Методология
Именно научные рациональности авторы, пишущие о социальной организации и принятии решений, обычно называют свойствами «рационального выбора». Олнако здесь высказывается идея о том, что научные рациональности не являются ни свойствами, ни санкционируемыми моделями выбора, осуществляемого в сфере, регулируемой исходными предпосылками повседневной жизни. Если научные рациональности не являются ни стабильными свойствами, ни санкционируемыми моделями выбора, осуществляемого в сфере, регулируемой исходными предпосылками повседневной жизни, трудности, с которыми сталкиваются исследователи и теоретики касательно понятия организационных целей, роли осведомленности и неосведомленности во взаимодействии, затруднений в трактовке осмысленных сообщений в математических теориях коммуникации, аномалий, обнаруживаемых в исследованиях азартного поведения, затруднений в рационализации понятия анормальности в свете результатов кросс-культурных исследований, возможно, ес ть трудности, которые они сами себе придумали. Возможно, эти трудности обусловлены не сложностью изучаемых вопросов, а стремлением рассматривать действия в соответствии с научными представлениями, вместо того чтобы направить свое внимание на реальные рациональности, которые обнаруживает в своем поведении человек в ходе решения обыденных практических задач. Шюц говорит нам, что означает выражение «субъект осуществляет рациональный выбор[44]». Рациональный выбор имел бы место, если бы субъект был в достаточной мере осведомлен о пели, которую необходимо реализовать, а также о подходящих для ее достижения средствах. Однако этот постулат подразумевает: 1. Знание о мосте, которое занимает подлежащая реализации цель в системе планов субъекта (оно должно быть также известно ему самому). 2. Знание о ее взаимоотношениях с другими целями и ее совместимость или несовместимость с ними. 3. Знание о желательных и нежелательных последствиях, которые могут иметь мес то как побочный продукт реализации главной цели. 4. Знание о разных последовательностях средств, которые технически или даже онтологически пригодны для реализации этой цели вне зависимости от того, владеет субъект всеми или лишь некоторыми из этих элементов. 5. Знание о влиянии этих средств на другие цели, достигаемые с помощью других последовательностей средств, включая их вторичные эффекты и случайные последствия. 6. Знание о доступности этих средств для субъекта, выбор доступных средств, причем таких, которые субъект может применить. Приведенные выше замечания никоим образом не исчерпывают сложный анализ, необходимый для того, чтобы разложить на составляющие понятие рационального выбора в действии. Трудности еще более усугубляются. когда у го действие носит социальный характер... В этом случае дополнительными детерминантами рассуждений субъекта являются следующие элементы. Во-первых, верная или неверная интерпретация его собственного акта другим человеком. Во-вторых, реакция других людей и се мотивы. В-третьих, все перечисленные элементы знания (с 1 по 6), которые субъект правильно или ошибочно приписывает своим партнерам. В-чствсртых. все многообразие категорий привычного и чуждого, близости и анонимности, личности и тина, которые мы раскрыли, описывая организацию социального мира. Однако где тогда, спрашивает Шюц, можно обнаружить эту систему рационального выбора? «...Корни понятия рациональности располагаются не на уровне обыденных концепций социального мира, а на теоретическом уровне его научного наблюдения, и именно здесь оно находит поле для методологического применения». Шюц заключает, что это понятие обнаруживается в логическом статусе, элементах и применении модели, которую ученый выбирает и использует как схему для интерпретирования событий. Это не означает, что рациональный выбор не существует в сфере повседневной жизни. 13 действительности было бы достаточно трактовать термины ясности и четкости в модифицированном и ограниченном значении как ясность и четкость, адекватные требованиям практического интереса субъекта... Что я хочу подчеркнуть, гак это то, что идеал рациональности пеяпляется и не может быть специфической особенностью обыденного мышления, а потому он не может быть и методологическим принципом интерпретации человеческих установок в повседневной жизни. Переосмысление проблемы рациональности для возвращения ее ученым заключается в обращенном к социологам призыве отказаться 304 Глава 8. Рациональные свойства научной и обыденной деятельности от рассмотрения научных рациональностей как методологического правила интерпретации человеческих действий. С точки зрения процедуры, как действовал бы исследователь, отказавшись рассматривать научные рациональности как методологическое правило?
|