Примечания. 1. Отчеты о процедурах «психологической аутопсии», разработанных в ЦПС Лос-Анджслсса, содержатся в следующих публикациях: Theodore J
К главе 1 1. Отчеты о процедурах «психологической аутопсии», разработанных в ЦПС Лос-Анджслсса, содержатся в следующих публикациях: Theodore J. Curphey. «The Forensic Pathologist and the Multi-Disciplinary Approach to Death» в книге «Essays in Self-Destruction», редактор Edwin S. Shneidman (International Science Press, 1967), в печати; Theodore J. Curphey. «The Role of the Social Scientist in the Medico-Legal Certification of Death from Suicide», в книге «The Cry for Help», редакторы Norman L. Farberow and Edwin S. Shneidman (New York: McGraw- Hill Book Company, 1961); Edwin S. Shneidman and Norman L. Farberow. «Sample Investigations of Equivocal Suicidal Deaths», в книге «The Cry for Help»: Robert E. Eitman, Theodore J. Curphey, Edwin S. Shneidman, Norman L. Farberow and Norman D. Tabachnick. «Investigations of Equivocal Suicides». Journal of the Afnerican Medical Association, 184 (1963), 924-929 и Ed win S. Shneidman. «Orientations Toward Death. A Vital Aspect of the Study of Lives» в книге «The Study of Lives», редактор Robert W. White (New York: Athcrton Press, 1963), перепечатано в The International Journal of Psychiatnj, 2 (1966), 167-200. 2. Возможны следующие сочетания: естественная смерть; смерть в результате несчастного случая, самоубийство, убийство; возможный несчастный случай; возможное самоубийство, возможная естественная смерть; (между) несчастным случаем и самоубийством (неопределенно); (между) естественной смертью или самоубийством (неопределенно); между естественной смертью или несчастным случаем (неопределенно) и либо естественная смерть, либо несчастный случай, либо самоубийство (неопределенно). 3. Для определения смысла «строгого актуарного метода дознания» была использована модель информационно-согласованной игры, предложенная Дэвидом Харрахом и описанная в David Harrah «А Logic of Questions and Answers», Philosophy of Science, 28, #1 (January, 1961), p. 40-46. 4. По поводу этого замечания критически высказался Монро Бёр- дсли в статье «The Metaphorical Twist» («Philosophy and Phenomeno- logicalResearch», March, 1962), считающий, что мы не потому решаем, что слово использовано в метафорическом смысле, что знаем, о чем думает говорящий человек. Скорее мы знаем, о чем он думает, потому что видим, что слово употреблено образно. Прибегая к помощи поэзии, Бёрдсли отмечает, что «сведения об этом факте так или иначе должны быть в самом поэтическом произведении, иначе мы редко имели бы возможность читать поэзию». К главе 2 1. Работа Альфреда Шюца, упомянутая в ссылке на с. 48, представляет собой восхитительное исключение. Читатели, знакомые с его работами, без труда поймут, сколь многим обязан ему автор этой книги, 2. Напротив, знание того, как рутинно производятся структуры повседневных действий, позволяет нам сказать, что мы должны делать для эффективного производства желаемых нарушений. 3. Карл Маннгейм в своем эссе On the Interpretation of Weltanschauung (в сборнике Essays on the Sociology of Knowledge, переведенном и отредактированном Паулем Кескемети (New York; Oxford University Press, 1952, p. 33-83), характеризует эту работу как «документальный метод интерпретации». Ее отличительные особенности подробно описаны в главе 3. 4. Понятия «доверие» и «недоверие» подробно описаны в моей статье A Conception of and Experiments with 'Trust' as a Condition of Stable Concerted Actions в сборнике Motivation and Social Interaction, ed. O. j. Harvey (New York: The Ronald Press Company, 1963, p. 187-238). Термин «доверие» используется для обозначения согласия человека с ожиданиями установки повседневной жизни как моральной. Действия в согласии с правилом сомнения направлены на соответствие между изображениями и объектами, изображения которых являются изображениями таковых, это единственный способ определения (конкретизации) «недоверия». Модификации каждого из остальных ожиданий, которые образуют установку по отношению к повседневной жизни, а также их различные подгруппы, обставляют вариации на центральную тему отношения к миру, который индивиды должны познавать сообща и принимать как должное в качестве проблематичной материи. Работы Шюда об установке на ежедневную жизнь указаны в ссылке на с. 48. Ожидания, составляющие установку, вкратце перечислены на с, 66-67. 5. Термин заимствован из работы Макса Вебера The Social Psychology ojt.he World Religions, опубликованной в сборнике; Max Weber. Essays in Sociology. Перевод H. H. Gerth and C. Wright Mills (New York: Oxford University Press, 1946), p. 267-301. Я адаптировал его смысл. 6. Я использую термин «компетентность» в том смысле, что член коллектива имеет право считать, что он способен без помех управлять своей повседневной жизнью. То, что члены общества могут относиться к этому как к данности, я подчеркиваю, говоря об индивиде как о «добросовестном» члене коллектива. Более подробная дискуссия о связи между «компетентностью» и «знанием социальных структур, основанных на здравом смысле», представлена в диссертации Эгона Бпттнера на соискание ученой степени доктора философии «Popular Interests in Psychiatric Remedies: Л Study in Social Control», Калифорнийский университет, Лос-Лнджелес, 1961. Термины «коллектив» и «членство в коллективе» используются в строгом соответствии с тем, как их использует Талкотт Парсон (Talcott Parson) в своей книге «The Social System* (New York: The Free Press of Glencoe, Inc.. 1951) и в общем введении к «Theories of Society» (New York: The Free Press of Glen - coc, Inc., 1961), написанной им в соавторстве с Edward Shils, Kasspar Г). Nacgeie и Jesse R. Pitts. 7. Рациональности, основанные на здравом смысле, подробно обсуждены в Schutz, «Common Sense and Scientific Interpretation of Human Action» в книге Collected Papers I: The Problem of Social Reality, p. 3-47 и в «The Problem of Rationality in the Social World» в книге Collected Papers II: Studies in Social Theory, p. 64-88 и в главе VIII данной книги. Рациональности, основанные на здравом смысле, были использованы Эгоном Биттнером (цитируемое сочинение), когда он критиковал социологический интерес к душевным болезням и рекомендовал его реконструкцию. 8. Оговорка «и т. д.», ее свойства и последствия ее использования были основным предметом изучения и дискуссий делегатов Совещания по этномстодологии, которые с февраля 1962 года проходили в Калифорнийском университете, в Лос-Анджелесе, и в университете штата Колорадо при финансовой поддержке Научно-исследователь- ского института ВВС США. В совещаниях принимали участие Эгон Биттнер, Гарольд Гарфинкель, Крэг Макэндрю, Эдвард Роуз и Харви Сакс. Материал о дискуссиях относительно et cetera, которые вели участники совещаний, можно найти в следующих публикациях: Egon Bittner, «Radicalism: Л Study of the Sociology of Knowledge», American Sociological Review, 28 (December, 1963), p. 928-940: Harvey Sacks, «On Sociological Description», Berkeley Journal of Sociology, 8 (1963), p. 1- 16; Harold Garfinkel, «А Conception and Some Experiments With Trust...», а также главы 1 и 3 этой книги. Более подробные исследования процедур кодирования, методов ведения проведения опросов, работы юристов, перевода, конструирования модели, исторической реконструкции, «социальной бухгалтерии», расчетов и диагностирования личности описаны в неопубликованных статьях Биттнера, Гар- финкеля, Макэндрю, Роуза и Сакса; в стенограммах бесед Биттнера, Гарфинкеля и Сакса по «Обоснованным расчетам» («Reasonable Accounts») на XVI Ежегодной конференции по международной политике. университет штата Колорадо, апрель 11-12, 1963. и в стенограммах Конференции. 9. В той мерс, в какой это соответствует истине, он устанавливает программное задание по реконструкции проблемы социального порядка, как это формулируется в современных социологических теориях, и критике решений, которые ныне считаются предпочтительными. В центре реконструкции находится эмпирическая проблема демонстрации определенных особенностей «и т. д.» мышления. К главе 3 1. Термин «членство в коллективе» употребляется мною точно в том же смысле, в каком он употреблен в работах Талкотта Парсопа (Talcotl Parson) The Social System и Theories of Society, I, Part Two, p. 239-240. 2. В своей статье On the Interpretation of Weltanschauung Маннгейм утверждал, что документальный метод специфичен для социальных наук. В социальных науках существуют разные способы ссылки на него, а именно «метод понимания», «сочувственная интроспекция», «метод инсайта», «метод интуиции», «интерпретнвный метод», «клинический метод», «понимание, основанное на сопереживании» и т. д. Попытки, предпринятые социологами для идентификации того, что называется «интерпретивпой социологией», включают в себя ссылки на документальный метод как на основу для нахождения и обоснования их результатов. 3. Я хочу поблагодарить докторов Роберта Богуслава и Майрона Л. Робинсона за пашу многочасовую дискуссию о поддающихся расчету н не поддающихся ему ситуациях выбора, во время которых мы вместе старались решить проблему возможности последовательно успешной игры в шахматы. 4. В некоторых случаях обучающиеся принятию решений проявляли интерес к этим программам, представляющим полностью рассчитанные решения проблем, которые возникают у человека, принимающего решение. В других случаях исследования обращались к тому факту, что принимающий решение может прибегнуть к вероятностным правилам, чтобы решить вопрос о дифференциальной вероятно сти того, что альтернативный образ действий может изменить нынешнее состояние дел в желательном направлении. 5. Термин «результаты» используется для обозначения набораматематических событий, которые возможны, когда с такими процедурами статистической проверки, как, например, хи-квадрат, обращаются как с грамматическими правилами понимания, сравнения, производства и т. п. событий в математической сфере. Термин «данные» используется для обозначения набора социологических саСтлий, которые возможны, когда при условии совпадения логических структур социологической и математической сфер социологические события ин терпретируются в терминах правил статистических выводов. К главе 4 1. Феномен, который здесь обозначается термином «страдание» (trouble), близок к данному Вебсром определению несчастья (misfortune) как расхождению между «участью и заслугами» (destini/ and теш). («The Social Psychology of the World Religions». From Max Weber, Essays in Sociology, ed. H. H. Gerth & C. Wright Mills, p. 267-301). 2. Следует ли приспосабливать обстоятельства истца к тому, каковы бы они были, если бы не «отклонение» от «нормального» хода событий? Следует ли возмещать истцу необратимое изменение обстоятельств? 3. Под «разумными» подразумеваются те рациональные свойства действия, которые осуществляются по отношению к некоему лицу посредством действий, управляемых системой релевантностей установки повседневной жизни. «Разумные» в противовес «рациональным» свойствам действия обсуждаются в работе Альфреда Шюца «Проблема рациональности в социальном мире» (Alfred Schutz. The Problem of Rationality in the Social World, Collected Papers II: Studies in Social Theory, p. 64-88). Также см. главу 8. 4. Это формальные категории, хотя и не в смысле традиционной логики. Мера-которой-достаточно — общая категория дискурса присяжных. Однако она ничего не говорит о мере как вопросе счета, которой «достаточно». Она, к примеру, ничего не говорит о том, достаточно ли 11 долларов для оплаты услуг врача. Она лишь говорит, какова бы ни была эта мера, что это мера-которой-достаточно. Таким образом, этот термин обозначает некий подразумеваемый общий объект, меру- которой-достаточно. 5. В этой статье везде термин «факт» используется в трактовке Феликса Кауфмана (Felix Каиfmann). Он полагает, что фактуальный характер утверждения обнаруживается в правиле, управляющем его использованием, а не в онтологических свойствах событий, которые описывает это утверждение. 6. Использование «моделей здравого смысла» как изначально задаваемых культурой стандартов, а также логические свойства этих моделей в повседневной деятельности освещены у Альфреда Шюца в книге «О методологии социальных наук» (часть первая) (Alfred Schutz, «Part I, On the Methodology of the Social Sciences» in «Collected Papers I: The Problem of Social Reality», p. 3-96) и в его известной работе «Символ, реальность и общество» («Symbol, Reality, and Society», p. 287-356). 7. Ср. с проводимым Феликсом Кауфманом в «Методологии социальных наук» («Methodology of the Social Sciences») различием между определением факта как «правила догматики» и определением факта как «правила наблюдения». Эти правила являются определениями факта, поскольку они задают необходимые условия обоснованности некоего утверждения, т. е. санкционируют его использование как основания для дальнейших выводов и действий. 8. Термин «массив знаний» и его значение заимствованы у Феликса Кауфмана. Там же, р. 33-66. 9. Это разделение позволяет получить совокупность утверждений, которые могут законно испол ьзоваться в качестве основания для дальнейших выводов и действий. Эта совокупность конституируется использованием присяжными в качестве процедурных правил обыденных установок. Эта совокупность, называемая «массивом» фактов или «делом», обладает свойствами, релевантными проблемам, обсуждаемым в данной работе, однако здесь они не могут быть рассмотрены.
|