Когда президент денверского храма ИСККОН спросил в письме, можно ли преданным открыть ювелирное дело, Шрила Прабхупада ответил отрицательно.Зачем им заниматься бизнесом? Это испортит атмосферу. Мы будем заниматься только одним бизнесом — продавать книги. Как только вы из-за этого бизнеса станете карми и начнете гоняться за прибылью, вашей духовной жизни придет конец. Такого рода бизнес поощрять ни в коем случае не следует. Если мы будем заниматься бизнесом вместо санкиртаны, в этом не будет ничего хорошего. Санкиртана — это замечательно; грихастхи могут заниматься каким-нибудь другим бизнесом, но только при условии, что будут отдавать ИСККОН не менее 50 процентов. И все же самый лучший бизнес — это санкиртана. Прабхупада считал, что с помощью распространения книг можно финансировать не только строительство храма в Бомбее, но и гораздо более грандиозный проект в Майяпуре. Распространение книг не только приносит немалый доход — это еще и наилучшая проповедь. У Прабхупады была особая формула — американские деньги плюс духовная культура Индии — и он вдохновлял Рамешвару развивать санкиртану в США согласно этому принципу. У Америки есть деньги. По примеру взаимовыручки слепого и хромого, Индия и Америка могут прекрасно сотрудничать. Если мне удастся встретиться с Индирой Ганди, я расскажу ей о том, сколько иностранной валюты мы посылаем в Индию. Получив твое воодушевляющее заверение, что с ростом распространения книг возрастут и отчисления Би-би-ти, мы попробуем построить храмы на Курукшетре и в Джаганнатха Пури. Пока мы вкладываемся только в индийские проекты, но со временем будем строить храмы по всему миру. Это значительно поднимет духовный статус Америки. Всегда и во всем полагайтесь на Гуру и Кришну, и вы обязательно добьетесь успеха. ГЛАВА СОРОК ДЕВЯТАЯ Индия. Объединение ИСККОН В течение 1975 года Шрила Прабхупада все чаще перепоручал решение административных проблем Руководящему Совету (Джи-би-си), особенно на их ежегодном собрании в Майяпуре. С самого начала существования ИСККОН Прабхупада говорил: «Одному человеку эта работа не под силу». Чтобы снять с себя непосильную ношу единоличного управления растущей всемирной организацией, он и создал Джи-би-си. «Всегда помни, — писал он одному из членов Джи-би-си, — ты один из тех лидеров, на которых я возложил эту ответственность… и задача твоя велика». В развитии своего Движения Прабхупада усматривал явление необыкновенное, и его небывалый успех — прямое подтверждение тому, что его скромные усилия отмечены милостью Господа Чайтаньи. ИСККОН был его служением Гуру Махарадже, и ученики теперь должны поддерживать это Движение и расширять его, посвящая это служение своему духовному учителю. Прабхупада говорил, что, прежде, чем уйти из этого мира, он хотел бы воздвигнуть сто восемь великолепных храмов. А поддерживать в них жизнь – дело его искренних последователей. Своему представителю Джи-би-си по Австралии он писал: Все храмы — в Мельбурне, Лондоне, Париже, Бомбее — просто великолепны. Все очень ярко и роскошно. Божества — показатель искренности служения. Теперь обязанность Джи-би-си – все это поддерживать. Их долг — воодушевлять и поддерживать преданных. Проповедник сознания Кришны неизбежно сталкивается с трудностями, поэтому многие садху проповеди предпочитают проживание в святом месте. Но Бхактисиддханта Сарасвати и великие ачарьи сампрадаи Господа Чайтаньи стремились познакомить с преданным служением Господу как можно большее число обусловленных душ. Однако, чтобы идти по этому пути, необходимо набраться терпения. Финансовые трудности, национальные и правительственные ограничения, невежественные или демонические враги чистой преданности Богу, зависть, личные амбиции и ссоры среди начинающих преданных, борьба с соблазнами незаконного секса и наркотиков, падения в этой борьбе — эти и многие другие препятствия во много крат усложняют миссию проповедника. Однако Шрила Прабхупада знал, что бороться все равно надо – даже если ему удастся спасти из круговорота рождения и смерти всего одну душу. Но Прабхупада хотел, чтобы старшие ученики сражались вместе с ним. И когда он увидел, что некоторые из старших членов его Движения уже набрались опыта и искренности, он попытался передать дела им, чтобы самому больше сосредоточиться на миссии своей жизни — работе над двенадцатью Песнями «Шримад-Бхагаватам». Преданные постоянно горячо упрашивали Прабхупаду больше переводить и писать – ведь так они смогут читать и распространять больше его книг. Шрила Прабхупада отвечал, что старается изо всех сил, но такую работу нельзя делать механически – для нее требуется высокая концентрация и спокойствие ума. Однако осаждаемый десятками угрожающих и сложных проблем, писать спокойно он не мог. Когда один из членов Джи-би-си, ответственный за гурукулу, написал Шриле Прабхупаде о своем плане, согласно которому все центры ИСККОН должны поддерживать образовательную систему, Прабхупада ответил: «Что касается налогообложения центров для содержания гурукул, этот вопрос необходимо решить в Джи-би-си». Когда в стокгольмском центре возникли разногласия, и преданные вынесли свою проблему на суд Прабхупады, он ответил: «Этот вопрос необходимо решить на расширенном заседании Джи-би-си». И добавил: «Все наши ученики должны будут стать гуру, но им не хватает качеств». Привязанность к сексу, ненужные перемены и ссоры среди духовных братьев — все это Шрила Прабхупада называл «болезнями» Запада. Сознание Кришны — путь к совершенству, и упорно и искренне следуя этим путем, преданные непременно добьются успеха. Однако Прабхупада замечал, что болезни Запада порой одолевают его учеников, и, казалось, даже члены Джи-би-си не в состоянии их остановить. И все же, пока они не избавят его от этой головной боли, как сможет он заняться чем-то более возвышенным? — Член Джи-би-си, — сказал он, — должен управлять так, чтобы не было никаких жалоб, и я мог спокойно заниматься переводами. Он пояснил этот принцип в Четвертой Песни «Шримад-Бхагаватам». Когда ученики подрастают и становятся способными проповедовать, духовный учитель должен удалиться от активных дел и уединиться, чтобы писать книги и совершать нирджана-бхаджану. Тогда он пребывает в молчании, совершая преданное служение… Сейчас преданные Международного Общества сознания Кришны исполняют служение проповедников в разных частях света. Теперь они могут позволить своему духовному учителю удалиться от активной проповеди. На последнем этапе жизни духовного учителя проповедь должны взять в свои руки его ученики. Но это было сродни попыткам обуздать ветер. Лишь только наваливались трудности, преданные тут же бежали к Прабхупаде, словно дети к отцу. Порой какой-нибудь ученик просил Прабхупаду писать книги и тут же сваливал ему на голову очередную серьезную проблему. Один из американских лидеров сообщал Прабхупаде, что некоторые преданные не следуют принципам. При этом он упрашивал его остаться в Индии и спокойно продолжать литературную работу. Прабхупада ответил: Если старые привычки вернутся, всему придет конец. Как я смогу сосредоточиться на работе над книгами, если мой ум приходит в беспокойство от всего этого? Это невозможно. Лучше ни о чем не сообщайте и позвольте мне уединиться во Вриндаване. Порой Шрила Прабхупада произносил фразу «позвольте мне уединиться во Вриндаване» так, словно собирался отказаться от управления своим Обществом - постоянным источником проблем. Но все знали, что он никогда не оставит ИСККОН – ведь он уже принес свою жизнь на алтарь спасения мира, руководя Движением сознания Кришны. Но когда же, наконец, созреют его ученики? Шрила Прабхупада писал: «Я хочу, чтобы Джи-би-си избавили меня от всякого бремени, связанного с управлением, а это значит, что им необходимо управлять так, как это делаю я». И часто говорил: «Делайте, как я».
|