Сердце чисто, светел ум.
Религия помогает преодолеть страх смерти, так как душу человека она рассматривает вечной и бесконечной. Поэтому спасение души для человека выступает важнейшей жизненной задачей. Каждому известна выразительная картина Исаака Левитана «Над вечным покоем». Вечность выступает в «одежде» времени. Изменчивого, конечного и преходящего. Но миг впрессован в вечность и на него ложится отсвет и печать вечности. Земное бытие и повседневное существование человека должны быть озарены и наполнены высшим смыслом служения Богу и людям. По глубокому суждению Н.О.Лосского, необходимо «служить Богу, служа миру !» С.Н.Булгаков считал, что «уход от мира - есть только еще больший и более опасный плен мира». Жизнь обретает смысл, но прожить ее надо так, чтобы заслужить вечное блаженство. Соблюдение освященных именем Бога основополагающих принципов морали обеспечивает спасение души, а вера в Бога выступает как незыблемая нравственная опора для постижения смысла жизни. Современный человек зачастую окружен ложными представлениями о жизни. Ему весьма трудно осознать очевидную истину: как бы не была ценна земная жизнь, но она не ценнее вечности. В религии страх смерти замещается страхом Божиим, страхом возмездия за грехи. Можно сравнить и увидеть, как глубоко различны духовно-психологические переживания в ожидании своей кончины у верующего человека и у безбожника - атеиста. Для материалиста-атеиста осознание своей смертности вызывает ужас, невыносимое страдание и бесконечный трагизм. Мысль о смерти всегда остается «недодуманной». Для религиозного человека характерно спокойное осознание временности и бренности земного существования, и «когда смерть вопрошает душу, душа вопрошает верой». (И.А.Ильин) Философско-религиозным шедевром по праву называют легенду о «Великом Инквизиторе» Ф.М.Достоевского: «Вся жизнь человека стоит на вере в бессмертие его души». В христианской религии вера в бессмертие души в воскресение во многих отношениях освобождает человека от страха смерти. Обратимся к циклу работ и статей русских мыслителей «серебряного» века по проблеме смысла жизни человека. Так, В.В.Розанов 1856-1919) посвятил свою работу размышлениям о цели и счастье человека как возможном смысле человеческой жизни. Он полагал, что цель человеческой жизни, ее конкретный образ до последнего усилия человека в истории останется скрыт. И это мудро, потому что знание этого образа стеснило бы чрезмерно его свободу, не оставила бы ему ничего выбирать, не задумываться, но лишь исполнять пассивно то, что усматривает его взор в готовом образе. Имея лишь понятие о цели своего бытия, человек ограниченный достаточно в своем произволе, достаточно сохраняет и свободы для выбора; его смысл не отнимается от него, как был бы отнят при знании цели как представления. В.В.Розанов видит смысл человеческой жизни в развитии на ее протяжении человеческого духа, в совершенствовании внутреннего мира человека. В.С.Соловьев (1853-1900) написал статью «Нравственный смысл жизни», которая позднее превратилась в предисловие к его фундаментальной работе «Оправдание добра». Нравственный смысл жизни, по Соловьеву, первоначально определяется самим добром, доступным нам внутренне через нашу совесть и разум, поскольку эти внутренние формы добра освобождены нравственным подвигом от рабства страстям и от ограниченности личного и коллективного себялюбия». В 1895 г с публичной лекцией о смысле жизни выступил В.И.Несмелов (1863-1937), в центре научных интересов которого была религиозно-философская антропология. Нравственная жизнь человека есть необходимая подготовка к грядущей вечной жизни, обретения небесного царства, гражданином которого осознает себя христианин. А.И.Введенский (1861-1913)в своей работе «Условия допустимости веры и смысл жизни» утверждает, что человеческая жизнь обретает смысл только в силу своего бессмертия. В 1901 г. выходит в свет масштабное сочинение профессора Московской духовной академии М.М.Тареева (1867-1934) «Цель и смысл жизни». Он утверждает, что человек живет на границе видимого и невидимого мира, временного и бессмертного. И только Слава Божия может быть истинной целью жизни человека, его общественного и нравственного долга. В июне грозового 1918 года, когда Россия лежала в развалинах, а мир являл собой лишь одну бессмыслицу человеческого существования, Е.Н.Трубецкой (1863-1920) закончил свой глубокий и проницательный труд «Смысл жизни». В понятие смысла жизни великий русский мыслитель вкладывает, обосновывает и раскрывает цели, идеалы, нормы и ценности, во имя которых развертывается человеческая жизнедеятельность, за которые стоит жить и умереть. Он не просто реконструирует порочные круги суеты сует, сложившиеся исторически и практически в различных типах миросозерцания, обнажая тщетность и бессмысленность вечной пустоты: «Тут речь идет... о том - стоит ли жить, обладает ли жизнь положительной ценностью, притом ценностью всеобщей и безусловной, ценностью, обязательной для каждого». Трубецкой обнажает эту порочную круговерть, разрывает ее непроницаемую завесу. Он утверждает безусловное, всеобщее, положительное, общезначимое, ценностно-целевое наполнение смысла. Вся наша жизнь есть стремление к цели, от начала и до конца она представляется в виде иерархии целей, а стало быть - исканием смысла. В своей мировой и человеческой полноте цель нашего стремления - «есть всеединство; эта тот мировой строй и лад, в котором всякое жизненное стремление достигает своего окончательного удовлетворения, всякая жизнь достигает полноты... Где полнота жизни, тем ее единство, гармония и лад». Для Трубецкого вопрос о всесильном и всепобеждающем смысле есть вопрос о Боге как жизненной полноте. Ради чего стоит жить, и без чего жизнь не имела бы цены? Человек никогда не устанет спрашивать: где смысл, где Бог. Из всех решений одно христианство дает положительное решение, единственно возможное положительно решение вопроса о смысле жизни. По учению Христа, Бог осуществляется и воплощается в мире, а мир приобщается к полноте божественной жизни. Христианская вера - есть вера во Христа – совершенного Бога, и в то же время - совершенного человека. В нем произошло нераздельное и неслиянное единение божественного и человеческого. В перекрестии двух основных направлений жизненного стремления - горизонтально-плоскостной (или дольней) и вертикально-восходящей (или горней) видит Трубецкой наиболее универсальное и конкретное отображение смысла жизненного пути человека. В этом скрещении жизненных стремлений жизнь человека достигает своей полноты, своего вечного, прекрасного и неумирающего смысла. И в этом единственно возможном выходе из порочного круга суеты и бессмыслицы видится оправдание всего долгого и многотрудного исторического пути человека, просветление и преображение его социокультурного и хозяйственного мира. Глубокую трактовку смысла жизни дает С.Л.Франк (1877 - 1950). Смысл жизни не дан - он задан. Можно говорить о некоем эскизе, легком наброске судьбы, сделанном Провидением на сердце человека. Искание смысла жизни и есть внесение в нее смысла. В нашей жизни всегда есть символ смысла - неискаженное проявление великих законов духовного бытия. Чем люди ближе к Богу, тем ближе они и друг другу: «Люди разобщены между собой на поверхности и связаны в своей глубине... Духовная сила всегда сверхиндивидуальна и ею всегда устанавливается невидимая связь между людьми». В сердце каждого человека таится «искорка», которая должна напомнить человеку о его богосыновстве. Но человек свободен, ибо судьба ему не дана, она - задана, и он может не только взлететь, но и пасть. Общественная жизнь имеет своим конечным назначением осуществление природы человека во всей ее конкретности и полноте. Речь идет об обожении человека, возможно более полном воплощении в совместной жизни ее божественной первоосновы. Духовно-нравственное понимание смысла жизни состоит в том, что он не преподносится человеку в готовом виде. Он обретается им в трудном и напряженном самостоятельном поиске, в сложных нравственных исканиях. Самореализация человека, его родовых сущностных сил, всесторонность и гармоничность развития принимается в качестве основ понимания смысла жизни. Особое значение должно быть придано трудовой деятельности человека, формированию и реализации высших социальных и духовных потребностей личности.
|