Студопедия — Потенциал русской культуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Потенциал русской культуры






В своем реальном историческом развертывании культура представляет собой многосоставную и разно уровневую структуру духовных и материальных воплощений, традиций, идеалов и норм, ценностей. Культура обеспечивает органическую целост­ность и придает смысл всей человеческой жизнедеятельности. Культура – это направляющая и центрирующая сила, живая душа общества, народа, человека.

Культура каждой эпохи, того или иного социума и народа обладает своим своеобразием, относительной целостностью, но и известной неоднородностью. Она демонстрирует и проявляет себя в сложном переплетении различных субкультурных элемен­тов, стилей и форм, традиций и новаторства. Духовная культура в ее высших достижениях представлена в виде идеализированной, эталонной или классической части, которую можно назвать Куль­турой с большой буквы. Массовая, повседневная культура более подвержена изменениям, она более доступна, менее устойчива.

Особые черты несут в себе официальная и народная куль­тура, городская и сельская. Весьма своеобразен феномен молодежной субкультуры. Существование параллельных, суб и контр культур­ных пластов имеет длительную историю, достаточно указать на факт существования карнавальной, смеховой (скомо­рошной на Руси) культуры с ее противостоянием господствующей официальной культуре. Формирование различных протестных форм культуры получило особо широкое распространение в про­шедшем столетии, которые связаны с поиском новых измерений жизни, идеалов и ценностей, с конфликтом поколений в условиях кризиса современной техногенной цивилизации.

Всегда ли культура сохраняет свой потенциал? Не увядает ли она? Отчего, мощный взлет духа замещается порою духовным и художественным спадом? Эти вопросы всегда интересовали исследователей культуры. Наблюдая за судьбой отдельных культур, они видели, что процесс наращивания новых ценностей в культуре не продолжается вечно. Наступают длительные паузы, а иногда культура окостеневает. В ней нет уже больше плодонос­ных всходов. Так родилось предположение, что культурное раз­витие проходит отдельные фазы от рождения до гибели. Одним из первых последовательно выразил эту мысль русский философ Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885). Он обосновал понятие культурно-исторического типа, который раскрывает свои возможности в конкретный исторический период.

Культуру следует рассматривать как вечный фермент жиз­ни социума, нации и отдельного человека. Она есть постоянный процесс порождения и становления, возникающий из точки откро­вения. Ее рождение и бытие связано с творческим душевным напряжением, с преобразованием хаоса в космосе, с обозначением пока неназванного, с выявлением смысла незримого через слово, язык, стиль, систему образов и символов. Культура есть резуль­тат чуда и творческого озарения. Человек видит в культуре свое подлинное лицо. Но культура переживает не только периоды взлета, но и упадка, деградации. Дух и смысл культуры истончаются, ее фор­мы затвердевают и лишаются жизни. Современная рыночная коммерциализация культуры и искусства, поставленный на индустриальный поточный метод создания «культурного продукта» для массового читателя, слушателя и зрителя, всепроникающая реклама навязывают культ фальшивых чувств и пошлости, начисто лишенный внутреннего духовного наполнения. Социальный и имущественный водораздел ведет к своеобразному цензу на культуру. Для «элиты» общества – все высокое, утонченное, качественное, а для простого человека – масскультура, и чаще всего западного образца.

Основной пласт культуры, наиболее жизненный, прояв­ляющий себя повседневно, выливается в срединную культуру. Она включает в себя традицию, веру, этикет, обиходное поведе­ние, культуру труда и отдыха, культуру самой жизни народа. Раз­витая срединная культура, ее укорененность в сознание каждого человека в его повседневной жизни и создает особую атмосферу духовности, прочности и устойчивости. Срединная культура иден­тифицирует личность национально и дает ей особое чувство соб­ственного достоинства, внутренней свободы, духовного комфор­та. Так, англичанин в континентальной Европе ведет себя как англичанин, а француз в Англии как француз, ибо за тем и за дру­гим культура своего народа, вне которой он сам (а его – другие) не представляет себя. Своя срединная культура есть и у русского народа. И ее слабость неоднократно отмечалась русскими философами (см.: Лосский Н.О. Русский характер; Бердяев Н.А. Русская идея). Но наша срединная культура не стала еще предметом особой заботы, специального культивирования, сознательной селекции, а ее проявление – в быту, поведении, обустройстве жилища, в приготовлении пищи и ее употреблении – явно недооценивались. Отрицалась ценность всего того, что нес собой опыт сословий (духовенства, купечества, казачества, мещанства и др.) и поколений тысячелетней России. Не имея за собой прочного национально-культурного бытового тыла русский человек часто теряется в дру­гой обстановке, происходит его духовный надлом и капитуляция перед чужестранным культурным нашествием. Обращенность к традиции, верность традиции, восстанов­ление культурной преемственности, приобщение к тем духовным ценностям, которые составляют основу национально-культурной идентификации и духовно-нравственного здоровья народа – задача поистине судьбоносного характера. Именно срединная культура, непосредственная среда обитания и жизнедеятельности человека оформляет повседневную телесно-чувственную и ду­ховно-душевную жизнь человека. Путь в человечество пролегает через родное Отечество. Земля, на которой мы живем, не только дым Отечества, условность территории, но и непреложность памяти, обитель нашей священной истории, место рождения, творческая мастерская, место упокоения и око к Богу. Вспомним бессмертные пушкинские строки:







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 438. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия