Принятие решений в стиле присяжных
По мере того как человек «становился присяжным», происходила модификация правил повседневной жизни. Однако у нас сложилось впечатление, что у того, кто претерпел значительное изменение, манера принятия решений изменялась не более чем на 5%. Человек на 95% присяжный еще до того, как ои сталкивается с судебной системой. В чем же состояло происходившее изменение и как это изменение характеризует человека, выступающего в роли присяжного? Решения присяжного, разграничивающие факты и иллюзии, мало чем отличаются от решений, которые он принимает, справляясь с рутинными делами. Тем не менее определенное отличие все же существует. Это отличие связано с созданием «массива», служащего основанием для вывода о правильности вынесенного вердикта. Решения, принимаемые в повседневной жизни и отделяющие факты от иллюзий, не ограничены исключительным стремлением дать определение ситуации ради самого определения[15]. В комнате же для присяжных присяжные обязаны определить лишь, какова рассматриваемая ситуация в действительности, т. е. кто, кому и какие страдания причинил. Предназначение дискуссии присяжных именно в прояснении оснований выбора вердикта как таковом. Присяжным, конечно, известно, что это прояснение является одним из этапов в манипулировании ситуациями спорящих сторон, однако они закрывают глаза на его отношение к выбору вердикта. Иными словами, присяжный рассматривает ситуацию как объект, представляющий исключительно теоретический интерес. В противоположность шаблонам повседневной жизни, которые достаточно хорошо известны, чтобы служить надежным основанием для обыденных социальных суждений, присяжный начинает понимать значение «исключительно теоретического» характера социальных структур, которые от них отличаются. Модификация этих правил состоит в том, что присяжный может рассматривать их в хейзинговском смысле «духа игры»[16], т. е. как то, за чем присяжный готов «просто следовать, чтобы увидеть, куда это приведет». Государственная служба в качестве присяжного заставляет с почтением относиться к церемонности судьи, когда он, к примеру, во время voire dire спрашивает присяжных, могут ли они привести какие-либо причины, по которым они не смогут вынести абсолютно справедливый и законный приговор. Судья и другие служащие суда побуждают присяжного воспринимать себя как человека, способного действовать в соответствии с «официальной линией». Присяжные обычно с готовностью воспринимают это предложение. В конечном счете присяжного побуждают реструктурировать свои обыденные представления о «фундаментальных» и «производных» событиях. Однако, откликнувшись на побуждение рассматривать ситуации спорящих сторон как дело, представляющее исключительно теоретический интерес, присяжный неожиданно оказывается в замешательстве. Он начинает понимать, что то, что он призван рассматривать описанным выше образом, спорящими сторонами рассматривается с предельной серьезностью. Действия, которые с позиции заданных обществом шаблонов повседневной жизни кажутся простыми и очевидными в своем значении и последствиях, усилиями спорящих адвокатов становятся довольно противоречивыми. Спорящие стороны настойчиво дают явно противоречащие друг другу трактовки рассматриваемых событий. Любопытно, что в этих условиях из трех вариантов — что говорящий ошибается, что говорящий лжет и что его слова можно принять на веру, присяжные обычно выбирают последнее. Очевидно, от присяжного требуется изменить привычные правила социальных суждений. Состоит ли тогда изменение правил принятия решений, пригодных для повседневной жизни, в том, что присяжные заменяют их правилами, составляющими официальную линию поведения присяжных? Думаем, нет. Стать присяжным не означает стать рассудительным. По-видимому, это означает скорее следующее. 1. Правила официального направления учитываются наряду и одновременно с правилами повседневной жизни, т. е. условия правильного выбора определены нечетко. Нередко присяжные сетовали на то, что ситуации, которую они пытаются сделать внятной с правовой точки зрения, недостает ясности, хотя они уже вынесли вердикт. 2. Ретроспективно описывая свое совещание, присяжные обычно выделяли свидетельства нормативной интеграции и избегали свидетельств аномии. 3. Такие избирательные повторные рассмотрения с целью «разрешения» неопределенностей ситуаций «выбора» проходили в обстановке напряжения и были полны разночтений. Однако эти разночтения оставались личным делом присяжных. На публике присяжные либо указывали на соответствие принятых решений официальному направлению, либо воздерживались от ка- ких-либо комментариев. 4. Если в процессе совещания присяжные незначительно отступали от официального направления, то тут же возвращались к формулам повседневной жизни, а когда в дальнейшем интервьюеры обращали их внимание даже на самые незначительные отступления, реакцией присяжных была досада. Если мы будем исходить из того, что структурные условия чувства досады в целом те же, что структурные условия чувства стыда [13], непростое расхождение между публичными и личными представлениями о себе (Я-концепциями) приведет к предположению, что, становясь присяжным, человек подвергает себя риску дискредитации, если не реальной дискредитации как таковой. 5. В интервью присяжные путем создания мифа скрывали истинную меру неопределенности ситуации. Так, а) как было установлено интервьюерами с привлечением других источников, вне зависимости от того, какие процедуры реально использовались, присяжные отождествляли их с процедурами, регламентируемыми официальным направлением; б) рассуждая абстрактно о том, как присяжные приходят к своим решениям, присяжные рассказывали о том, как принимается правильное решение; в) рассуждая об идеальном случае, присяжные говорили так, будто они знают правила принятия решений до того, как приступают к совещанию; присяжные не упоминали и не давали себе труда обсуждать тот факт, что именно в ходе совещания они узнают, как принимаются решения; г) мы заметили, что в рассказах о том, как принимаются решения, подчеркивались инте- гративные свойства дискуссии и игнорировались аномичные свойства; д) присяжные весьма неохотно говорили о том, что они узнают, что от них ожидается в ходе самого совещания либо в дальнейшем, ретроспективно. В их рассказах, напротив, подчеркивалось, что с они с самого начала знают, что от них ожидается, и используют эти знания. 6. Если в ходе интервью внимание присяжных обращалось на расхождение между созданной ими абстрактной картиной и «реальной практикой» [14], они начинали нервничать. Присяжные пытались получить от интервьюера заверение в том, что, по мнению судьи, вердикт, несмотря ни на что, был правильным. Следует также отметить, что подобные отзывы вели к быстрому прекращению контакта с интервьюером.
|