Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Типы инвесторов 128 страница





Бхавананда: Мы приехали в аэропорт, чтобы проводить его. Прабхупада ждал самолета, и затем настало время вылета. С ним были его новые слуги, Пурушоттама и Картикея. Все пели киртан и плакали. Спускаясь по короткому тоннелю, Прабхупада светился, как никогда. Он повернулся и помахал нам рукой, а затем исчез в самолете. Я плакал. Я думал: «Я так долго искал духовного учителя, и теперь, когда, наконец, нашел его, он покидает меня. Я никогда больше его не увижу!»

Затем самолет покатился по взлетной полосе и взмыл в небо. Мы все смотрели из окон аэровокзала, пока самолет не скрылся из виду. Мы провожали Прабхупаду, как гопи провожали Кришну, когда Он их покинул и отправился в Матхуру. Мы продолжали смотреть ему вслед до тех пор, пока самолет не обратился в точку и не исчез.

 

ГЛАВА ШЕСТЬДЕСЯТ ВТОРАЯ

Проповедь в Германии

Август 1969 года

 

Прабхупада хотел поехать в Англию. Теперь, когда его обязанности на Западном побережье были выполнены, он страстно желал путешествовать и проповедовать на новом континенте. Но его ученики в Англии, несмотря на произведенный ими в Лондоне фурор, по-прежнему не могли найти помещения для храма. Прошел целый год, а центра все еще не было, и три семейные пары жили на трех квартирах в разных районах города.

Однако в Германии дела обстояли иначе: спустя несколько месяцев после своего приезда юный Шивананда открыл в небольшом магазинчике храм. Прабхупада решил, что как можно скорее посетит своего ученика в Германии, а оттуда отправится в Англию, когда там его будут готовы принять. В июле он написал Кришнадасу, который помогал Шивананде: «Ты хотел определиться с датой; так вот, сообщаю тебе, что я готов ехать в любой день, ты только позови».

В Гамбурге было всего четверо преданных и еще несколько «интересующихся». Желание Прабхупады поначалу вызвало у них смешанные чувства — счастье и в то же время замешательство: они не были уверены, хватит ли им денег. Должны ли они оплатить ему билет из Калифорнии? А его слуге? Все, что у них было — лишь крошечный магазинчик. Где Прабхупада остановится? На программы в храм приходило не так уж много народу – чем же он будет заниматься в Гамбурге? Прабхупада почувствовал смятение учеников, когда те выслали ему дешевый билет исландской авиалинии на неверный адрес в Калифорнии. 5 августа он написал им:

Из ваших писем создается впечатление, что вы еще не до конца уладили все дела, поэтому, учитывая обстоятельства, нет нужды торопить события. Сначала как следует все организуйте, а когда получите от Мукунды деньги и найдете квартиру, купите билеты, и мы начнем. Действуйте осмотрительно.

В 1968 году, в Монреале, услышав, что Шрила Прабхупада хочет принести сознание Кришны в Лондон, Шивананда попросил у него разрешения отправиться туда. Прабхупада было усомнился в том, что такому молодому и неопытному парню стоит ехать одному в чужую страну, но Шивананда настаивал, и Прабхупада позволил ему, предупредив:

— Смотри в оба. Я-то был бывалый калькуттский парень, и когда я приехал в Нью-Йорк, никто не мог меня обмануть!

У Шивананды было очень мало денег, но в августе 1968 года его мать оплатила ему дорогу до Англии. Лондонская Служба иммиграции отказала ему во въезде, и парню пришлось отправиться в Амстердам. Там он привлек внимание общественности и прессы, одеваясь в дхоти и исполняя уличные киртаны. Он послал Прабхупаде вырезки из газет, а также свое письмо, из которого чувствовался энтузиазм и… одиночество.

Тронутый смелым «духом первопроходца» Шивананды, Прабхупада написал ему как духовный отец – сыну:

Я видел статью о твоей проповеди в Амстердаме. Хотя язык мне не понятен, я заметил, что в статье приведено мое имя — Свами А. Ч. Бхактиведанта. Это указывает на то, что твое путешествие в Европу сулит большой успех. Я надеюсь, что, получив это письмо, ты останешься мужественным и всегда будешь повторять «Харе Кришна». Успех придет к тебе, так же, как он пришел и ко мне. Я приехал в Нью-Йорк столь же беспомощным, но со временем ко мне пришли ученики, подобные тебе, и помогли. Поэтому никогда не расстраивайся; делай все от тебя зависящее, и Кришна окажет тебе необходимую поддержку. Я понял, что к тебе присоединился один финский юноша. Подобно ему, к тебе придут и многие другие молодые люди, потому что весь мир нуждается в сознании Кришны. Мой Гуру Махараджа говорил: «В этом мире нет недостатка ни в чем, кроме сознания Кришны». Поддерживай свой дух. Твердо верь в духовного учителя и Кришну, и все будет хорошо. Ты уже обладаешь искренностью, а это — секрет успеха. Продолжай в том же духе, и Кришна во всем тебе поможет. Ты пишешь: «Мне очень не хватает общения с Прабхупадой и моими духовными братьями». Но я напоминаю тебе, что я всегда рядом. Где бы я ни был, ты и твои духовные братья со мной. Пожалуйста, всегда помни те скромные наставления, что получил от меня, и так ты всегда будешь связан со мной и своими духовными братьями.

Прабхупада с гордостью приводил юного Шивананду в пример другим ученикам. Когда несколько преданных, в первый раз отправившись в Ванкувер (Канада) и не найдя у местного населения поддержки, сообщили Прабхупаде, что уезжают из города, Прабхупада написал им про Шивананду: «Вы будете рады услышать, что, стоило ему в течение каких-то нескольких дней достичь скромных результатов, как местная газета напечатала об этом статью с его фотографией. И хотя сейчас он один, я думаю, что его путешествие в Европу на данный момент протекает весьма успешно. Точно так же, куда бы мы ни отправились, мы не должны возвращаться побежденными. Таково мое мнение. Поэтому я думаю, что прилагаемая копия письма Шивананды вдохновит вас».

Из Амстердама Шивананда переехал в Берлин, где снял в аренду магазинчик. Прабхупада с огромным интересом следил за его достижениями:

Я был очень рад прочитать твои слова: «В четверг я открыл храм и сейчас занимаюсь его ремонтом». Мне очень приятно слышать это. Что мне сделать для тебя? Я могу лишь молить Кришну, чтобы Он даровал тебе долгую жизнь и успех в служении. Пожалуйста, исполняй всё как следует, и если ты сочтешь, что я должен приехать к тебе, я готов. Я не посмотрю, что там холодно. Если ты полагаешь, что мое служение будет полезно тебе, позови меня, и я приеду. Я с нетерпением жду известий о твоих дальнейших успехах…

Вскоре по прибытии Шивананды в Германию к нему присоединился Кришнадас – американский юноша, владеющий немецким – и немецкий преданный Уттамашлока — оба они до этого жили в Калифорнии. Совсем юный Кришнадас (ему исполнилось восемнадцать) был учеником ювелира в Сан-Франциско и не сомневался, что сможет найти подобную работу в Германии, чтобы поддерживать там храм.

