Структура современного философского знания
Системность и целостность философии. Философия в своем системном, научно-теоретическом виде может быть представлена в единстве основополагающих принципов, проблемного поля философских вопросов, структуры и главных разделов философского знания, метода и способов философского постижения бытия мира и бытия самого человека. Первые философские системы возникают в VI-V веке до н.э. Давайте более пристально всмотримся в характер и всемирно-исторический смысл эпохи этого времени. Первое тысячелетие до н.э. и, особенно период пяти веков (от 800 до 200 г.) до н.э., немецкий философ К. Ясперс (1883-1989) характеризует как «осевое время». «В это время происходит много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии. В Индии возникли Упанишады, жил Будда... в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки - Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя; в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, Фукидида и Архимеда. Все, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга» [8]. Первоначально философия включала в себя все области совокупного человеческого знания о мире, природе, обществе и самом человеке. Она зарождалась, и длительное время действительно была синонимом становящейся науки и теоретической мысли. Неслучайно поэтому философия считается «матерью» всего разросшегося и дифференцированного древа познания о самых различных сторонах бытия. По мере своего развития эти знания со временем сами становятся объектами специальных наук. Вместе с тем, с отпочкованием от философии и выпадением из ее материнского лона самостоятельных наук и специальных дисциплин шел процесс собственного предметного самоопределения философии. Не утрачивая своего главного назначения, статуса и функций, формировалось ее проблемное поле, уточнялся круг основных вопросов, определялись взаимосвязи с наукой, религией, политикой и правом, социальной практикой и культурой. В процессе становления и развития философии сложился традиционный или классический инвариант систематики и структуры философского знания. Выделим и охарактеризуем его базовые и сквозные компоненты, представляющие «ядро» философии. 1. Философская онтология, или учение о бытии (ontos -сущее; logos - учение, закон, слово). Главный вопрос онтологии - это вопрос о сущности бытия, что существует подлинно, а существование чего является кажимостью, иллюзией? Что собой представляет целостная, обобщенная картина мира? Каковы обобщенные образы бытия и его важнейших частей - природы, общества, человека в их взаимосвязи и взаимодействии? Каковы основные формы и структурные уровни бытия, направленность их изменений и развития? Человек, будучи одухотворенной частью бытия (мира), в своем взаимодействии с миром пытается выявить и понять наиболее общие предпосылки бытия, ставит вопросы о сущности и происхождении мира, что лежит в его основе, куда он движется, каковы его судьбы. В историко-философской традиции, идущей от Аристотеля, онтологическая проблематика разрабатывалась в рамках метафизики. Метафизика (в переводе с греческого буквально означает то, «что идет после физики») изначально трактовалась как высшая, первая философия, особая наука о сверхчувственных, умопостигаемых принципах и неизменных началах бытия. Впоследствии, особенно начиная с Гегеля, метафизике придается негативное представление - как философии, неадекватной в своей рассудочной умозрительности, не справляющейся с реальными жизненными противоречиями, как неудовлетворительному конкуренту диалектике. Однако последующее развитие философии, опыт уже прошедшего XX века, возрождает потребность в метафизике, метафизическом осмыслении сверхчувственных, устойчивых и воспроизводимых форм бытия вообще, человеческого бытия, в особенности. 2. Философское учение о познании – гносеология (от греч. gnosis - знание и logos - учение, закон, слово). Как раздел философии гносеология на передний план выносит главный вопрос познания - об истине. Она исследует сущность, возможность и границы познания, отношение знания к реальности, а также условия, способы и формы достижения достоверности и истинности познания. Философская постановка проблемы познания заключается в поиске предельных оснований и универсальных форм познаваемости мира и обоснованности наших знаний о нем.В зависимости от направленности философской системы познаваемость мира может отвергаться (агностицизм) или подвергаться сомнению (скептицизм). В ведущих философских направлениях идеализма и материализма познаваемость мира признается, но выводится из противоположных начал - из духа или материи. Философская теория познания призвана раскрывать сущность и значение мышления, направляющую роль в его структуре духовного, интеллектуального в жизни человека, общества, народа. Цельное познание вырабатывается на путях единения разума, воли и чувственного созерцания, теории и практики, научной рациональности и истин религиозного опыта духовной и душевной достоверности. Гносеология самым тесным образом связана с праксиологией (греч. praktikos - деятельный) - философским учением о практической, преобразующей, деятельностной стороне отношения человека к миру. Познание и практика в своем единстве являются выражением деятельной сущности человека, способом «включения» человека в мир и специфической формой бытия человека в мире. 3.Философская антропология (от греч. antropos – человек и logos - учение) - важнейший раздел в системе философского знания. По Канту - это итог философствования, когда на основании решения предшествующих проблем выясняется сущность, место, роль и предназначение человека в мире, постигается смысл собственно человеческого бытия. И в этом плане можно считать, что философская антропология была подготовлена многовековым развитием философской мысли, различными вариантами понимания человека в философии и науке. Философскую антропологию можно рассматривать как исходную позицию всей философской системы, наиболее оптимальную точку «входа» во все проблемные пласты и области философского исследования. Антропология выявляет основания целостности человека, взаимосвязь родового, личностного и индивидуального, диалектику природного и социального, телесного, душевного и духовного в человеке. Она раскрывает сложный процесс становления человека как субъекта социального творчества в актах его самоопределения и степенях достижения свободы, само формирования своих способностей и потребностей в основных формах деятельности, общения и мышления. 4.Социальная философия в единстве с философией истории фокусирует свое внимание на рассмотрении качественного своеобразия общества, наиболее общих мировоззренческих и методологических принципов изучения общественной жизни, выяснении закономерностей генезиса и развития социума, осознании смысла, целей и общественных идеалов, судеб и перспектив исторического развития. Философский подход к обществу формирует целостное и комплексное представление об общественной жизни, определяет специфику и характер социальной реальности, направляющую роль в ней духовного и интеллектуального начала. Вне философского анализа изучение отдельных сфер общества - будь то экономика или политика, социальная структура общества или наука и техника, - представляется не завершенным, но и не полноценным. Важно определить не только специфику и целевое назначение основных сфер общественной жизни, но и вскрыть взаимосвязь и взаимоотношения между ними, понять общество как саморазвивающуюся систему во всей ее целостности, сложности и противоречивости как исторического процесса. Философский анализ современного российского общества на переломном этапе его развития позволяет понять, что экономическая, социальная и политическая сферы теснейшим образом завязаны на духовную жизнь общества. Кризис, который переживает Россия, не был бы столь тяжким и длительным, не носил бы системного характера, если бы он не сопровождался и не определялся, в первую очередь, кризисом духа, дефицитом совести, кризисом самого человека. Преодоление ига бездуховности признается сегодня, правда, иногда, только на словах, всеми влиятельными политическими и социальными силами российского общества в качестве самой насущной проблемы. 5.Философия культуры ставит вопросы о том, что такое культура в своей целостности и специфике проявления научного, морального, художественного, религиозного и философского освоения мира человеком. В философском понимании культура предстает как мир человека и мера развития собственно человеческого в человеке. Она охватывает все сферы общественной жизни и существования человека, формируя особое пространство и специфический способ производства, сохранения, трансляции и освоения социокультурных ценностей, смыслов, символов, образцов и норм жизнедеятельности людей. В философском плане важно уяснить взаимосвязь и различия между культурой и цивилизацией как техникой жизни и внешнего обустройства. Особо актуальным становится понимание своеобразия и самобытности национальных культур, сохранения особенностей и традиций русской культуры в условиях нарастающей глобализации современного мира. 6. Исключительно важное место в структуре философского знания занимает аксиология (от греч. axios - ценность и logos - учение, закон, слово) - учение о ценностях. Человеческая жизнь немыслима без целеполагания как конкретного выражения потребностей и интересов людей, непосредственных мотивов поведения. При выборе и реализации целей человек ориентируется на ценности, идеалы и нормы. Человек не только познает мир как сущее, стремится раскрыть его объективную логику, но и оценивает действительность, пытается осмыслить свое существование в координатах ценностного значения. Ценностью для человека выступает положительная значимость или функция явлений духовного и материального характера в системе общественно-исторической деятельности человека. Аксиология как учение о ценностях и философская теория общезначимых принципов определяет направленность человеческой деятельности и мотивацию человеческих поступков. Сами цели и мотивы деятельности людей различаются по тому, какими ценностями направляется воля. Добрая личность ставит себе благие цели. Философская аксиология призвана не только раскрыть и обосновать структуру ценностей, но и выстроить их иерархию. Если бы бытие и благо совпадали, а свобода выбора и воля человека были запрограммированы только на добрые свершения, то такой вариант вряд ли устроил бы человека. Ибо он был бы лишен возможности выбора, свобода и ответственности. Мир ценностей для человека и общества многообразен и глубоко иерархичен. Ценностные основания имеют все стороны и сферы человеческого существования и жизнедеятельности общества. Это и экономика, хозяйство и труд не только в их материальном, предметном, вещественном наполнении и финансово-стоимостном выражении, но и ценностно-целевом и смысловом наполнении. Ценностно-целевые, духовно-нравственные основания имеют без исключения все формы и институты социальности, начиная от семьи, как первичного лона человечности, и завершая человечеством в целом. Человек не может жить во всей полноте и глубине своего существования в мире только относительного, условного и преходящего. По выражению одного из основателей современной аксиологии В. Виндельбанда (1848-1915) «релятивизм - это смерть философии, поскольку она может существовать лишь как учение об общезначимых ценностях». С особой силой и выразительностью ценности проявляют себя в духовной жизни общества и человека. Ценностными формами сознания традиционно считаются наряду с философией религиозное, нравственное и художественно-эстетическое сознание. 7. Особое и значительное место в структуре философии занимает история философии. Ее удивительный путь в три тысячи лет - это история самосознания человеческой культуры, в конечном счете, - сама мировая история. Философия в своем становлении и развитии определялась не только личностным и социальным запросом, социокультурным контекстом времени, эпохи, переживаемых народом, обществом и человеком. Развитие философии диктовалось и внутренней логикой ее собственного само развертывания, уточнения основополагающих принципов, обоснования и углубления базисных положений, определенных закономерностей и выводов. Историзм позволяет развернуть предмет философии, рассмотреть ее содержательную и смысловую канву в последовательном развитии, не только как итог и готовый вывод интеллектуального восхождения, а как процесс и результат живого человеческого духа той иной эпохи культуры, народа. Философия, по Гегелю, и есть «эпоха, схваченная в мысли». История философии позволяет глубже понять круг ее теоретических и методологических вопросов, логику развития самой философской мысли, социокультурный контекст времени, единство и преемственность историко-философского процесса. Осмысление центральных проблем, встававших перед философией того или иного периода, методов и способов их решения, дает представление об исторических типах философии и своеобразии философской мысли разных народов на различных этапах их исторического развития. Так, например, осмысление истории русской философии позволяет раскрыть ее истоки, эволюцию и характерные черты русского философствования в течение всей тысячелетней истории отечественной философии, показать русскую философию как самобытную страницу мировой философии. Оригинальность русской философской мысли изначально выражалась в поиске гармонии духовного и материального начал бытия. Цель философии рассматривалась в возможности не только познания истины (правды), но и как жизнь в истине (по правде и совести). Философия - это духовная квинтэссенция соответствующего времени, общества, народа, человека. На историческом опыте прошедших эпох, прожитых и пережитых человечеством, в которых уже многое не только состоялось, но и отстоялось, можно глубже понять истоки зарождения философской мысли, самую логику ее развития, те важнейшие проблемы, которые она ставила и решала на том или ином историческом этапе. Вот почему с полным основанием Г.Ф.В. Гегель мог сказать: «Сова Минервы вылетает в полночь» [9]. И в каждую эпоху (древнюю, античную, средневековую, новую и новейшую) различными философскими течениями (направлениями) главные философские вопросы ставятся по своему, осмысливаются по новому, через призму новых потребностей, возможностей и средств их решения. Предельно предметное определение философии как любви к мудрости и мудрости любви означает, что философскому осмыслению должны быть подвергнуты все без исключения проблемы, привлекающие внимание человека и существенно важные для человеческого рода. Тем самым очерчивается весьма обширный и, в принципе, безграничный круг вопросов, достойных философского осмысления и настоятельно нуждающихся в таком постижении. Действительно, философия, как говорится, на каждом шагу, она обнаруживает себя во всех сторонах бытия, в различных сферах жизнедеятельности человека и общества. Реальные философские интересы обращены ко всему многообразию мира, ко всем формам общественно-исторического опыта людей. Философского уяснения требует неисчерпаемый в своих проявлениях мир природы и наиболее волнующие человека проблемы естествознания в его современном состоянии. Древо философского познания, идущее от Декарта и Гегеля, наряду со сквозными линиями и разделами философии включает в себя философию экономики, хозяйства и труда, науки и техники, политики и права, морали и искусства, образования и медицины и т. д. И этим перечень проблем, на которые направлено философское осмысление, не ограничивается. Философия - это открытая и развивающаяся система познания.
|