Вишакхапатнам
Февраля 1972 года Широкий, белый, искрящийся песчаный пляж и теплые, чистые воды Бенгальского залива придали визиту Шрилы Прабхупады в Вишакхапатнам особый вкус. Маленький ашрам Пури Махараджа стоял в пяти минутах ходьбы от океана, и каждое утро в сопровождении полутора десятков учеников Прабхупада совершал долгие прогулки по берегу. Ямуна: Я не помню, чтобы он отказал кому-то в возможности поучаствовать в прогулке. Зная, в какое время Шрила Прабхупада выходит на прогулку, все мы выходили из комнат на улицу и следовали за ним к побережью. Прогулки были живыми, освежающими и полными бесед о Кришне. Так или иначе, всем нам удавалось послушать Шрилу Прабхупаду. Гуру-даса: Я не пропускал ни одной прогулки. Но однажды, сидя в храме, я вдруг увидел Прабхупаду и преданных, которые направлялись к берегу. Я бросился вдогонку, даже не успев надеть обувь (а берег был покрыт ракушками и острыми камнями). Видя, как я ковыляю по неровной дороге, высоко поднимая ноги, Прабхупада участливо спросил: — О, тебе больно ступать? Почему ты босой? — Прабхупада, — ответил я, — когда вы рядом, я не чувствую боли. Прабхупада остановился: — Так может, перережешь себе горло? Все засмеялись, и я вместе с ними. — Тапасьи и так хватает, зачем придумывать лишнюю? — подвел итог Прабхупада. Гурукрипа: Прабхупада без устали говорил о философии. Я многого не понимал, многое не мог запомнить, но все равно слушал и слушал. Идя за Прабхупадой по берегу, я думал про себя: «Пусть я пока не могу следовать его учению или примеру, но хотя бы буду идти по его следам на песке». Вишакха: Иногда за нами увязывалась какая-нибудь собака и нас облаивала. Мы удивлялись, видя, как легко Прабхупада обращал ее в бегство, резко взмахнув тростью. Однажды дорогу перед нами переходила корова, и Прабхупада остановился, чтобы ее пропустить, а потом рассказал нам, как вскоре после принятия санньясы какая-то корова его боднула. Теджас: Во время одной из утренних прогулок Прабхупада заговорил о собаке. Он вспомнил шлоку из Чанакьи Пандита о пяти положительных качествах собаки, в том числе — ее преданности и неприхотливости. Так и мы, сказал Прабхупада, должны стать собаками Кришны. Далее разговор зашел о пуджари. Учителя и пуджари, сказал он, не должны получать зарплату. Они должны служить в духе чистой преданности Богу. То же относится к кшатриям. Ошибка нынешнего руководства в том, что кшатрии работают за деньги. Так, одну за другой, Прабхупада затрагивал очень многие темы. Нанда-кумара: Шрила Прабхупада советовал нам купаться в океане. «Идите на пляж», — часто говорил он. Однажды я спросил: — Шрила Прабхупада, когда я прихожу на пляж, теплое солнце, вода и песок приносят моему телу ощущение материального комфорта. Как я должен воспринимать то, что вы посылаете нас туда? Насколько я знаю, духовный учитель не советует ученику того, что взращивает в нем привязанность к материальному миру. Он дает ему лишь то, что помогает помнить Кришну. Но, приходя на пляж, я, на мой взгляд, просто услаждаю чувства. Какое духовное благо несет для меня ваш наказ? — Свет солнца — это Кришна, вкус океанской воды — это тоже Кришна, все, что нас окружает — это Кришна. Как можно о Нем забыть? Он повсюду, — сказал Прабхупада. Панчанджанья: Я был совсем еще новичком и как-то спросил Прабхупаду: — Что вы думаете о плавании, Шрила Прабхупада? Это не майя? — Господь Чайтанья всегда плавал. Он также играл в мяч, — ответил Прабхупада, — так что иди и плавай. Только не забывай о Кришне. Ашрам Пури Махараджа был простым одноэтажным строением из восьми комнат. Предложение Пури Махараджа занять комнату рядом с его собственной Прабхупада расценил как дружеский жест. В обществе своих духовных братьев, Пури Махараджа и Ананды Брахмачари, Прабхупада разговаривал на родном бенгальском и чувствовал себя как дома. Пури Махарадж сказал, что высоко ценит деятельность Прабхупады и его западных последователей. Ученики Прабхупады уже были знакомы с традиционным обменом приветствиями между учениками одного гуру. Они наблюдали его в Бомбее, когда Прабхупада поднялся со своей вьясасаны, чтобы предложить поклоны духовным братьям. Но в Вишакхапатнаме их взору предстали еще более теплые отношения. Они в первый раз увидели, что Прабхупада чувствует себя легко и комфортно, живя с духовными братьями под одной крышей. Еще они чувствовали, что к ним относятся не как к чужим, не смотрят на них свысока и не считают чудаками. Под руководством Шрилы Прабхупады они постигали ценное искусство смиренного и дружеского общения между вайшнавами. Духовный брат Прабхупады, Ананда, с энтузиазмом готовил прасад и предлагал его не только Шриле Прабхупаде, но и всем его ученикам. Он был немолод, но заботился о преданных с величайшим смирением и заботой. Он почти не говорил по-английски, но ученики Прабхупады видели, какую любовь питают друг к другу Ананда и Прабхупада. Общение Ананды с учениками Прабхупады происходило в основном через приготовленный им прасад. Каждое утро все собирались на веранде. Мужчины усаживались в одном крыле, женщины — в другом, а Ананда быстро шел по проходу и раздавал прасад. Прабхупада тем временем сидел в конце крыла, в деревянном кресле, перебирал четки, и наблюдал, как преданные принимают прасад. Он давал ашраму деньги, и Ананда регулярно готовил роскошные пиры: картофель, обжаренный в молотых специях, рис, йогурт, дал, три вида сабджи, картофельные чипсы, чатни, малпуры, раджкели, сандеш, кхир и так далее — все было очень вкусно и приготовлено просто идеально! Прабхупада, сидя во главе двух рядов преданных, вдохновлял всех принимать прасад: — Положи ему еще! Он расхваливал кулинарный талант Ананды и с улыбкой наблюдал за вкушающими преданными. Когда все наедались до отвала, Прабхупада громко декламировал према-дхвани. Преданные в ответ кричали: «Джайя!»
|