Немного поразмыслив, преданные приняли решение закрыть берлинский центр и переехать в Гамбург. Но в декабре растущие надежды Прабхупады на проповедь образованным людям Германии оказались под угрозой. От Шивананды пришли неутешительные вести: он сообщал, что собирается уехать из Европы. Это случилось спустя пять месяцев после его приезда. Прабхупада ответил:

Меня всегда радовало то, что ты в Германии и заботишься о храме. Ты писал, что и Кришнадас обеспокоен таким неожиданным поворотом. Из твоего письма не совсем ясно, куда ты собрался — в Монреаль, в Новый Вриндаван или работать для своей матери — твои планы мне не ясны. Мне кажется, что, пока ты не напишешь мне о причинах твоего отъезда из Германии, и о том, где ты собираешься остановиться, ты должен остаться в нашем гамбургском центре. Похоже, в Германии ты переживаешь какие-то трудности, о которых я прошу тебя сообщить мне, чтобы мы могли решить проблему. Ты упомянул, что для твоего преданного служения будет лучше уехать, но ты должен знать, что без благословения духовного учителя нет и речи о преданном служении. Поэтому я считаю, что тебе следует остаться в гамбургском центре и ждать моих следующих рекомендаций. С нетерпением жду твоего ответа.

Шивананда согласился остаться.

В то же самое время Прабхупада написал еще одному своему молодому ученику, Ачьютананде, который, оставшись в Индии один, переживал трудные времена. Прабхупада и его попросил не бросать свои обязанности. Чаще всего в своих письмах он вдохновлял учеников продолжать заниматься тем, что они уже делают, но в подобных случаях ему приходилось уговаривать их не сдаваться и не уезжать – ведь для него было очень важно иметь в другой стране хотя бы одного человека. Если там будет оставаться хотя бы один искренний ученик, вроде Шивананды, то, даже если он не будет активно проповедовать, рост Движения продолжится. И Шивананда остался в Германии.

* * *

Гамбург

25 августа 1969 года

Прабхупада с Пурушоттамой вылетели из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, откуда, сутки спустя, полетели в Гамбург самолетом авиакомпании «Люфтганза». В самолете стюардессы хотели подать им горячий обед и, когда Прабхупада отказался от него, казалось, почувствовали личную обиду. Они спросили, не желает ли он отведать фруктов, и предложили ему большой выбор. Прабхупада согласился.

Когда Прабхупада с Пурушоттамой прибыли в аэропорт Гамбурга, их встретили Шивананда, Кришнадас и еще двое юношей. Прабхупаду ожидало такси. Несмотря на то, что на дворе стояло лето, погода была пасмурной и холодной. Из окна такси Прабхупада смотрел на аккуратные дома, плотно прижавшиеся друг к другу вдоль улиц. Он сказал, что это напоминает ему Калькутту — когда в Индию пришли европейцы, они тоже строили что-то подобное.

Храм находился на улице Эппендорфер-вег, в деловой части города, рядом с парикмахерской. Витрина из толстого стекла была выкрашена в синий цвет – не закрашенным оставался только овал посередине – а надпись на ней гласила: «Radha Krishna Tempel». Магазинчик ничем не отличался от других, подобных ему магазинчиков в Нью-Йорке или Сан-Франциско, разве что вывеской «Internationale Gesellschaft fur Krischna Bewu?tsein e.V.»

Для Прабхупады Шивананда снял небольшую двухкомнатную квартиру на пятнадцатом этаже современного здания через дорогу от магазинчика. Он и еще несколько преданных предстали перед Прабхупадой в его комнате и извинились, что сознание Кришны в Гамбурге такое немноголюдное. До них уже донеслись слухи, что преданные из Лос-Анджелеса выходят с пением и танцами на улицы порой по пятьдесят человек за раз и распространяют сотни журналов «Назад к Богу». В Гамбурге же выходили петь всего двое: Шивананда и еще один парень, и то – время от времени, к тому же без особого успеха. Они не подготовили для Прабхупады никаких программ, и были далеко не уверены, что на лекции в храм придет много народу, хотя по всему городу висели рекламные плакаты. Улыбнувшись, Прабхупада откинулся на спинку кресла:

— Ничего страшного, — и заговорил с Уттамашлокой о том, как продвигается его перевод на немецкий «Бхагавад-гиты как она есть».

Поскольку Пурушоттама был занят перепечатыванием переводов и писем Прабхупады, большую часть личного служения Прабхупаде выполнял Шивананда — готовил, сопровождал его на утренних прогулках, делал массаж. Однако вид у Пурушоттамы был мрачный: здесь, на верхнем этаже небоскреба, под серым германским небом, в крохотном храме, где почти не было преданных, он не чувствовал радости. А вот Шивананда был вне себя от счастья. Похоже, что Прабхупада приехал в гамбургский ИСККОН только для того, чтобы дать ему милость своего личного общения.

В своей комнате Прабхупада сказал Шивананде, что будет читать лекции в храме по вечерам: в понедельник, среду и пятницу. Днем же он планировал встречаться с гостями — двумя преданными, готовыми к посвящению, с несколькими постоянными посетителями, желающими поговорить с Прабхупадой, и с молодым индологом, д-ром Францем Бернгардтом, который хотел встретиться с Прабхупадой из научных соображений. Затем Прабхупада заговорил о том, насколько разумны немцы. Он сказал, что среди европейцев самыми сведущими специалистами по санскриту были немецкие ученые; они питали живой интерес к индийской философии. У Прабхупады был даже один духовный брат из Германии. Он приехал в Индию и получил посвящение у Бхактисиддханты Сарасвати. От него Прабхупада узнал кое-что о немецкой культуре.

В отношении промышленных товаров, продолжал он, все, что делается в Германии, — превосходного качества; за Германией идет Япония, и только потом – Америка. Он сказал, что преданные в Гамбурге должны стремиться организовать местную санкиртану по примеру американской. Он рассказал об убранстве лос-анджелесского храма и о том, что воскресные пиры любви собирают там сотни людей. Храм в Германии должен стать еще лучше. Преданные должны выходить распространять журналы, а на собранные средства поддерживать центр. Прабхупада сказал, что выходить нужно хотя бы на час в день. Еще – если преданные действительно хотят оставаться в Германии и знакомить местных жителей с философией сознания Кришны, то должны постараться выучить немецкий язык, который для некоторых из них был чужим. Прабхупада привел пример, что если в чужой стране человек видит, что загорелся дом – даже если он не знает языка, ему придется просить помощи у соседей. И пусть он не может грамотно выразить свои мысли – в чрезвычайной ситуации ему по силам донести до людей нужную информацию. Материальный мир — это бушующий пожар майи, и преданный должен сообщить людям об этом, даже если ему придется говорить на ломаном языке.

В комнату вошли доброжелательно настроенные гости – семейная пара – и сели у задней стены. Девушка сказала Прабхупаде, что ей очень понравилась книга «Учение Господа Чайтаньи», на что Прабхупада, очень довольный ее словами, попросил чету внимательно прочитать книги и проповедовать учение Господа Чайтаньи европейцам.

В течение нескольких часов Прабхупада делился своим реалистичным и в то же время решительным планом того, как эти несколько преданных могут использовать свои силы в распространении сознания Кришны в Германии.

На следующий день, в сопровождении нескольких преданных, он отправился на прогулку. На нем был свитер с высоким горлом и длинное черное пальто, но не было головного убора. В руке Прабхупада держал трость. Парни были одеты в брюки, пальто и шапки, за исключением Кришнадаса, который ходил в костюме с галстуком, поскольку после утренней прогулки должен был идти на работу в ювелирный магазин. Шивананда повел Прабхупаду в Ландунгсбрюкен, гавань Гамбурга на Эльбе. По-прежнему стояла нехарактерная для августа пасмурная, сырая и холодная погода. Встречные прохожие оборачивались на Прабхупаду; водители притормаживали, чтобы поглазеть. А Прабхупада удивился, когда в столь ранний час увидел рабочих-землекопов, попивающих пиво во время перекура.

— Они уже пьют пиво? — повернулся он к Шивананде.

— Да, Прабхупада, — ответил тот, — они начинают очень рано!

За время прогулки Прабхупада увидел огромное количество рекламных щитов, на многих из которых рекламировались Zigaretten (сигареты). Увидев это, он воскликнул:

— О, Zigaretten!

