Выводы по разделу. Историю человеческого общества можно рассматривать как историю отношения человека к Земле и к природному миру
Историю человеческого общества можно рассматривать как историю отношения человека к Земле и к природному миру. Тогда исторические ступени развития человечества предстают как этапы изменения природной среды, воплощающиеся в конкретных исторических типах культуры. Ранние стадии развития цивилизации характеризовались локальными и региональными вмешательствами в природную среду, в целом же последствия таких вмешательств носили ограниченный и обратимый характер. Правда, далеко не для всех цивилизаций. Так, те цивилизации, которые не сумели выработать адекватные культурные механизмы для разрешения многочисленных экологических и социальных противоречий, оказывались на задворках истории. Высокоразвитая технология, так или иначе, неизбежно вступает в конфликт с культурной традицией человечества. Новым условиям перестают соответствовать устойчивые, передающиеся из поколения в поколение нормативы поведения людей, их отношения друг к другу и обществу. Разрыв контакта с привычным природным окружением, с традиционными условиями жизни, со своим прошлым лишает человека точки опоры, в его душе поселяются беспокойство, неуверенность, страх перед ближайшим будущим. Соединяясь с демографическими явлениями, антропогенное воздействие приобретает глобальный характер. Возрастают деградационные процессы во всей биосфере, превращаясь в крупномасштабную угрозу стабильности мировых экологических систем. Объектами антропогенного воздействия становятся в различной степени все природные оболочки Земли — твердая, газовая, водная, биотическая, космическая, вызывая различные проблемы. С множеством таких факторов столкнулись без исключения все страны мира современного этапа развития. Соответственно преодоление таких глобальных ситуаций предполагает восстановление нарушенного равновесия между инструментальной и гуманитарной культурой, а это подразумевает необходимость осуществления радикальных перемен в технологии, социальной организации, психологических и моральных установках общества. Есть все основания утверждать, что сохранение среды обитания человека и всего живого на планете, окружающей природной среды в целом органически связано с задачами культуры в самом широком смысле этого слова, с воспитанием человека, обладающего чувством повышенной ответственности за состояние не только природной, но и духовной сферы. Для этого необходима систематическая, разносторонняя, многоуровневая совместная деятельность всех людей на планете Земля в рамках единой комплексной программы по сохранению и преумножению природных ресурсов и биологического разнообразия, по защите и восстановлению окружающей природной среды и самого человека. Таким культурным инструментом в истории цивилизации выступило общественно - философское явление: «Русский космизм» или активно – эволюционное учение. Это система философских идей, основанных на всемирной отзывчивости и максимализме русской души, представляющие собой стремление человека к единству с природой. Основным активным действующим элементом Природы, в рамках этой теории, выступает человечество, производящее и исследующее ее. Причем, эти преобразования нацелены на творческое и позитивное преобразование всей системы «Природа - Общества». Особенностью нашего времени является все возрастающее интенсивное и глобальное воздействие человека на окружающую среду, что сопровождается негативными последствиями необратимого характера. Противоречия между человеком и природой способны обостряться, помимо прочего, из-за того, что не существует предела росту материальных потребностей человека, в то время как способность природной среды удовлетворить их — ограничена. Антропогенное давление на природную среду грозит уничтожением жизни на Земле. Экоцентрический тип экологического сознания личности характеризуется тремя глаными особенностями: 1) психологической включенностью человека в мир природы, 2) субъектным характером восприятия природных объектов, 3) стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы. Соответственно, эти же особенности являются и характеристикой личности и общества с высоким уровнем экологической культуры. 1. Для экологичной личности свойственна психологическая включенность в мир природы, базирующаяся на представлении о взаимосвязанность и мира людей и мира природы, в основе которого лежат следующие положения. а) Человек не стоит изолированно над природой, а включен в качестве одного из элементов в сложную систему экологических взаимосвязей - любое его действие может иметь непредсказуемые последствия, нарушающие баланс в экосистеме. Поэтому экологичная личность стремится быть экологически осторожной. б) Отходы человеческой деятельности, “выброшенные в природу”, не исчезают там бесследно, а так или иначе возвращаются назад к человеку и оказывают разрушительное воздействие на его организм: все законы функционирования экосистемы являются для человека столь же обязательными, как и для других живых существ. Поэтому экологичная личность стремится быть экологически умеренной. в) Мир природы является не только источником материальных ресурсов, но фактором личностного, духовного развития человека. Поэтому экологичная личность стремится к психологическому единству с миром природы, позволяющему реализоваться духовному потенциалу, которым обладает взаимодействие с ним. г) Не только человеческое общество оказывает одностороннее влияние на природу, но и природа влияет на характер развития общества. Поэтому экологичная личность стремится воздействовать на других людей, различные общественные, экономические и политические структуры, чтобы их деятельность была экологически целесообразной, не приводила к таким изменениям в природе, которые затем будут оказывать негативное влияние на развитие общества, иными словами, она стремится быть экологически активной. 2. Для экологичной личности свойственен субъектный характер восприятия природных объектов, который проявляется в следующем: а) природные объекты относятся ею к сфере “человеческого”, равного ей в своей самоценности и, соответственно, взаимодействие с ними включается в сферу действия этических норм, правил и т.д. б) природные объекты могут выступать для нее в роли референтных лиц, меняющих ее взгляды, оценки, отношения к себе, вещам, природе и другим людям. в) природные объекты могут выступать для нее в качестве полноправных партнеров по общению и совместной деятельности. 3. Для экологичной личности свойственно стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы, которое проявляется в четырех основных сферах: а) эстетическом освоении природных объектов и их комплексов. б) познавательной деятельности, обусловленной интересом к жизни природы, довольствием от самого процесса познания. в) практическом взаимодействии с природными объектами, в основе которого лежит не желание получить какой-либо “полезный продукт”, а потребность в общении с ними. г) участии в природоохранной деятельности, продиктованное не соображениями “дальнего прагматизма” (необходимостью сохранить природу, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения), а потребностью заботиться о природе ради нее смой. В будущем во имя сохранения жизни на Земле человечеству предстоит ориентироваться на возрождение, сбережение и развитие всех доминирующих ценностей разных эпох. Идеи русского космизма становятся особенно популярными в наше время, в том числе и благодаря тому, что многие предсказания космистов сбылись и продолжают сбываться.
|