Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 1. Составляющие «Петербургского текста».





Проанализировав статью В.Н. Топорова, мы можем выявить определенные составляющие «Петербургского текста» русской литературы. Самым основным фактором его восприятия является субъективность: наблюдение его реалий обусловливается совокупностью с осознанием городского духа, что рождает собой определенное неделимое целое: «Только в Петербургском тексте Петербург выступает как особый и самодовлеющий объект художественного постижения, как некое целостное единство». [3] Так Топоров разделяет «внешнее» и «внутреннее» понимание Петербурга и Петербургского текста: «плоть скрепляет и взращивает этот текст» [3] («внешнее»), «дух же определяет направление его движения и глубину смысла текста» [3] («внутреннее»).

Также автор исследования отрицает любые ссылки на «дурной историзм» в восприятии «Петербургского текста», который берется судить «что хорошо, а что плохо и, главное, подводить некий нравственный баланс в связи с Петербургом (…) Петербург — центр зла и преступления, где страдание превысило меру и необратимо отложилось в народном сознании; Петербург — бездна, «иное» царство, смерть, но Петербург и то место, где национальное сознание и самопознание достигло того предела, за которым открываются новые горизонты жизни, где русская культура справляла лучшие из своих триумфов, так же необратимо изменившие русского человека». [3] По мнению Топорова в Петербургском тексте нет смысла говорить об «отрицательном» и «положительном», так как эти понятия определяют «подозрительное соседство» и «опасное смешение»; «дополняют и обусловливают друг друга». [3]

Топоров приводит в пример многих величайших писателей, в творческом наследии и вечных размышлениях которых отчетливо прослеживается «Петербургский текст». «Далеко жить от Петербурга есть непременное условие, дабы жить спокойно. Неудобства здешней жизни ничем не вознаграждаются. В отдалении можно еще ожидать сих вознаграждений, но вблизи они исчезают» — так определяет свою несовместимость с Петербургом Н.И.Тургенев (от 1 февраля 1817 года). В своём письме к А.П. Киреевской В.А. Жуковский пишет: «…Здесь беспрестанно кидает меня из одной противности в другую, из мертвого холода в убийственный огонь, из равнодушия в досаду», а в своём шутливом обращении из Москвы И.И. Дмитрееву: «Иногда, вообразив, что счастие в Петербурге, готов взять подорожную…» (от 1 марта 1810 года). «Нигде я не предавался так часто, так много свободным мыслям, как в Петербурге. Задавленный тяжкими сомнениями, бродил я, бывало, по граниту его и был близок к отчаянию. Этими минутами я обязан Петербургу, и за них я полюбил его так, как разлюбил Москву за то, что она даже мучить, терзать не умеет. […] Петербург поддерживает физически и морально лихорадочное состояние» (А.И. Герцен «Москва и Петербург», 1842)

В своём исследовании ученый проследил критерии выделения «Петербургского текста» в русской литературе и привел часть наиболее употребительных элементов, «легко подкрепленных многочисленными примерами, как из Достоевского, так и из многих других авторов» [3]. Основными элементами стали отрицательные и положительные понятия внутреннего состояния, природы, культуры; общие операторы и показатели модальности, предикаты (чаще с отрицательным оттенком), способы выражения предельности, высшие ценности и элементы метаописания. «В Петербургском тексте они начинают играть особую, ни с чем несравнимую роль. Они выходят из первоначальных своих границ в пределах художественного текста…» [3]

Петербург является местом зарождения огромного количества граней искусства, однако, по мнению Топорова, «двуполюсность Петербурга», т.е. «сотериологический миф («петербургская» идея)» наиболее полно отражена в «Петербургском тексте» литературы.

Полюса понимания Петербурга по Топорову:

1) Признание Петербурга единственным настоящим (цивилизованным, культурным, европейским, образцовым, даже идеальным) городом в России.

2) Свидетельства о том, что нигде человеку не бывает так тяжело, как в Петербурге, призывы к бегству и отречению от него. [3]

 

 







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 408. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия