РУССКОЕ ИСКУССТВО XVIΙΙ – XIX
ЛЕКЦИЯ 4
В архитектуре этого времени особую актуальность приобретают вопросы градостроительства, планировки и застройки новых городов, строительства зданий для производственных, в первую очередь связанных с обороной, предприятий, для административных и общественных учреждений. Происходит пересмотр старых, веками сложившихся типов зданий. Даже церковные и монастырские постройки приобретают и это время существенно иной, чем и XVII веке, характер. В новых приемах и неизвестных ранее масштабах шло строительство крупных садов и парков, как и усадьбах внутри города и у его границ, так и в пригородах. Новые здания требовали разработки и применения новых строительных приемов и конструкций, более быстрых и технически совершенных методов строительства. Развитие строительной техники шло параллельно с развитием архитектуры. Здания имеют обычно сравнительно простые, четкие объемные решения. Дальнейшее развитие предусматривает применение ордера, чаще всего в виде пилястр. Фасады членятся пилястрами или плоскими лопатками, не делающими резких контрастных теней. Декоративная скульптура рельефы и круглая пластика тематически тесно связана с назначением зданий, хотя подчас скульпторы пользуются довольно сложным аллегорическим языком. В триумфальных воротах, пирамидах и других сооружениях мемориального назначения такие аллегории иногда сопровождались пояснительными текстами. В первые годы XVIII века в архитектуре наметились некоторые особенные черты, знаменующие поворот к новым приемам. В северной части Московского Кремля с 1702 гола начинается сооружение здания Арсенала – одной из крупнейших построек наняла XVIII века (1702- 1736: архитекторы Дмитрий Иванов, Михаил Чоглоков и Кристоф Конрад). В плане Арсенал имеет трапециевидную форму. что было обусловлено особенностями участка, ограниченного стенами Кремля и проездами от Троицких и Никольских ворот. Это величественное и торжественное сооружение. На громадных массивах стен выделяются сравнительно широко расставленные, соединенные попарно окна, глубокие амбразуры которых еще более подчеркивают суровость, лаконичность и монументальность облика здании. Порталы въезда отмечены пилястрами. Впоследствии Арсенал был частично перестроен, однако общий характер его облика начала XVIII века сохранился хорошо. Новый тип пригородного дворцового сооружения разрабатывался при возведении Лефортовского (впоследствии Меншиковского) дворца. Дворец был тесно связан с садом, подходившим к берегам Яузы. В самом здании дворца сочетался традиционный прием самостоятельной трактовки отдельных объемов с попыткой симметричной группировки их в едином комплексе, вытянутом вдоль берега. При Меншикове дворец был расширен пристройками корпусов с аркадами и пилястрами, обрамляющими большой, прямоугольный в плане парадный двор. Этот дворец явился непосредственным предшественником больших пригородных резиденций, возникших в окрестностях Петербурга. Видное место в строительстве Москвы занимали производственные сооружения, которым нередко придавался в это время достаточно парадный; внешний вид (здание Суконного двора у Каменного моста (1705); парусная фабрика в селе Преображенском). Видное место среди зодчих, работавших в Москве в начале XVIII века, занимал Иван Петрович Зарудный (?–1727), разносторонне одаренный художник, работавший в области живописи, декоративной скульптуры, архитектуры. Выдающееся произведение Зарудного - церковь Архангела Гавриила (так называемая Меншикова башня), построенная в 1704-1707 годах на территории московской усадьбы А.Д. Меншикова. Композиция ее представляет своеобразное претворение традиций столпообразных храмов XVII пека. Прямоугольный в плане нижний этаж разделен на нейтральное помещение, трапезную и алтарную часть. Над центральным помещением возвышается второй ярус хоры, завершающие объем собственно церкви. Два расположенных выше восьмерика имеют самостоятельный объем, их заложенные впоследствии проемы были некогда открыты, и башня служила колокольней. Первоначально здание завершалось крепким деревянным шпилем. Он просуществовал недолю и еще при жизни Зарудного в 1723 голу был уничтожен пожаром, возникшим от удара молнии. При восстановлении здания вместо шпиля был возведен существующий поныне купол со своеобразной спиральной главой. Новое завершение прекрасно увязано с основным объемом здания и органически его заканчивает. Тем не менее оно очень сильно изменило его первоначальный облик. Мотив шпиля, примененный в завершении Меншиковой башни, будет в дальнейшем довольно широко использован в строительстве петербургских зданий (Петропавловский собор. Адмиралтейство и др.). Своеобразие общего объемного решения Меншиковой башни сочетается с замечательной композицией ее фасадов и интерьеров. Необычно для церковного зодчества решение главного портала. Здесь паре тонких небольших колонн, поддерживающих балкон над входом и образующих как бы наличник двери, противопоставлены мощные волюты по сторонам. Чрезвычайно широко использована замечательная белокаменная резьба. Растительные мотивы этой резьбы переплетаются с орнаментальными, целые панно и отдельные вставки органически включены в композицию фасадов. Очень интересно и решение внутреннего пространства здания. За небольшой трапезной с хорами, на которых легкие детские фигурки-кариатиды, поддерживающие корзины с цветами и фруктами, служат опорами перекрытия, раскрывается высокое центральное помещение. Также богато декорированное. Во внутренней отделке наряду с растительными и орнаментальными мотивами широко применены и изображения человеческих, преимущественно детских, фигур, поражающих своей жизнерадостностью и свободой трактовки. Строительство Петербурга, задуманного первоначально как порт и крепость и вскоре превратившегося и столицу, происходило на низких, болотистых берегах реки в условиях продолжавшейся Северной войны. Необходимостью обороны вновь формировавшегося города было обусловлено строительство двух основных опорных точек, ставших одновременно основными узлами, от которых шла застройка города. - Петропавловской крепости и Адмиралтейства. Адмиралтейство в те годы совмещало функции крупной судостроительной верфи и оборонительного укрепления. Центр города был задуман первоначально на Петербургской стороне, пол прикрытием крепости, затем он был перемещен в восточную часть Васильевского острова и окончательно оформился в 1730-х голах на участке между Невой и Мойкой, на так называемом Адмиралтейском острове. Появление новых зданий, необходимость ускорения и технического усовершенствования строительства вызвали в начале XVIII пека потребность привлечения иностранных специалистов, от которых можно было бы перенять опыт более развитой техники. Наряду с этим были приняты меры дня скорейшего обучения новых отечественных кадров. Иностранные архитекторы, приезжавшие в этот период в Россию, представляли разнородную по своему составу и квалификации группу. Здесь были и очень крупные, признанные мастера, приглашенные по специальным договорам (Л. Шлютер, Ж.-Б.-А. Леблон, Н. Микетти и Г. Киаверн) и неизвестные за пределами России, но талантливые зодчие и опытные строители, например Д. Трезини. Российским строительным бумом воспользовались и совершенно случайные, часто полуграмотные авантюристы, искавшие легкой наживы. Приглашенный по специальному договору выдающийся немецкий архитектор и скульптор Андреас Шлютер (1660-1714) умер спустя полгода после своею приезда в Петербург. За этот срок, несмотря на предоставленные широкие возможности, Шлютеру не удалось создать ничего значительного. Единственное сооружение, с которым связывается имя Шлютера, это Летний дворец Петра 1 в Петербурге. Достоверно известно, что именно Шлютер предложил поместить между окнами первого и второго этажа декоративные рельефы, аллегорически отображающие эпизоды, связанные с событиями Северной войны. Несколько более широкой была деятельность видного французского архитектора и инженера Жана Батиста Александра Леблона (1679-1719), приглашенного в Россию в 1716 году, вскоре после смерти Шлютера. Леблон в 1717 году разработал известный проект планировки Петербурга. Он подошел к решению этой задачи, опираясь на опыт теоретиков итальянского Возрождения. Исходя из их теорий об «идеальном городе», Леблон задумал композицию в виде громадного эллипса, внутри которого располагались системы взаимно перпендикулярных улиц. Внешнюю оболочку образовывали ряды сложных укреплений. Планировка Леблона чисто механически пересекала реальные водяные протоки, существовавшие в дельте Невы. Абстрактность плана Леблона послужила одной из основных причин того, что его предложение, несмотря па тщательную разработку и детальное комментирование в специальной пояснительной записке, так и не получило осуществления. Ценной была сама попытка создать единый план города, но нереальным оказался подход к его решению как