Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Залог величия его.





Эрозия срединной народной культуры ведет к угасанию чувства Родины, дома, патриотизма, преклонению перед чужеземным. Нашей отечественной культуре всегда были присущи ши­рота и глубина постановки проблем, целостность их видения в единстве всех составляющих феноменов, опора на духовно-нравственный фонд как ядро самого бытия культуры. В исследо­ваниях парадигмы культуры, в идеях верховенства и определяю­щей роли духовно-нравственного начала и качественного возвы­шения духовного мира человека по-новому встают вопросы взаи­мосвязи культуры и цивилизации, цивилизации и духовности, диалектики религиозного и светского, божественного и человече­ского в развитии культуры. Особую значимость приобретает про­блема континуитета в культуре, сохранения и актуализации исторической преемственности, соотношения традиционного, классического и постклассического, модернистского направлений в со­временной культуре. Современное российское общество переживает в своем развитии сложный этап преобразований, находится в состоянии переходности и трансформации. Всеобъемлющий кризис российского общества во многом поразил и сферу культуры, поставив ее практически в условия самовыживания. Тем не менее, российская культура демонстрирует удивительную жизнестойкость, прежде всего в народной среде, в творческих усилиях ее подлинных подвижников, организаторов и служителей.

В современных условиях этого явно недостаточно. Успо­коительные ожидания только самовоспроизводства и спонтанного прорастания культуротворящих процессов в основных сферах жизнедеятельности регионального социума могут только усугу­бить кризисное состояние культуры, вызвать необратимые поте­ри, привести к истончению репродуктивного творческого слоя культуры и ее носителей. Требуется серьезный научный анализ как положительных, так и деструктивных по своему характеру из­менений в самом содержании культуры и процессах культурного строительства, обоснование путей преодоления кризисных явле­ний в культуре и угрожающей бездуховности, особенно в моло­дежной среде.

В содержании культуры не просто соседствуют, а глубоко взаимодействуют такие ее составляющие, как мировой, отечественный (общероссийский) и региональный компоненты. Они не только являются рядом положенными элементами, а могут быть осмыслены с позиций диалектики общего, особенного и единичного. Смена вектора культурообразующих процессов до недавне­го времени (от столичных центров – к регионам) обусловливает возрастание роли регионов в культурной жизни. Обозначившийся поворот свидетельствует о новизне социокультурной ситуации, усилившейся переориентации на социокультурное пространство региона и непосредственной среды обитания и жизнедеятельно­сти, которые глубоко значимы для человека как духовно-нравственного существа. Фундаментальные и базовые ценности культуры индивид осваивает и реализует через непосредственно данные формы существования, ближнюю и близкую социально-культурную среду. Используя поэтическую метафору, можно ска­зать, что путь в человечество пролегает через отечество: всему начало здесь, в краю моем родном (Н.А.Некрасов).

На уровне региона как особого социума, культура находит свое конкретное преломление и проявление в многообразии форм и предметности своего функционирования. Здесь задается в основных параметрах и складывается определенный культур­ный тип личности в его самобытности и региональных отличиях. Для сегодняшнего переломного этапа развития России, и это следует подчеркнуть особо, на уровне отдельных регионов скла­дываются предпосылки и условия выхода из кризисных ситуаций, своеобразного прорыва именно с позиций культуры, на ее спаси­тельной и конструктивно-созидательной основе.

Вопрос о приоритетах российской системы культуры – это вопрос о том, какие духовные ценности она утверждает, какова ценностная доминанта отечественной культуры, какие интересы и стремления она реализует, какое будущее для народа и человека она готовит. Сегодня российское общество мучительно, но неуклонно выходит из состояния своеобразного комплекса неполноценно­сти, суетливой погони за чуждыми ей западными образцами эрзацкультуры, возвращается к самоутверждению в своей само­идентификации, пониманию особой значимости своих отечест­венных традиций. Соприкосновение культуры с рыночной стихией на первых порах вызвало «короткое замыкание» и настоящий шок. Однако следует уверенно сказать, что культура выстояла и, прежде всего, в ее корневой основе. Нарастает процесс ее само­очищения, отделения «зерен от плевел», отторжения инородного и чужеродного, сохранения и воспроизводства ее репродуктивного, творчески-созидательного и глубинного слоя.

Преодолевается разрыв культурно-исторической преемст­венности. Расширились возможности приобщения к культурно-историческому наследию, тем духовным ценностям, которые составляют основу российской национально-культурной идентификации и духовного здоровья личности.

В культурологии (хотя имеется и более емкое в смысловом отношении русское слово «культуроведение») и в самой практике культурного строительства намечается смещение акцентов в срединную, ближнюю и местную культуру с локализацией культурных процессов в конкретных социально временных и про­странственных параметрах жизнедеятельности человека.

В рамках этого эвристического подхода становится более продуктивным выявление, актуализация и освоение каждым человеком непосредственного культурно-исторического потенциала «социума культуры» различного уровня его функционирования, будь-то регион или край, город или сельское поселение. Культурно-исторический потенциал понимается нами не только как хранилище уникальных художественных ценностей, заботливо оберегаемых раритетов, занесенных в книгу памяти. В своем подлинном назначении он предстает как базовая и несу­щая основа органически целостной и саморазвивающейся систе­мы культуры, в поле которой происходит культурное воспроиз­водство человека и становление его как личности.

 







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 385. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия