Студопедия — Скульптура
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Скульптура






 

В скульптуре 1960-1980 годов значи­тельное место занимает архитектурно-скульптурный комплекс, мемориал. Ме­мориалы воздвигаются на месте лагерей смерти, как в Маутхаузене, где скульптор В. Цигаль еще в конце 50-х годов создал полный глубокого драматизма памятник генералу Д.М. Карбышеву: мраморная, как бы ледяная глыба и многофигурные рельефные композиции в бронзе, положенные на камень стел (архитектор Л. Голубовский); в честь героической оборо­ны города (зеленый пояс Славы вокруг Ленинграда); как единая композиция -музей, подобно памятнику-ансамблю ге­роям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (1963-1967, скульптор Е. Вучетич и др.), или же мемориалы на клад­бищах, как, например, на Пискаревском в Ленинграде (1960, скульптор В. Исае­ва, Р. Таурит и др.). Во всех этих мемори­алах в соответствии с замыслом и талантом художников разработаны проблемы синтеза, взаимосвязи скульптуры и архи­тектуры.

Монументальная скульптура Совет­ского Союза в последние 30 лет его су­ществования, как и все монументальное искусство, имело разные стилевые кон­цепции. Это чаше всего символический образ, схематично-отвлеченный или же экспрессивно-напряженный. Памятник героическим защитникам Ленинграда за­думан как символ победы и призыв к миру (1975, скульптор М. Аникушин, архитекторы С. Сперанский, В. Камен­ский).

Символический образ в монументаль­ной скульптуре решался как в комплексе с архитектурой, так и самостоятельно, как, например, скульптурная группа «Та­чанка», навеянная знаменитой песней и поставленная около Каховки (скульпто­ры Ю. Лоховинин, Л. Михайленок, Л. Ро­дионов).

Значительное место в советской скульп­туре занимала космическая тема. В 1958 го­ду в Калуге А. Файдыш-Крандиевским создан памятник К.Э. Циолковскому. Фигура ученого была помешена на высо­ком постаменте около 17-метрового обели­ска-ракеты, исполненного из легкого сере­бристого металла. В 1964 году в Москве был поставлен монумент-спутник «В оз­наменование выдающихся достижений советского народа в освоении космичес­кого пространства».

В монументальной скульптуре этого времени находит развитие жанровая ли­ния (памятник А. Г. Венецианову в Вы­шнем Волочке, бронза, гранит, 1980; архитектор П. Комов); его же памятники Пуш­кину в Калинине, 1974; Болдине, 1979; Пскове, 1983 (все — в соавторстве).

Важнейшей проблемой 1960-1990 годов становится «взаимоотношение» архи­тектуры со скульптурой и живописью. Роль монументально-декоративного ис­кусства заметно повышается в общем ан­самбле. Интересное решение было найде­но в оформлении драматического театра в Туле (Д. Шаховской. И. и А. Васнецо­вы, А. Красулин), Музея Имени А. Матросова в Великих Луках работы Васне­цовых. Дискуссии вызвало не лишенное оригинальности решение многофигур­ных композиций в фойе Вологодского драматического театра Ю Александровым (1975), в фойе Красноярского театра оперы и балета Л. Барановым и И. Сав­ранской и другие.

Оригинальное развитие получила декоративно-парковая скульптура. Скульп­тура вновь «вышла» на открытый воздух, в городские ансамбли, сады и парки. О ее разнообразных выразительных воз­можностях свидетельство пали такие вы­ставки, как «Скульптура на открытом воз­духе», «Скульптура и цветы» и другие. Органическое соотнесение с ландшафтом, с Природой характерно для декоративных скульптур Б. Свинина для города Навои (фонтанные скульптуры «Фархал», «Три реки» и др.); для декоративных компози­ций В. Клыкова в зимнем саду гостини­цы в Ялте («Времена года»). Широко ис­пользуются в монументально-декоратив­ной скульптуре новые способы обработки материала, что расширяет возможности многообразных пластических реше­ний, дает большую пластическую вырази­тельность.

Станковая скульптура проходит в ос­новном те же пути, что и станковая живо­пись этих лет. Она стремится освободить­ся от парадности и помпезности, патети­ки и фальши. Обогащение пластических средств, отказ от канонизации особен­но заметны в жанре портрета. Т. Соко­лова умело сочетает декоративность фор­мы с психологической глубиной в постижении внутреннего мира своих моделей (портрет С. Зеленской, кованая мель, 1964; портрет М. Цветаевой, бронза, 1970; «Амазонка», шамот. 1981, — последняя работа говорит о тонком понимании мастером греческой архаичес­кой пластики).

Психологизация образа достигалась чисто изобразительными средствами, без всякой «литературщины»: фактурой ма­териала, цветом, использованием воз­можностей пространства внутри самой скульптуры, как это делают В. Вахрачеев, Т. Соколова, А. Пологова. В портрете начальника отдела Мстростроя (1977, ко­паная медь) Пологова использует контр­рельеф, как это практиковал Татлин в 20-х годах.

В 70-х голах в скульптуре появилось направление, которое советские искусствоведы стали условно называть «поэти­ческим документализмом». К нему мож­но отнести такие работы, как «Святослав Рихтер и Нина Дорлиак» В. Вахрамеева (бронза, 1976—1977), портрет хирур­га Г. А. Илизарова Ю. Чернова (кованая медь, 1975).

В скульптуре возникает «новая кон­цепция пространства» — физическое про­странство осмысливается как эстетичес­кая категория, равнозначная скульптурно­му объему, Отсюда создание особого, «интерьерного поля», некоей сценической площадки (В. Вахрамеев. «Семья Древиных», бронза, 1975; Д. Митлянский. «Вик­тор Попков и его муза», 1973).

Осознание роли пространства в фор­мировании художественного образа — новый этап в развитии скульптуры. Со­ветские скульпторы широко использова­ли приемы ведущих стилей прошлого. Так несомненно под впечатлением барокко — и даже несколько нарочито — исполнен В.Думаняном бюст Петра I (гипс). В лучших традициях русской пла­стики (С. М. Коненков, А. С. Годуб­кина) создан В. Клыковым ретропсихологический портрет И. Славянского (бронза, 1981).

Столь же разнообразна «палитра» скульптуры малых форм, где истинные находки лежат и в условном решении (А, Мари. «Стадо антилоп», металл, 1973), и в повествовательном, подразумевающем черты подобия, схожести (Т. Каленкова. «Изба», бронза. 1969; В. Кунреянов. «У ок­на. (Ожидание.)», бронза, 1975).

Наряду с официальной линией раз­вития скульптуры, в 1960-1980 годах развивается нонконформистское направ­ление. Самый яркий представитель «вто­рого авангарда» в скульптуре — Эрнст Иосифович Неизвестный (родился в 1925). Этот скульптор получил серьезную про­фессиональную подготовку во время уче­бы в институте им. Сурикова, работал помощником у знаменитых советских скульпторов Вучетича, Томского, Кербе­ля. Неизвестного отличает огромный ба­гаж жизненного опыта: он участник Ве­ликой Отечественной войны. Примеча­телен тот факт, что будущий скульптор учился на философском факультете Мос­ковского университета. Еще в начале 1950-х годов свой фронтовой опыт Неиз­вестный выразил в серии скульптур «Война - это». Уже эти работы несли харак­терные для скульптора техногенные мо­тивы, еще более выраженные в его сле­дующем цикле — «Роботы и полуроботы». Творчество скульптора-новатора, его

протест против несвободы творчества при­вели к острой конфронтации Неизвест­ного и советских властей. Скульптор был вынужден покинуть Россию и уже несколь­ко десятилетий живет и работает за рубе­жом. С 1956 года Эрнст Неизвестный ра­ботает над главным произведением сво­ей жизни — скульптурой «Древо жизни». По замыслу автора, это должна быть стометровая скульптура-здание, рассчитан­ная на осмотр снаружи и изнутри. Эрнст Неизвестный намеревается на свои сред­ства соорудить «Древо жизни» в Москве, в дар российской столице.

С первых дней Отечественной войны 1941-1945 годов советские скульпторы активно работали, участвовали и в пе­редвижных выставках 1941 гола, в вы­ставках «Великая Отечественная война» (1942), «Героический фронт и тыл» (1944). В скульптуре военных лет ощутим при­оритет портретного жанра, скульпторы стремятся запечатлеть образ героя войны правдивым. В голы войны создали мно­гие значительные образы скульпторы В. Мухина и С. Лебедева (бюст военного корреспондента А. Т. Твардовского, гипс, 1943). В скульптуре так называемых малых форм, получившей развитие в ос­новном уже после войны, Лебедева ос­тавляет незабываемо-острые, поэтиче­ские образы («Сидящий В.А. Татлин», гипс, 1943-1944).

Со временем, как и в живописи, в скульптурном портрете над индивиду­ально-конкретным берет верх идеальное, возвышенно-героическое. В таком ключе делает портреты Героев Совет­ского Союза Николай Васильевич Том­ский (1900-1984).

Во время войны не было возможности сооружать памятники. Исключение со­ставляет памятник генералу И. В. Панфи­лову в городе Фрунзе (скульпторы А. Ма­нуйлов и О. Мануйлова, 1942). Но именно в дни войны у многих скульпторов рож­даются замыслы создания новых памятников. Еще в 1943 году был задуман и сразу после окончания войны, в 1946 году, в Вязьме сооружен исполненный Евгени­ем Викторовичем Вучетичем (1908-1974) памятник генерал-майору М.Г. Ефремо­ву, погибшему здесь в первый год вой­ны. Композиция памятника состоит из пяти фигур: в центре ее генерал Ефремов, продолжающий сражаться смертельно ра­ненный, когда его и оставшихся в живых бойцов со всех сторон окружили враги. В этом образе скульптор не избежал эле­ментов повествовательности и иллюстра­тивности, но правдивость, искренность, лаже страстность в передаче атмосферы этого последнего боя, в котором люди проявляют столько мужества, определя­ют художественное значение этого па­мятника.

Вучетичем исполнена после войны (1945-1949) знаменитая 13-метровая брон­зовая фигура солдата с ребенком на од­ной руке и с опущенным мечом в другой для грандиозного мемориала «Советско­му воину-освободителю» в Тректов-парке в Берлине (архитектор Я.Б. Белопольский и др.).

В скульптуре послевоенных лет ос­новное место занимают мемориалы и бю­сты героев войны. Н. Томский исполняет монумент генералу армии И. Д. Черняхов­скому в Вильнюсе (1950), на месте захоронения героя. Памятник в Калининграде в честь гвардейских дивизий, взявших штурмом Кенигсбергскую крепость, ис­полнен литовскими скульпторами во гла­ве с Ю.И. Микенасом. В. Цигаль, Л. Кер­бель выполняют два монумента советским воинам: один в Берлине, другой — в Бресте (1945-1946).

Тема войны, нравственного и физи­ческого испытания советских людей, из которого они вышли победителями, и в послевоенные годы остается одной из самых актуальных. Но теперь она часто дается «в бытовом ключе». Знаменитый пример такого решения — картина «Пись­мо с фронта» (1947) Александра Иванови­ча Лактионова (1910-1972).

Мирный труд, о котором мечтали долгие военные годы воевавшие на фронтах и в тылу люди, стал основной темой бы­тового жанра: «Хлеб» (Т.Н. Яблонская, 1949); «На мирных полях» (А.А. Мыль­ников, 1953) и другие. Многие работы А. Пластова посвящены крестьянскому труду («Сенокос», 1945; «Ужин трактори­стов», 1951). Рядом с пластовской «живописной стихией» в эти годы продолжает существовать искусство, тяготеющее к повествовательной, идущей от тради­ций передвижничества, прежде всего от В. Маковского и ахрровцев. Это картины Ф. Решетникова «Прибыл на каникулы» (1948), «Опять двойка» (1952); С. Григорьева «Вратарь» (1949), «Прием в комсо­мол» (1949), «Обсуждение двойки» (1950), полюбившиеся непритязательному зри­телю достоверностью типажей и обста­новки, похожестью ситуации, жизнеподобием (заменяющим истинную «правду искусства»).

 

 







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 1288. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия