Философия в системе культуры, науки и религии
1. Философское мировоззрение: смысл, структура, типология Понятие мировоззрения. Мировоззрение следует считать системным и качественным показателем духовной, нравственной и социокультурной зрелости его носителя - субъекта. И таковым выступает, прежде всего, конкретный человек, отдельный индивид, личность. В качестве субъекта мировоззрения может быть рассмотрена также та или иная социальная, этническая, религиозно-конфессиональная, социально-профессиональная, социально-политическая группа, та или иная общность людей или социум в целом. Удивительно, поразительно и одновременно поучительно многообразие взглядов, подходов и воззрений людей как на отдельные события и явления социальной и природной жизни, так и на мир в целом и свое место в нем. Зададимся серьезным вопросом: почему так происходит и в чем коренятся причины такого многообразия взглядов? Вряд ли мы удовлетворимся грубо материалистической, почти физиологической трактовкой Людвига Фейербаха (1804-1871): «Во дворцах мыслят иначе, чем в хижинах. Если у тебя от голода и по бедности нет питательных веществ в теле, то и в голове твоей, в твоих чувствах и в твоем сердце нет пищи для морали». Различие взглядов на одни и те же давние исторические события, а тем более на современные, болезненные и острые общественные вопросы, порой диаметрально противоположно. Выдающийся русский философ и писатель К.Н.Леонтьев (1831-1891) в своей работе «Византизм и славянство» приводит на сей счет весьма интересные и знакомые нам примеры: «...школа, и стихи, и множество статей и романов приучили всех нас с ранних лет с содроганием восторга читать о Марафоне, Саламине и Палатее, и, отдавая все сочувствие наше эллинским республиканцам, смотреть на персов почти с ненавистью и презрением» [1]. И в то же время в морском сражении у Саламина, когда разыгралась буря, «персидские вельможи бросались сами в море, чтобы облегчить корабль и спасти Ксеркса... они поочередно подходили к царю и склонялись перед ним, прежде чем кинуться за борт... Герцен справедливо зовет это персидскими Фермопилами. Это страшнее и гораздо величавее Фермопил!» [ 2]. Мы видим здесь силу идеи, силу убеждения, большую, чем у самих сподвижников Леонида; ибо гораздо легче положить свою голову в пылу битвы, чем обдуманно и холодно, без всякого принуждения, решаться на самоубийство из-за религиозно-государственной идеи!». На великую роль идей, их значимость в выработке жизненного мировоззрения указывал материалист К. Маркс в одной из своих ранних статей «Коммунизм и аугсбургская "Allgemeine Zeitung"»: «... идеи же, которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть, - это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им» [3]. Конечно, такие муки человек испытывает в экстремальных общественных и личных жизненных обстоятельствах, когда субъективные желания человека восстают против объективных воззрений его собственного ума, собственных убеждений, собственной совести. Мировоззрение - это сложное, системное и интегральное духовное образование общественного и индивидуального мировидения, миросозерцания, миро отношения и миропереживания. В своем содержательном аспекте мировоззренческие позиции представляют собой совокупность принципов, обобщенных знаний и взглядов; ценностей, норм и идеалов; убеждений и верований; настроений, стремлений и надежд. Ключевое значение в мировоззрении имеет поиск и обретение смысла жизни человека, постижение смысла истории, судьбы своего народа и человечества в целом. Тем самым мировоззрение определяет исходные параметры программы поведения и ориентиры действия людей. В мировоззренческой структуре следует выделить несколько взаимосвязанных блоков: 1. Познавательный блок, базирующийся на обобщенных знаниях повседневно-обыденного характера, профессиональных и специальных знаниях и знаниях научного, теоретического уровня. Знания - не только фундамент мировоззрения, но и крылья творческого, активного миро отношения человека, практического умения соотнести каждый значимый фрагмент бытия с целостной и универсальной картиной мира. 2. Ценностно-нормативный блок выполняет оценочную, регулятивную, ориентационную и направляющую роль в мировоззрении. Ценностные ориентации выражают