Графика. В графике послевоенных лет почти равномерно развиваются как станковые формы, так и иллюстрация и политический плакат
В графике послевоенных лет почти равномерно развиваются как станковые формы, так и иллюстрация и политический плакат. Большую роль здесь играют художники, сами прошедшие войну, как, например, Борис Иванович Пророков (1911-1972). С публицистическим пафосом он исполняет серию сатирических листов «Вт она, Америка» и «Маяковский об Америке» (1947-1949) на стихи В. Маяковского. Они не похожи на иллюстрации, скорее ЭТО вполне самостоятельные произведения. В 1950-1951 годах он создает новую серию на тему «За мир!». Но наиболее выразителен его поздний цикл «Это не должно повториться!» (1958-1959). Листы «У Бабьего яра», «Мать», «Хиросима*, «Тревога» и другие — всего 10 рисунков темперой и тушью. Вес листы серии глубокотрагичны, некоторые — «У Бабьего яра» или «Хиросима» — вообще звучат как реквием, как напоминание живущим о том, что «не должно повториться». Плакат послевоенных лет посвящен в основном трудовой теме. После накала, напряженности героических лег войны, на общем фоне казенной лакировки действительности наступает заметный упадок его искусства. 50-е годы — это расцвет эстампа — печатной станковой графики в разных техниках: и ксилографии, и линогравюры, и литографии, и офорта. Естественно, что он разнообразен и по тематике: это трудовые будни, связанные с огромной важности процессом восстановления и развития народного хозяйства, портрет, пейзаж, натюрморт, бытовые, жанровые сцены и т.д. Станковой гравюре послевоенных лет свойственны, по сути, те же недостатки, что и живописи: она нередко грешила описательностью, натурализмом, прямолинейностью, с одной стороны, и идеализацией, академической «заглаженностью» — с другой. Иногда это диковинным образом уживалось вместе. Но рядом существовали и замечательные портретные литографии Г. Верейского (портрет К. Рудакова, 1946). В мирные годы кажется естественным бурное развитие книжной иллюстрации, которое также было неоднозначно: в первое время господствовала иллюстрация-картина с подробно разработанным сюжетом, затем художники занялись соединяем целостного графического произведения, составляющего вместе с текстом единый книжный организм». Несомненными удачами этих лет являются разнообразные, несущие печать яркого индивидуального дарования иллюстрации А. Пластова к произведениям Н. Некрасова (1945—1946); С. Герасимова — к «Грозе» А.Н. Островского (1948— 1951), «Делу Артамоновых» М. Горького (1953); А.Лаптева и А. Каневского — к Н.В. Гоголю. В технике перового рисунка и акварели создаются изысканные иллюстрации к драме «Маскарад» М.Лермонтова и повести «Левша» Н. Лескова. Они выполнены Н. Кузьминым. Кукрыниксы исполняют цикл иллюстраций к «Фоме Гордееву» (1948) М. Горького и к «Даме с собачкой» А. П. Чехова (1946). Очень лирические и проникновенные рисунки к Чехову стали классикой по своей адекватности настроению литературного произведения. Д. Шмариной иллюстрирует «Войну и мир» (1955), Е. Кибрик — «Тараса Бульбу» (1944-1945), Д. Дубинский — А. Гайдара и А. Куприна. Наконец, в эти годы В. А. Фаворский заканчивает свои последние — одни из лучших — ксилографии к «Слову о полку Игореве» (1950) и «Борису Годунову» А. С. Пушкина (1954), эпически величественные и классически строгие; А. Гончаров — иллюстрации к У. Шекспиру и И. Гёте. Классикой стали работы для детей В. Лебедева, Е. Чарушина, Ю. Васнецова, Т. Мавриной, Е. Рачева, В. Конашевича. Не менее активно развивается в эти десятилетия иллюстрация. Она перестает быть собственно иллюстрацией или, вернее, только иллюстрацией. Художников, как правило, интересует искусство книги в целом как художественного произведения. Художники-иллюстраторы «повествовательного стиля» тоже меняются и меняют свой подход к литературному произведению. Так, искусство Д. Шмаринова становится более лаконичным и острым, что доказывают его иллюстрации к «Ромео и Джульетте* У.Шекспира (1958-1960). Корифей книжной графики В. Фаворский в гравюрах к «Маленьким трагедиям» А. С. Пушкина создал как бы образец синтеза в «прочтении» литературного произведения, ибо его иллюстрации и текст книги — единое вдохновенное целое, составляющее искусство книги.
|