Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Экологическая культура как способ познания и система ценностных установок





 

Экологическая культура все более утверждается в общественном сознании как имманентный компонент устойчивого развития, как приоритет безопасности страны. Экологическая культура – не еще одно направление, аспект культуры, а новое качество культуры, отражение целостного мира на основе его практического, интеллектуального и духовного постижения. В экологической культуре картина мира предстает во всем многообразии как рационального, так и духовного воплощения; в отображении мира учувствуют не только наука, но все без исключения языки культуры: миф и религия, наука и искусство, опыт практического освоения мира, эзотерические и иные нетрадиционные способы познания и, конечно, опыт духовных исканий и откровений.

С точки зрения С.М Глазачева «экологическая культура» – это тип отношения природы и цивилизации, основанный на глубоком и остром осознании места человека в системе «Природа - Общество» и необходимости решения глобальных проблем человечества.

Экологическая культура представляет собой динамичную, открытую систему ценностных ориентаций и установок, нацеленную на воссоздание и развитие природно-социального богатства, накопленного человеческим обществом на протяжении длительного периода исторического развития. Она является значительным вектором культурного развития, гарантирующим соответствие социальной деятельности требованиям жизнепригодности природной среды. Экокультура органически включает в себя необходимые экологические знания, совокупность навыков их применения, а также экологически продуманную технологию. Аксиологическим ядром экологической культуры предстает система ценностных ориентаций и регуляторов, в том числе совокупность потребностей человека, направленных на сохранение, сбережение природной среды. Экологическая культура предполагает гармоничное отношение человека к природной среде обитания и своему социальному окружению, а также отношение к себе самому как части природы.

Экологическая культура может рассматриваться как механизм, гарантирующий сохранение социальных и природных систем, их сбалансированное, коэволюционное развитие. Формирование экологической культуры и экологического сознания является необходимым условием дальнейшего существования всей цивилизации. Ведь преодоление современного экологического кризиса невозможно без осуществления коренной переориентации общественного сознания – идеологической, психологической и нравственной перестройки жизненных целей развития.

Все эти процессы имеют свое отражение в содержании различных направлений современной экологии. Накопленное общественное человеческое богатство не исчерпывается чисто материальными ценностями. Оно включает массив определенным образом организованной информации. Это и образы городов, парков, библиотек, музеев, картины, «очеловеченной природы». Для каждого народа или любого социального его слоя весь материальный культурный мир специфичен. Это создало предпосылки для развития этноэкологии, которая включает в себя и отношение этносов к природным ресурсам. Национальная специфика все еще очень заметна и сбрасывать ее со счетов не следует. Это касается и трудно - уловимого национального духа, включая религиозные системы. Атеизм еще не означает избавление от давления общественно ассимилированных религиозных догм. Социальная наследственность очень цепко держит людей в своих руках. «Экология духа» в составе экологии культуры - весьма заметный элемент и вполне может быть объектом познания. Национальная вражда или хотя бы разобщенность, иногда лишь лучшее доказательство актуальности проявлении «экологии духа»

Современная напряженная экологическая ситуация требует углубленного рассмотрения существенных особенностей отношения человека к природе в различных культурах, необходимо переосмысление опыта исторического прошлого, выявления его творческого и адаптивного потенциала для воссоздания социокультурных оснований коэволюции (совместного гармонического развития) современного общества и среды обитания. В историческом развитии культуры можно увидеть разные позиции общества по отношению к природному миру — от естественного органического ее восприятия первочеловеком до надменного возвеличивания над ней в антропоцентрической традиции. Следовательно, периоды взаимодействия общества и природы формируют определенные типы экологической культуры.

Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения. И на каждом этапе развития общества процесс познания осуществляется в многообразных социально-культурных формах. Это – обыденно-практическое, игровое, мифологическое, художественно-образное, религиозное, философское познание. В процессе усложнения и разделения первоначально недифференцированного труда, развития земледелия, строительство храмов и пирамид, возникновение письменности появилась необходимость и вместе с тем возможность перехода от познания, непосредственно включенного в материальный труд, к специальной познавательной деятельности, направленной на сбор информации, ее проверку, накопление и сохранение, а также передачу знаний от поколения к поколению. Такая деятельность и одновременно ее результат (знание) и стали называться наукой. И в ходе развития человечества в каждый период формируется научная картина мира, которая отражает объективный мир с той точностью, адекватностью, которую позволяют достижения науки и практики. Кроме того, картина мира содержит и нечто такое, что на данном этапе наукой еще не доказано, т. е. некоторые гипотезы, предвидения, которые в будущем могут прийти в противоречие с опытом и достижениями науки, так, что некоторые места в картине мира придется дополнять.

Экологическая культура определяет способы взаимодействия общества с природой, исторической и социальной средой, где системообразующим фактором является человек.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 655. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия