Студопедия — Живопись. С началом Великой Отечественной войны художники принимают самое ак­тивное участие в борьбе с врагом
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Живопись. С началом Великой Отечественной войны художники принимают самое ак­тивное участие в борьбе с врагом






 

С началом Великой Отечественной войны художники принимают самое ак­тивное участие в борьбе с врагом. В тылу художники были пропагандистами, устра­ивали выставки, они превратили искусство в оружие против врага — не менее опас­ное, чем настоящее. В течение войны было организовано много выставок, среди них две Всесоюзные («Великая Отечественная война» и «Героический фронт и тыл») и 12 республиканских. В зажатом в кольцо блокады Ленинграде художники выпускали журнал литографических эстампов «Бое­вой карандаш» и вместе со всеми ленин­градцами показали всему миру беспри­мерное мужество и силу духа.

В живописи военных лет были свои этапы. В начале войны — в основном фиксация увиденного, не претендующая на обобщение, почти торопливая «живо­писная зарисовка». Быстрота зоркого на­броска, этюда не исключала серьезности и глубины мысли. Этюды художников, оказавшихся в блокадном Ленинграде, — В. Пакулина, Н. Рутковскот, В. Раевской, Н. Тимкова и других — это бесценнейшие живописные документы и по сей день (Я. Николаев. «За хлебом», 1943; В. Пакулин. «Набережная Невы. Зима», 1942). В годы Великой Отечественной войны выдвинулось много молодых художников, которые сами были участниками боев под Москвой, великой битвы за Сталин­град, они форсировали Вислу и Эльбу и брали штурмом Берлин.

В первую очередь развивается порт­рет, воспевающий мужество, нравственную высоту и благородство духа борцов с фа­шизмом. Сначала это были предельно скромные портреты, лишь фиксирующие черты человека военной годины, — бе­лорусских партизан Ф. Модорова и воинов Красной Армии В. Яковлева, портреты тех, кто боролся за победу нал фашизмом в ты­лу, целая серия автопортретов. Художники стремились запечатлеть обыкновенных людей, вынужденных взяться за оружие, проявивших в этой борьбе лучшие чело­веческие качества. Позже появились па­радные, торжественные, иногда даже па­тетические изображения, как. например, портрет маршала Г. К. Жукова работы П. Котова (1947).

В 1941 — 1945 годах развивается быто­вой и пейзажный жанры, но они всегда так или иначе связаны с войной. Выдающееся место в формировании и того и другого в военные голы принадлежит Аркадию Алек­сандровичу Пластову (1893—1972). Оба жа­нра как бы объединены в его картине «Фашист пролетел» (1942). Кисти Пласто­ва принадлежат также очень яркие, про­никновенные пейзажи «Жатва» (1945).

В жанре пейзажа в военные годы работают и старейшие мастера (В. Бакшеев, В. Бялыницкий-Бируля, Н. Крымов, А. Куприн. И. Грабарь, П. Петровичев и др.).

Лаконизм, простота изобразительных средств, но и определенная прямолиней­ность характерны для сюжетных картин 1941-1942 годов. Светлым пятном на темном фоне читается фигура женщины в картине Сергея Васильевича Герасимова (1885-1964) «Мать партизана» (1943), и темным на светлом выступает фигура до­прашивающего ее фашиста, и это звучит символически. Женская фигура, как бы высеченная из цельного куска камня на фоне родной земли, оскверненной вра­гами, воспринимается как символ непо­колебимости перед лицом неминуемой смерти.

Того же впечатления несокрушимос­ти достигает А. Дейнека в картине «Обо­рона Севастополя» (1942). Страшное на­пряжение боя Дейнека передает не иллю­зорными деталями, реалиями обстановки, а определенными, чисто живописными приемами, гиперболизацией. Художник создает впечатление лавины вражеских войск, хотя изображает лишь небольшую группу фашистов, рвущихся к берегу, движения фигур нарочито стремитель­ны, ракурсы резки. Ожесточение боя и непобедимость советских моряков созданы прежде всего колоритом. Робы моря­ков ослепительно белые, их фигуры чита­ются на темном фоне, фигуры немцев — темные на светлом фоне. Справедливо

замечено, что лица моряков открыты зри­телю, мы видим их выражение, как, на­пример, лицо моряка на переднем пла­не, готовящегося бросить во врага связку гранат. Его фигура — символ яростной битвы.

В последние годы войны одно из луч­ших своих живописных произведений со­здали Кукрыниксы (союз трех художни­ков — М.В. Куприянова, П.Н. Крылова, Н.А. Соколова), обратившись к образу древности — Софии Новгородской как символу непобедимости Русской зем­ли («Бегство фашистов из Новгорода», 1944-1946). На фоне израненного сна­рядами величественного фасада собора жалкими кажутся суетящиеся поджига­тели, и взывает к мщению груда искоре­женных обломков памятника «Тысячеле­тие России».

В исторической живописи появляют­ся образы героев славного прошлого нашей Родины, вдохновлявшие советских воинов на борьбу с врагом, напоминав­шие о неизбежности гибели, бесславном конце завоевателей. Так, центральную часть триптиха П. Корина занимает фигура Александра Невского, в рост, в доспехах, с мечом в руке на фоне Волхова. Софий­ского собора и стяга с изображением «Не­рукотворного Спаса» (1942-1943).

Монументальная живопись имела не много возможностей в годы войны. Но даже и в это время тяжелейших испыта­ний искусство «вечных материалов», фре­ски и мозаики, продолжает свое сущест­вование и развитие. Знаменательно, что в блокадном Ленинграде в мозаичной мастерской Академии художеств набира­ются мозаики для метро по картонам А. Дейнеки.

 







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 708. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия