Студопедия — И все что будет только обещанье». Будущее Данте
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

И все что будет только обещанье». Будущее Данте






Методика, с которой Мандельштам подходит к «Комедии» может показаться не имеющей ничего общего с творческим методом самого Данте. Творение Алигьери, по большому счету – творение синтетическое, соединяющее смыслы в единое целое. Поэтический же метод Мандельштама – скорее аналитический, метафорой которого может с успехом послужить так любимый Мандельштамом образ атомного распада. Творчество для него – тот же ядерный взрыв и все что может сделать исследователь такого творчества – повторить эксперимент, взорваться сам. Собирать же нейтроны и протоны воедино после цепной реакции (все это для Мандельштама равносильно историческому, биографическому, богословскому толкованию «Комедии») – дело близкое к абсурду.

Именно поэтому для Мандельштама, в отличие, скажем, от Томаса Элиота обессмысливаются следующие вопросы, «что есть метафора Данте? есть ли она у него вообще, или в тексте больше преобладают иные тропы?». Элиот, например, настаивает на том, что язык Данте – скорее язык изобразительный. его тропы – суть аллегории, видимые образы того о чем говорится. Этим самым английский классик частично пытается объяснить современному читателю, почему для последнего чтение «Комедии» может стать приятным и увлекательным занятием.

Осип же Эмильевич честно отвечает на подобного рода вопросы-провокации– не знаю! Вся поэма Данте для него и есть огромный незаконченный троп. Метафора ли это или сравнение – неведомо, пожалуй, и самому Алигьери. Более того, вся ценность «Комедии» для Мандельштама состоит не в том, что она что-то объясняет или изображает – ее подлинная ценность в том, что она совершенно избыточна по отношению к предмету своего разговора. Чудо ее состоит в том, что ее как бы и не требовалось создавать (ведь была уже написана «Сумма Теологии» Аквината), а она все-таки существует.

Однако мы несколько отвлеклись от сути нашего разговора. Говоря о поэтических методиках Данте и Мандельштама их сходстве и различии, необходимо сказать о самом главном. Несмотря на все очевидные разности Данте и Мандельштама объединяет общее для обоих ощущение и стремление их поэтического языка к целостности и ясности. Именно здесь между двумя столь несхожими поэтиками мы можем поставить знак равенства. Inegritas и clarity средневековой философии являются высшей формой, к которой стремится Данте. Целокупность же, единство поэзии и всего сущего – цель творчества Мандельштама. Просодия обоих поэтов целостна и ясна, как целостно и ясно небо. Небо одинаково покрывает собой все важное и не важное, все прекрасное и уродливое. Все для него – формы, которые необходимо, важно объять. Для такого неба и такой поэзии невозможны темные пятна, черные дыры, вакуум. Их задача - проникновение в эти пустоты, наполнение их смыслом, включение их в свой состав, свой язык.

В какой-то степени такая поэзия – невозможна, как невозможно полновесное выражение человеческим синтаксисом божественной природы света. Но с другой стороны – только такая поэзия и может быть по праву названа поэзией. Так, именно с передачи полноты и ясности своего видения начинает Данте свой Рай:

Я в тверди был, где свет их восприят

Всего полней; но вел бы речь напрасно

О виденном вернувшийся назад;

Однако то, что о святой стране

Я мог скопить, в душе оберегая,

Предметом песни воспослужит мне.

(Рай. I, 4-11)

Цельностью и светом надежды, будто вторя строкам Алигьери, заканчивается одно из последних стихотворений Мандельштама:

Цветы бессмертны, небо целокупно,

И все, что будет,-- только обещанье. [11]

«Разговор о Данте» для Мандельштама не завершился на последней строчке самого текста. Он перешел в творчество поэта, продолжался ровно столько, сколько звучал его голос. В Воронежских тетрадях – россыпь Дантовских образов, дополняющих, воссоздающих друг друга.

Заблудился я в небе что делать.

Тот кому оно близко – ответь

Легче было вам Дантовых девять

Атлетических дисков звенеть… [12]

Где больше неба мне там я бродить готов

И ясная тоска меня не отпускает

От молодых еще Воронежских холмов

К всечеловеческим яснеющим в Тоскане. [13]

 

Опыт погружения в поэтическую мастерскую Данте стал определяющим в творческой судьбе Мандельштама. Но самое удивительное в этом опыте как раз то, что он абсолютно, принципиально незакончен. Продолжать его – доля следующих поколений. Данте, утверждает Мандельштам, - это, прежде всего, будущее. Там где взгляд поэта обращен вспять и только вспять – нет будущего, нет Данте. «Разговор о Данте» - разговор о поэзии как таковой, разговор об искусстве, его смысле. Именно поэтому для самой поэзии критично, чтобы этот разговор не завершался, не останавливался. Наука о Данте усилиями русского народного поэта Осипа Эмильевича Мандльштама была перевернута на новую страницу. Даст Бог, что бы будущее на этой странице не останавливалось.

«Мы — ползающие на коленях перед строчкой стиха, — что сохранили мы от этого богатства? Где восприемники его, где его ревнители? Как быть с нашей поэзией, позорно отстающей от науки? [14]

Мы описываем как раз то, чего нельзя описать, то есть остановленный текст природы, и разучились описывать то единственное, что по структуре своей поддается поэтическому изображению, то есть порывы, намеренья и амплитудные колебания. [15]

Отнять Данта у школьной риторики — значит оказать немаловажную услугу всему европейскому просвещению. Я надеюсь, что здесь не потребуется вековых трудов, но только дружными международными усилиями удастся создать подлинный антикомментарий к работе целого ряда поколений схоластов, ползучих филологов и лжебиографов. Неуважение к поэтической материи, которая постигается лишь через исполнительство, лишь через дирижерский полет, — оно-то и было причиной всеобщей слепоты к Данту, величайшему хозяину и распорядителю этой материи, величайшему дирижеру европейского искусства…» [16]


 

Список использованной литературы

1. Данте Алигьери. Божественная комедия. Пер. с ит. М.Л. Лозинского. СПб. Азбука-Классика. 2006.

2. Мандельштам О.Э. Собрание сочинений в четырех томах. М. 1994.

4. Данте Алигьери. Малые произведения. М. Наука. 1967.

5. Ахматова А. А. Стихотворения. Поэмы. М., РИПОЛ классик,2008г, С. 218.

6. Седакова О. А. Земной рай в «Божественной Комедии» Данте. O природе поэзии http://olgasedakova.com/?aID=27&sID=254&ruID=1

7. Элиот Т.С. Данте // Элиот. Т.С. Избранное. Т. I—II. Религия, культура, литература. М., 2004. С.296-340

.

 


[1] Здесь и далее «Божественная Комедия» цитируется по изданию:

Данте Алигьери. Божественная комедия. Пер. с ит. М.Л. Лозинского. СПб. Азбука-Классика. 2006.

[2] Ахматова А. А. Стихотворения. Поэмы. М., РИПОЛ классик,2008г, С. 218.

[3] Мандельштам О.Э. Собрание сочинений в четырех томах. М. 1994. Т3. С.89

[4] Мандельштам О.Э. Собрание сочинений в четырех томах. М. 1994. Т3. С.128

[5] ит. - одновременно

[6] Мандельштам О.Э. Собрание сочинений в четырех томах. М. 1994. Т3. С.80

[7] Мандельштам О.Э. Разговор о Данте // Мандельштам О.Э. Собрание сочинений в четырех томах. М. 1994. Т3. С.219

[8] Данте Алигьери. Письмо к Кан Гранде дела Скала // Данте Алигьери. Малые произведения. М. Наука. 1967. С. 387

[9] там же. С. 394

[10] Мандельштам О.Э. Разговор о Данте // Мандельштам О.Э. Собрание сочинений в четырех томах. М. 1994. Т3. С.259

[11] Мандельштам О.Э. Разговор о Данте // Мандельштам О.Э. Собрание сочинений в четырех томах. М. 1994. Т3. С.138

[12] там же. С. 129

[13] там же. С. 111

[14] Мандельштам О.Э. Разговор о Данте // Мандельштам О.Э. Собрание сочинений в четырех томах. М. 1994. Т3. С.251

[15] там же. С.251

[16] там же. С.258







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 350. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия