Счастье - это есть нравственная удовлетворенность от сознания верности, величия и благородства основной жизненной линии и практического поведения.
При таком понимании счастье надо искать в собственном сердце, и если его там нет, то нигде его не найдешь. Наука быть счастливым проста: согрей свое сердце верой, надеждой и любовью, возлюби труд и свои обязанности, в них находи радость.
Литература 1. См.: Смысл жизни. Сборник / Под ред. Н. К. Гаврюшина. М., 1994. 2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С.274-275. 3. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990. С.148. 4. Там же. С.153. 5. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С.240. 6. Милюков П.Н. Воспоминания. М.: Политиздат, 1991. С.77. 7. Там же. 8. Ильин И.А. Основы христианской культуры // Собр. Соч.: В 10-и т. Т.1. М., 1993. С.329.
Заключение: философия в духовном самоопределении человека Приступая к изучению систематического курса философии, всегда сталкиваешься с прагматическим студенческим вопросом: когда и в какой форме предстоит сдавать экзамен по философии? И если слышат в ответ, что философия не «сдается», от нее нельзя отстраниться, и ни одному человеку не доводилось еще уйти от ответов на вековечные философские вопросы, то это создает проблемную ситуацию связи философии с жизнью, ее значимостью и ценностью для человека. Вряд ли возможно однозначно установить историческую точку отсчета начала философии как особой формы сознания. Но следует понять, что исторически и для отдельного человека философия начинается там и тогда, где и когда человек приподнимается над обыденностью, повседневностью, «суетой сует» и начинает задумываться, удивляться, искать смысл и духовную опору, проявлять широту взгляда на окружающий мир и свое место в нем. Наивно предполагать, что можно обойтись без философии. В ней нуждается каждый, кто честен сам с собой, кто хотя бы раз в жизни пережил до конца «совестной акт», почувствовал бездну непостижимого. Философия - не привилегия избранных, она властвует над каждым из нас, это судьба и человеческий удел. Философствование простого человека и глубокомысленные поиски ученого различны не по сути и не в своем устремлении к истине. Истина одна для всех. Она не может быть одной для профессора на кафедре и другой - для простого человека в обычной жизни. Но вот характер самого философствования, постановка философских вопросов, формы и способы философских раздумий и, особенно, глубина и убедительность ответов, конечно, различны. Это зависит от философской культуры человека, культуры самого мышления, искусства и умения «помыслить самую мысль». Философская культура сегодня, как и всегда, это показатель интеллектуальной, социальной и нравственной зрелости личности и общества. Теоретическая и практическая значимость философии в жизни человека, возрастающая роль в обществе, в структуре науки, культуры заключается в упрочении духовных основ экономических и социальных основ человеческого бытия, в обобщенном осмыслении исторического опыта, научном обосновании современной и будущей деятельности людей с тем, чтобы придать общественному развитию человеческое измерение, высокое духовное содержание и достойное социальное наполнение. И. Кант считал философию наукой «о последних целях человеческого разума». Это высокое мировое понятие сообщает философии достоинство, т. е. абсолютную ценность. Волнующую глубину философских раздумий о мире в целом и мире самого человека Кант выразил следующим образом: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». [1] Он сформулировал и поставил великие философские вопросы: «Что я могу знать о мире? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек?» [2] Действительно, все эти вопросы надстраиваются над проблемой понимания самого человека. «Человек есть тайна», - записал в своем юношеском дневнике гениальный русский писатель-философ Ф.М.Достоевский. «Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Вся последующая жизнь и творчество писателя - тому подтверждение. Основополагающие философские вопросы всегда носят открытый, полемический, вечно вопрошающий характер поиска смысла, понимания сущего и должного. Это означает, что они не могут быть решены раз и навсегда. Происходит процесс их постоянного возобновления, и каждому рано или поздно приходится ставить эти вопросы, задумываться над ними, давать самостоятельные ответы. Чтобы стать и быть личностью, самим собой, необходимо определиться философски в своих жизненных позициях. Бытует такое расхожее утилитарное суждение: «уметь жить». Конечно, это самое важное умение человека, но с одним существенным уточнением - достойно жить среди людей. Это умение Сократ называл «делом», которое всякому знать надо», потому что оно «дороже всего». Высшую цель философских исканий И. Кант выразил так: «Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу - а именно, подобающим образом занять указанное человеку место в мире и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком» [3]. Миновало двадцатое столетие, век надежд и разочарований, величественных достижений и глобальных тревог. Сложность и противоречивость духовной ситуации нового тысячелетия состоит в том, что человек, действительно, самая уязвимая часть мироздания, его «ахиллесова пята». Но он же и последняя надежда, сама возможность разумного, осознанного, духовно выверенного подхода к осмыслению и решению вставших проблем в экологии и хозяйствовании, в социальной, политической и других сферах бытия человека. Особенно остро ощущается необходимость серьезного философского осмысления современных реалий и перспектив российского общества. Россия вновь стоит перед выбором дальнейшего развития, переживает время разномыслия, плюрализма, «деидеологизации». Необходимо духовное сосредоточие, чтобы преодолеть неустойчивость общественной, социальной и политической ситуации, разорванность и гипнотическую податливость общественного и индивидуального сознания чуждым и разрушительным воздействиям. Можно сказать словами М. Хайдеггера,немало потрудившегося над выявлением смысла бытия мира и человека: «Когда рушится все - бьет час философии» [4]. И она должна взять на себя широкий круг интеллектуально-духовных функций мировоззренческого, ценностно-ориентационного, смысложизненного, методологического и прогностического характера. Философия выполняет интегративно смысловую, интегративно ценностную, интегративно познавательную и интегративно практическую функции. Знания о мире и человеке через призму универсальных взаимоотношений она развивает до самосознания, а самосознание возвышает до обоснованного мировоззрения и практического целеполагания. И в этом ключе философия выступает своеобразным ядром, базовым звеном всего гуманитарного, естественнонаучного и специального, технического знания, придает всем другим наукам систематическое единство. Изложение философии заключим словами выдающегося русского мыслителя Ивана Александровича Ильина: «Философия больше, чем жизнь: она есть завершение жизни. Но жизнь первее философии: она есть ее источник и предмет » [5]. Чтобы стать и действительно быть личностью, человеком культуры и веры; семьи, малой и большой Родины; глубоким знатоком своего дела, способным вдохновляться идеалом Совершенства, стремиться к истине, творить добро и красоту, жить любовью к людям - необходимо знать философию как науку о человеческом духе. Литература 1.См:. Кант И. Соч. В 6 т. М., 1964. Т. 3. С. 661. 2.. Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 332. 3.Кант И. Соч. В 6 т. М., 1964. Т. 2. С. 200. 4.Хайдеггер М. (1889-1976) - один из основоположников и главный представитель немецкого экзистенциализма. Основное сочинение - «Бытие и время». 5.Ильин И. А Религиозный смысл философии / Собрание сочинений. В 10 т. Т. 3. М.: Русская книга, 1994. С. 36. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ Глава 1. Что изучает философия?
|