Задание №1
Составьте перечень игрушек, указывая количество, для своей возрастной группы.
Раздел№2 Методика руководства игровой деятельностью в разных возрастных группах
При изучении этой темы вам необходимо:
- Изучить пути и средства обогащения игровой деятельности детей дошкольного возраста.
- Изучить методику руководства играми дошкольника.
Список рекомендуемой литературы.
Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений – М.; Издательский центр «Академия», 1997.- 240с.
Козлова С.А., Куликова Т.А, Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов средних педагогических учеб. заведений - М.; Издательский центр «Академия», 2001.- 416 с.
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М.2000
Тема: Методика руководства сюжетно-ролевой игрой в разных возрастных группах
Задание№1 заполните таблицу «Верите ли вы», если да «+», если нет «-»
Вопросы
| До чтения
текста
| После
Чтения
текста
|
К игровым умениям детей относится умение договориться
|
|
|
Считалка может использоваться для распределения ролей
|
|
|
Развитие замысла игры главная задача воспитателя
|
|
|
Сюжет сказок можно использовать для развертывания сюжета в сюжетно-ролевой игре
|
|
|
Задание №2 прочитайте текс, маркируя его следующим образом, знаю»+», новое «-», думала иначе «!», возник вопрос «?»
задачи по руководству играми принято делить на 3 группы:
1. образовательные задачи направлены на закрепление знаний об окружающем мире, умений и навыков пользоваться различными предметами.
2. развивающие задачи направлены на развитие игры как деятельности: умение отражать в игре полученные знания об окружающем, договариваются о теме игры, планирование сюжета, распределение роли, создание игровой обстановки, действовать в соответствии с взятой на себя ролью, согласовывать свои действия с товарищами, обсуждать результаты игры / как играл, чего не хватало для игры, что и как можно дополнить/.
3. воспитывающие задачи направленные на формирование качеств личности, черт характера в связи с выполняемой ролью.
П.Г.Саморукова, раскрывая методику руководства сюжетно-ролевой игрой предложила разделить все приемы на:
Косвенные приёмы – направлены на обогащение знаний об окружающей общественной жизни. Используется при формировании новой игры или тогда, когда игра развита недостаточно. Эти приёмы связаны с различными видами деятельности детей./ занятиями, наблюдением /.
Прямые приёмы – используется в процессе непосредственного руководства игрой. Направленно на развитие замысла игры, на уточнение ролевых действий и взаимоотношений. Предполагает прямое вмешательство в игру детей, поэтому использовать их нужно осторожно, чтобы сохранить творческий характер и самостоятельность детской игры.
Косвенные приёмы и их характеристика:
№
п/п
| Приёмы
| Особенности приёмов
|
Мл. группа
| Ср. группа
| Ст.и подг. группы
|
1.
| Наблюдение различных трудовых процессов.
| Индивидуально и подгруппами,в доу и на прогулке, за осмотром детей медсестрой.
| --------
+
Целевые прогулки: мед. кабинет, на кухню, к магазину.
| Экскурсии: к поликлинике, в магазин, в ателье.
|
2.
| Просмотр фильмов о людях разных профессий.
|
В системе работы по ознакомлению с окружающим миром в соответствии с программой, по которой работает воспитатель.
|
3.
| Рассматривание картин, иллюстраций о людях разных професс.
|
4.
| Рассматривание инструментов, материалов, ко-торые нужны людям разных про-фессий./ натур. игрушечн. на картинках /
|
В системе работы по ознакомлению с предметами с подгруппами детей с учётом программы.
|
5.
| Ознакомление с худ. литературой
| Рассказы, сказки и стихотворения о людях разных профессий, о быте в д/с и дома. Разучивание считалок.
Загадки только опи- об общественных
сательного характера событиях
|
6.
| Дидактические игры.
| Игры-занятия с дидактической куклой и игровые
упражнения: как можно играть с предложенной игр.
| Любые виды ди-дактических игр, связанных с тру-дом взрослых.
| Все виды дидак-тических игр. Увеличивается объём и содержание знаний.
|
7.
| Детское
изотворчество.
| Все виды изодеятельности, связанные по тематике с
сюжетно-ролевой игрой.
|
8.
| Музыкальная деятельность детей.
| Слушанье музыки, пение, танцы, ритмические движения, связанные с темой игры.
|
9.
|
Рассматривание фотографий, иллюстраций, отображающих игры детей.
|
Дети, изображённые на фото должны соответствовать по возрасту возрастной группе.
|
10.
| Рассматривание игровых материалов необходимых для игр.
| Подбирает и изготавливает воспитатель, вносит, объясняет, как пользоваться, как играть.
| Материалы воспи-татель изготавли-вает в присутствии детей,комментируя свои действия, привлекая к помо-щи детей, обыгры-вая материал.
| Дети изготавли-вают материал к игре сами, воспи-татель показыва-ет способы работы.
|
11.
| Детское словес-ное творчество.
| -
воспитатель может сама рассказывать, как она играла.
| Дети рассказыва-ют, как бы они ста-ли играть.
| Сюжетосложение приём разработан Михайленко и Коротковой см. конспект статьи изжурнала «Дошкольное воспитание» № 8.1989г.
|
Прямые приёмы руководства и их характеристика.
Этапы игры, приёмы.
| Мл. группа
| Ср. группа
| Ст. и подг. группы
|
1 начало игры
1.предложение игры
| Через игровой персонаж, воспитатель организовывает игру по собственному замыслу: кукла заболела, куклу надо полечить. У куклы день рождения.
| Через готовый литер. сюжет, где есть роли, действия партнёров /мы едем, едем, едем в далёкие края – Ми-халков «Почта».
| Разговоры с детьми во что будут играть и почему? Зазывалки.
|
2. Создание игровой обста-новки.
| Полное создание иг-ровой обстановки, в том числе игровой ситуации.
| Внесение некоторых новых атрибутов иг-рушек, если игра зна-кома: врач-педиатр, врач-ветеринар. Если игра новая – создание игровой обстановки.
| Дети сами создают обстановку исходя из выбранной роли.
|
3. Обсуждение сюжета, планирование игры
| Вопросы к детям, которые создают роль, способствующие становлению сюжета: кто будет мамой этой дочки?
| Разговор с детьми о содержании предсто-ящей игры, о том, что они знают об этой профессии и как в это можно поиграть.
| Результаты
сюжетосложения.
|
4. Разделение ролей.
| Распределяет
воспитатель, доказывая право ребёнка на ту или иную роль: ещё не был, был в
прошлый раз и т.д.
Считалки, несколько комплектов для игры.
| Дети сами договари-ваются, доказывая своё право на роль.
Аргументы теже, что и в мл. группе.
| Распределяют роли по считалке или доказывают своё право при помощи аргументов / те же /
|
2. Ход игры.
1. Ролевое участие воспи-тателя в игре – главный пря-мой приём, т.к. помогает ненарушить сам. и творч. характер игры.
|
В доролевой период восп. сам выполняет действия и прямо предлагает выпол-нить действия ребён-ку партнёру. При по-явлении ролей берёт на себя роль, служит примером, обогащая сюжеты и игровые действия, постепенно проигрывая все роли. Особая методика ро-левого участия разр. Михайленко и Корот-ковой. Д.в.№6 1989г.
|
Восп. участвует в дополнительных ро-лях, направляет дей-ствия ребёнка в основной роли.
Михайленко и Корот-кова. Д.в. №7 1989г.
|
Восп. может участ-вовать в любой роли но чаще всего берёт на себя главную обобщающую роль: /экскурсовод в игре/ может ввести новую роль в ходе игры, если игра дальше не развивается: у вас пробоина – будем чинить, и т. д.
|
2.а.прямые указания
б. вопросы
в.напоминания
| Прямые указания как лучше распределить игрушки, как выполнить то или иное действие, как обратиться к партнёру.
| Прямые указания должны звучать в мягкой форме как предложение вспомнить о поведении человека данной профессии, широко использовать вопросы: как ведёт себя доктор
| Советы, как изме-нить обстановку, как усложнить сюжет, совет о пе-рераспределении ро-лей.
|
3. Окончание игры.
| Осуществляет закры-вание на обед; ко-рабль вызывает в порт.
| В игровой форме: магазин закрыт, приём в поликлинику закончился.
|
1. уборка игрового материала.
| Убирает воспитатель дети помогают, восп. объясняет куда положить и почему.
| Складывают дети под строгим контролем восп.
| Сами складывают оборудование, в ст. группе проверяет восп., а в подг. группе – дети.
|
2. обсуждение игры
| Вопросы: понравилась ли игра? Будем ли ещё
так играть? Кем ты был в игре? Кем хочешь
быть в игре? Чего не хватало для игры? Где взять? Как сделать?
Обсуждение сюжета игры, как его можно дополнить, сделать
интереснее, кто как выполнял свою роль,какие достижения?
|
Современными исследователями игры являются Михайленко Н.Я. и КоротковаН.А.,, считают, что воспитатели ДОУ должны «учить» детей играть, т.к. другими способами игровой опыт не формируется..
Чтобы не разрушить творческий характер игры. Должна быть разработана методика управления творческой игрой с учётом возраста. Эту методику разработали Михайленко Н.Я. и КоротковаН.А.. Результаты исследований опубликованы в Дошкольном воспитании и брошюре «Формирование сюжетной игры в д/с»