Культура как мир человека и мера его развития
Понятие «культура» является фундаментальной, общеисторической и общефилософской категорией. Поэтому даже в обыденной жизни смысл и значение феномена культуры связывается, как правило, с уровнем образованности и воспитанности человека, его развитости и устремленности на высшее, почитаемое, священное. Поистине неисчерпаем и необозрим созданный человеком мир культуры, разнообразны и разнородны формы и средства его проявления. Культура – это не только художественные ценности и знания, не только книги, музеи, библиотеки, театры. Это и богатство языка, обычаев и традиций. Это технический уровень вооруженности труда, качество продукции, облик городов и сел. Есть культура поведения и быта, культура производства и обслуживания. Особое значение имеет культура человеческих отношений, культура нравственная и правовая, экономическая и политическая, эстетическая и экологическая. Культурой ума называл философию уже Цицерон. Таким образом, культура выражает многообразие человеческого бытия. Она охватывает собой экономическую, политическую, правовую, философскую, художественную, научную, религиозную, образовательную сферы, домашнее хозяйство и быт, межличностное общение, межнациональные отношения, средства массовой информации. Философский взгляд на культуру связан с анализом ее сущности, происхождения, структуры и функций, места и роли в жизни общества и человека, развертыванием творческой деятельности, поиском и обретением смысла бытия. В философском плане понятие «культура» позволяет осознать, что обнаруживаемое в человеке и обществе не может быть сведено лишь к природному порядку или к божественному началу. Мир культуры – мир человека, от начала и до конца создаваемый человеком, определяемый его способностями и творческими возможностями. Для того чтобы создавать культуру и жить в ее пространстве человек должен был обрести дар творить то, что не закреплено в его видовой программе, выйти за границы инстинктов, преодолеть органическую предопределенность своего вида. Не всякая деятельность порождает культуру, а только та ее часть, которая носит божественный характер. Газовую камеру или электрический стул вряд ли можно отнести к разряду культуры. Между башенным краном и храмом, как говорится, две большие разницы. В храме воплощена иерархичность бытия, нечто стоящее над человеком, над его мирскими потребностями. Строительный кран – простое техническое сооружение. В современном понимании феномен культуры стал предметом философского анализа с эпохи Просвещения, хотя более ранние аналоги культуры имеются и в предшествующих исторических типах философии. Отметим наиболее характерные черты культуры. Культура как человеческое творение надстраивается над природой, в чем-то ее преступает и даже превосходит, но природа была и остается источником, исходным материалом человеческой жизнедеятельности. В таком качестве культура выступает связующим звеном между природой и обществом. Поэтому в самом общем виде культуру часто определяют как «вторую» природу, мир рукотворных, человеческих созданий. Человек формулирует себя в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо. Культура охватывает собой все стороны жизни общества и человека. Она предстает как процесс воспроизводства человека во всем богатстве его сущностных сил и способностей, как жизненное пространство проявление свободы и творчества, выраженные универсальности человека. Культура понимается как порожденное людьми содержание общественной жизни. При таком многомерном и многозначном подходе к культуре в нее включаются: - объекты и предметы, созданные людьми в виде разнообразных артефактов материального, социального и духовного назначения, различные теории, художественные образы, обыденные представления и т. д.; - природные объекты, включенные в хозяйственно-экономическую и социальную жизнь (земля, пашня, водохозяйственные сооружения, парки, заповедники и т. д.); - способы деятельности и поведения людей, содержание и формы различных типов социальных коммуникаций и общественного взаимодействия (знания и навыки, нормативные представления, общественное разделение труда, социальные институты, общественные объединения и т. д.). Но в таком расширительном толковании культура растворяется и сливается с обществом в целом. Мир культуры как многомерное общественное явление в совокупность своих духовных и материальных ценностей, способов и форм их достижения, использования и дальнейшего совершенствования характеризует масштаб и уровень творческих сил человека, меру становления в нем собственно человеческого и возможности его свободы. Понятие культуры во многом близко по своему содержанию к понятиям общества и человека. Однако она не сводима к ним. Культура представляет собой особый атрибут общества и человека, специфический срез их функционирования. Культуру, общество и человека можно представить в виде определенных подсистем, которые как бы наслаиваются друг на друга, пронизывают друг друга, переходят друг в друга и могут быть вычленены лишь в результате абстрагирования от двух других [1]. В современной науке сложилось множество определений культуры. Они фиксируют ее сущностные свойства, характерные принципы и черты. И тем самым выражают специфический способ производства, сохранения, трансляции и освоения ее ценностей, смыслов, символов, образцов и норм жизнедеятельности людей в системе общественных институтов, структуре межчеловеческих взаимоотношений и во взаимодействии человека с природой. Важным при этом представляется сохранение и восстановление изначального, подлинного и глубинного смысла культуры -как взращивания человеческого в человеке, воспитания, образования, развития личности. При всех многообразных значениях культуры такой подход обеспечивает востребованность ее сущностного понимания – культуры как возделывания и улучшения, культуры как культа, т. е. почитания, устремленности на совершенные ценности и образцы мышления и воления, чувствования и веры, созидания и творчества. Культура – это сам мир человека и мера его развития. Она есть объектирование человека в виде совершенных образцов мышления и чувствования, воли и веры. Культура есть только положительная ценность, человекотворческая по своей сути, она всегда творчество, ценностное отношение к себе и другим по законам истины, красоты, добра и любви. Следует также различать специализированный и обыденный уровни порождения и трансляции культурных ценностей. Культурогенез определяется воздействием целого ряда культурообразующих факторов. Среди них обычно называют орудийно-трудовую деятельность (марксизм), инстинктивно-психическую, заложенную в поступательном развертывании живого (психоанализ). Культура просматривается как проявление игры и подражания в любой сфере человеческой деятельности (Й. Хейзинга, 1872-1945). Им высказана также очень важная идея о необходимости равновесия между духовными и материальными ценностями культуры. Эрнст Кассирер (1845-1945) в своем капитальном труде «Философия символических форм» предпринял масштабную попытку проанализировать различные области культуры как «формы представления» через совокупность определяемых символов, образов и знаков как актов творческой активности человека. В понимании сущностных и смысловых компонентов содержания культуры сложились несколько подходов – аксиологический (ценностный), деятельностно-творческий, семиотический (знаково-символический), социологический и антропологический. Все они заслуживают внимания, так как делают акцент на важнейшие стороны и грани феномена культуры, и взаимодополняя друг друга позволяют дать системное представление о ней. Живая субстанция культуры – продуктивно-творческие силы и способности человека. Ее пространственно-временной ареал – бытие человека в мире культуры с момента его рождения и до последнего мига жизни с их ритуально-культовым обрядом. Культура есть детище всеобщего труда и в широком смысле она может быть понята как само социальное содержание жизни, взятое в ее ценностном и смысловом наполнении. Стремление к совершенному есть абсолютная основа культуры, положительных ценностей и развитого чувства качества – мастерства и художества, нравственности и любви. Вне этого духовно возвышающего и облагораживающего начала ни о каком культурном развитии личности не может быть и речи. Именно в нем коренится живой нерв культуры, ее характерная субстанция, направляющая человека на постижение истинного, сотворение добра и следование по законам красоты на всей траектории своего жизненного пути. Культура воспитывает духовно-ценностную основу самоидентификации личности, ее внутреннего мира, развивает всеобщие по значению творческие способности человека. От того, что человек считает для себя важным, достойным и священным, чему он служит, ради чего живет, зависит его личностное самоопределение и сама судьба.
|