Всероссийская олимпиада школьников 6 страница
Читаем Исход 20:5. Если я правильно понимаю эти слова, Иегова, Бог Израиля, заявляет, что Он – ревнивый Бог. Это подтверждается восьмью отрывками Библии. На самом деле, Он настолько ревнив, что в Исход 34:14 мы читаем: потому что имя Его – Ревнитель, Он – Бог-ревнитель. Читаем Исход 11:1-3. Здесь мы находим, что Иегова заставляет израильтян украсть у египтян серебро, золото и одежду, одолжив их якобы на время. Иегова учит израильтян лгать и воровать, нарушая этим две Свои же заповеди. Читаем 3Царств 22:22 и 23. Отсюда мы узнаем, что Иегова вложил лживый дух в уста Своих пророков. Это заставило их лгать. Мы читаем, что лживый дух от Иеговы вошел в пророков. Читаем 1Царств 16:14 и 19:9. Что заставило Саула пытаться убить Давида? Злой дух от Иеговы вошел в него. Читаем Исаию 6:9-13. Здесь мы узнаем, что Иегова призвал этого пророка и поручил ему ввести народ в заблуждение, чтобы Он мог наказать их. Читаем Исаию 45:7. Здесь Иегова заявляет, что Он – творец и добра, и зла. Читаем Иеремию 4:10. Здесь Иеремия в молитве Иегове обвиняет Его в обольщении народа и Иерусалима. Читаем Малахию 2:2 и 3. Здесь мы узнаем, что Иегова угрожал накидать дерьма на лица священников из-за того, что они относились к Нему недостаточно серьезно. Читаем Иоанна 4:21-24. Здесь Иисус говорит женщине у колодца, что не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Читаем Иоанна 12:37-39. Кто ослепил иудеев так, что они не могли уверовать в Иисуса? Читаем Иоанна 17:1-3. Здесь Иисус говорит: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Это не позволяет любому другому богу, даже Иегове, быть единственным ИСТИННЫМ Богом. Читаем 1 Коринфянам 8:5 и 6. Здесь мы узнаем, что хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им. Павел ясно показывает, что из всех богов только Бог христиан – Отец Небесный. Читаем Матфея 5:43-45. Это очень интересный отрывок. Иисус рассказывает, чему учил Иегова, и противопоставляет это учение Своему учению об Отце Небесном. Иегова учил Израиль любить ближних и ненавидеть врагов (при этом слово "ближний" означало израильтянина, а "враги" указывало на все остальные народы). Итак, политика Иеговы была расистской, он призывал израильтян считать все остальные народы своими врагами. Здесь важно, что Иегова учил ненависти, а Иисус говорил, что Отец Небесный любит все народы. Читаем Малахию 1:2 и 3: Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел. Другая мысль: Иисус избрал двенадцать апостолов из иудеев. Они были воспитаны в этой религии и знали, как поклоняться и молиться Иегове. Читаем Галатам 3:1. Почему Павел говорил галатам, что они прельщены? Чем они заслужили это? Они обратились к иудаизму Иеговы, который Павел называет прельщением. Согласно Павлу, вы были бы христианами и не будучи иудео-христианами. Это очень сильный язык, но не слишком сильный для Павла, в другом месте сравнившего иудейскую религию с дерьмом (Филиппийцам 3:8). Иудаизм был основан тогда, когда ангел-Иегова говорил с Моисеем и дал ему десять заповедей и обрядовые законы. В Исходе 3:2-4 мы читаем, что Бог, говоривший с Моисеем, был ангелом. Писания, установившие Закон были даны ангелами – смотри Исход 3:2-6; Деяния 7:30-32, 38; Галатам 3:19. Читаем Колоссянам 2:13-15. Кто такие начала и власти, низложенные крестом? Павел призывал галатов: стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. Он говорит о рабстве законам и религии Иеговы. Иисус сказал: и познаете истину, и истина сделает вас свободными (Иоанна 8:32). Я не прошу вас отвечать на эти вопросы мне, лучше ответьте на них своей собственной совести. Это не возникшая в двадцатом веке идея моей горячей головы; в ранние годы христианства так верили почти все христиане из язычников. Уже в первой половине второго века у них была своя Библия, и это был первый канон христианского Писания. Эта