Повар с кухни Божеств, Кишори-деви-даси, обратилась к Шриле Прабхупаде с некоторыми вопросами по своему служению.
— Готовь для Кришны, как для молодого человека с хорошим аппетитом, — посоветовал он. — Кришне нужно подавать десять пури, четыре чапати, много риса, две самосы, две качаури, две вады и по две сладости каждого вида. Блюда нужно подавать горячими. Ну, вот, теперь ты должна всех научить готовить. Поделись со всеми полученным знанием. В обязанности Кишори также входило в полдень приносить для Шрилы Прабхупады гирлянду. Чтобы гирлянда была прохладной, Кишори сбрызгивала ее водой. Два дня Прабхупада молчал, но на третий — не выдержал. — Унеси гирлянду. Зачем ты брызгаешь на нее водой? Это очень неприятно. Другой преданный, Вишала, придумал для себя весьма экстравагантное служение. Он вставал у ворот и, когда Прабхупада проходил мимо, громко декламировал санскритские стихи. Как-то утром Прабхупада приблизился к воротам в грозном расположении духа, а Вишала по своему обыкновению вышел ему навстречу, громко читая стихи. — Почему бы тебе не заняться чем-нибудь полезным? — отрезвил его Прабхупада. — Убери-ка эту лужу! Ежедневно Шрила Прабхупада дегустировал блюда, которые готовились для постояльцев гостиницы, и часто давал советы, как улучшить их качество. Нава-йогендра каждый день приносил Прабхупаде из ресторана поднос и записывал его отзывы по каждому блюду. На следующий день повара должны были учесть замечания Прабхупады. Так происходило во всех подразделениях храма. Даже сидя в машине, он спрашивал преданных: — Вы регулярно ее смазываете? Ухаживаете, как положено? — Другие храмы — тоже мои дома, но вдали от родного дома, Вриндавана, — говорил Прабхупада. Тем же, кто решался поселиться с ним рядом, приходилось мириться с его неусыпным контролем и беспощадной критикой. Они должны были быть готовы к тяжелому труду и аскезам. Но особые аскезы влекут за собой и особые благословения! Когда кто-то из преданных попросил позволения сложить с себя свои обязанности во Вриндаване и отправиться на Запад, чтобы основать там ферму, Прабхупада ответил, что даже если он организует двадцать ферм, это не будет настолько важным, как если бы он остался во Вриндаване. В конце концов, для тех, кто выстоял, трудности обернулись нектаром. Как говорил Бхактивинода Тхакур: «Сталкиваясь с трудностями в служении, я обретаю в них источник счастья». На Радхаштами Шрила Прабхупада заложил первый камень в фундамент большой гурукулы, примыкающей к Кришна-Баларам-мандиру. В будущем, говорил он, гурукула должна принимать до пятисот учеников со всех концов земли. Величественный храм с гостиницей, а впоследствии и гурукула, по планам Прабхупады, привлекут во Вриндаван, под сень Господа Кришны огромное количество людей. Ради этой цели Прабхупада был готов пожертвовать всем – даже спокойной жизнью, посвященной литературным трудам. Но и от своих учеников он ожидал немалой жертвы. * * * Постоянные разъезды, сказал Шрила Прабхупада, становятся для него все более обременительны. Такова была одна из причин его возвращения в Индию. Но это вовсе не означало, что отныне он собирался сидеть на одном месте. Ведь если он прекратит поездки, созданная им организация утратит свою жизнеспособность. А потому он собирался путешествовать и дальше, невзирая ни на какие неудобства. Ученики со всех концов света постоянно просили его приехать, и вот недавно Пушта-Кришна Свами пригласил Прабхупаду в Южную Африку. Заручившись согласием своего духовного учителя, Пушта-Кришна быстро запланировал на октябрь большую трехнедельную программу в Дурбане и Йоханнесбурге, состоящую из десяти фестивалей и других мероприятий. Прабхупаду просили приехать и преданные с Маврикия, где преобладает индусское население. Они сообщали, что с ним хочет встретиться сам премьер-министр. Прабхупада принял их приглашение. Он покинул Вриндаван и направился в Африку, с краткими остановками в Дели, Ахмедабаде и Бомбее. Маврикий Октября 1975 года Оказавшись в стороне от административных хлопот, Прабхупада с удовольствием принялся проповедовать заинтересованной аудитории. Знакомство с прессой и правительственными чиновниками Маврикия прошло весьма успешно, хотя большинство вопросов на публичных программах выдавали недостаток искреннего интереса к духовному знанию. — Необходимо ли быть вегетарианцем? — А правда, что душа скрывается в третьем глазе? — Вы, кажется, чересчур догматичны. Неужели вы нисколько не сомневаетесь в своей философии?
|