— Почему люди здесь такие толстые? — спросил он.

— Едят много картофеля, — предположил Шивананда.

— Нет, — возразил Прабхупада. — Едят много мяса.

Немцы, хоть и, возможно, самые разумные из европейцев, сказал Прабхупада, но и самые материалистичные.

Потом они остановились, чтобы понаблюдать, как буксир тянет в порт огромный океанский лайнер.

— Вот видите, — сказал Прабхупада. — Человек, околдованный майей, подобен большому океанскому лайнеру. Поскольку двигатель у лайнера выключен, маленький буксир способен его тянуть. Подобным образом, майя тянет душу, забывшую о Кришне, в ад.

Продолжая путь, они вышли на открытый овощной рынок.

— Посмотрим, что продают? — предложил Прабхупада.

Он внимательно проследил за выбором овощей, не упустив ни одной мелочи.

Повернув обратно, Прабхупада сказал:

— Сегодня на завтрак я буду есть пакоры из баклажанов и горячее молоко. Такая пища очень хороша в холодную погоду. Помогает держать тепло.

— Горячее молоко? — переспросил Шивананда.

— Да. Молоко значит горячее коровье молоко.

Приближаясь к магазинчику, Прабхупада заметил:

— Эти zigaretten очень популярны!

Весь оставшийся день Прабхупада читал, завтракал, отвечал на письма, в одиннадцать принял массаж, помылся, пообедал, часок отдохнул, а затем, ближе к вечеру, принял гостей. Вечером он спустился в храм и прочитал лекцию по «Бхагавад-гите». Мандалибхадра приготовился переводить речь Прабхупады на немецкий, но необходимости в этом не оказалось, поскольку все присутствовавшие говорили по-английски.

Среди нескольких гостей, пришедших на лекцию Прабхупады, была домовладелица. Одинокая женщина, на девятом десятке, она была рада, что в доме ее поселилась молодежь. Сидя за перегородкой, вне поля зрения Прабхупады, она слушала лекцию. Когда Прабхупада встал с вьясасаны и пошел по направлению к выходу, он увидел, что там кто-то сидит.

— О, — воскликнул он, — домовладелица тоже преданная?

У Шивананды не было опыта организации лекций в городе, равно как и времени делать это. Он занимался кухней и исполнял другие обязанности. Кришнадас же с утра до вечера работал. При таких обстоятельствах главной «городской программой» Прабхупады во время его пребывания в Гамбурге стал визит профессора Бернгардта. Шивананда встретился с Бернгардтом несколькими месяцами ранее, в Университете Гамбурга, и узнал, что тот является профессором санскрита и индологии. Ничего не зная об этикете общения с профессурой, без предварительной договоренности, он вошел в кабинет д-ра Бернгардта.

— Мы собираемся открыть здесь храм Радхи-Кришны, — сказал профессору Шивананда. — Вы знакомы с ведическими писаниями?

Хотя профессор Бернгардт держался с Шиванандой крайне официально, он не мог отрицать своего академического интереса к сознанию Кришны. Он изучал вайшнавизм, специализируясь на индийских религиозных праздниках, поэтому, когда Шивананда пригласил его на встречу с Бхактиведантой Свами, профессор Бернгардт с жадностью ухватился за эту возможность.

Профессор Бернгардт, прилично одетый молодой человек с волнистыми, светлыми волосами, терпеливо досидел до конца киртана и лекции Прабхупады, а затем на беглом английском спросил:

— А как же насчет нас, людей городских, с космополитическим сознанием?

— Что значит космополитическое сознание? — спросил Прабхупада. — Они убивают животных!

И объяснил ему универсальность сознания Кришны.

— Мне интересно узнать о различиях между шанкаритами и вайшнавами и их философиями, — сказал д-р Бернгардт.

