Студопедия — Глава 4. Сопоставление образов Петербурга Мандельштама и Васильева.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 4. Сопоставление образов Петербурга Мандельштама и Васильева.






Общее в Петербургском тексте:

· Приёмы «звуковой» подачи:

1. Мандельштам: «У меня нет рукописей, нет записных книжек, нет архива. У меня нет почерка, потому что я никогда не пишу. Я один в России работаю с голоса…» [1]

2. Васильев (музыкант, певец, исполнитель): «Я превращаюсь в звук».

· Образы воды и неба играют большую роль;

· Вечность «внутреннего» Петербурга через Петербург «внешний»;

· Образы камня (разные, но единые);

· Тема упадничества и смерти;

· Образ неживого солнца:

1. Мандельштам: «В Петербурге мы сойдемся снова, словно солнце мы похоронили в нем…»

2. Васильев: «Время вышло, а я не успел показать тебе черный цвет Солнца»

 

Особенности «Петербургского текста» и идиостиля Мандельштама:

· Наиболее ярко выражено состояние «маленького» человека;

· Особенная роль отведена архитектуре, воздуху, атмосфере.

· Ведущие художественные приемы: эпитеты, анафора, антитеза.

 

Особенности «Петербургского текста» и идиостиля Васильева:

· Наиболее ярко выражены климатические особенности Петербурга;

· Характерна преувеличенная таинственность и скрытность;

· Определенная роль отведена теме транспорта (рельсы, трамваи, поезда и вокзалы) — движения;

· Ведущие художественные приемы: гипербола, анафора, парцелляция.

 

Основное значимое различие в восприятии Петербурга Мандельштамом и Васильевым заключается в их подачи «Петербургского текста»: так, если Мандельштам через основное «внешнее» восприятие Петербурга раскрывает его «внутренние», скрытые мотивы «Петербургского текста», то Васильев преподносит свой «Петербургский текст» через «внутреннее» понимание и осознание северной столицы, используя при этом лишь некоторые «внешние» реалии города.

 

Заключение.

В результате работы мы пришли к следующим выводам:

· «Петербургский текст» — это константа, варьирующая под субъективным видением автора, использующего его, однако не изменяющая свои основные факторы восприятия.

Разумеется, не существует однозначного определения термину «Петербургский текст». Ученые и публицисты, которые когда-либо рассматривали его аспекты, не давали этому явлению точной формулировки. Следовательно, наше определение является неким обобщенным выводом, к которому мы пришли в ходе данного исследования.

· Если Васильев использует «Петербургский текст» через век после Мандельштама, значит и ещё через века «Петербургский текст» будут использовать другие писатели и поэты.

Проведенный нами анализ доказывает, что основные элементы «Петербургского текста» являются вечными, неизменными. Меняются лишь взгляды на них: во-первых, фактором этого вывода является сама субъективность, т.е. собственное мнение автора на тот или иной элемент, во-вторых, меняется время, проходят годы, вместе с тем изменения происходят во «внешнем» Петербурге, и посредством этого меняется восприятие тех или иных моментов. Так на примере данного исследования можно заметить, что в творчестве нашего современника Александра Васильева тема транспорта наиболее развита, нежели в поэзии Мандельштама, ведь в сегодняшние дни влияние транспорта особенно велико, тем более в таком огромном городе, как Санкт-Петербург. В поэзии же Мандельштама гораздо ярче, чем у Васильева, выражена тема «маленького» человека, что связано с обостренными социальными проблемами начала XX века. Однако такие элементы «Петербургского текста», как вода, небо, воздух, влажность, сырость, упадок, тьма и тлеющая надежда, которые повторяются в творчестве совершенно разных авторов совершенно разных эпох, весьма обоснованно имеют право быть определяющими образами Санкт-Петербурга в русской литературе.

· Следовательно, Мандельштам и Ахматова не могут являться завершителями «Петербургского текста» («Ахматова и Мандельштам как свидетели конца и носители памяти о Петербурге, завершители Петербургского текста» [3]), ведь это интереснейшее явление, возникшее в русской литературе, как и дух самого Петербурга, является вечным по своей сути.

 

 

Список источников:

1) Осип Мандельштам. Сочинения в двух томах. Том первый. / Тула «Филин» 1994

2) Илья Стогоff. Сплин. Биография в стиле барокко. / Санкт-Петербург, «Амфора», 2007

3) В.Н. Топоров. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» / издательская группа «Прогресс» – «Культура», 1995

4) Т.Е. Логачева Русская рок-поэзия 1970-х – 1990-х гг. в социокультурном контексте. Тексты русской рок-поэзии и петербургский миф.

 

 







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 361. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия