В сентябре Прабхупада написал Сатсварупе о своей жизни в Титтенхерсте.Здесь есть большой красивый зал, он бы точно подошел под алтарную. По определенным дням я даю здесь лекции, но никто из посторонних на них не приходит. Прабхупада же хотел проповедовать именно «посторонним», а если уж они не хотят идти к нему, он готов был отправиться к ним сам. Его первое выступление, организованное преданными, состоялось в Ратуше Камдена – самом сердце Лондона – и собрало много посетителей — как англичан, так и индийцев. После короткой — не более пятнадцати минут — лекции начался оживленный обмен вопросами и ответами. Женщина: Вы хотите сказать, что Кришна – это Бог, или что Кришна – это любовь? Прабхупада: А как без любви Кришна может быть Богом? Женщина: Нет, это я вас спрашиваю. Прабхупада: Да. Это верный подход. Кришна означает «всепривлекающий». Если что-то привлекает всех, то обычно и вы это любите. Мужчина: Тогда получается, что и человек, частица Верховного Существа, тоже заключает в себе всю любовь? Прабхупада: Да, вы неотъемлемая частица Кришны. Вы хотите любить кого-то, и Кришна тоже хочет любить вас. Это обмен любовью. Но вместо того, чтобы любить Кришну, вы пытаетесь любить что-то другое. Вот в чем проблема. Любовь уже живет внутри вас, и так же живет она и в Кришне, и когда между вами и Кришной будет происходить этот обмен любовью, тогда жизнь ваша достигнет успеха. Мужчина: Спасибо. Индийская женщина: А насколько имеет значение то, что я поклоняюсь кому-то другому? Важно ли это — поклоняюсь я Кришне, Шиве, Христу или Будде? Имеет ли это значение? Прабхупада: Если вы поклоняетесь Шиве, вы получите Шиву. Если вы поклоняетесь Кришне, вы получите Кришну. Почему вы пытаетесь достичь Кришны, поклоняясь Шиве? Как вы себе это представляете? Индийская женщина: Я хочу спросить, имеет ли это значение? Прабхупада: Если вы покупаете билет в Индию, то попадете в Индию. Как вы можете попасть в Америку? Индийская женщина: Я говорю не о том. Прабхупада: Именно о том. Об этом говорит и «Бхагавад-гита»: янти дева-врата деван питрин янти питри-вратах. Индийская женщина: Но я имею в виду… Прабхупада: То, что вы имеете в виду, вам понятно. Но почему вы не понимаете того, о чем говорится в «Бхагавад-гите»? Если вы поклоняетесь полубогам, таким как Шива или другие, вы к ним и попадете. Если же вы поклоняетесь Кришне, то отправитесь к Кришне. Неужели это сложно понять? Индийская женщина: Вы считаете Шиву полубогом? Прабхупада: Да, почему нет? Индийская женщина: Но Кришна говорит, что неважно, какой путь поклонения вы изберете. Цель у всех путей одна, вы достигнете одной и той же цели. «Вы можете выбрать разные пути, но постепенно придете ко Мне». Прабхупада: Попытайтесь понять. Предположим, вам нужно на сорок первый этаж здания. И вы поднимаетесь – этаж за этажом. Цель — сорок первый, и поднявшись всего на несколько ступенек, вы не можете утверждать: «Я достигла цели, я на сорок первом этаже». Путь один — это правда — но вы должны достичь высшей цели. Вы не знаете высшей цели. Вы просто говорите, что к ней ведут все пути. Но вы не знаете, что эта цель собой представляет. Какой-то молодой хиппи встал и закричал: — Эй, Свамиджи! Сидящие в зале обернулись и посмотрели в его сторону. — Вы говорите, что если мы будем беспечными, то в следующей жизни станем собаками. Но я совершенно не прочь стать собакой в любой из следующих жизней. — Примите мои благословения, — ответил Бхактиведанта Свами, и парень сел на место. Единичные, нерегулярные лекции в разных частях города были еще одним свидетельством того, что в Лондоне нужен храм. Прабхупада уже был в подобном положении в 1965 году в Нью-Йорке. Тогда у него не было храма, люди приходили, вежливо слушали, а потом исчезали, и он никогда их больше не видел. Но чтобы обрести сознание Кришны, человеку нужно постоянно слушать о Кришне, а для этого необходим храм. Если бы Прабхупада смог открыть его в Лондоне, тысячи людей имели бы возможность приходить туда, слушать о Кришне, принимать прасад и любоваться красотой Господа, явившегося в прекрасной форме Божества. Храм дал бы гостям возможность постоянно и близко общаться с преданными Господа, а это очень важно. Но храма пока не было, и Прабхупада готов был давать лекции по всему Лондону. Учение Кришны, киртан Кришны и Его прасад несли людям абсолютное благо; они действовали независимо от внешних обстоятельств. Конвей-Холл, расположенный на Ред-Лайон-сквер, в центре Лондона, представлял собой аудиторию на пятьсот мест. Договорившись, что в течение последующих трех месяцев Прабхупада сможет провести там двенадцати выступлений, преданные надеялись задержать его в Лондоне хотя бы на это время. Гуру-дас составил тематический план лекций и напечатал пятьдесят тысяч листовок. Входная плата составляла два шиллинга шесть пенсов. В первый вечер в Конвей-Холле собралось около сотни человек. Прабхупада сидел на столе, на подушке, и вел киртан. Его ученики расселись на полу. Ямуна играла на фисгармонии, а Мукунда и Кулашекхара — на мридангах. Радха и Кришна Прабхупады стояли рядом с ним на алтаре, на отдельном столике. Транспарант с написанной на нем мантрой «Харе Кришна» висел позади них, на стене. «Учение Вед» — так Гуру-дас озаглавил сегодняшнюю лекцию, и Прабхупада рассказывал о том, что понять ведическую науку можно лишь слушая осознавших себя святых. После лекции Прабхупады аудитория разразилась продолжительными аплодисментами. Прабхупада ответил на вопросы и попросил Ямуну спеть заключительный киртан. На следующий день Прабхупада написал д-ру Шьям-Сундар-дасу Брахмачари в Индию: «Я говорил около часа, после чего они долго аплодировали в знак признания». Во время киртана на втором вечере в Конвей-Холле Прабхупада встал и начал танцевать, а ученики присоединились к нему, танцуя в кругу, на сцене. Ишана играл на своей трубе, и даже Сарасвати, из-под короткого платьица которой выглядывал подгузник, прыгала в диком восторге. Программы в Конвей-Холле проходили каждую неделю, и танец Прабхупады стал неотъемлемой их частью. В один из таких вечеров какой-то англичанин спросил: — Почему вы не помогаете людям у себя, в Индии? Почему вы приехали в такую даль? Почему бы вам просто не обратиться к влиятельным политикам? У вас есть выдающиеся политики, которые могли бы помочь там. Прабхупада: Вы — великий политик. Поэтому я обращаюсь к вам. Идёт? Другой слушатель: Если это – абсолютная истина, почему из всего населения Лондона здесь собралось не так уж и много зрителей? Прабхупада: Если вы продаете бриллианты, не ожидайте, что многие захотят их купить. Но если вы предложите битое стекло, то сбежится немало глупцов. Наше движение сознания Кришны — очень ценная вещь. Не думайте, что его примет каждый дурак. Сюда пришли искренние души. И вы, пожалуйста, тоже примите его.
|