Смысл жизни человека
Жить бессмысленно человек не может, он пытается найти путеводную нить смысла своего бытия. Каждый из нас рано или поздно отвечает для себя на вопрос: зачем я живу? Можно в связи с этим прислушаться к суждению Ф.Ницше: тот, кто имеет «зачем жить, может вынести любое как», ибо смысл жизни уже найден. Он может быть в вере, в служении, в достижении поставленной цели, в преданности идее, в любви, в творчестве, в труде. Реальная ограниченность человеческого существования во времени и осознание своей смертности способны претвориться в позицию ответственного отношения к жизни, осмысленного отношения к миру, формирования ценностной позиции, обретения смысла и цели жизни. Если человек не будет знать о конечности своего существования, то он и пальцем не пошевелит чтобы создавать какие-то ценности. И сама жизнь в своей бесконечности будет казаться ему бессмысленной. Смерть человека выступает как необходимый и сущностный момент жизни, понятой в родовом аспекте истории человеческого развития. С позиций современного естествознания смерть живого организма есть разложение его на мельчайшие составные части, атомы, молекулы, которые продолжат бесконечную цепь взаимопревращений. В физическом и биологическом плане смерть означает прекращение основных функций жизнедеятельности организма (дыхания, кровообращения, обмена веществ и т.д.). Исходной посылкой современной теории происхождения жизни считается абиогенез. Это возникновение живого из неживого, образование органических соединений вне организма и без участия биологических ферментов. Это, конечно, не отрицает понимания жизни как способа существования белковых тел. В философском и религиозном плане жизнь рассматривается как духовно-социальный феномен. Явление жизни и смерти осмысливается в контексте общих проблем человеческого существования и развития общества. Пожалуй, как никто из философов, Эпикур является в нашем представлении великим жизнелюбом, не страшащимся смерти. Как атомист-материалист он считал, что жизнь и смерть одинаково не страшны для мудреца: «пока мы существуем, нет смерти, когда смерть есть, нас более нет». Жизнь и есть наибольшее наслаждение, целью человеческой жизни является счастье, понимаемое как удовольствие. Высшим удовольствием Эпикур считал невозмутимость духа, душевный покой и безмятежность. А это возможно лишь подчинением страстей разуму. Смысл жизни по Канту находится не снаружи, а внутри человека, и он имманентен личности. Условием, которое создает смысл жизни, является идея в виде морального закона, долга и добра. Смысл жизни не существует сам по себе как некий атрибут реальности вообще. Он заключается в понимании человеком своего бытия именно как человеческого, в осознании собственного места и назначения в мире. С точки зрения материалиста никакого данного свыше смысла и предназначения человечек не имеет. Смысл жизни в ней самой, а не за ее пределами. И каждый обретает его в самостоятельном поиске, а не берет в готовом виде из той или иной философии или религии. В марксизме признается самоценность жизни, но в отличие от простого гедонизма утверждается общественная значимость человеческого бытия. Человек живет в обществе, среди людей и для людей. И благодаря этому смысл жизни воплощается в служении людям, в том, что человек сделал для сохранения и улучшения общей жизни людей. Все остается людям. Человек получает возможность само реализоваться, обрести признательность и известность, благодарность и память о себе. Память о себе оставляют не только великие ученые, мыслители, художники и творцы, борцы за свободу и счастье людей. Простые, рядовые люди продолжают жить в своих детях и внуках, во всем хорошем, добром и светлом, что они создали и оставили своим ближним. Человек, живущий только для себя, теряет смысл жизни. Наиболее устойчивые формулировки смысла жизни, которые возникали параллельно с развитием человека, можно свести к вере, познанию себя, к науке, творчеству и созиданию, к служению идее (истине) и людям, к любви и общению с близкими по духу людьми, к гармонии с миром, природой и самим собой, к счастью. Отсутствие смысла некоторыми «философствующими» людьми иногда воспринимается за сам смысл, а бесцельное времяпрепровождение расценивается как «игра» в жизнь. Нельзя не сказать и о ложных, тупиковых и губительных путях поиска смысла. О попытках вывести сознание на иной уровень, а чаще всего, просто «вырубить» его, а вместе с ним и себя как личность, свое «Я». Это - неумеренный гедонизм, злоупотребление алкоголем, психотропными веществами ради удовольствия, когда на короткий промежуток времени проступает иной, иллюзорный и искаженный мир, но с такими необратимыми последствиями, что игра не стоит свеч. В минуты глубоких душевных переживаний, стремясь постичь тайну жизни и не в силах выразить ее смысл, А.С.Пушкин пишет такие строки:
|