Ранние этапы охраны природы
Понимание того, что необходимо ограничить влияние хозяйственной деятельности людей на природу появилось очень давно. Изменения естественных природных ландшафтов в результате хозяйственной деятельности в рабовладельческих государствах Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии происходили так быстро, что предпринимались меры для уменьшения антропогенного воздействия на природу. Так, вавилонский царь Хаммурапи в XVIII в. до н. э. в специальном своде законов (кодексе) указал меры по охране лесов. По этим законам леса были разделены на участки и находились в ведении «лесничих». Они несли ответственность за сохранность лесов и за должностные нарушения карались смертной казнью. Уважительное отношение к природе у коренных народов всех континентов с древних времен отразилось в формирование тотемизма. На территории Перу проживали племена муисков. Богата озёрами земля муисков. У каждого племени своё священное озеро. Считалось, что это слёзы прекрасной богини Чии, грустящей по ночам, грустящей по ночам о своём блистательном супруге. На севере славилось озеро Фукене, и было оно обиталищем бога Фу. На маленьких островках, рассеянных по водной глади, в святилищах жили жрецы. На юге знаменита была лагуна Эбаке. Большое озеро Суэска почитали жившие рядом индейцы. Озеро Тота привлекало своей красотой. Но самым известным считалось озеро Гуатавита, все признавали могущество женщины-змеи Фуратены. Во время праздников индейцы скармливали огромное количество лакомств рыбам, водившихся в священных озёрах огромными косяками. Ловля рыбы запрещалась под страхом смерти! Океания - самое интересное место на нашей планете с позиции благоговения и почитания природы. Здесь одушевлялось всё. Кроме окружающей природы, животных, птиц, рыб, одушевлялись орудия труда, посуда (потому что человек вдыхает в неё часть своей души). На Таити с древних времен считалось, что все души покойных членов семьи поселялись в деревьях, росших вокруг места поселения племени. А вот для богов считалось наказанием изгнанием в дерево. У маорисов деревья представляли бога Танэ, дети которого живут в виде водяных и наземных птиц. Дерево ао сажали вблизи храмов, так как в нём живут боги - защитники. В Меланезии фиджийцы оказывали почитание деревьям, бросая листья на последнее место тени при вечернем солнце. На Бигоре почитают кокосовые пальмы, обнесённые изгородью, потому что на верхушки их спускаются «ани». Птицы играют роль хранителей и носителей огня в сказаниях о Мауи. Новозеландцы считают какаду священной птицей, птицы тарата считались вестником беды для воинов, но они почитались за предупреждение о гибели. В остальной Меланезии рядом с ящерицей вараном в разных изображениях попадается птица носорог. Из млекопитающих роль баснословного животного играет свинья. Но основным объектом поклонения были камни. Нет ни одного племени, у которого не было бы священной скалы или камня. В Древнем Египте западный берег любого города принадлежал мертвым. Природа, окружавшая кладбища, неприкасаемой. Единственное, что можно было тревожить, был песок, в котором производили захоронения. По ночам на западном берегу заунывно плакали шакалы, священные животные бога Анубиса. В Древнем Египте в «Книге мертвых», в которой собраны заклинания душ умерших, приведены следующие слова, которые на суде бога Осириса необходимо было сказать для оправдания умерших: «Я не истреблял животных на пастбищах. Я не ловил сонной рыбы. Я не сгонял животных с божьих земель...» Перечисленные действия уже тогда считались вредными и грешными. Необходимо было ограничить охоту на стадных животных, уменьшить вылов рыбы. Были объявлены священными озера, рощи бога Осириса (своеобразные заповедники), где нельзя было ловить рыбу и охотиться. Заповедные территории в Индии были выделены не позднее III в. до н. э. если судить по известному трактату о государственной власти «Артхашстра». Тогда же индийский император Ашока издал специальные, опирающиеся на религию, природоохранительные законы. Кроме священных гор, рощ, озер сравнительно давно стали охранять места великокняжеской и царской охоты. Магараджи создавали строго охраняемые охотничьи резерваты в собственных владениях. При изменении административного деления Индии и Ликвидации княжеств многие княжеские охотничьи заказники становятся государственными. Задолго до нашей эры в отдельных княжествах Китая стали создавать заповедники. Строго охранялись животные в обширном императорском охотничьем парке в окрестностях Пекина. Только там сохранился до середины XIX в. олень Давида. Полагают, что третичный реликт Гинкго сохранился до нашего времени в парках буддистских монастырей. Издавна, по крайней мере со времени основания Улан-Батора (в XVII в.), охраняется расположенная рядом с ним поросшая лесом священная гора Богдо. Законодательным актом в 1809 г. территория священной горы Богдо-Ула была объявлена заповедной и неприкосновенной. В Европе (Германия) Леса охраняли не боги, а проклятия. Цветущая долина Урфа считалась проклятой. Проклятье наложено не на долину, а на бывшего хозяина борона Штольценберга. По легенде его проклял миннезингер (бродячий певец), за убийство своего друга. В легендах о Нибелунгах есть упоминание о лесничих следивших за порядком в окрестных лесах. Во времена Карла Великого (742-814 гг.) было принято много королевских указов, парламентских декретов и других государственных документов, направленных на регламентацию охоты и имевших природоохранное значение. В X в. мазовецкий князь Болеслав установил охрану европейского тура, литовский князь Ягелло в XIV в. запретил охоту на зубра и тарпана в своих владениях. В 1584 г. архиепископ Зальцбургский издал закон об охоте, в котором брались под охрану исчезающие каменные козлы. В середине XVI в. в Западной Европе было создано немало частных заповедников. Большинство из них представляло собой закрытые «охотничьи хозяйства», служившие резервными источниками мясного продовольствия. Они обеспечили сохранение до наших дней зубра, благородного оленя, лани и других животных. В XIX в. стали создавать государственные природные (национальные) парки и заповедники (резерваты). Первый в мире государственный Йеллоустонский парк был создан в США (в штате Вайоминг) в 1872 г. Перед этим парком была поставлена задача сохранения ценных в научном, эстетическом и историческом отношении ландшафтов в рекреационных, культурно-просветительских и исследовательских целях. На территории парка была запрещена всякая хозяйственная деятельность, которая могла бы привести к изменению природного облика района.
|