Библия состояла из одного Евангелия и десяти подлинных Посланий Апостола Павла. Католическая церковь была организована с единственной целью – разрушить это учение, объявленное ересью. Она стремилась истребить все книги и людей, учивших, что Иегова НЕ был Отцом Небесным. Она начала составлять свою собственную Библию, поскольку нуждалась в обосновании своей доктрины. Частью этой новой Библии стали еврейские писания, получившие название Ветхого Завета. Одно Евангелие, находившееся в первой Библии, было заменено четырьмя; затем были добавлены Деяния, Послания к Тимофею и Титу, соборные Послания и Апокалипсис Петра, позднее замененный на Апокалипсис Иоанна. Это было сделано из-за необходимости завершить Новый Завет книгой, которая учила бы, что их Бог, Иегова, был Богом гнева и мести. Эта книга угрожает Божьим судом каждому, что прибавит к ней или отнимет от нее любую ее часть (Апокалипсис 22:19). Также интересно отметить, что в Апокалипсисе двенадцать камней основания Нового Иерусалима, сходящего с неба, соответствуют двенадцати амулетам астрологических знаков зодиака (Апокалипсис 21:2, 19 и 20). Известная нам библия полностью основывается на той, которая составлялась католической церковью со второго по четвертый век, чтобы опровергнуть учение Маркиона, что Иегова не был Отцом Небесным. Хотя небольшое исследование докажет, что эта история правдива, многие не примут ее истинности. Они скорее готовы поверить, что Библия упала прямо с неба в популярном переводе. Такое отношение демонстрирует полное и абсолютное невежество и самоуверенность. Католическая церковь продолжала свою религиозную войну против всех тех, кто не принимал Иегову как Отца Небесного. Чтобы свести к минимуму влияние этого учения, ей потребовалось шестьсот лет преследований. Официальная Католическая Энциклопедия признает, что единственной целью французской инквизиции было истребление еретиков, которые не верили, что Иегова это Отец Небесный. Но даже в эти поздние времена многие верили как я. Эти люди пострадали от преследования; их убили, а их книги были сожжены. Сама идея двух Заветов – Ветхого и Нового – это попытка объяснить, что Иегова изменил Свои взгляды. Слово договор или завет должно было учить, что Иегова, заключив с древними израильтянами одно соглашение, затем полностью переменился и, видя, что старый договор потерпел неудачу, установил новый договор. Однако у Малахии 3:6 мы читаем: Я — Иегова, Я не изменяюсь. Итак, изменив Свой договор, Он вновь солгал нам. Для тех, кто верит, что Иегова и Отец Небесный – одно, это серьезная проблема. Когда же Он превратился из Бога гнева и ненависти в Бога любви? Если верить фундаменталистам, Иегова вместо жертвоприношений животных, которых Он требовал в Ветхом Завете, теперь, при установлении Нового Завета, зарезал человека, то есть Иисуса, как человеческое жертвоприношение, призванное удовлетворить Его божественную справедливость, как утверждают их богословы. Какое извращение истины евангелия! Идея удовлетворения божественной справедливости это выдумка богословов. Иисус пришел, чтобы принести духовное исцеление и утешение. В Своей первой беседе Он сказал: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу (Луки 4:18). Ни здесь, ни где-либо еще в Новом Завете нет ни слова об удовлетворении божественной справедливости. Цель евангелия – явить жизнь и нетление (2 Тимофею 1:10). Павел сказал: я не стыжусь евангелия Христова (Римлянам 1:16). Я уверен, что он постыдился бы евангелия, которое учит, что Бог должен был убить невинного человека, Своего Сына, чтобы удовлетворить Свою божественную справедливость. Выражение божественная справедливость – не более, чем искусственное построение богословов. Так что не осуждайте веру другого, пока не исследуете вопрос. Не уподобляйтесь Фесту, который, ничего не зная о христианской вере, сказал Павлу: большая ученость