После очередного пира Прабхупада пригласил к себе учеников.
— Видите, как он готовит? Он сам все готовит, сам раздает и не садится, пока не накормит всех до полного удовлетворения. Так должен вести себя настоящий вайшнав. Ему доставляет большее удовольствие служить другим, нежели себе. Преданные пировали два раза в день. Вечером на прасад приходило много гостей, после чего все пели киртан и слушали лекцию Шрилы Прабхупады. Однажды Шрила Прабхупада с учениками отправился в знаменитый храм Господа Нрисимхи, Шри Симхачалам, что стоит на вершине горы, в восьми километрах севернее Вишакхапатнама. К храмовому комплексу, расположенному в естественном амфитеатре на горном склоне, поднимаются тысячи каменных ступеней. Прабхупада рассказал, что ныне храм этот находится в ведении последователей Рамануджи. Для вайшнавов он представляет собой особую святыню, ибо его во время паломничества в Южную Индию почтил своим присутствием Сам Господь Чайтанья. Шрила Прабхупада предпочел подняться к храму на автомобиле, по дороге, петлявшей между садами манго, хлебного дерева, кешью и ананасовых плантаций. В храме они встретили местного брахмана, который показал Прабхупаде и его ученикам весь храмовый комплекс. Здания были сложены из черного гранита и украшены вырезанными в камне изображениями Вишну и Его деяний, особенно в образе Господа Нрисимхи. Переходя от здания к зданию, Прабхупада временами садился в паланкин, который по крутым ступеням поднимали четыре человека. Подойдя к громадному баньяновому дереву в нижней части храмового комплекса, он отметил, что дереву, вероятно, несколько тысяч лет. Пока он стоял под сенью дерева, его слуга, Нанда-кумара, протянул ему цветок чампаки. Высунув из мешочка с четками большой и указательный пальцы, Прабхупада взял цветок и с любовью посмотрел на него. — У этого цветка, — сказал он, — цвет Господа Чайтаньи. Этот цветок любят во всей Индии. Он удивительно красив и необычайно ароматен. — Все утро Прабхупада не выпускал из рук маленький золотисто-шафрановый цветок. Когда Прабхупада с учениками вошли во внутреннее святилище, где пребывало Божество Нрисимхи, их проводник поведал, что история этого мурти уходит в далекое прошлое, ко временам Прахлады Махараджа. Однажды, в глубокой древности, этот холм посетили царь Пурурава и его супруга Урваши. Они и выкопали это мурти, которое явилось Урваши во сне. Господь наказал, чтобы Ему поклонялись на этом холме, но давать даршан Он будет только раз в году, в месяц Вайшакха. Все остальное время Божество должно быть целиком покрыто слоем натертой сандаловой пудры, смешанной с камфорой и другими благовониями. Поэтому сейчас, покрытое толстым слоем сандала, Божество было похоже на глыбу. Прабхупада объяснил, что сандаловая паста позволяет «охладить» Божество. Мадхавананда: Настроение, в котором Прабхупада посещал храм Нрисимхи в Вишакхапатнаме, очень напоминало его настроение во Вриндаване. Выйдя из машины, он стал очень серьезен. Мы вошли внутрь храма и увидели тоннель. Мы стали спускаться вниз. Стены были толщиной больше метра, и мы прошли по тоннелю десятки метров, прежде чем попасть во внутренние покои. Божество напоминало холмик из сандаловой пасты. Едва мы вошли в алтарную, Прабхупада велел: — Начинайте петь мантру Нрисимхе. Мы запели: тава кара-камала-варе накхам адбхута-шрингам и принялись обходить Божество. Затем мы встали перед Ним, и Прабхупада поклонился. Гурукрипа: Когда мы вошли в комнату Божества, Прабхупада попросил нас петь молитвы Нрисимхе. Он всегда проявлял такую преданность. Этим он отличался от нас — не только своей ученостью, но и преданностью. В местах, подобных этому, он становился молчаливым и серьезным, но речь его вселяла глубокий покой и умиротворение. Стоило ему заговорить, мы это ощущали. Вновь и вновь Прабхупада убеждал нас в сознании Кришны, но делал это не преднамеренно, а просто оставаясь самим собой. И в таких местах это становилось заметно. Прабхупада стоял перед Божеством вместе с нами, а мы даже не могли ничего разглядеть — только холмик из сандала. Тут же мы дали пожертвование одному брахману с длинными мочками и серьгой. Там, как никогда раньше, мы испытали чувство преданности. Прабхупада был немногословен – главным образом потому, что только духовный уровень человека позволит ему оценить подобные места. И не столь важно было знать подробности истории этого места (да и известно о нем было немного). Прабхупада лишь следил за тем, чтобы мы сохраняли должное уважение и не совершили никаких оскорблений. По вечерам Прабхупада читал лекции – иногда в школах, а иногда в клубах Вишакхапатнама. На программу в зале Рамакришны собралось более тысячи человек, и Прабхупада, танцуя, увлек за собой весь зал. Преданные образовали вокруг него круг, и киртан продолжался целый час. На одну из программ приехал на мотоцикле один бородатый американский антрополог, желающий послушать лекцию и киртан Прабхупады. Позднее американец рассказал ему, что приехал в Индию, чтобы изучать примитивные племена. Прабхупада назвал его затею пустой тратой времени. — Зачем изучать примитивных людей? — возразил он антропологу, — изучайте возвышенных. — И поведал такую историю. Один бедняк испек початок кукурузы, и начал выдергивать по одному зернышку и класть в рот. Так прошло несколько часов. Он занимался этим от нечего делать, чтобы скоротать время. Подобным образом, изучать антропологию — значит убивать время. — Не лучше ли, — спросил Прабхупада, — исследовать человека или группу людей, у которых есть чему поучиться? Днем Прабхупада сидел на открытом воздухе и наслаждался жизнью. На нем не было курты, и тело его отсвечивало золотистым блеском. Он пил свежевыжатый сок сахарного тростника и приговаривал: — Здесь как на Вайкунтхе. Здесь такой прохладный, освежающий ветерок!
|