помыслы, поступки и взаимоотношения людей по поводу значимости и оценки (положительной, абсолютной или относительной, нейтральной или отрицательной) тех или иных явлений и предметов духовного и материального порядка в жизнедеятельности человека. Спектр ценностей человека необозрим и имеет устойчивую тенденцию к расширению и возвышению. В качестве базовых ценностей выступает самая жизнь человека, его безопасность, качество и уровень жизни. Ценностное основание и значение для человека имеют все стороны и грани его жизнедеятельности. Ценностное отношение человека к миру и самому себе формируется в определенную иерархию ценностей. Ее вершину венчают высшие устремления человека, ценности абсолютного характера - Добро, Красота, Истина и Любовь, как их связующая нить. Ценностная структура фиксируется в идеях, идеалах и представлениях о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни, свободе человека и справедливом общественном устроении. Социальные нормы и установления придают им силу нравственного, религиозного и правового повеления. 3. Мировоззрение - это не только мировосприятие и мировидение, познавательный и ценностный способы освоения мира, но и мироощущение человека. Человеческое отношение к миру и себе самому не только рационально, но всегда образно-эмоционально, чувственно-созерцательное. По своей сути это не только проживание, а всегда переживание, глубокое или слабое постижение всеобщего, универсального и целостного в чувствах, эмоциях. Известно, что Софокл скончался под грохот аплодисментов и приветствий, венчавших его драматургический гений. А упомянутый выше персидский царь Ксеркс умер... от безудержного смеха. Глубокие переживания свойственны и братьям нашим меньшим, животным. Так, в Лондонском королевском зоопарке царь зверей - лев скончался...при виде подходящего к нему ветеринара с огромным шприцем для инъекций. Вскрытие обнаружило обширный инфаркт миокарда. Можно представить себе, каким ранимым и хрупким является внутренний строй душевно-духовной жизни человека, каким испытаниям он подвергается, особенно в периоды общественных потрясений, крушения личных планов и надежд. Неслучайно Блез Паскаль назвал человека «тонким мыслящим тростником». 4. Завершающим компонентом мировоззрения является практическое, деятельное, активное отношение человека к миру, реализующееся в различных сферах жизнедеятельности. Как говорится, вера без дел мертва, а убеждения, существующие только на кончике языка, являются простым сотрясением воздуха. Без практической составляющей мировоззрение обречено на абстрактный, отвлеченный и созерцательный тип поведения человека. Философия и мировоззрение. Философия самым тесным образом связана с мировоззрением. Выражая миро отношение человека она выступает не только базовым и глубинным основанием определенного типа, уровня и любой формы мировоззрения. Философия сама является наиболее зрелой и адекватной, интеллектуальной формой мировоззрения. В определенной мере в философии находит свое завершение целостность духовности. В отличие от других типов и форм философское мировоззрение характеризуется целостностью, широтой и обоснованностью взглядов, оценок и принципов видения и понимания человеком мира и своего места в нем. Философское мировоззрение претендует на теоретическую обоснованность не только содержания, но и самих способов достижения обобщенных знаний о мире в единстве интеллектуально-познавательного, ценностного, образно-эмоционального и духовно-практического опыта людей. Философия дает возможность прояснить характер и специфику мировоззренческих структур, которые определяют человеческий образ мира, образ человека и образ жизни людей в ту или иную историческую эпоху. Вместе с тем философия выполняет свою генеральную функцию рефлексии (осознания и самопознания) над их глубинными, предельными, абсолютными основаниями, в системе которых человек осознает, оценивает, осмысливает, переживает, приводит в целостность явления действительности, попадающие в сферу его опыта. Философское мировоззрение определяет восприятие мира, его понимание и переживание с помощью универсальных категорий как предельно общих понятий. Философские категории аккумулируют исторически накопленный и социально осмысленный человеческий опыт познания и практики. Они фиксируют наиболее общие характеристики как субъект - объектных так и субъект-субъектных отношений человеческой деятельности, поведения и общения. В мировоззренческом плане философия выступает системным видением и отражением мира в законах, основополагающих принципах, мыслеобразах, идеях, понятиях, категориальном и концептуальном постижении бытия мира и человека. Тем самым она является наукой и искусством мышления, формой культуры, методологией и логикой познания субъектом мира. Философия в своем устремлении к истине всегда предстает как особый, идеальный настрой духа, души, чувств и ума человека. В философском отношении к жизни научно-теоретический компонент познания органично связан с эмоционально-ценностным переживанием человеком себя и мира, предстает особым духовно-практическим способом освоения реальности. Философия являет собой поистине уникальный сплав всех компонентов духовного мира человека в его целостном, смысловом, ценностном, эмоционально-волевом, познавательном и духовно-практическом выражении. Мировоззрение формируется и развивается под воздействием многообразных факторов и условий. Вследствие этого личность каждого человека и его мировоззрение уникальны и неповторимы. Поэтому нет возможности, да и необходимости, охарактеризовать все разнообразие мировоззренческой ориентации. В философском плане следует сформулировать наиболее устойчивые и выверенные историческим опытом основные типы мировоззрения, миро отношения человека как субъекта к бытийной реальности. Первый тип - назовем его материалистическим, характеризует отношение субъекта к миру как объективной реальности, воздействующей и определяющей сознание и поведение человека. Самая «материя» природной и социальной жизни, условия макро- и микросреды жизнедеятельности человека оказывают решающее влияние на его формирование. Все в мире есть порождение вечной и бесконечной в своих взаимопревращениях, неуничтожимой и несотворимой материи. И сам человек, и его сознание - лишь «высший цвет» материи. Данный тип мировоззрения в различных формах и разновидностях является наиболее распространенным и характерным. По насмешливому определению В.И.Ленина, приводимому им в работе «Материализм и эмпириокритицизм», философский материализм является самой верной и ясной «формой мировоззрения для каждого человека, не побывавшего на выучке у идеализма или...в сумасшедшем доме». Второй тип мировоззрения можно определить как восприятие субъектом данности мира как субъективной реальности, реальности собственных мыслей, образов, ощущений, восприятий. Человек как бы живет в «скорлупе» собственного сознания, а мир предстает перед ним миром собственных представлений и собственной воли, проекцией самого себя. Данный тип является по своему существу субъективно-идеалистическим. «Cogito ergo sum» - я мыслю, следовательно, существую. Так выразил его основную установку французский философ-рационалист XVII в. Рене Декарт. В своей крайней форме субъективно-идеалистический тип мировоззрения доходит до формулы солипсизма, когда реально признается существование только своего собственного «Я». Некоторые остряки иногда подшучивали над великим немецким философом И.Г. Фихте (1762-1814), спрашивая, признает ли он реальное существование...своей жены? И, наконец, можно выделить третий, пожалуй, самый сложный и интригующий тип мировоззрения, который является объективно-идеалистическим, религиозно-философским в своем основании. Субъект, человек воспринимает мир не столько в его феноменальной бытийственности, таким как он представляется, сколько и прежде всего как трансцендентную реальность. В объективном идеализме мир идей (разума, духа) порождает мир вещей (Платон, Гегель). В религиозно-философской трактовке трансцендентное рассматривается как онтологическая сверх категория сущего, как то, что лежит за всеми родами бытия, как сверх бытие. В таком понимании схватывается полнота бытия в его единстве, истинности и благе, как подлинный божественный лик, в котором Бог «возвещает о себе», а природная, социальная и человеческая сущность предстает как проекция или творение божественного. В философском разрезе мировоззрение можно классифицировать также по различным основаниям, которые положены в его фундамент. Обычно