Технологическая культура.
Современную культуру можно назвать культурой технологической, так как в ней происходит овладение человеком мощнейшими техническими средствами, доминирует ориентация на непрерывный рост технологического потенциала. Технологическая культура динамична, она исходит из постоянного совершенствования техники и технологий на основе непрерывного роста научного знания. Однако вооруженная мощнейшими техническими средствами — персональными компьютерами, биотехнологиями, промышленными роботами, ядерными реакторами и другими технологическими возможностями — культура сегодня обнаруживает наличие, как существенных ограничений ассимиляционных возможностей природной среды, так и адаптационных способностей самого человека. Техногенная цивилизация, развивающаяся как своеобразный антипод традиционных обществ, приблизилась к той «точке бифуркации», за которой может последовать переход цивилизации в новое качественное состояние. Какое направление эта система выберет, какой характер будет иметь ее развитие — от этого зависит не только статус науки в обществе, но само существование человечества. Культура техногенной цивилизации в качестве своей базисной ценности всегда включала научную рациональность. Именно в ее рамках осуществлялось становление, функционирование и развитие научной картины мира как такой формы теоретического представления знания, которая олицетворяла собой мировоззренческий статус науки. В техногенной цивилизации использование науки, прежде всего, связывалось с технологиями по преобразованию предметного мира. Эта идея легла в основу понятия «рациональное природопользование», которое несет, тем не менее, потребительский, утилитарный оттенок. Поэтому пришло время нового экологического знания, позволяющего оптимизировать природную среду. Они играют особую роль в формировании научной системы представлений о той сфере природных процессов, с которой человек взаимодействует в своей деятельности и которая выступает непосредственной средой его обитания как биологического вида. Эта система представлений образует важнейший компонент современной научной картины мира, выступающий базисом для системы методов управления рациональным природопользованием. Она соединяет знания о биосфере, с одной стороны, и знания о социальных процессах с другой, выступая своеобразным коэволюционным мостом между представлениями о развитии живой природы и о развитии человеческого общества. Природа и общество — это естественная среда и необходимое условие существования человека. Всё человечество как одна из ветвей развития жизни на Земле и как социальный организм, использующий природные ресурсы, постоянно включено в природную среду. Общество, преобразуя природу, создает свою материальную среду обитания, вторую природу, мир вещей. Вещи, техника сохраняя естественную природную основу, но будучи результатом целенаправленной трудовой деятельности людей, выпадают из природного бытия, получая социальные функции. Они, образуя постоянно увеличивающуюся массу средств производства и средств потребления, являются продуктом хозяйствования и предметом собственнических интересов людей. Делая природу фактором общественного бытия, очеловечивая ее, люди всё более социализируют свои отношения. Материальная сторона общественных отношений, отражаясь в общественном сознании, обретает смысл и перспективу своего существования в мире идей и идеалов. К. Ясперс замечает, что современная техника значительно изменяет связь человека с природой, подразумевая вторую, созданную человеком искусственную природу: «Под воздействием действующего в технических условиях человека природа становится подлинным его тираном. Возникает опасность того, что человек задохнется в своей второй природе, которую он технически создает, тогда как по отношению к непокоренной природе, постоянно трудясь в поте лица, чтобы сохранить свое существование, человек представлялся нам сравнительно свободным» (Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991, С. 115). Высокоразвитая технология, таким образом, рано или поздно вступает в конфликт с культурной традицией человечества. Технологическая культура закономерным образом приводит к такому положению, которое можно именовать не иначе, как современный глобальный экологический кризис. Экологический кризис непосредственно вызван современным производством, в наибольшей степени теми его частями, которые основаны на современной технике, источником которой, в свою очередь, является наука. Наука изначально экологична в том смысле, что она изучает природу. Связь экологии как науки и основанной на ней техники можно рассматривать с двух сторон: во-первых, в плане приоритета изучению закономерностей взаимодействия человека и природы; во-вторых, в плане перестройки всей науки и техники как системы знаний, деятельности и социального института в направлении ее уподобления организации биосферы, обладающей такими свойствами как обратная связь, адаптация и изменениям окружающей среды и т.д. Освобождавшееся от мифологических, религиозных догм человечество поставило своей задачей «стать хозяевами и господами природы» (слова Декарта), и здесь-то понадобилась наука как инструмент познания сил природы с целью противодействия им и использования их. Современная преобразующая технология радикально трансформировала характер и масштабы взаимоотношений общества со средой обитания. Эпоха «покорения природы», когда не бралась в расчет природа в качестве «активного игрока» на исторической сцене (Н. Н. Моисеев), подошла к концу. С развитием определенной исторической эпохи, отношение человека к Земле и к природному миру воплощаются в конкретных исторических типах культуры. Познание мира образует систему знаний, вследствие чего в обществе создаются условия для доминирования той или иной научной картины мира, как систематизированного, исторически полного образа и модели природы и общества.
|