к чисто геометрической задаче, без учета конкретных особенностей местности. Среди других замыслов Леблона большой интерес представляет его проект большого дворца с парком в Стрельне. Он, к сожалению, не был осуществлен, работы по постройке главной пригородной императорской резиденции были вскоре перенесены в Петергоф, и объем строительства в Стрельне сильно сократился. По проекту Леблона было начато также строительство дворца Апраксина на Дворцовой набережной Невы. Наиболее крупная роль в развитии русской архитектуры начала XVIII века среди всех иностранных зодчих принадлежит Доменико Трезини (около 1670-1734), выходцу из Лучано (ныне Швейцария). Биографические данные о нем скудны. Есть сведения, что до приезда в Россию Трезини некоторое время жил и работал в Дании. В Петербург архитектор приехал в год основания города. Одной из важнейших построек Трезини было здание Петропавловского собора (1712-1733) с огромной колокольней, завершающейся шпилем. Строительство здания было начато именно с колокольни, которая стала для города заметным издали высотным ориентиром и служила наблюдательной башней, с которой было удобно и легко обозревать строительство нового города. Переоценка и новая трактовка архитектурной темы, имевшей столь давние традиции в русском зодчестве, подчинение церковного сооружения новым задачам, связь здания с решением градостроительных планов, сдержанность и простота внешнего и внутреннего облика делают эту постройку очень характерным и ценным памятником начала XVIII века. Другой значительной работой Трезини в Петропавловской крепости являются Петровские ворота (1717-1718). Это сохранившийся до нашего времени образец особого вида построек того времени - триумфальных сооружений, связанных с победами России в Северной войне. Они обычно возводились из непрочных материалов и потому, как правило, скоро разрушались. Петровскне ворота крепости первоначально были деревянными. При реконструкции на новых именных воротах был сохранен деревянный резной рельеф. Для размещения административных учреждений новой столицы Трезини построил на Васильевском острове здание Двенадцати коллегий (1722-1734) (ныне здесь один из факультетов Санкт-Петербургского университета). Здание разделено на двенадцать Частей, каждая из которых подчеркнута выступом и имеет самостоятельную кровлю. Отдельные звенья были объединены между собой галереями первого этажа, продолжающимися по всей длине здания. Одна из этих галерей сохранилась и поныне. Фасады решены крайне просто. Два верхних этажа объединены общими лопатками и слабовыступающими пилястрами. Недалеко от здания Двенадцати коллегий на берегу Невы была сооружена Кунсткамера - первое русское музейное здание, в дальнейшем долгие время одно из основных зданий Академии наук. В строительстве Кунсткамеры принимали участие, сменяя друг друга, несколько архитекторов: Маттарнови, Клавери, Земцов и другие. Центральная часть завершалась башней, предназначавшейся для астрономических наблюдений. В крыльях здания на втором и третьем этаже расположены большие двухсветные залы с хорами для размещения музейных коллекций. Среди ранних жилых построек Петербурга относительно хорошо сохранился до наших дней Летний дворец Петра I в Летнем саду на берегу Фонтанки. Здание было сооружено с таким расчетом, чтобы в него можно было заходить непосредственно с йоды, для чего перед главным входом был сделан небольшой бассейн, сообщавшийся с Фонтанкой. Полому главный вход расположен асимметрично оси фасада. К дому примыкали размешенные вдоль Фонтанки обширные служебные постройки. Летний дворец представляет собой небольшое прямоугольное в плане двухэтажное здание с высокой кровлей. Его фасады подчеркнуты только простыми наличниками окон и небольшими рельефами, расположенными между окнами первого и второго этажа. Наряду со строительством усадеб в черте города и непосредственно у его границ (усадьбы вдоль Фонтанки, выполненные с широким применением образцовых» проектов планировки) шло строительство и в пригородах, в первую очередь вдоль берегов Финского залива. Некоторые из резиденций находились к северу от города (Дубки), большинство ас располагалось на южном берегу залива: Подзорный дворец, Екатерингоф. Стрельни, Петергоф, Ораниенбаум. Некоторые из них, ближайшие к городской черте, были впоследствии поглощены растущим городом (Екатерингоф), другие заброшены (Дубки), отдельные выросли в крупные пригородные ансамбли. Близость моря давала особые возможности, которые широко использовали зодчие. Прибрежные парки украшались системами искусственных каналов и бассейнов, вода использовалась для создания «фонтанных затей» - каскадов и фонтанов, особенно масштабных в Петергофе в Петродворце. В петербургском строительстве прогрессивные тенденции архитектуры начала XVIII века нашли свое яркое выражение в творчестве трех крупнейших зодчих, воплотивших в своей деятельности различные ведущие отрасли тех лет. Это М.Г. Земцов, возглавлявший жилое строительство, автор многих гражданских и церковных сооружений; И.К. Коробов, специалист по производственному строительству в адмиралтейском ведомстве, и П.М. Еропкин, стоявший во главе работ по планировке и одновременно крупнейший деятель в области архитектурной теории начала века. Михаил Григорьевич Земцов (J688-1743) родился в Москве, но уже с первых лет существовании Петербурга принимал непосредственное участие в строительстве нового города. Постепенно он стал одним из ведущих специалистов. В 1724 голу Земцов получил звание архитектора, и с этого времени начинается период его интенсивной деятельности. Он вел работы по строительству дворцов, Александро-Невской лавры, возглавлял контроль над гражданским частным строительством в Петербурге, руководил архитектурной школой. Большие работы были проведены Земцовым в Летнем салу. Он завершил здесь строительство «грота» у берега Фонтанки, в 1725 году построил большой временный «зал для славных торжествований» на берегу Невы, водонапорную башню для фонтанов сада. Эти постройки отличались сдержанным, скромным архитектурным решением, широким применением рустованных лопаток и пилястр. Своеобразным сооружением был гроте ею «фонтанными затеями», отделкой раковинами и различными цветными камнями. Он должен был стать своеобразным музеем естественной истории. Грот послужил образцом для целого ряда аналогичных сооружений середины XVIII века. Наиболее крупные церковные сооружения Земцова - церкви Рождества Богородицы (на месте Казанского собора на Невском проспекте) и святых Симеона и Анны на Моховой улице. Церковь святых Симеона и Анны (1731-1734) - лучше других сохранившаяся постройка Земцова. В отличие от Петропавловского собора Трезини, построенного по схеме базилики, Земцов возвращается к московской трехчастной схеме XVII века, сочетающей собственно церковь с трапезной и колокольней. Но колокольня получает характерное для архитектуры начала XVIII века завершение в виде высокою шпиля, барабан купола Имеет своеобразную многогранную форму, храм украшен балконами на парных колоннах, напоминающими о декоре Меншиковой башни Зарудною. Плоскостной характер фасадов, их сдержанные членения рустованными лопатками и пилястрами характерны для всего творчества Немцова. Иван Кузьмич Коробов (1700-1747) был послан к I718 году во Фландрию и Голландию, где изучал строительную технику гражданских (в первую очередь производственных, связанных с кораблестроением) и гидротехнических сооружений. С 1727 года Коробов работай» Адмиралтейской коллегии. Архитектор принимал участие в реконструкции здания Адмиралтейства, начало строительства которого относится к первым годам существования города и которое постепенно затем из временного, мазанкового перестраивалось в каменное. Коробовым был сделан проект замечательных ворот - въезда с башней, завершающейся высоким золоченым шпилем, несущим флюгер в виде трехмачтового корабля (1732-1738). В проекте Коробова мастерски сочетается простота и сдержанность обработки фасадов с мощным взлетом золоченого шпиля, выразительно подчеркивающего огромное значение этой крупнейшей судостроительной верфи и определяющею ее место в обшей композиции всею прилегающего района. При перестройке здания Адмиралтейства в начале XIX века А. Захаров сохранил шпиль, сооруженный Коробовым, включив его в новую композицию. Петр Михайлович Еропкин (1680-1740) обучался в Италии, откуда возвратился на родину в 1724 году. Основной областью творческой деятельности Еропкина было градостроительство. Участвуя в «Комиссии о Санкт-петербургском строении», Еропкин разработал планировку значительной части Адмиралтейского острова – района между Невой и Мойкой, который в это время становится центральной частью города. Им разработана планировка «Новой Голландии» - западной части Адмиралтейского острова около больших лесных складов. Еропкин применил здесь прием регулярной геометрической планировки в сочетании с направлениями основных водяных протоков - как естественных, так и искусственных каналов, столь характерных для облика Петербурга. По такой же схеме Еропкин разработан и планировку района Коломны, в то время также интенсивно застраивавшегося. Здесь в наиболее совершенной форме сочетается принцип регулярности, как его понимали в то время, с учетом конкретного силуэта местности. Во время царствования Анны Иоанновны Еропкин присоединился к группе Артемия Волынского, активно выступавшего против фаворита императрицы Бирона, за что был казнен. Значительное строительство осуществлялось в первой четверти XV11I века за пределами обеих столиц. Новая тематика выявилась в создании крепостных сооружений (Азов, Таганрог), в производственном строительстве на Урале и в некоторых крупных центрах Поволжья, например в Ярославле. В московской архитектуре первой половины XVIII века важнейшее значение имела деятельность Ивана Федоровича Мичурина (около 1703-1763). После недолгой работы в Петербурге он переселился в Москву, где проводил значительные планировочные работы. Это в первую очередь прокладка магистрали, соединяющей Кремль и Лефортово. Результатом градостроительной деятельности Мичурина было составление генерального плана Москвы, основанного на точной топографической съемке. Этот план, гравированный в 1739 голу, является ценнейшим документом истории градостроительства Москвы. Приемы работы Мичурина типичны для русской архитектуры того времени и проявились в связываемом с именем Мичурина здании собора Свенского монастыря около Брянска (50-е), с его характерными богатыми декоративными приемами. Тогда же Мичурин руководил и строительством Андреевской церкви в Киеве по проекту В.В. Растрелли. Учеником Мичурина был крупный зодчий Москвы середины XVIII века Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719- 1774). В 1743 году Ухтомский уже «заархитектор», и вскоре к нему переходят работы по колокольне Троице-Сергиевой лавры (Сергиев Посад). Широко распространенному в архитектуре тех лет типу башни-колокольни Ухтомский придает своеобразный вид. Нижний этаж решен и виде большого кубического массивного объема, стены которого расчленены рустованными и гладкими лопатками. Над ним возвышаются, последовательно сокращаясь по своим размерам, еще четыре этажа, проемы арок которых постепенно увеличиваются от яруса к ярусу. Верхний ярус решен легким и стройным павильоном и завершается куполом очень своеобразной и сложной формы, силуэт купола неразрывно связан с аркадами, над которыми он возвышается. Строительство колокольни очень затянулось, она была закончена лишь к 1770 гаду. В 1753 году Ухтомский создал проект башни-ворот на месте Воскресенских ворот Китайгородской стены. Он разработал своеобразное сочетание многоярусной башни с триумфальными воротами. Постепенным сужением угловых массивов от тяжелых до легких и стройных в верхнем ярусе, который завершается пьедесталом и статуей трубящего гения, Ухтомский добился поразительной стройности всего замысла. К сожалению, этот проект Ухтомского не получил осуществления и известен лишь по его замечательному чертежу. Известно также, что большие работы выполнялись под руководством Ухтомского в Кремле. Из них ничего не сохранилось вследствие происходивших в конце XVIII и в XIX веке многочисленных позднейших перестроек. Наиболее значительным из всех проектов, созданных Ухтомским, является проект «Инвалидного и Госпитального дома», созданный в 1759 году. Это здание должно было быть сооружено на юго-восточной окраине Москвы, недалеко от Данилова и Симонова монастырей. По замыслу Ухтомского оно должно было состоять из четырех больших корпусов, объединявшихся между собой колоннадами с воротами-проездами. Внутри корпусов, жилых и служебных, располагались прямоугольной формы замкнутые дворы, Корпуса, в свою очередь, обрамляли обширную площадь, в середине которой предполагаюсь громадное здание собора. Собор завершался большим куполом, к которому непосредственно примыкали четыре малых, расположенных по диагоналям. Порталы собора были оформлены открытыми коринфскими портиками. Своеобразие общего грандиозного замысла сочеталось в этом проекте Ухтомского с замечательной прорисовкой деталей. Проект не был приведен в исполнение. Роль Ухтомского в истории русского искусства не ограничивается его практической, проектной и строительной деятельностью. Имя его неразрывно связано с важнейшим этапом в развитии русской архитектурной школы. Ухтомским была создана своеобразная архитектурная «команда» (школа-мастерская), где ученики совмещали теоретические занятия с практическими работами. Началом существования школы считается 1744 год. В годы расцвета количество учеников доходило до восьмидесяти человек. Среди них были крупнейшие русские зодчие второй половины XVIII века: Л.Ф. Кокоринов, В. И. Баженов. И. П. Старой, М. Ф. Казаков (Казаков своим образованием обязан школе Ухтомского). В 1760 юлу Ухтомский вследствие ложных доносов в сенат был отстранен от всех своих работ, кроме строительства колокольни в Троице-Сергиевой лавре. Школа и преобладающее большинство построек в Москве перешли к его ближайшему ученику и помощнику Петру Никитину, племяннику известного живописца начала XVIII века. Одним из наиболее известных и опытных зодчих Москвы середины XVIII века был Алексей Петрович Евлашев (1706- 1760). Он вел строительство И перестройку ряда больших дворцовых сооружений в Москве и ее окрестностях (работы по Кремлевскому дворцу, перестройка Лефортовского и Головинского дворцов, дворец в Перове), делая это частично но проектам Растрелли. Особое место среди построек Евлашева занимает Надвратная колокольня Донского монастыря в Москве, законченная в 1750-х годах. Характерную для середины столетия тему высотной башни-въезда Евлашев разработал очень своеобразно. Проем ворот прорезан в большом горизонтальном массиве первого яруса. Над его центральной частью возвышается большой куб второго этажа, богато декорированный, в отличие от сдержанной трактовки нижнего яруса, парными колоннами. Завершающая часть башни, следуя традициям XVII века, дана восьмериком, заканчивающимся граненым куполом с высоким фонарем. Алексей Васильевич Квасов (1718-1772) работал первоначально в Петербурге и его пригородах. Квасов внес значительный в клал в работы по реконструкции и расширению Екатерининского дворца в Царском Селе, во многом предопределившие размах дальнейшего строительства, проводившегося Чевакинским и Растрелли. Значительным памятником Москвы середины XVIII века является построенное неизвестным архитектором двухэтажное здание церкви святою Климента Папы Римского на Пятницкой улице. Нижний этаж – мощный цоколь, обработанный рустованными лопатками. Над ним возвышается массив основного второго этажа с завершающими его крупными башнями пяти куполов, очень высоких и мощных. Барабаны боковых куполов подняты до высоты центрального и расположены очень близко к нему, что придает своеобразный характер всему решению пятиглавия. Органически связанные с нижними этажами угловые купола воспринимаются как большие башни. Для здания характерна сочная цветовая гамма. Богатая лепная отделка внутри здания дополнялась пышным золоченым деревянным иконостасом – замечательным образцом русской декоративной резьбы этого времени. Видное место в архитектуре XVIII века снимает творчество крепостных архитекторов. Многие богатые помещики отдавали своих крепостных в обучение к видным зодчим, чтобы иметь собственных специалистов. Особенно значительным был штат крепостных художников-живописцев и архитекторов у Шереметевых. Наиболее талантливыми из них были представители семьи Аргуновых. Федор Семенович Аргунов (1733-1768) является автором дворца Шереметевых на Фонтанке и Петербурге. Кроме этого, Аргунов принимал непосредственное участие в работах но возведению крупной подмосковной усадьбы Шереметевых - Кусково. Среди крепостных учеников Ф. Аргунова выделился ряд зодчих, также обслуживавших строительство Шереметевых, - А.Ф. Миронов, Г. Дикушин и племянник Ф. Аргунова – Павел Аргунов. В провинциальном строительстве середины XVIII века продолжали широко применяться приемы и формы предыдущего времени. Особенно устойчиво они держались в условиях консервативного церковного строительства. В усадебном строительстве основную роль играли также относящиеся еще к предыдущему периоду простые по плану и объемам деревянные жилые дома, но наряду с ними в провинциальных городах возникают отдельные дворцовые и церковные сооружения, близкие по своему характеру и виду столичным постройкам. Авторы почти всех этих сооружений в большинстве случаев неизвестны. Особое место в архитектуре XVI11 века занимает деревянное зодчество. Деревянные жилые дома и церковные сооружения, особенно на севере, именно в XVIII веке достигают поразительного совершенства и своеобразия в таких строениях, как, например, знаменитая 22-главая церковь в Кижах.
ЛЕКЦИЯ 5
|