выделяют природоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм и сциентизм. Тем самым мировоззренческие ориентации как бы «центрируются» через природу, Бога, человека, общество или различные типы знания, как правило, в виде научной рациональности. Формы мировоззрения исторически, генетически, по своему содержанию и уровню, по сферам жизнедеятельности человека многообразны и весьма специфичны. Можно говорить об обыденном, жизненно-повседневном мировоззрении, основанном на здравом смысле и эмпирическом опыте. Следует особо выделить теоретический, научно-обобщенный уровень мировоззрения. Правомерно говорить о религиозном, художественном, экономическом, экологическом, политическом, правовом, научном мировоззрении. В зависимости от субъекта, носителя мировоззренческих ориентаций, это может быть индивидуально-личностное и социально-групповое мировоззрение, национальное, религиозно-конфессиональное, профессиональное, сословное, классовое, региональное, мировое и глобальное. И этим далеко не исчерпывается перечень возможных модификаций сознания. Мировоззрение исторически конкретно. Оно вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьезные изменения. Мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантов. Конкретные люди приходят к философским раздумьям, занятиям философией разными путями. Но есть также общий путь, по которому человечество пришло к философии. И начало этого пути лежит у истоков мировоззрения древнейших сообществ людей, которое принято характеризовать как мифологическое. Мифологическое и религиозное мироощущение способствовало и предшествовало философскому осмыслению мира и появлению самой философии. Миф как изначальная форма освоения мира человеком. Мифология (от греч. мифос - предания, сказания) была первой исходной формой миропонимания у всех древних народов. У человечества, к сожалению, пока нет фантастической «машины времени», которая бы уносила подобно веселым героям известной комедии Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» во времена Ивана Грозного, в далекий XVI век. Весьма мистическими и символическими представляются и «Центурионы» Нострадамуса (1503-1566), в туманной дали которых «просматриваются» события аж 7-го тысячелетия. Но так хотелось бы побывать в пещере первого разумного человека, понять мир его мыслей и переживаний, увидеть начальные проблески первых философских озарений, почувствовать его духовный и образно-эмоциональный мир. Конечно, история оставила любознательному потомку немало следов в виде памятников культуры, письменности, первоисточников и документальных свидетельств, на которых, можно сказать, «запеклась кровь» событий. Но главное, через них проступает дух как живой нерв времени, эпохи, культуры, народа. Уже первобытный человек жил напряженной духовно-нравственной жизнью, формировался его язык, на котором с помощью труда оттачивалось лезвие его мысли, формировалась культура, зачатки знаний, зарождались искусство и первые религиозные верования. И об этом убедительно свидетельствует сравнительная история генезиса и содержательных аспектов большинства известных мифов различных народов в период родоплеменной организации их общественной жизни. Сравнительный анализ сюжетных линий, мотивов и образов в таких выдающихся памятниках культуры как древнеиндийские «Веды», гомеровские «Илиада» и «Одиссея», древнеславянская «Велесова книга», былинный эпос и сказания, пантеоны языческих божеств и героев у различных народов - подтверждает: все мы родом из детства, детства человечества. Исторически детство человечества оказывается весьма созвучным и близким детству каждого отдельного человека. Как ребенок в раннем детстве воспринимает мир образно и эмоционально, не вычленяя еще себя как личность в целостно-обобщенном миропонимании и мироощущении, таковы были и первые сообщества людей. Ведь все дети - художники, фантазеры, они любознательны, они преисполнены удивления, образы и символы переполняют их. В онтогенезе развития отдельного человека этот период начинается с 1,5-2 лет и завершается к пяти годам. (Онтогенез - процесс развития человеческого организма и личности человека в его индивидуальности, кратко воспроизводящий все стадии предшествующего зарождения, происхождения и становления). В