— О, да, — ответил Прабхупада. — Я вам все расскажу, — и они договорились, что встретятся снова, на квартире Прабхупады.

Кришнадас: Через пару дней после приезда Прабхупады в Гамбург д-р Бернгардт пришел к нему и принес разные подарки. Вайшнавские традиции были хорошо ему знакомы. И даже если бы он оказался в Гималаях в эту жуткую холодную, погоду, то все равно был бы свежевыбрит и в галстуке. Он был очень пунктуален и точен. Прабхупада беседовал с ним, и вся их беседа проходила на санскрите. Лишь иногда Прабхупада вставлял несколько английских слов, чтобы мы могли что-то понять. Они встречались три или четыре дня подряд. Их общение закончилось словами д-ра Бернгардта. Он перешел на английский и произнес:

— Значит, вы говорите, что без преданного служения все мое знание бесполезно?

— Да, теперь вы поняли, — ответил Прабхупада.

— То есть, все мои научные труды и вся библиотека — все равно, что осел, груженый кипой книг, которые в конечном итоге тянут его в могилу.

— Да, верно, — снова подтвердил Прабхупада.

Когда д-р Бернгардт сказал, что причисляет ИСККОН к движению хиппи (поскольку видел рекламу, где говорилось, что членом этого Общества является Ален Гинзберг), Прабхупада отнесся к этому очень серьезно. На следующий день он написал Хаягриве:

Из беседы с ним я понял, что люди, особенно уважаемые, очень плохого мнения о Гинзберге из-за его симпатии к движению хиппи. Я, конечно, поддержал нашу позицию, что Гинзберг – большой друг нашего Общества, и что мы предлагаем повторять «Харе Кришна» всем без исключения, и, насколько мне известно, он тоже это делает. В любом случае, мы должны очень внимательно относиться к тому, чтобы в нашей газете не публиковалось ничего, что может навести читателей на мысль о нашей предрасположенности к движению хиппи. В наших газетах не должно печататься ничего, даже отдаленно напоминающее идеи хиппи. В этой связи я должен сообщить тебе, что если у тебя сохраняются какие-либо симпатии к движению хиппи, пожалуйста, откажись от них.

Третья встреча Прабхупады с д-ром Бернгардтом проходила в доме профессора. На этот раз Бернгардт признался Прабхупаде, что не согласен со многими моментами в его переводах. Он критиковал вайшнавскую философию и сказал Прабхупаде, что не питает к Кришне никаких религиозных чувств, поскольку считает себя христианином. Под конец разговора в их отношениях уже чувствовалось напряжение, а после беседы Прабхупада отметил, что ни на одной из встреч профессор так и не произнес «Харе Кришна».

* * *

3 сентября 1969 года

Через неделю после прибытия Прабхупады в Германию наступил праздник Джанмаштами. День явления Кришны Прабхупада отметил скромно – совсем не так, как в прошлом году в Монреале, где в праздновании участвовали сотни индийцев вместе с его учениками из разных храмов. Здесь преданных можно было пересчитать по пальцам. Они постились, а вечером собрались у Прабхупады на квартире. Они вместе пели киртан, и Прабхупада говорил о Кришне. В полдвенадцатого ночи он решил обрить голову — как правило, он делал это раз в месяц. Кришнадас осторожно брил своего духовного учителя, а остальные сидели вокруг и смотрели. Несмотря на это, в высшей степени необычное, событие в ночь на Джанмаштами, преданным очень понравилось общаться с духовным учителем в столь непринужденной обстановке. Затем, в полночь, Прабхупада пошел с ними в храм, где все они прервали пост.

На следующий день была Вьяса-пуджа, празднование семидесятичетырехлетия Прабхупады. В то утро из Нью-Йорка прибыла посылка с несколькими копиями буклета Вьяса-пуджи — книжки в мягкой обложке на двадцати пяти страницах с поздравлениями от учеников Прабхупады.

