительство некоторых новых каналов. Осуществление этих работ сочеталось с сооружением новых гранитных набережных. Для Москвы был разработан план, предусматривавший уничтожение всех крепостных стен Белого города и создание на их месте кольца бульваров. Одновременно было предусмотрено регулирование и выправление многих улиц. В творчестве передовых, ведущих зодчих можно наблюдать формирование новых приемов решения отдельных зданий в тесной связи с планировочными задачами. Наряду с развитием городов продолжалось значительное строительство и в усадьбах. Складывается характерный тип усадьбы с прямой аллеей, ведущей от въездных ворот к парадному двору, в глубине которого находился главный дом; в его фасаде часто выделялся портик на средней оси, а по сторонам размещались небольшие флигели. На смену садам с их геометрическими планировочными схемами приходят пейзажные, натуральные парки с живописным, более естественным распределением растительности, со строгими, простыми по форме павильонами и беседками, обелисками, статуями, вазами и т.д., расположенными среди групп деревьев, часто по берегам извилистых рек и ручьев. Наиболее крупные постройки этого времени - дворцовые и церковные сооружения, выполненные по заказам царского двора, представителей придворной знати, крупных монастырей. Дворцовые и церковные сооружения должны были как своими размерами, так и всем своим обликом резко выделяться среди окружающих их строений, отличаться от них. Отсюда замкнутый характер их композиций, отсутствие непосредственной связи с окружающими постройками, разнообразие и богатство отделки. Стремление к замкнутости композиции приводит к устройству внутренних парадных дворов, вокруг которых группируются отдельные сооружения. Большое значение, особенно в загородных резиденциях, получают парки. В середине XVIII века создаются замечательные образцы геометрических садов (в Царском Селе под Петербургом, Кускове под Москвой). Их создание сопровождается строительством парковых сооружений - павильонов, катальных горок, гротов и т.д. В строительной технике появляется потребность в разработке новых конструкций, В частности, необходимость перекрытия больших пролетов приводит к созданию своеобразных строительных систем (залы Зимнего и Екатерининского дворцов и др.). Развитие декоративных приемов отделки ведет к значительному обогащению фасадов, в композиции которых широко используются выступы, уступы и элементы ордера - пилястры, полуколонны и даже полные колонны, вплотную приставленные к стене и придающие облику зданий богатую рельефность. Широко применяются каменная и деревянная резная декоративная скульптура, интенсивная раскраска зданий. Как во внешней отделке, так и в интерьерах в изобилии используется деревянная позолоченная резьба. Во внутренней отделке широко распространена живопись. В середине века начинается деятельность крупного мастера петербургской архитектуры Саввы Ивановича Чевакинского (1713 - умер между 1774 и 1780). Он получил образование и Морской академии, в классе гражданской архитектуры, который закончил в 1739 году. Его можно считать преемником И. Коробова и предшественником А. Захарова. Многие из крупных сооружений, задуманных Чевакинским, остались невыполненными, например проект грандиозного Морского госпиталя в Кронштадте. Наиболее значительной постройкой Чевакинского является здание Никольского военно-морского собора (1753-1762), воздвигнутого на большой открытой площади, предназначавшейся для парадов морских войск. Чевакинский создает в этой постройке новый своеобразный тип пышного двухэтажного пятиглавою собора. Крестообразный в основе силуэт его плана дополнен к углах небольшими квадратными выступами. Они завершаются куполами. Многочисленные пилоны, поддерживающие своды, создают чрезвычайно эффектные перспективы внутри главной, верхней церкви, отделка которой дополняется громадным по протяжению резным иконостасом. Наиболее значительной в архитектурном отношении частью здания является его четырехъярусная колокольня. Постановка здания в центре большой плошали, по оси широкой улицы, свидетельствует о внимании Чевакинского к вопросам планировки. Кроме Никольского собора, Чевакинским был разработан проект нового Исаакиевского собора, находившегося в те годы также в ведении Морского ведомства. Проект Чевакинского предусматривал строительство собора на том месте, где впоследствии и было построено существующее ныне 1дание (первоначально собор находился у самой набережной Невы). В проекте колокольни Исаакиевского собора, задуманного Чевакинским гораздо более скромным по размерам, чем Никольский собор, он вновь варьирует тот же мотив многоярусной башни со шпилем. В 1767 году Чевакинский вышел в отставку, и о его дальнейшей деятельности ничего не известно. Крупнейшим зодчим второй половины XVIII века был Варфоломей Варфоломеевич Растрелли (1700-1771), приехавший в Петербург в 1716 голу вместе со своим отцом, скульптором Б.-К. Растрелли. Первоначальное архитектурное образование Растрелли получил, вероятно, у своего отца, работавшего также и в архитектуре. С 1720-х голов начинается практическая деятельность Растрелли, сначала он был помощником у других зодчих. К работам, в которых уже виден самостоятельный стиль мастера, может быть отнесен дворец Воронцовых по Садовой улице в Петербурге, где наряду с традиционными пилястрами и лопатками заметны попытки создания высокого рельефа стены, дающего эффектную игру светотени, который станет в дальнейшем столь характерным для построек Растрелли. Работая над дворцом в Петергофе (1746-1755), Растрелли не строил здание заново, а реконструировал и расширял старое, созданное еще в начале XVIII века. При перестройке Растрелли сохранил старый дворец как центральную часть новой композиции, расширил его пристройками и возвел по сторонам открытые галереи с террасами, ведущие к павильонам - церкви и «корпусу под гербом». Целиком пристроенные самим Растрелли части решены еще очень плоскостно. Они обработаны пилястрами и лопатками, с очень сдержанным применением скульптуры и орнаментальных композиций. Только интенсивность расцветок, обилие позолоты, характерная рельефная орнаментация на кровлях отличают эти постройки от сооружений первой четверти века. Удачные идеи Растрелли воплощены и парадной лестнице дворца и большом танцевальном зале. Помещение парадной лестницы решено единым объемом. Нижний ярус трактован в соответствии с подсобным назначением всего нижнего этажа, верхний был двусветным и соответствовал по высоте второму и третьему этажу. Парадным торжественным порталом была оформлена дверь с площадки второго этажа в большой танцевальный зал дворца. В отделке лестницы и зала была широко использована золоченая деревянная резьба. Зеркала и живопись плафонов иллюзорно еще более увеличивали размеры зала и лестницы, особенно при освещении множеством свечей. Эти композиционные приемы были широко использованы Растрелли в его последующих работах. Во второй половине 40-х годов наступает период наибольшего подъема творчества Растрелли. Самыми крупными и характерными среди его работ этого периода являются три больших дворцовых ансамбля - Екатерининский дворец в Царском Селе, Зимний дворец и Смольный дворец-монастырь в Петербурге. Работы по Екатерининскому дворцу (1747-1757) перешли к Растрелли, когда первоначальное здание начала XVIII века было уже расширено пристройками А.В. Квасова и С.И. Чевакинского, определившими новый масштаб здания. Растрелли объединил отдельные павильоны дворца, ранее связанные лишь по первому этажу переходами-террасами, в единое громадное по протяженности здание, дополнил его внешнюю отделку, реконструировал и завершил внутреннее убранство. Здание это особенно изменилось впоследствии, при перестройках конца XVIII века. Только по изображениям того времени можно воссоздать его первоначальный облик. Для подъезжающих к дворцу здание раскрывалось со стороны нижнего сада. С этой стороны дворец воспринимался во всю свою длину. Объезжая церковный корпус, кареты попадали на парадный двор. С одной стороны его в резком ракурсе раскрывался уходящий вдаль дворцовый фасад главного здания, к другой тянулись низкие служебные флигели так называемой «циркумференции». Постепенно, но мере продвижения по двору, раскрывался и весь фасад. Миновав двор, кареты подъезжали к главному входу, через который парадная лестница вела на второй лаж, где анфилада пяти приемных, занимавших, всю ширину здания и соединявшихся тремя рядами дверей, подводила к громадному тронному залу. Помещения дворца делились на два ряда - с окнами во двор и с окнами в сад. Основной была анфилада залов с окнами в сторону двора. Перед церковным корпусом, замыкавшим все здание, на уровне второго этажа располагался «висячий сад». Таким образом, вся композиция здания была организована так, что богатство внешней и внутренней отделки дворца постепенно раскрывалось перед посетителями. Значительные выступы колоннад с раскреповками антаблемента над ними, глубокие впадины окон создавали богатую игру светотени, дополнявшуюся обильной декоративной лепкой и огромным количеством деревянной золоченой скульптуры. В парках при дворце Растрелли закончил строительство павильонов «Эрмитаж» и «Монбеж», начатых Чевакинским, соорудил грот на берегу большого озера и построил катальную горку с павильоном. Из этих сооружений лучше всего сохранился «Эрмитаж», характерный образец парковых малых форм архитектуры середины XVIII века. Павильон находился на небольшом искусственном острове, окруженном каналом с каменной облицовкой. Центральное помещение павильона - большой зал, завершающийся куполом. Переходами он соединен с четырьмя кабинетами, расположенными по диагонали. Во внешней отделке Эрмитажа была широко применена декоративная скульптура. Зимний дворец (1754-1762) решен Растрелли в виде здания с большим внутренним замкнутым парадным двором и подчеркнутыми угловыми массивами, в которых располагались основные помещения. Главный въезд в здание был расположен с юга, с большого открытого «луга», на месте которого ныне находится Дворцовая площадь. Тройные ворота вели во внутренний двор, фасады которого решены столь же богато, как и наружные. В глубине двора, в корпусе, обращенном к Неве, расположен главный вестибюль. Фасады Зимнего дворца ярко раскрывают характерные приемы композиции, которыми пользовался Растрелли. Колонны примыкают к массивам стен, иногда между ними и стеной введены еще промежуточные пилястры. Целые группы колонн или напластованных одна на другую пилястр подчеркивают своими вертикалями углы и грани объемов здания, выделяя наиболее ответственные части композиции, например главный въезд. Эти приемы Растрелли выработал в результате внимательного изучения русской архитектуры второй половины XVII века, творческим развитием которой они и являются. В значительной мере незавершенным остался ансамбль Смольного монастыря (1748-1760), задуманного императрицей Елизаветой как дворец-монастырь «на старость лет». Строительство этого комплекса продвигалось достаточно медленно. О замысле Растрелли наиболее манное представление лает замечательная проектная модель, хранящаяся теперь в собрании Музея Академии художеств. В середине большого крестообразного замкнутого двора находится здание собора. По контурам двора располагаются жилые корпуса, а по углам находятся четыре малые «домовые» церкви. Главный въезд отмечен колоссальной (более 140 м высоты) башней-колокольней. Кругом все сооружение замыкается каменной оградой с небольшими башнями. Из всего этого замысла к моменту смерти Елизаветы был выполнен только гласный собор, отстроены и частично отделаны корпуса с боковыми церквами и возведена ограда с башнями. Пол колокольню были только выложены фундаменты. Здание собора простояло незаконченным более семидесяти лет, при его завершении в 30-х годах XIX века архитектор В.П. Стасов полностью изменил его внутреннюю отделку. Колокольня так и не была построена. Комплекс сооружений Смольного монастыря - одно из наиболее цельных сооружений Растрелли. Как и все характерные крупные дворцовые здания тех лет, он задуман замкнутым в себе сооружением, превосходящим своими размерами и отделкой все окружающие. Всей своей композицией, богатством отделки, яркостью расцветки он должен был отличаться от находящихся поблизости построек. В композиции главного собора чрезвычайно четко и последовательно проведена органическая связь внешнего и внутреннею облика здания, достигнуто единство планового и объемного решений. Членения фасадов подчинены структуре внутреннего пространства. При всей декоративной пышности отделки зодчий достигает в этом сооружении подлинно классической ясности в решении основной композиции. Замечательно была задумана, судя по модели, башня-колокольня. Здесь особенно последовательно проведена характерная для Растрелли трактовка ордеров. Легкость «взлета» этого громадного сооружения достигается в основном за счет постепенного уменьшения рельефной насыщенности отдельных ярусов. В нижнем этаже массивы стен полностью скрываются за сплошными рядами колонн. Чем выше, тем количество колонн все более уменьшается, чтобы, наконец, в верхнем, завершающем и наибольшем по высоте, ярусе превратиться в плоские, лишь едва выступающие из стен лопатки. Из меньших по размерам построек Растрелли должно быть выделено здание дворца Строгановых (1752-1754), расположенное на углу Невского проспекта и Мойки. На главном фасаде здания подчеркнут мотив ворот, служивших главным