Соотношение духовного и материального в философии. Материализм и идеализм
Соотношение духовного и материального пронизывает собою всю структуру философского знания. Неслучайно, начиная с Шеллинга [16], оно обретает статус основного вопроса в философии. Чтобы правильно понять суть основного вопроса в философии, который уже столько веков «мучает» и философов (да и студентов), разобраться в том, не надуман ли он, не ищем ли мы черную кошку в темной комнате, заведомо зная, что ее там нет, следует оттолкнуться от вполне доступных и наглядных позиций. В философии всегда взаимодействуют два противоположных, но дополняющих друг друга угла зрения: 1. Направленность сознания человека вовне, т.е. на мир как таковой, формирование, построение той или иного образа мира, того или иного его среза (философского, религиозного, естественнонаучного, экономического, социального и т. д.); 2. Обращенность сознания внутрь, к самому человеку, к своему собственному духовному миру, стремление понять себя. Кто «Я»? Зачем «Я»? Причем во взаимоотношении «мир – человек» последний предстает не как рядовая часть мира в ряду других вещей, а как бытие особого рода. С одной стороны, человек, как и другие тела, природное, физическое, телесное, живое, чувствующее существо. Но его особое и специфическое бытие заключается в том, что он мыслящее, страдающее, волящее, верующее, испытывающее укоры совести, духовно-нравственное существо. Непременным сущностным свойством отношения «человек - мир» является его внутренний личностный аспект. Он выражается в рефлексии и саморефлексии - в сознании и в самосознании человеком самого себя, своего внутреннего духовного мира, правдивого анализа и самоанализа своих душевных состояний и переживаний. Действительно, в каждом из нас живет «внутренний человек», он живет и говорит голосом совести, искренности, правды. Следовательно, основными полюсами, создающими поле философского напряжения мысли, выступают, с одной стороны, мир внешний по отношению к человеческому сознанию и, с другой стороны, мир внутренний (психический, субъективный, духовный). Любая проблема или вопрос, которые мы подвергаем философскому испытанию содержит в себе сочетание этих внутренне нерасторжимых сторон. Пахнет ли роза, когда мы ее не обоняем? Сладкий ли сахар? Белый ли снег? Что есть рынок? Что такое истина? И круг таких вопросов беспределен, но в каждом из них имплицитно присутствует соотношение объективного и субъективного, материального и духовного, бытия и сознания, «Я» и «не-Я». Биполярность философского познания заострена, выступает рельефно как универсальная взаимозависимость и взаимодействие человека и мира, субъекта и объекта, духа и материи, сознания и бытия. Вот почему данное соотношение может быть рассмотрено в качестве общей формулы абстрактного выражения любой значимой философской проблемы. Вот почему в определенном смысле оно составляет основной вопрос философии. Д иалектическое развертывание соотношения духовного и материального можно считать предметообразующим и системообразующим принципом философского знания. Сущность основного вопроса философии Ф. Энгельс сформулировал следующим образом: «Великий, основной вопрос всей, в особенности, новейшей философии - есть вопрос об отношении мышления к бытию» [17]. Важнейшим его содержанием является альтернатива: что является первичным - дух или природа? Основной вопрос философии раскрывает тем самым различное отношение человека как существа наделенного сознанием к миру, бытию, воспринимаемых в качестве объективной или субъективной, или трансцендентной реальности. Основной вопрос философии имеет и вторую важную сторону. В ней заключаются основные принципы практического, познавательного, теоретического, художественного, религиозного, ценностно-ориентационного и других способов и методов освоения мира человеком. Один из ведущих принципов, определяющих данную сторону основного вопроса философии, - это принцип познаваемости мира. Действительно, отношение мышления к бытию, отношение наших мыслей об окружающем мире к самому этому миру, - одна из основополагающих философских проблем. Адекватны ли наши представления и знания о мире самому миру, может ли человек иметь исчерпывающее знание о мире, знание подлинное и истинное, познаваем ли мир в принципе? Конечно, все содержание философской проблематики не может быть сведено лишь к основному вопросу философии в обозначенных нами двух главных его аспектах, в простой проекции их методологических позиций на все проблемное поле философии. И все же от характера и сути ответов на поставленный вопрос зависит не только различение, классификация, но и уяснение подходов и взглядов тех или иных философов. Философия являет себя в различных направлениях и системах, школах и течениях, стилях мышления, в многообразных и зачастую противоположных ориентациях и подходах. Может резонно возникнуть вопрос: а существует ли некая общая, научная и единая философия? Ведь никто не в состоянии увидеть мировой универсум как некий единый организм в его беспредельности и бесконечности, охватить этот мир в каком-то окончательном, завершенном и всеобще значимом знании. Не в силах человека и свести воедино различные точки зрения, подвести некий окончательный итог. С французским остроумием Ж. Ж. Руссо представлял это философское многообразие в виде базарной площади, на которой каждый кричит свое: «...идите ко мне, только я один никогда не ошибаюсь. Один утверждает, что тел вообще нет в природе и что все есть мое представление о них; другой, что нет ни иного вещества, кроме материи, ни иного Бога, кроме вселенной. Этот заявляет, что не существует ни добродетелей, ни пороков, и что добро и зло в области нравственности - это выдумки; тот - что люди - суть волки и могут со спокойной совестью пожирать друг друга» [18]. Прислушаемся, однако, к Гегелю, который считал, что многообразие философских систем и учений не наносит ущерба философии, а, скорее, наоборот, оно, безусловно, необходимо, составляет ее сущностные черты. Материалистическое и идеалистическое направления в философии отличаются друг от друга принципиально разными ответами на вопрос о соотношении духа и природы, мышления и бытия, сознания и материи. Оригинальным, научно обоснованным и завершенным представляется диалектико-материалистическое понимание мира. Материализм в его развитой форме и наука имеют одно и то же представление бытия. (Материализм от лат. materialis - вещество, материал. Одно из главных философских направлений, признающих объективность, первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, существующей вне и независимо от сознания и выступающей первоосновой действительности. Согласно материализму мир есть движущаяся материя, духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи - человеческого мозга.) По Энгельсу, бытие есть вообще открытый вопрос с той границы, где прекращается наше поле зрения. Поэтому бессмысленно говорить о бытии, если его нельзя воспринять с помощью органов чувств. На этом основании отрицается существование трансцендентного бытия, так как оно выходит за границы объективной реальности. Бытие вне времени и вне пространства и без движения просто не может существовать. Идеализм отводит духовному роль бытийственного (онтологического) и ценностного (аксиологического) первоначала. (Идеализм от греч. idea - вид, образ, понятие - одно из главных направлений в философии. Он исходит из признания первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности (производности) материального, природного, физического.) Идеализм провозглашает духовное подлинным, истинным и высшим бытием, от которого исходит оформленность, системность и порядок, целесообразность и саморазвитие. Идеализм выступает в двух основных философских формах: объективный идеализм и субъективны идеализм. Объективный идеализм (Платон, Гегель) признает существование реального мира вне человека. Но в основе объективной реальности лежит универсальный дух в безличной, надындивидуальной или личностной форме, сознание, разум, идеи, Бог. Субъективный идеализм не признает существование независимого, объективного и реального внешнего мира. Он рассматривается как порождение нашего сознания, духа, познания, выступает своеобразным комплексом ощущений человека (Кант, Беркли, Юм, Мах, Авенариус). Материализм и идеализм, которые принимают за основу всего существующего одно начало - материю или дух, являются монистическими философскими системами. Философскому монизму противостоят концепции, исходящие из признания множества самостоятельных и несводимых друг к другу видов или начал бытия. Такая множественность трактовок бытия и познания являет собою философский плюрализм, который может быть как материалистическим (Эмпедокл - 490-430) так и духовно-идеалистическим (Лейбниц -1646-1716). Особая форма философского плюрализма - дуализм, постулирующий независимость существования материального и идеального. От Аристотеля и Декарта начинается позиция дуализма, заключающаяся в преодолении односторонности материализма или идеализма. Она характерна и для философии таких крупных русских религиозных мыслителей, как Н.О. Лосский и С.Л. Франк. Они считали, что не должно быть абсолютного разрыва и противопоставления между идеальным бытием и бытием материальным. С.Л.Франк говорит о производности идеального и реального бытия от абсолютного бытия, понимая под последним высшее, иррациональное религиозно-метафизическое первоначало. Абсолютное бытие выступает в качестве единства моментов вечности и становления. А идеальное и реальное бытие имеют значение лишь «двух соотносительных и односторонних выражений этого исконного всеединства». Н.О.Лосский характеризует свое миропонимание как конкретный органический идеал - реализм. Реальное бытие при этом существует на основе идеального. Виды реального бытия различны. Это и механические, физиологические и индивидуально-психические, социальные и другие процессы. Они различны и по качеству и месту, по времени и пространству. Однако все эти виды реального бытия «объединены сверх временными и сверх пространственными идеальными началами, образуют единое целое космоса, имеющего единый смысл». Что же касается второй стороны основного вопроса философии - познаваемости мира, то в ответах на него можно выделить три главные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Сторонники оптимистического направления утверждают принципиальную познаваемость мира, безграничные возможности человеческого разума. Нет в мире вещей непознаваемых, а есть лишь, до поры - до времени, пока непознанные. Такую позицию в идеалистическом ключе представлял Гегель. Он полагал, что законы разума суть законы самого бытия. Агностицизм отрицает полностью или частично возможность познаваемости мира в принципе. Мы познаем не самую вещь, а лишь ее действие на нас. А потому познаваемый мир есть только мир наших представлений. Агностицизм получил классическое оформление в философии Юма и Канта. Скептицизм не отрицает возможности познания мира. Он выражает сомнение в достоверности знания, ограничивая познавательные усилия человека только знаниями относительного характера. Основоположником скептицизма по праву считают древнегреческого философа Пиррона (ок. 360 - ок. 270) по учению которого мы ничего не можем знать о вещах, а поэтому лучше всего воздерживаться от всяких суждений о них. Элементы здравого скепсиса не чужды любому серьезному философу. Аристотелю принадлежит такое высказывание: «Кто ясно хочет познавать, тот должен прежде основательно сомневаться». Литература 1. См.: Соловьев Вл. Соч.: В 2 т. Т. 2. С. 505-506. 2. Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1,ч.1. С. 14. 3. Киреевский И. В. - один из ведущих теоретиков славянофильства. Выдвинул и обосновал положение о цельности познания в единстве всех его духовных сил и способностей (1806-1856). 4. Ильин И. А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. С. 137. 5. Трубецкой С. Н. Сочинения. М, 1994. С. 574. 6. См.: Ильин И. А. Основы христианской культуры. Собр. соч. Т. 1. М., 1993. С. 301 7. Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. Второе издание. М.: Мысль, 1990. Т. 2. С. 422. 8. Луций Анней Сенека (4 г. до н.э. - 65 г. н.э.). Виднейший представитель римского стоицизма, изложивший свои взгляды в «Нравственных письмах к Луциллию». Наставник, советник Нерона, обвинен в заговоре против императора и покончил с собой. 9. См.: Платон. Федон. Соч. В 3 т. М., 1970. Т. 2. С. 48-51. 12 10. Аристотель. Метафизика // Соч. В 4 т. М., 1975. Т. 1. С. 67-69. 11. См.: Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М. А. Маслина. М.: Республика, 1995. С. 558. 12. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 20. С. 145. 13. См.: Лосский Н. О. История русской философии. М.: Прогресс, 1994. С. 440-441. 14. Ильин И. А. Религиозный смысл философии. Собр. соч. В 10 т. Т. 3. М.: Русская книга, 1994. С. 39-40. 15. Там же. С. 40. 16. Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854) - виднейший представитель немецкого классического философского идеализма. Разработал оригинальную систему объективного идеализма в сочетании с субъективным идеализмом. 17. См.: Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. С прил.: Маркс К. Тезисы о Фейербахе. М.: Политиздат, 1989. С. 31-35.12 18. Руссо Ж. Ж. Трактаты. М., 1969. С. 27. 19. См.: Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. М.: Политиздат, 1988. С. 20-23; 217. 20. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991. С. 62-64. 21. Зомбарт В. Современный капитализм. М., 1931. Т. 1. С. 33-36.
|