Рациональное поведение 291
действий как последовательность шагов в разрешении некой проблемы. Он может представить эти шаги в виде совокупности отношений «цели—средства», но считать проблему разрешенной только если эти отношения реализуются без нарушения идеала полного соответствия принципам формальной научной логики и правилам научной процедуры [2]. Факт, частота осуществления такого подхода, а также последовательность в гаком рассмотрении проблем или успешность в следовании этой процедуре являются способами определения рациональности действий человека. 12. Семантическая ясность и четкость, Часто, говоря о рациональности, ссылаются па склонность человека рассматривать семантическую ясность конструкции как переменную с максимальным значением, приближение к которому является необходимым шагом при решении проблемы конструирования правдоподобного определения ситуации. О человеке, сохраняющем недоверие, пока не выполнено это условие приближенного максимального значения, часто говорят, что он более рационален, чем тот, кто готов доверять неизвестности. Один человек может считать чрезвычайно важными задачи прояснения конструктов, составляющих определение ситуации, и оценки соответствия этих конструктов значениям, которые подразумеваются в терминологии, используемой другими. Другой человек может уделять мало внимания подобным задачам. Поведение первого иногда определяют как более рациональное, чем поведение второго. 13. Ясность и четкость как таковые. Шюц отмечает, что стремление к ясности и четкости может быть стремлением к четкости, отвечающим задачам человека. Разнообразные, теоретические и реальные, отношения между а) стремлением к ясности и б) задачами, которым служит ясность конструкта, раскрывают дополнительные поведенческие значения рациональности. Здесь играют роль две переменные: 1) внимательное отношение к задачам прояснения; и 2) значение, которое придает человек выполнению некоего проекта. Один из вариантов отношений между этими переменными превращает в дело, которое необходимо выполнить, саму задачу прояснения. Это, собственно, и есть значение «прояснения как такового». Однако это отношение между указанными двумя переменными может рассматриваться человеком как включающее независимый элемент вариабельности. Подобное отношение подразумевают, говоря о «прояснении, достаточном для настоящих целей». Рациональность часто означает высокую степень зависимости одного от другого. Такая зависимость, рассматриваемая, как правило, при исследовательской или интерпретационной деятельности, иногда подразумевается при разграничении исследования и теории. 14. Соответствие определения ситуации научному знанию. Человек может допустить критику того, что он воспринимает как «факт» с точки зрения соответствия этого «факта» научным фактам. В качестве описания действий человека это «допускаемая легитимность подобной критики» означает, что в случае доказанного несоответствия то, что человек расценивает как правильные основания для логических выводов и действий (значение «факта»), будет им скорректировано в сторону приближения к научности. Часто действия человека называют рациональными в той мере, в какой он корректирует или готов скорректировать свои представления в сторону научности. Нередко рациональность связывают с чувствами человека, сопутствующими его поведению, например «эмоциональная нейтральность», «неэмоциональный», «отстраненный», «беспристрастный». Однако для теоретических задач этой статьи тот факт, что человек может таким образом воспринимать окружающее, не важен. Тем не менее важно то, что человек использует свои чувства по поводу окружающего, чтобы придать разумный характер тому, о чем он говорит, либо доказательству чего-либо. Ничто не помешает исследователю горячо желать, чтобы его гипотеза подтвердилась. Однако он не может использовать свое горячее желание или отстраненность для придания разумности или обоснованности своему предположению. О действиях человека, относящегося к своим чувствам по поводу того или иного вопроса как к иррелевантным его смыслу, иногда говорят как о рациональных действиях, R то время как о действиях человека, который придает смысл и обоснованность, обращаясь к своим чувствам, говорят как о менее рациональных. Однако это справедливо только для идеально описываемой научной деятельности.
|