филогенезе становления рода человеческого этот процесс растянулся на многие тысячелетия. (Филогенез - процесс формирования человека как исторического, родового и общественного существа в целом.) Мифы все возникают из настоятельной потребности людей понять и объяснить происхождение мира, природы, людей, устройство мира, предсказать судьбу человека. В мифе человек не выделяет себя из окружающего мира, он слит с ним в единое, целое, неразрывное. В нем нет абстрактных понятий, все очень конкретно, персонифицировано, одушевлено. Мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. В мифе причудливо соединились зачатки знаний, первичных религиозных верований, художественные постижения, взгляды на мир природы и общественную жизнь в различных проявлениях, первые философские прозрения. Это действительно уникальная, чудесная, нерасчлененная, универсальная (синкретическая) форма общественного сознания. В ней видится поразительное сходство человеческих душ всех времен и народов. И вряд ли здесь можно говорить о некоем заимствовании, а вернее, можно усмотреть момент сходства архетипических образов и уловить единую смысловую нить. Поэтому миф не есть продукт невежества, суеверия или обмана. По глубокому и верному замечанию И. Гердера (1744 - 1803) «миф является выражением детского века человечества, философским опытом души, которая видит сны, прежде чем проснется». И если отвлечься от внешней оболочки, обрядности и атрибутики мифологем и первых религиозных верований, то можно обнаружить поразительное сходство, вплоть до тождественности, их глубинного внутреннего смысла. И здесь можно сослаться на К. Юнга, который характеризует архетипы как типичные образы, наследуемые формы и идеи, которые «заполняются» конкретным жизненным опытом и определенным содержанием. (Юнг Карл Густав (1875-1861) - создатель аналитической психологии, учения о коллективном бессознательном архетипах, в которых хранится древнейший опыт человечества.) В мифах с особой силой и интенсивностью выражалось стремление древнего сознания к единению с трансцендентным миром, миром, всегда обладающим для человека мистической притягательностью. Логика Юнга однозначно приводит к выводу, что мифотворчество - это непрерывный процесс. Он свойственен человеку во все времена. Диалектикой социально-исторического развития мифа десятки лет занимался советский русский философ А.Ф.Лосев (1893-1988). По его признанию миф - не идеальное понятие, это есть сама жизнь. Это «энергийное самоутверждение личности» в «выразительных функциях», это «образ личности», а не субстанция. Миф есть в словах данная личностная история. Он есть чудо, как чудом и мифом является весь мир [3]. Миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, всегда эмоционален, жизнен. Он олицетворяет, обоготворяет, чтит или ненавидит, злобствует или восхищается. Мифическое сознание совершенно непосредственно, наивно и общепонятно, жизненно практично. Религиозное мировоззрение. Важнейшим первоистоком и компонентом мировоззрения является вера, понятая и принятая не в прагматически утилитарном и даже не в светском и научном выражении, а как религиозная вера вообще. Религиозная вера есть внутренне присущая человеку связь с сущей Истиной (от лат. religare - связывать), которая конституирует собственное «Я» с абсолютным бытием, Богом как высшим существом. Когда религиозная вера становится внутренней доминантой духовного мира и жизни человека, мы вправе говорить о религиозном мировоззрении. Великий русский философ В.С. Соловьев предложил основательно выверенное определение религии: «Религия, говоря вообще и отвлеченно, есть связь человека и мира с безусловным началом и средоточием всего существующего». Когда говорят о религии как форме общественного сознания, то при этом имеют в виду понятия Бога и бессмертия, и то, что связано с этими понятиями. Именно они составляют убеждение всех народов мира, оказывают влияние на их мысли и дела. Все это возвышает и облагораживает дух нации, пробуждая в ее душе чувства достоинства, не позволяя народу унижаться и унижать, что способствует возвышению чувства истинного достоинства каждого народа и каждого индивида. Религиозная вера поднимает нравственность и ее мотивы на новую, более величественную высоту. Религиозные побуждения преисполнены утонченными чувствами, которые у настоящего верующего обретают более мягкие тона человечности и доброты. Религия формирует духовный мир человека. Религиозные верования, по существу, стали первой формой осмысления человеком мира. Согласно последним научным данным они возникли около 40-50 тысяч лет тому назад. Появление религии было обусловлено таким уровнем и качеством человеческого мышления, когда человеческий интеллект оказался способным отделить свою мысль (в виде образа, символа, фетиша, слова) от окружавшей его реальной действительности. В дальнейшем, по мере своего развития, человек мог конструировать собственные представления об окружающей его среде, опираясь не на предметы, вещи, явления, а оперируя продуктами умственной деятельности, то есть образами, фетишами, словами, символами. В течение многих тысячелетий религиозные верования носили политеистический характер. Это означало, что у каждого рода и племени существовало несколько богов, которым поклонялись. Религию этого периода в ее истории, строго говоря, еще нельзя считать концептуально сформировавшимся мировоззрением. Это было скорее мироощущение, которое можно характеризовать как натуралистическую религию, природную религию. Но важно при этом понять, что в мире нет без религиозных народов и нерелигиозных периодов в историческом процессе. Уже в изначальных формах религиозных верований религия выражала потребность человека в священном (сакральном). Она формировала и устанавливала особую, духовно-практическую связь между людьми, основанную на священном отношении и безусловном принятии высших ценностей. К таковым обожествляемым ценностям в процессе религиозно-духовного восхождения человека относились природные стихии и явления, живые существа, идеи, мир в целом. Эволюция религиозного сознания и переход к монотеистическим религиям, в частности, к христианству, раскрывает диалектику божественного и человеческого, отношение между идеальной стороной бытия и земным существованием человека. Тем самым религия входила в само основание человеческой истории и культуры, творя наиболее значимые и высшие идеалы для общества и человека. Невозможно понять дух и культуру народа, если не знать его религиозной веры и идеалов. Религия - явление всечеловеческое и всемирное. Историю человеческого рода как таковую невозможно переписать, обезбожить, лишить ее глубинного смысла и назначения. Так, наша цивилизация, несмотря на все отступления и преступления последних двадцати столетий, навсегда усвоила свое наименование как христианская. Пришествие в мире Христа-Спасителя разделило всемирную историю на две эпохи - до и после Рождества Христова. Боговоплощение придало истории подлинный смысл, дало людям спасительную возможность обновления и преображения. И если быть чутким и честным в оценке всех исторических извивов прошедших двадцати веков, то следует признать, что христианство стало для европейской цивилизации не только духовным истоком, но именно оно сделало для культурного и нравственного развития, распространение наук и искусств гораздо больше, чем все социальные перевороты, законодательные акты и ученые труды вместе взятые. То же самое мы можем сказать в отношении ислама, индуизма, буддизма, конфуцианства и других религий в жизни исповедующих их народов. Сошлемся на авторитетную оценку роли религии, данную Эрихом Фроммом (1900-1980): «Я верю, что разум не может быть действенным, пока у человека нет надежды и веры. Гёте был прав, когда говорил, что глубочайшее различие между историческими периодами состоит в различии между верой и безверием, что все эпохи, в которых преобладает вера, - блестящи, возвышенны и плодотворны, тогда как эпохи преобладающего безверия проходят бесследно... «XIII век, эпоха Возрождения, эпоха Просвещения, несомненно, были эпохами веры и надежды. Воистину, где нет веры в человека, вера в машины не спасет нас от гибели; наоборот, такая "вера" лишь ускорит конец» [4]. В преодолении современного кризиса, исторических нестроений, особенно в российском обществе, особое место занимают религия и философия. Ибо в их «ведении» находится то, что неподвластно времени и «суете сует»: проблемы смысла истории, судьбы народа, смысла жизни человека, извечные проблемы добра и зла в их соотнесенности с абсолютным и безусловным. Сошлемся на очень важную в этом отношении мысль русского философа и священнослужителя В.В. Зеньковского: «Мы как бы стоим на пороге (а может частично уже и переступили этот порог) философских построений, определяемых озарениями, дарованными нам Православием» [5]. Связь с Абсолютом, Богом как высшим существом основывается в религии на вере и культе, догматах и обрядности, через соответствующие формы организации и учреждения религиозной жизни (церковь, приходы, общины). Исключительно важное значение в монотеистических религиях имеет Священное Писание (Святой Закон Торы у иудеев, Библия у христиан, Коран для приверженцев ислама) [6]. Священные книги не только памятники культуры. Так, Библия для христианских народов является живым родником совести. В ней нет места аристократии и демократии. Библейские истины веры и религиозные заповеди полны глубокого смысла, поучительного назидания в жизнестроительстве человека и мира. Вероисповедные и обрядовые нормы в Православии всегда служили задачам формирования у верующих ясных и светлых мировоззренческих ориентаций. Несмотря на все сложные повороты русской истории, такие ориентиры никогда не уходили из нашей культуры, социального устроения, хозяйствования и повседневной жизни людей. Как общественно-историческая форма мировоззрения религия родственна и близка к философии, но и различия ее с философией весьма существенны. Философия и «тайноведение». Философия как наука, учение, форма сознания, искусство и культура мышления всегда открыты ищущему и думающему человеку. В ее предмете нет каких-либо особых и сокровенных тайн, которые составляют некую «эзотерическую» идею или теорию, предназначенную только для посвященных или узкого круга избранных. Однако с глубокой древности и по настоящее время бытуют течения и направления в «философии и науке», которые «официально» присвоили себе «статус» сокровенного, тайного, мистического знания и познания. Само слово мистика греческого происхождения (mystikos - таинственный). Таинственностью и загадочностью характеризуются способы и формы общения человека с таинственными и непознанными существами и объектами. Адепты этих учений признают существование в мире сверхъестественных и недоступных научному исследованию и религиозному постижению различных феноменов и сил. Они разрабатывают свои, особые «практические» способы взаимодействия с ними. К таким способам с древности относят магию, оккультизм, спиритизм, экстаз, одержимость, озарение, медитацию и даже галлюцинации. В связи с тем, что мир непознанного и непостижимого не уменьшается, а более того, с ростом научного познания даже увеличивается, все большую популярность приобретают так называемые пара научные (в частности, более широко известное парапсихологическое направление), телепатические, экстрасенсорные и другие способы «тайноведения». На рубеже XIX-XX веков «тайноведение» было возведено даже в ранг наук под названием теософии и ее составной части - антропософии. Собственно теософией именуют учение Е.П. Блаватской (1831-1891), а создателем антропософии является немецкий оккультист Р. Штайнер (1861-1925). В рамках теософии и антропософии утверждается, что «тайноведение» является точной и опытной наукой, т. к. некоторые свои исходные тезисы она выражает на языке естествознания. Однако следует сделать весьма существенное уточнение, чтобы рассеять напускной туман странности и показной мистики вокруг этих учений. Само наименование теософии и антропософии является неоправданным, так как оно имеет дело не с Богом, не с человеком, не с наукой в ее подлинном значении, а с неким Космосом как своеобразным «пограничным» состоянием. Теософия и антропософия дают описание и наукообразное знание о строении и космической эволюции, тонких энергиях и полях [7]. Но они изначально обречены на то, чтобы странствовать по бесконечным «коридорам», открывать все более «тонкие» планы и схемы бытия. Свет богопознания и научного исследования подавляется здесь фактом мифопознания, иллюзией познания, натурализацией духовного и божественного, что в принципе недопустимо. Авторитет церковной веры подменяется здесь авторитетом «учителей», а предмет веры (Бог-Творец) - сводится к иерархии неких высших сил.
|