въездом во дворец. На боковом фасаде, выходящем на Мойку, выделен центр, где находится большой двусветный зал, отделанный, как и угловые церкви Смольного монастыря, лепкой. В 1763 году Растрелли вышел в отставку и больше значительных работ уже не выполнял. В 1760-х - начале 1770-х годов начинаются крупные работы по планировке и строительству городов, сооружению различного назначения новых зданий. Большое значение придавалось по-прежнему торговому и церковному строительству. Передовую архитектурную мысль второй половины XVIII века привлекали новые формы, в разработке которых большое место заняло изучение и творческое использование античного архитектурного наследия. Одним из наиболее крупных архитекторов раннего классицизма был Александр Филиппович Кокоринов (1726-1772). Кокоринов учился в Москве сначала у Коробова, затем у Ухтомского. В начале 1750-х годов он приехал в Петербург, где проходила его дальнейшая деятельность. И центральном по значению и крупнейшем по размерам сооружении Кокоринова - здании Академии художеств – в полной мере раскрываются характерные черты новых приемов классицизма. Здание было задумано с учетом ответственного в градостроительном отношении значения участка, на котором оно расположено. Огромный простор реки предопределил и крупный масштаб сооружения, и простоту общих членений. Построение плана последовательно и логично связано с назначением здания и в то же время отличается большой смелостью и своеобразием. Внутри большого прямоугольника заключен круглый парадный двор, а по сторонам его расположены малые служебные дворы. В корпусе, обращенном к Неве, размешались основные парадные залы. Учебные и жилые помещения выходили на остальные фасады и центральный двор. Коридоры и подсобные помещения освещались окнами, открывавшимися в малые служебные дворы. Первый этаж предназначавшийся для жилых и служебных целей, был трактован как рустованный цоколь-пьедестал, а два верхних, основных, объединены общим ордером. Кокоринов переработал распространенную схему композиции с замкнутым двором, применяя новую архитектурную тему для создания большого учебною заведения с целым рядом помещений специфического назначения: конференц-зал, музей, учебные классы и т.д. Основная часть здания академии была построена при жизни Кокоринова. в 1765-1772 годах, но весь лицевой корпус возводился по его проекту уже позднее, в 1780-1784 годах, пол руководством Егора Соколова. С самого основания Академии художеств Кокоринов вел педагогическую работу и ее архитектурных классах, будучи в числе первых профессоров архитектуры, а в 1761-1772 годах он является директором академии. В проектировании фасадов здания Академии художеств вместе с Кокориновым принимал участие архитектор Жан Батист Валлен-Деламот (1729-1800), приглашенный И. И. Шуваловым для преподавания архитектуры в Академии художеств. В Петербурге он выступил и как строитель-практик. Из построек Деламота наиболее значительными были северный павильон корпуса «Висячего сада» Эрмитажа - «Малый Эрмитаж» (1764-1767) и впоследствии полностью перестроенный дворец Чернышева па Мойке у Синего моста (1766-1768). Деламот принял также участие в сооружении лесных складов Адмиралтейства. Он применил мотив больших, во всю высоту здания окон с полуциркульными завершениями и очень простого профиля наличниками. На закругленных углах он ввел мотив парных дорических колонн во всю высоту здания. С Академией художеств связана деятельность еще одного видного архитектора тех лет - Юрия Матвеевича Фельтена (1730-1801). Своим архитектурным образованием Фельтен был обязан в основном Растрелли, помощником которого он являлся. После отставки Растрелли Фельтен стал главным архитектором Канцелярии от строений. Большие работы были проведены Фельтеном по застройке участка около Зимнего дворца. Он пристроил к павильону, сооруженному Деламотом, корпус «Висячего сада» с иго южным павильоном и соорудил на набережной Невы здание Старого Эрмитажа, характерную постройку раннего классицизма, простую по решению всего объема, с четким подразделением на цокольный ярус и двухэтажный верхний, оформленный лопатками. В Москве наиболее примечательна и 60-70-х голах деятельность Карла Ивановича Бланка (1728-1793), сына и ученика петербургского архитектора первой половины XVIII века Ивана Бланка. Крупнейшей постройкой Бланка было здание Воспитательного дома (впоследствии Академия артиллерийских наук), главные ворота которого выходят на Солянку (1764-1770). Здание должно было состоять из двух прямоугольных в плане корпусов с внутренними замкнутыми дворами, которые объединялись со стороны Москвы-реки главным корпусом с тремя куполами. Строгие и простые фасады сочетались рациональным решением плана. Здание сыграло большую роль в формировании нового облика Москвы. Значительная роль в развитии русский архитектуры второй половины XVIII века принадлежит зодчим В.И. Баженову, М.Ф. Казакову и И.Е. Старову. Стремление вернуть Москве величие, утраченное со времен переноса столицы в Петербург, было главной целью жизни Василия Ивановича Баженова (1737-1799). Баженов родился в Калужской губернии. Его детство и юность прошли среди величественных сооружений кремлевского ансамбля, где отец Баженова получил должность дьякона одной из церквей. Поступив в «архитектурную команду» Ухтомского, Баженов затем был переведен в основанный в 1755 голу Московский университет. Но занятия в университете не отвлекли Баженова от интереса к искусству, и ему удалось перейти в учрежденную в 1757 году в Петербурге Академию художеств. Через два гола пребывания в академии, завершив в ней свое образование, Баженов в 1760 голу получает пенсионную командировку во Францию и Италию, где его дарование было широко признано и отмечено избранием его членом нескольких академий. В мае 1765 года Баженов вернулся на родину. За работы, выполненные им в период пенсионерства, ему было присуждено звание академика. В 1767 году Баженов покидает Петербург и переезжает в Москву, где начинается важнейший период его работы. Наиболее значительными являются проект Кремлевского дворца и создание ансамбля дворца в Царицыне под Москвой. В обоих случаях Баженов радикально пересмотрел приемы, сложившиеся в архитектуре подобных зданий в середине XVIII века, и дал совершенно повое толкование темы загородного и городского дворцов. В 1767-1773 годах создавался проект Кремлевского дворца, превратившийся в проект создания нового центра Москвы. Баженов задумал грандиозное сооружение, которое должно было охватить весь кремлевский холм. Все древние памятники Кремля предполагалось включить по внутренние дворы и площади нового дворца. Главный корпусом должен был выходить на Москву-реку. Центральная часть, заключавшая большие парадные приемные залы, выделялась выступом. Главный въезд предполагался с Красной площади. С первой площади проезд вел на главную площадь, имевшую в плане форму эллипса и задуманную как аудитория пол открытым небом, со ступенями амфитеатра для зрителей. Над рядами ступеней проектировались колоннады с торжественными порталами-проходами. Со стороны этого двора должен был располагаться и главный вход в здание. Основные древние сооружения Кремля определяли собой силуэт плана, габариты и композицию соседней площади. К Неглинной должен был быть обращен корпус с помещениями для учреждений, задуманный по плану симметричным зданию Арсенала в северной части Кремля. Со стороны Москвы-реки, куда планировался выход главного фасада дворца, весь нижний ярус в соответствии с резким откосом холма был задуман как мощный пьедестал, над которым шел основной ярус, оформленный, как и со стороны дворов, колоннадами. В решении здания Баженов широко использовал ордер, трактуемый им как основной масштаб. На фасадах применен ионический ордер, в интерьерах - коринфский. Баженов работал нал проектом Кремлевского дворца в течение многих лет. И 1773 году состоялась торжественная церемония закладки здания. Далее закладки и некоторых подготовительных работ строительство не двинулось. Тем не менее проект Баженова, воплощенный и модели, оказал большое влияние на развитие русской архитектуры. К 1775 году относятся работы Баженова над «Увеселительными строениями на Ходынском поле», предназначавшимися для празднований в честь заключения мира с Турцией. Павильоны увеселительных строений были выполнены при непосредственном участии архитектора Казакова и известны по его рисункам. В решении этой задачи вновь сказался творческий размах Баженова. В работах в Царицыне под Москвой (1775-1785) Баженов столь же радикально, по-новому подошел к формированию загородного дворцово-паркового ансамбля. Вместо громадного по протяженности, богато декорированного здания, которому подчиняется геометрически распланированный парк, Баженов создал парк с «натуральной», естественной планировкой, тесно связанной с пересеченным рельефом очень живописной местности. Даже главный дворец был задуман им в виде двух отдельных самостоятельных сооружений. Самой крупной постройкой Баженова в Москве является Дом Пашкова (1784- 1786). Как и в Кремлевском дворце, тема отдельного крупного здания дворцового типа поднята здесь до градостроительной задачи. Постановкой здания, ориентированного главным фасадом в сторону Кремля, Баженов определил его значение в застройке участка. Здание расположено над откосом холма, спускающегося к Моховой улице. На крутом склоне холма был разбит сад, отделенный от улицы своеобразной оградой с фонарями на цилиндрических каменных устоях. В главном здании выделен центральный корпус, объединенный с боковыми флигелями низкими одноэтажными переходами. Центральный корпус подчеркнут не только своим объемом, но и обработкой, Коринфские портики, возвышающиеся на высоком пьедестале нижнего этажа, противопоставлены коническим колоннадам боковых флигелей, начинающихся непосредственное земли. Здесь Баженов окончательно закрепляет схему усадебного дома, распространившуюся в строительстве крупных усадеб по всей России. Типичным представителем классицизма был крупный московский архитектор Матвей Федорович Казаков (1738-1812). Он родился в Москве в семье мелкого служащего. Четырнадцатилетним подростком Казаков поступил в команду Ухтомского. В 1767 году, по возвращении в Москву, Баженов пригласил Казакова дня участия в проектировании Кремлевского дворца. Казаков стал заместителем и основным помощником Баженова. Второй их совместной работой являются «Увеселительные строения» на Ходынском поле. В том же 1775 году, которым датированы «Ходынские строения», Казаков приступает к одному из своих собственных крупнейших сооружений - Петровскому дворцу. Главное здание Петровского дворца, компактное в плане, решено по схеме. которая в дальнейшем станет очень распространенной в русском зодчестве. Круглый зал завершается куполом, возвышающимся над всем сооружением, и образует центр, вокруг которого группируются остальные залы и комнаты. Перед главным зданием - парадный двор, замыкаемый одноэтажными служебными корпусами, которые прерываются восьмью башнями двух разных типов, по четыре с каждой стороны. Крупнейшим сооружением Казакова 70-х годов является начатое в 1776 году здание «Присутственных мест» в Московском Кремле, которое представляет собой в плане прямоугольный треугольник, один из катетов которого расположен параллельно Кремлевской стене. Это решение было подсказано формой участка, на котором расположено здание. Общая схема сооружения характерна для раннего классицизма. Парадный явор расположен внутри здания и замкнут со всех сторон высокими корпусами. В этом здании, с его чрезвычайно удобным и рациональным расположением помещений и решением их внутренней связи. Казаков создает, в сущности, новый для того времени тип административно-общественного здании. В глубине здания располагается большой круглый зал - самый парадный по всем здании. Под ним в первом этаже - вестибюль, с которым зал связан двумя лестницами. Два внутренних корпуса отделяют центральный двор от служебных, угловых. Рационально размешены лестницы, образующие одновременно опорные точки композиции плана. Во внешнем облике решающая роль принадлежит ордеру. Во внутренней отделке основное внимание уделено главному круглому залу. Вдоль стен идет торжественная коринфская колоннада. В простенке между колоннами помещены рельефные тематические панно. Купол богато разработан кессонами. В решении внутреннего пространства церкви Филиппа Митрополита в Москве (1777-1788) Казаков также применил мотив круглого зала со свободно стоящей внутри него ротондой колонн, поддерживающих купол. Своеобразно решено завершение этой церкви: вместо традиционной луковичной главки использован мотив открытого павильона - ротонды ионического ордера. Такой же прием будет применяться Казаковым и в дальнейшем при завершении купольных перекрытий. В 1786-1793 годах по проекту Казакова было создано здание Московского университета. Архитектор применил здесь свою трактовку архитектуры учебного заведения. Большой парадный двор с трех сторон охвачен корпусами, а с четвертой отделен от улицы высокой металлической оградой. На главной оси здания находится основной актовый зал, к которому примыкают два больших двусветных зала с хорами. Далее размешались учебные помещения, объединенные коридорами. Фасады расчленены пилястрами, лопатками, панно и т.п. Главный зал на фасаде выявлен ионическим портиком. При пожаре 1812 года здание университета сгорело и было восстановлено Д. Жилярди с рядом отступлений от первоначального замысла. В дальнейшем в творчестве Казакова усиливаются тенденции строгого классицизма. Дом в Петровском Алабине (1775-1785) прост и компактен в плане. В центре открытой площадки двора помещен главный дом, а по углам - четыре небольших служебных флигеля. Центром композиции главного здания служит круглый зал, купол которого выступает над всем сооружением. Все четыре фасада отработаны дорическими лоджиями. Здесь найдена схема решения усадебного дома, построенная на противопоставлении центрального объема - главного дома - подчиненным ему по размерам и по архитектуре служебным флигелям. Церковь-мавзолей в Николо-Погорелом (1784-1802) решена Казаковым в виде ротонды, окруженной колоннадой ионического ордера и завершавшейся пологим куполом с люкарнами. Вход оформлен лоджией того же ордера, в глубине которой находились рельефы (скульптурное убранство храма приписывается, как и надгробие внутри мавзолея, Ф. Шубину). Внутри помещение обработано парными пилястрами. Дом Демидова (1789-1791) состоит из главного трехэтажного корпуса и двух расположенных по его сторонам небольших служебных флигелей. Центр главного корпуса подчеркнут шестиколонным коринфским портиком, выступающим на фоне гладких массивов стен. Внутри здания отлична сохранилась отделка нескольких помещений, известных под названием «золотых комнат». Одной из крупнейших по размерам поздних работ Казакова было здание Голицынской больницы (1796-1801). Заказчики задумали его как мемориальное сооружение к честь рода Голицыных, а зал больничной церкви должен был стать фамильной усыпальницей. Главное трехэтажное здание отделено от улицы большим парадным двором. По сторонам двора расположены двухэтажные корпуса. Главный дом Казаков предназначил для приемных и общих помещений больницы. Основная часть больничных палат размещалась в боковых корпусах, но сторонам парадного двора. Многочисленные постройки в Москве, Подмосковье и на юге России создал Иван Егорович Старов (1744-1808), Одной из его наиболее ранних работ являются постройки в усадьбе Никольское-Гагарино под Москвой. Главный дом помещен в глубине большого парадного двора и связанного изогнутыми по дуге каменными ограждениями, с квадратными в плане служебными флигелями. Основу плана здания в первом паже составляли три сложных по конфискации чала, над средним из которых во и втором этаже расположена большая терраса. Стены нижнего этажа рустованы, второго - расчленены лопатками и панно. Две пары широко расставленных дорических колонн, на которые опирается антаблемент, кончающий все здание, помещены Старовым в прямоугольных нишах угловых пилонов пакового фасада. В 80-х годах Старое создает свои крупнейшие сооружения. Таврический дворец (1783-1789), огромная городская усадьба Г.А. Потемкина, был предназначен для парадных праздничных приемов. Главный корпус дворца размешен в глубине парадного двора, по сторонам которого находятся служебные флигели. Основу композиции главного здания в плане составляет зал-галерея с закругленными торцами, который разделяет все здание на две части. По сравнению с более ранними работами Старова Таврический дворец знаменует решительный поворот к более строгому стилю. Стены в основном оставлены гладкими. Строгий дорический ордер определяет основной масштаб всего сооружения. Грандиозно было задумано внутреннее решение здания. Старов развивал здесь мотив открытых колоннад и перспектив, открывающихся в просветах между колоннами. Два года спустя Старов начал строительство дворца в Пелле под Петербургом (1785-1789). Здание не было завершена, и реконструкция его возможна только по некоторым сохранившимся материалам. Суля по ним, дворец должен был представлять сложный комплекс из ряда павильонов, объединенных галереями и колоннадами. На берегу Невы в усадьбе Потемкина Островки Старой построил большой замок (1783-1790). Здесь им применены своеобразные формы замковых сооружений с башнями, губчатыми завершениями и асимметричным планом, сочетающиеся с классически строгими гладкими массивами белых стен. При Павле I в 1798 году Старов был уволен в отставку и тех пор больших работ по строительству не вел. С 1780 года в Петербурге работал один из крупнейших зодчих русского классицизма Джакомо Кваренги (1744-1817), пыходец из Бергамо. Характерным примером построек Кваренги 80-х годов был дворец Завадовского в Ляличах (не сохранился) на Черниговщине. Большое прямоугольное в плане главное здание было расположено в глубине парадного двора, по сторонам которого находились небольшие служебные флигели. Центр фасада был подчеркнут коринфским портиком. Видное место среди построек Кваренги 80-х голов занимают его работы по сооружению Зимнего дворца и Эрмитажа. Архитектор разработал декор ряда больших залов во дворце; построены «лоджии Рафаэля» (точная копия галереи, созданной по эскизам Рафаэля в Ватиканском дворце) и Эрмитажного театра. Из них особенно значительно оформление театра (1783-1787). В решении его главного фасада Кваренги сохранил ритм фасадов соседних зданий - Зимнего дворца и корпусов Эрмитажа. Простые, четкие членения стен, облицованных искусственным мрамором, статуи муз и рельефы придают этому помещению очень торжественный и вместе с тем строгай вид. Среди построек первой половины 90-х годов наиболее крупной является Александровский дворец в Царском Селе. Он отличается несколько необычной для Кваренги общей композицией, представляя собой как бы два П-образных в плане корпуса, включенных один в другой. Значительные достижения в архитектуре русских садово-парковых ансамблей связаны с именами итальянца Ринальди и шотландца Камерона. Антонио Ринальди (1710-1794) и начале своей творческой деятельности придерживался стиля, близкого к архитектуре середины XVIII века (Китайский дворец и «Катальная горка» в Ораниенбауме). Китайский дворец (1762- 1768), первоначально называвшийся Новым каменным дворцом, представляет собой одноэтажный павильон, связанный с окружающим парком и отделанный с подчеркнутой изысканностью. «Катальная горка» (1762-1774) – некогда большое сооружение с открытыми галереями, сложными скатами и павильоном над обрывом к морю - единственная уцелевшая часть всей постройки. Позднее, пол влиянием передовых русских зодчих - Кокоринова, Баженова, Старова, – Ринальди переходит к более строгим классическим приемам. Характерными постройками этого времени являются два больших дворца, выстроенных по заказу Екатерины II для Григория Орлова: городской Мраморный дворец и загородный – в Гатчине. В трехэтажном здании Мраморного дворца (1768-1785) простые и строгие фасады расчленены на два яруса. Первый этаж облицован гранитом и является пьедесталом для двух верхних этажей. Они объединены общим ордером - коринфскими пилястрами и полуколоннами и облицованы цветными мраморами. В Гатчинском дворце (1766-1781) до наших дней сохранился построенный пилястрами и лопатками, сочетающимися с тонкого рисунка наличниками оконных и дверных проемов. К 70-м годам относится ряд мемориальных памятников, воздвигнутых Ринальди в Царском Селе в честь побед русского оружия в первой русско-турецкой войне: Кагульский обелиск (1771), Морейская и Чесменская колонны (1771 и 1773), Орловские ворота (1773-1776). Все они выполнены из цветных олонецких и уральских мраморов. Чарлз Камерон (1730-е - 1812) приехал в Петербург в 1779 году. Из работ Камерона наиболее значительной является комплекс сооружений в Царском Селе, пристроенных им к Большому дворцу: павильон «Агатовые комнаты», «Висячий сад» и большая открытая галерея («Камеронова галерея»). В своих постройках Камерон пользовался чаше всего греко-дорическим и греко-ионическим, а не обычными для русского классицизма копна XVIII века римскими типами ордеров. Просто и сдержанно трактован фасад двухэтажного здания «Агатовых комнат» и «Холодных бань», выходящих к Екатерининскому дворцу. В первом этаже – это массивная кладка из нетесаного камня, в верхнем – гладкая поверхность стены, прорезаемая только оконными проемами и нишами со скульптурами. Фасад, выходящий на террасу «Висячего сада», решен совершенно иначе - с колоннадами и легкой открытой ротондой в центре. Колоннады фасада образуют переход к открытым колоннадам «Камероновой галереи», помещенной на большой террасе, возвышающейся над склоном холма. Дворец в Павловске (1782-1786) решен в виде центрального корпуса и двух небольших флигелей, соединенных открытыми колоннадами-переходами. Здание дворца тесно связано с окружающим его парком. Со стороны главного подъезда от парадного двора ведет широкая липовая аллея, соединяющая дворец с прилегающей частью парка. С 1782 по 1801 год в Петербурге активно работал архитектор-декоратор Викентий Францевич Бренна (1745-1В20). Он частично перестроил и расширил Павловский и Гатчинский дворцы, заново отлепил в них многие залы и комнаты. Одной из лучших работ является обелиск-памятник А.А. Румянцеву. Отлично найден силуэт обелиска из серого гранита, завершающийся шаром с сидящим на нем бронзовым орлом.
|