Изучение феноменологии реагирования на утрату в рамках психодинамического подхода.
Как уже было сказано, множество работ посвящено проблематике утраты. Мы придерживаемся избранного нами психодинамического подхода и как научной концепции и с точки зрения концепции оказания психологической помощи. Поэтому дальнейшее изложение нами теоретического обоснования нашего исследования, а также разработки стратегии практической помощи будет изложено нами в его рамках. Говоря о процессе, обратном горю по своему наполнению и воздействию на переживающего утрату, укажем работу Фрейда «Печаль и меланхолия». [52] Он использует слово Trauer, (1917) которое можно перевести кок 'скорбь' или "печаль', имеются клинические и теоретические причины рассматривать скорбь как процесс, а печаль — как аффективную реакцию на утрату. Можно рассматривать тяжелую утрату, особенно утрату любимого человека (интерперсонального объекта) как подкласс аффекта печали (Pollock, 1978). Фрейд дает следующее определение работы скорби: «В чем же состоит работа, проделываемая печалью? Я полагаю, что не будет никакой натяжки в том, если изобразить ее следующим образом: исследование реальности показало, что любимого объекта больше не существует, и реальность подсказывает требование отнять все либидо, связанные с этим объектом. Против этого поднимается вполне понятное сопротивление, - вообще нужно принять во внимание, что человек нелегко оставляет позиции либидо даже в том случае, когда ему предвидится замена. Это сопротивление может быть настолько сильным, что наступает отход от реальности и объект удерживается посредством галлюцинаторного психоза, воплощающего желание... При нормальных условиях победу одерживает уважение к реальности, но требование ее не может быть немедленно исполнено. Оно приводится в исполнение частично, при большой трате времени и энергии, а до того утерянный объект продолжает существовать психически. Каждое из воспоминаний и ожиданий, в которых либидо было связано с объектом, приостанавливается, приобретает повышенную активную силу, и на нем совершается освобождение либидо. Очень трудно указать и экономически обосновать, почему эта компромиссная работа требования реальности, проведенная на всех этих отдельных воспоминаниях и ожиданиях, сопровождается такой исключительной душевной болью. Замечательно, что эта боль кажется нам сама собою понятной. Фактически же по окончании этой работы печали «я» становится опять свободным и освобожденным от задержек.» В нашей работе, в сферу нашего внимания попадает ситуация, когда эта работа по адаптации к миру, где произошла утрата чего-то ценного не завершена. То есть – процесс работы горя нарушен, его результат (проработка потери, освобождение «я» от печали и освобождение для дальнейших задач) не достигнут. В этом случае одним из последствий незавершенности горя становится депрессия, в терминах Фрейда – меланхолия. Приведем дальнейшие его рассуждения: «При печали мы нашли, что задержка и отсутствие интереса всецело объясняются работой печали, полностью захватившей «я». Подобная же внутренняя работа явится следствием неизвестной потери при меланхолии, и потому она виновна в меланхолической задержке (Hemmung). Дело только в том, что меланхолическая задержка производит на нас непонятное впечатление, потому что мы не можем видеть, что именно так захватило всецело больных. Меланхолик показывает нам еще одну особенность, которой нет при печали, - необыкновенное понижение своего самочувствия, огромное обеднение «я». При печали обеднел и опустел мир, при меланхолии - само «я». Больной рисует нам свое «я» недостойным, ни к чему негодным, заслуживающим морального осуждения, - он делает себе упреки, бранит себя и ждет отвержения и наказания. Он унижает себя перед каждым человеком, жалеет каждого из своих близких, что тот связан с такой недостойной личностью. У него нет представления о происшедшей с ним перемене, и он распространяет свою самокритику и на прошлое; он утверждает, что никогда не был лучше. Эта картина преимущественно морального бреда преуменьшения дополняется бессонницей, отказом от пищи и в психологическом отношении очень замечательным преодолением влечения, которое заставляет все живущее цепляться за жизнь.» Создается впечатление, что в ситуации горевания человек сталкивается не только с утратой внешнего объекта привязанности, но и должен разрешать отношения с внутренними объектами, являющимися символическими отображениями внешних, и ситуация складывается таким образом, что с этими объектами он проститься не может. На неоднородность «Я» в процессе такого прерванного горевания, когда место процесса скорби занимает меланхолия, указывает в том числе следующее замечание Фрейда: «самые тяжелые упреки часто очень мало подходят к собственной личности больного, но при некоторых незначительных изменениях легко применимы к какому-нибудь другому лицу, которое больной любил, любит или должен был любить.». [52] Причины такого положения вещей мы начали искать в работах, посвященных объектным отношениям и тем способам обращения с внешними объектами и психическими их репрезентациями, которыми человек овладевает в процессе своего развития. Способность к такому обращению он формирует в отношениях с другими людьми, и применяет, создавая отношения, связи с объектами привязанности и разрушая эти связи при необходимости освободить эго от такого объекта. Теория объектных отношений (OBJECT RELATIONS THEORY). Система психологических взглядов, основанная но постулате, согласно которому психика состоит из элементов, взятых из внешних, первичных аспектов функционирования других людей. Это происходит через посредство
|