доводит тебя до сумасшествия (Деяния 26:24). Хорошо знать то, что критикуешь. ВЫВОД: Мой Бог, Отец Небесный, не следует примеру Иеговы, Который учит людей лгать, воровать, обманывать и кидаться дерьмом в лица тех, кто относится к Нему недостаточно серьезно (Малахия 2:3). Я очень благодарен за знание Бога-Отца, Бога всяческой милости, любви, доброты, милосердия, сострадания и истины, и Иисуса Христа, моего Господа. Теперь я знаю, что освобожден из лап Иеговы, Бога гнева, мести, ревности и осуждения. За свой почти пятидесятилетний опыт среди фундаменталистских христианских деноминаций я убедился, что большая их часть практикует именно тот вид любви, за который Иисус обвинял фарисеев – они любят своих и не заботятся об остальных. Они следуют примеру любви и ненависти своего Бога Иеговы. Почитатели Иеговы не изменились. Иисус сказал, что любовь это знак ученичества. Мы читаем в 1 Иоанна 4:7 и 8: всякий любящий рожден от Бога и знает Бога… потому что Бог есть любовь. Бог-Отец любит мир (Иоанна 3:16). Мы должны любить друг друга. Это была новая и ЕДИНСТВЕННАЯ заповедь, которую Иисус дал Своим ученикам (Иоанна 5:17). Еще Он сказал: по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Иоанна 13:35). Павел в 1 Коринфянам 13 говорит нам, что любовь это величайший из всех духовных даров. Теперь я прошу вас обдумать приведенные факты и отрывки Писания. Мне хотелось бы поблагодарить вас за вашу доброту и терпение и надеяться, что теперь вы понимаете, почему я не считаю Иегову Отцом Небесным. Отец небесный был неведом миру, пока Иисус не открыл Его человечеству. Иисус сказал: никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Матфея 11:27). Иегова был видим Моисею и говорил в Своих пророках. Иисус сказал об Отце Небесном: вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели (Иоанна 5:37). Если Отец Небесный был открыт только Сыном, как сказал Иисус, и никто никогда не видел Его и не слышал Его голоса, то Иегова не может быть Отцом. Иегова был Богом Израиля задолго до земного служения Иисуса; Его видели и слышали. Великий благовестник, Маркион, евангелизировал страны вокруг Средиземного моря во втором столетии. Он особенно настаивал, что Иегова не был и не мог быть Отцом Небесным; он написал книгу Антитезы, утверждавшую эти взгляды. Многие христиане из язычников долгие годы придерживались их несмотря на жестокие преследования. Первое известное сообщение о христианине, убившем другого христианина из-за веры, рассказывает о католике, убившем христианина, который не признавал Иегову Отцом Небесным. Во многих областях эта вера сохранялась в темные века, но страшные преследования и падение грамотности постепенно одолели ее. Тем не менее, эта благословенная истина не умерла, но и сегодня жива в сердцах и разуме многих христиан по всему миру. Carroll R. Bierbower, DD, PhD. drcrb@cavenet.com |
Не надеясь только на крестовые походы и суды инквизиции, римская церковь не могла недооценить такого способа борьбы с "ересью", как диспут, но это требовало тщательной подготовки, поскольку катары были превосходно начитаны в Писании и искусно подбирали библейские цитаты в поддержку положений своей веры. Они уже давно отказались от наивной аргументации, которая вызывала иронию у Гильома де Пюилорана, описавшего диспуты, происходившие в Лангедоке незадолго до Южного крестового похода. За время альбигойских войн катары стали прекрасными полемистами. Их риторика вынудила католических авторов, ранее опиравшихся в своей полемике только на тексты Нового Завета, обратить внимание и на некоторые ветхозаветные книги, которыми катары свободно пользовались. Расширение репертуара признанных библейских авторитетов представляется делом католических полемистов, вышедших из рядов секты вальденсов. Известно, что Дюран де Хуэска участвовал в диспутах с катарами, ещё будучи вальденсом. В начале двадцатых годов XIII века, возглавив общество "Pauperes catholici", он вновь взялся за перо, пытаясь опровергать дуалистическое учение катаров Лангедока. Он пользовался демонстрирующим прекрасное знание Библии трактатом катаров, доказывающим неразрешимое противоречие двух богов и двух миров. Дюран скопировал текст, добавляя свои полемические комментарии к отдельным главам оригинала, которые иногда приведены целиком, а иногда - в сокращении. Иногда противостояние катаров и католиков находило своё выражение в литературной форме диалога. Один такой "Диспут между католиком и патареном-еретиком" был написан в Ломбардии, возможно, до середины XIII столетия. Автор, некий Георгий, был мирянином, как и Сальво Бурци. Как мы увидим ниже, в следующем столетии аналогичный диалог составили боснийские францисканцы. Поскольку Монета Кремонский уже провёл исчерпывающую работу, предназначенную для научного опровержения учения катаров, его итальянский современник, столь же ревностный инквизитор Райнерио Саккони, взялся за перо с иными целями. "Summa" Саккони принадлежит к другому типу и посвящена скорее сбору материала о катарах, чем полемике с ними. Примерно в это же время в Лангедоке была написана другая работа, кратко излагающая учения катаров во всём их многообразии. В действительности эта "Brevis Summula" была компиляцией различных элементов, включавшей и описание учений катарских церквей в северной Италии, позаимствованное из "De heresi Catharorum in Lombardia". Этим она отличалась от полного и целостного произведения Райнерио Саккони, опиравшегося на собственные знания автора. Саккони провёл среди катаров много лет, пока не был назначен на должность их гонителя. Несомненно, он был одним из совершенных и в 1245 году обратился в католичество только под влиянием такой сильной личности, как Пётр Веронский. Уже к 1250 году этот ревностный прозелит написал свою "Сумму"; распространённая во множестве списков, она находилась во всех справочниках, предназначенных для использования инквизиторами. В эти справочники входили различные тексты, относящиеся как к самой инквизиции, так и к "ересям", против которых она была направлена. Со временем весь материал был собран в систематические сборники. Широко известная "Practica inquisitionis" Бернара де Ги включает детально разработанные инквизиционные процедуры и предоставляет систематический и исторический обзор современных "ересей", опирающийся на информацию из достоверных источников. Справочники такого рода были частью собраний материалов, предназначенных для работы инквизиторов, но известны также и как отдельные книги. В свой "Трактат о еретиках", созданный между 1260 и 1270 годами, Ансельм Александрийский добавил некоторые тексты, однако исторический обзор, которым начинается трактат, во многом совпадает с содержащимся в "De heresi Catharorum". Как мы уже видели, он дополняет эту раннюю работу. Последующие разделы трактата передают массу интересных сведений об учениях, обычаях и обрядах итальянских катаров. Во многих случаях монах-доминиканец не повторяет того, что уже сказано его коллегой, Райнерио Саккони. Позднее "Сумма" Саккони была механически вставлена в текст Ансельма, обращавшего внимание именно на те аспекты, которых нет в сочинении Саккони. "Сумма", написанная бывшим "ересиархом" Саккони и значительно дополненная Ансельмом Александрийским, предоставляет нам очень точный отчёт о катарских церквях в северной Италии около середины XIII cтолетия. В основных чертах картина не изменилась со времени создания трактата "De heresi Catharorum". На первом плане находились три церкви, с самого начала сосредоточенные в сельских общинах: Конкореццо около Милана, Десенцано на озере Гарда и Баньоло около Мантуи. У этих церквей были узнаваемые названия, образованные от имён их лидеров. Они содержатся уже в сочинении Сальво Бурци (1235), а также в антиеретическом