Несколькими месяцами ранее один из преданных обнаружил где-то старый номер журнала, напечатанного Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати; в котором были опубликованы слова признательности, некогда написанные Прабхупадой к Вьяса-пудже — дню явления его духовного учителя. Получив известие о находке, Прабхупада сказал, что его ученики тоже могут писать свои слова признательности, как сделал это он сорок лет тому назад, и нью-йоркские преданные, собрав с семнадцати разных храмов подобные поздравления, напечатали их в виде буклета Вьяса-пуджи.

Прабхупада был несказанно рад получить этот небольшой подарок и попросил одного из преданных зачитать его для всех присутствующих в храме. Когда чтение закончилось, он объяснил, что служение и молитвы учеников принимает Сам Кришна, к Которому они доходят через ученическую преемственность. Посторонний может подумать: «Этот человек просто наслаждается, слушая восхваления в свой адрес», — но истинный смысл похвал, предлагаемых на Вьяса-пуджу, в том, чтобы понять, насколько хорошо понимают ученики сознание Кришны и служат своему духовному учителю. Через цепь учителей все их похвалы передаются Верховной Личности Бога. Такие восхваления – необходимое для ученика, подобного солдату, средство воспитания. Однако в данном случае обучение это совпадает с чувствами, характерными для чистого сознания.

Сидя на вьясасане, Прабхупада посмотрел на небольшую кучку своих учеников, сидящих перед ним на линолеумном полу залитого светом магазинчика.

— Спасибо вам за то, что улучшаете сознание Кришны, — сказал он. — Я санньяси и потому приехал сюда с пустыми руками. Вы даете мне все необходимое. Что я могу сделать? Я могу только молиться за вас Кришне. Но не впадайте в самодовольство от полученных знаний. Это знание необходимо распространять. Я приехал в вашу страну стариком, исполняя этот наказ своего духовного учителя. Вы все — молодые юноши и девушки, поэтому примите его и раздайте всему человечеству. Люди будут счастливы.

В то утро Прабхупада дал посвящение пятерым преданным: трем брахмачари, которые повторяли Святое Имя и служили уже почти год — Васудеве, Раманту и Сучандре, и, к удивлению остальных, семейной паре, которая начала ходить в храм лишь недавно. Когда один из преданных усомнился в готовности этой четы, Прабхупада сказал, что если они повторяют «Харе Кришна» и следуют четырем правилам, значит они готовы. Прабхупада дал молодоженам новые имена — Вишванатха и Кунти. Он сказал новопосвященным, что ежедневное повторение «Харе Кришна» позволит им всегда сохранять чистоту. Эту чистоту — необходимое условие, дающее право войти в духовный мир — он сравнил с подготовкой, которую должны пройти астронавты, чтобы высадиться на Луну.

— Но что касается нас, то мы не считаем, что им это действительно удалось.

Прабхупада также сказал ученикам, что он трудится, распространяя это знание от имени Кришны и что те, кому по-настоящему повезло, примут эту миссию.

— Наше дело — учить людей и давать практические советы, — объяснил он. — Те, кто удачливы, примут наши слова; ну, а нет — мы будем продолжать свое дело.

Каждый волен решать сам — принимать или не принимать. Хотя Бог никогда не посягает на свободу выбора, люди должны понимать, что, став искренними слугами Бога, они верно используют свою независимость.

Прабхупада знал, что предлагает своим новым ученикам величайший дар, о котором только может мечтать человек. Однако, будучи свободными индивидуальными душами, они сами должны сделать выбор — предаваться Кришне или нет. В случае с Вишванатхой и Кунти, Прабхупада, конечно же, шел на риск, но он хотел дать им шанс.

Каждое утро Прабхупада ходил в один из ближайших парков, порой с несколькими учениками, а порой – с одним лишь Шиванандой. Иногда, гуляя по набережной, Прабхупада спрашивал Кришнадаса о кораблестроении и связанных с ним видах промышленности, и тот отвечал ему, а когда однажды Прабхупада спросил Кришнадаса о численности населения Гамбурга, оказалось, что и это он тоже знает. Прабхупада начал подшучивать над Кришнадасом и называть его «статистом», потому что тот хорошо знал разные статистические данные.

Однажды утром, пока «статист» отвечал на вопросы Прабхупады о кранах и лебедках, используемых при кораблестроении, Прабхупада повернулся к остальным и сказал:

— Вот видите: хотя я гуру и веду вас обратно к Богу, это не значит, что я не могу учиться у него.

Другим утром Прабхупада с Шиванандой гуляли одни в парке. Из-за жесткого графика и постоянного недосыпания Шивананда чувствовал слабость. Прабхупада заметил это и предложил ему посидеть немного на скамейке. Он аккуратно присел на краешек, а Шивананда плюхнулся рядом, развалился и вытянул ноги. Обменявшись с учеником взглядом, Прабхупада выпрямился еще больше и отодвинулся от спинки. Заметив, что его духовный учитель сидит совсем по-другому, Шивананда тоже сел прямо.

Вернувшись в храм, Шивананда рассказал про этот случай преданным, и на следующий день, когда Прабхупада вновь пошел на прогулку в парк, его сопровождали уже пятеро учеников. Прабхупада снова сказал:

— Ну, что ж, давайте присядем.

Две скамейки стояли напротив друг друга. На одну из них, аккуратно, сохраняя осанку, сел Прабхупада, на противоположную же, полностью распрямив спины, уселись преданные и стали смотреть на Прабхупаду. Заметив, что ученики его сидят как по команде «равняйсь», явно подражая ему, Прабхупада рассмеялся.

Однажды утром Прабхупада и несколько преданных проходили мимо церкви, стоявшей на отдельном участке земли, в окружении еще нескольких церковных построек. Восхищаясь комплексом, Прабхупада спросил у Шивананды:

— Ну как, найдешь такую же церковь для нас?

— Поищу, Прабхупада.

— В Индии, — сказал Прабхупада, — тоже есть подобные постройки. Стоит храм, а вокруг храма живут преданные. Это хорошая ситуация.

В другое утро Прабхупада высказался по поводу невероятного количества мусора перед домами. Шивананда объяснил, что в немецких городах раз в месяц в определенный день люди выносят со своих чердаков на улицы всякую рухлядь и ненужные вещи. В этот день по городу ездит специальная машина и собирает с улиц весь крупногабаритный мусор. На ходу Прабхупада замечал среди хлама разные полезные вещи и, указывая на них своей тростью, говорил:

— Почему бы вам не взять это для храма?

— Ну, Прабхупада, это у нас уже есть.

Еще через какое-то время Прабхупада вновь осматривал очередную кучу и тыкал тростью.

— Да, возьмите это. Возьмите.

Вновь и вновь Шивананда объяснял, что в храме и без того уже полно вещей, но Прабхупада продолжал выбирать. Наконец, он обнаружил лежащий на обочине персидский ковер.

— А вот это вы точно можете использовать, — и велел отнести ковер в храм.

Ковер оказался в таком хорошем состоянии, что после предварительной чистки преданные расстелили его в храмовой комнате.

Погода оставалась холодной и пасмурной. За три недели пребывания Прабхупады в Гамбурге солнечных дней выдалось всего два. После одной из прогулок, холодным утром, под моросящим дождем, ожидая лифта, Прабхупада заметил, что Шивананда растирает руки.

— Ты замерз, — сказал он, и прикоснулся к рукам Шивананды. — Потрогай мои.

Рука Прабхупады была теплой.

— Если будешь держать в тепле эту часть тела, — Прабхупада показал на грудь, — все остальное тоже будет теплым.

Даже такие мгновения общения с Прабхупадой переполняли Шивананду неудержимой любовью к нему, и ни одна утренняя прогулка не обходилась без нескольких подобных бесценных эпизодов.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 432. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия