Услышав эти слова, я вздрогнул, так как не привык брать на себя ответственность.
Когда Прабхупада был в Бомбее, к нему на лекции приходил молодой архитектор из Голландии Ханс Кильман, которого заинтересовало сознание Кришны. Прабхупада убедил Ханса стать преданным и помочь им построить в Бомбее городок «Харе Кришна». Под руководством Прабхупады Ханс тут же начал делать архитектурные эскизы будущих зданий. Ханс: Прабхупада сказал: — Теперь слушай внимательно. Господь Кришна послал тебя сюда. Ты должен спроектировать для Него эти храмы. Ты должен делать это очень искренне и не бояться. Я полностью предался. В тот момент я почувствовал настоящий экстаз. На его столе лежала стопка фотографий; он дал их мне и сказал: — Посмотри. Я посмотрел - это были фотографии нового храма Говиндаджи во Вриндаване. Он сказал: — Я хочу, чтобы ты спроектировал такой храм. Я спросил у него: — Какого размера, Шрила Прабхупада? Он дал мне лист бумаги для пишущей машинки и попросил меня набросать на нем эскиз. Затем он дал мне фотографии, карандаш и линейку, провел меня в соседнюю комнату и усадил за стол. Там уже сидели двое: Прадьюмна, со всеми своими санскритскими книгами, и Шьямасундара, печатавший письма. Неожиданно для себя самого, я, со своими чертежами, оказался между ними. Прабхупада сказал Гирирадже и другим преданным, что для строительства храма необходимо собрать шестьдесят четыре лакха рупий. Преданные понятия не имели, где достать такую огромную сумму, но Прабхупада подсказал им несколько идей. Он, например, предложил заручиться финансовой поддержкой влиятельных людей через бхент-наму, продажу гостиничных номеров в пожизненное пользование. Были и другие пути. Однако сначала нужно было закрепить за собой землю. Они уже жили здесь, но прежде чем они смогут приступить к строительству, им нужно получить официальный документ, удостоверяющий их права на землю. Поскольку господин Н. уже просрочил с выдачей договора, Прабхупада велел Гирирадже немного надавить на него, чтобы тот поторопился с оформлением и немедленно выдал купчую. В своей последней бомбейской лекции Прабхупада говорил о шести Госвами Вриндавана и их горько-сладком экстазе разлуки с Кришной. Некоторым его ученикам показалось, что говорит он об этом, потому что сам собирается на долгое время уехать. На следующий день, в аэропорту, пока Прабхупада ожидал своего рейса в Австралию, состоялось радостное прощание. Сидя в окружении преданных в зале для особо важных персон, Прабхупада наблюдал за тем, как Мадхудвиша Свами ведет экстатический киртан. — Если вы будете продолжать проводить такие киртаны, — сказал Прабхупада преданным, — наш бомбейский проект увенчается успехом. Увидев, что г-н Н тоже пришел попрощаться, Прабхупада воскликнул: — О, г-н Н., и вы здесь! Вы становитесь одним из нас! * * * Прабхупада обладал удивительной способностью видеть изначальную духовную природу материального мира и трансформировать часть этого мира в духовную энергию, так что даже самому обыкновенному человеку открывалась духовная реальность. На это были направлены все усилия Прабхупады. Часто трансценденталисты стараются удалиться от материального мира, так как боятся растратить духовную силу. Веды предписывают трансценденталисту избегать общения с материалистами и не иметь ничего общего с деньгами. Но, следуя принципам Шрилы Рупы Госвами, Прабхупада считал, что все материальное можно одухотворить, использовав в служении Кришне. Следуя этому принципу, опытный преданный, даже если он действует в материальном мире, ни на минуту не утрачивает связи с духовной энергией. Для такого преданного, по сути дела, не существует ничего материального. Ведические писания называют великого преданного Нараду Муни, способного превращать материалистов в преданных, чинтамани, философским камнем. Подобно тому как чинтамани превращает железо в золото, Нарада превратил звероподобного охотника в чистого вайшнава. Веды прославляют Нараду за духовные подвиги, которые он совершил в давно минувшие времена, и Шрила Прабхупада достоин не меньшей славы за чудеса, совершенные им в наше время. Снова и снова применяя на практике сознание Кришны, он доказывал, что способен заставить даже самого закоренелого материалиста отречься от всего материального и превратить его в деятельного преданного Господа. И вот теперь, завербовав в лагере майи горстку преданных, он собирался с их помощью превратить часть материального мира в животворящий дух. Силой своих трансцендентных пророческих слов он стремился превратить камень и человеческую энергию в величественные духовные храмы. Заносчивые материалисты иногда упрекают трансценденталистов в бездеятельности, но Прабхупаду в этом никак нельзя было обвинить — он ни минуты не сидел сложа руки. Напротив, критиканы с иронией называли его капиталистом в одежде санньяси. Но таких обвинений Прабхупада не боялся — он выполнял волю великих ачарьев прошлого. Об этом он писал в «Шримад-Бхагаватам» еще до своего приезда в Америку в 1965 году: «Поэтому все мудрецы и преданные Господа говорят о том, что искусство, наука, философия, физика, химия, психология и все прочие отрасли знания должны быть целиком поставлены на службу Господу». Прабхупада хотел превратить целые области материального мира в мир духовный. Ему было ясно, что, предприняв попытку построить духовный город в Джуху, он начал генеральное наступление на позиции майи. Всего за несколько месяцев он столкнулся с великим множеством трудностей и препятствий, которые пытались помешать осуществлению его планов, а сколько их еще впереди! Сражение только начинается. Его ученикам работа эта порой казалась изнурительной и напряженной; и это сбивало их с толку. Ведь они встали на путь духовной жизни, чтобы обрести счастье, а не беспокойства. Однако присутствие Прабхупады и его слова поддержки помогали им оставаться стойкими. Он знал, что, стоит им вкусить нектара бескорыстной преданности Кришне, они уже никогда не согласятся на что-то меньшее. Он ободрял их, напоминая слова таких великих духовных учителей, как Бхактивинода Тхакур, который сказал: «Я принимаю за величайшее счастье те трудности, с которыми мне приходится сталкиваться в преданном служении Тебе».
|