законе Фридриха II, опубликованном в Кремоне и других городах северной Италии в 1238 году. "Гаратенцы" получили свое название от Гараттуса, епископа Конкореццо, а "калояни" от Калояна, епископа Баньоло. Название "альбаненцы", применявшееся в то время к членам церкви Десенцано, так же, вероятно, было образовано от личного имени. В то время, когда Саккони писал свою "Сумму", первые две церкви были уже широко известны под названиями, образованными от их географического положения: "конкорецценцы" и "баньоленцы", но для третьей всё ещё применялось старое название "альбаненцы". Саккони знал епископа Конкореццо Назария, даже в старости остававшегося преданным учениям, полученным "за морем" в юности. Но в начале XIII столетия анонимный автор истории катаров в Ломбардии уже отмечал разногласия в церкви Конкореццо по вопросам о Богородице и о человеческом естестве Христа. Если верить Ансельму Александрийскому, позднее эти важные вопросы раскололи церковь Конкореццо надвое. Одни остались верны традиционному учению, проповедовавшемуся епископом Назарием, тогда как другие последовали за Дезидерием. Последний, filius maior церкви Конкореццо, не признавал болгарской Тайной Книги и не верил в таинственные истории о происхождении и природе небесных тел, разработанные Назарием на основе Interrogatio Iohannis. Дезидерий верил, что мать Христа была реальной женщиной, и учил, что при рождении Христос облёкся реальным человеческим телом, в котором пострадал и воскрес из мёртвых. Во время Своего вознесения он оставил это тело в "земном раю" (in paradiso terrestri), где вечно, никогда не умирая, пребывает Его мать. В последний раз Сын Божий облачится в Своё человеческое тело в день Суда. Согласно Дезидерию, Христос, пребывая на земле, обладал не только реальным человеческим телом, но и настоящей человеческой душой, а не "божеством вместо души" (deitatem pro anima), как учил Назарий. Раньше, когда Райнерио Саккони и сам был катаром, альбаненцы уже были разделены на две школы, значительно различавшиеся между собой фундаментальными положениями учения. Раскол, если верить Саккони, произошёл в 1230 году, вплоть до которого вся церковь придерживалась радикальной версии дуалистического мифа в его первоначальной форме. Даже после этой даты епископ Белесманца оставался верен учению, преподанному ему в конце XII столетия Макарием ди Солано и Амизо. Подавляющее большинство старших членов церкви следовало за Белесманца, но молодёжь придерживалась иных взглядов. Они были захвачены смелой концепцией, разработанной filius maior Джованни де Люгио. Райнерио Саккони тщательно изучил его пространное сочинение и изложил важнейшие положения нового учения в "Сумме". В основе своей эти идеи были не столь новыми, как может показаться на первый взгляд; Джованни де Люгио довёл до парадоксальных выводов идею двух параллельных миров, разработанную в радикально дуалистической версии учения катаров. Ему показалось соблазнительным развить идею незримого мира, составленного из четырёх нематериальных и незримых элементов и освещённого незримыми солнцем, луной и звёздами. Монета удачно заметил о радикальных дуалистах, что они "удваивают все понятия" (ponunt omnia duplicia). Идея "Нового Иерусалима" содержалась в самом Новом Завете; представлялось, что именно в нём провозглашали свои откровения пророки Ветхого Завета. Невозможно было вообразить, чтобы пророческие откровения о пришествии Сына Божия были вдохновлены злым владыкой нашего мира. Евфимий Зигабен уже отмечал перемену в отношении византийских богомилов к пророческим книгам Ветхого Завета. Тем не менее, изначальная концепция продолжала сохраняться в Византии наравне с новой, поскольку и Болгарская, и Славянская церковь сохраняли в этом вопросе консервативную позицию. В любом случае, катарам Конкореццо и Баньоло, получившим свой ordo от этих заморских церквей, потребовалось время, чтобы развить более благосклонное отношение к ветхозаветным пророкам и Иоанну Крестителю. Райнерио Саккони даже отмечает у катаров смягчение отношения к Аврааму, Исааку и Иакову. Альбаненцы, в свою очередь, располагали источник пророческих книг и некоторых других книг Ветхого Завета, таких, как книги Иова и Псалмов, в "ином мире". Джованни де Люгио пошёл ещё дальше, утверждая, что все книги Ветхого и Нового Заветов написаны в этом сверхъестественном мире, и все описанные в Библии события происходили именно там. Таким образом, идеи, ранее относившиеся к "новой земле", дому Отца Небесного, теперь развились в проекцию всей библейской истории на этот незримый мир. Конечно, на самом деле, Библия - это история людей со всеми её несчастьями, заблуждениями и грехами. То, что её перенесли в область Благого Бога, только обострило проблемы взаимодействия добра и зла и свободы воли. У Благого Бога есть Свой собственный мир, но в этом мире живут обычные люди со всеми своими грехами и изъянами. Зло, таким образом, не вошло в этот мир с вторжением Сатаны (Люцифера) и его ангелов, но всегда пребывало в нём. Благой Бог не всемогущ, поскольку Его действия всегда ограничены присутствием злого начала. Конечно, если считать всю Библию, и особенно её Ветхий Завет, откровением Благого Бога, приходится признать, что некоторые действия и утверждения Бога могут быть объяснены только как вдохновлённые Его противником. Он не смог сотворить Свои создания совершенными; злое начало придаёт каждому из них некий элемент зла, влекущий ко греху. Единственным исключением было человеческое естество Христа, в котором склонность ко греху была нейтрализована Его благостью. Остальной "народ Доброго Бога" (populus boni Dei) был побеждён грехом и осуждён на смерть. Души умерших нисходят в ад, то есть в наш земной мир. Это не было полностью новой идеей. Старшее поколение церкви Десенцано считало мир злого бога местом страданий, в котором заключены за свои грехи души небесных существ. Приговор был вынесен, когда они ниспали из вечного блаженства во тьму нашего мира. Именно поэтому в радикально-дуалистическом богословии катаров отсутствовало второе пришествие Христа, а ад был отождествлён с земной жизнью. Это было логичным выводом из идей Джованни де Люгио, рассматривавшего пришествие Христа на землю как descensus ad inferos. Вместе с остальными альбаненцами последователи Джованни де Люгио верили в долгое странствие реинкарнации, в конце которого все души достигнут освобождения и вновь найдут свои оставленные в небесном доме тела. Однако мрачный земной мир, в котором они были заключены, будет существовать вечно, как и мир Благого Бога. Следует напомнить, что дуалистическая метафизика гностических школ в поздней античности была основана на противопоставлении вечного незримого мира Бога Истины и видимого мира, эфемерное существование которого предполагает, что власть создавших его низших сил (или одной падшей силы) со временем закончится. Основы учений маркионитов и павликиан вошли в учения новых, средневековых дуалистических движений, но это не помешало некоторым группам катаров разработать концепцию вечного сосуществования двух начал. Сперва даже радикальные дуалисты (альбаненцы) думали, что существование созданного "князем тьмы" материального мира будет ограничено определённым сроком. Однако ко времени, когда Райнерио Саккони писал свою "Сумму", даже старшее поколение (последователи епископа Белесманцы) было убеждено, что наша земля "не узнает конца". Здесь Джованни де Люгио опять до конца продумал то, что было известно и до него. Представление о вечном мире несовместимо с идеей его сотворения во времени, и Джованни де Люгио понимал приоритет "двух творцов" по отношению к созданным ими мирам не во временном, а исключительно в причинном смысле. Он иллюстрировал эту идею примером солнца и его лучей.
|