Студопедия — Греция в IV в. до н.э.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Греция в IV в. до н.э.






 

В 404 г. до н.э. закончилась Пелопоннесская война; Афины были сокрушены. Греческий мир с трудом оправлялся от последствий этой кровавой и продолжительной войны. Демократическое прав­ление было почти повсеместно устранено спартан­цами. Ему на смену пришли «декархии» – власть специальных «комитетов десяти», созданных спар­танцами из сочувствовавших им олигархов. Новая власть на островах и в греческих полисах Малой Азии стала вызывать еще большее раздражение, чем прежнее господство Афин. Спарта была гораз­до меньше (в силу своей замкнутости, специфич­ности экономики) приспособлена для господства над другими полисами, нежели Афины. Пелопон­несская война сама в немалой степени способство­вала разложению традиционной структуры спар­танского общества. Не случайно вскоре после ее окончания возник заговор Кинадона (399 г. до н.э.), причем целью заговорщиков было уничтожение спартиатов и наделение всех неполноправных жителей Спартанского государства гражданскими правами. В Спарту стали проникать золотые и се­ребряные деньги, на первый план стали выдвигать­ся люди, отторгавшиеся прежней социальной иерархией – например флотоводец (наварх) Лисандр. Таким образом, Спарта не имела возмож­ности на исторически длительный срок стать геге­моном Греции, объединить ее, подчинить интересы всех полисов своим. Поэтому после Пелопоннес­ской войны главной причиной противоречий в гре­ческом мире стала спартанская гегемония – ее под­держка или неприятие отдельными полисами.

Но вначале Спарта выступала как несомненный лидер греческого мира, что влекло за собой тради­ционное противостояние Персии. Спартанские стратеги и наемники приняли участие в 401–399 гг. до н.э. в знаменитом походе «десяти тысяч». Участник экспедиции афинянин Ксенофонт описал ее в «Анабасисе» – классическом произведении древнегреческой литературы. Персидский царевич Кир, управлявший Малой Азией, после вступления на престол своего старшего брата Артаксеркса по­пытался свергнуть его. Для этого он набрал грече­ских наемников и двинулся в глубь страны. Войско Кира дошло до Месопотамии, и в битве при Кунаксе греческие наемники разбили персидские войска Артаксеркса, носам Кир погиб, и пребывание гре­ков в самом центре Персидской державы потеряло всякий смысл. В довершение всего персам удалось, заманив на переговоры греческих стратегов, пере­бить их. Даже при таких неблагоприятных условиях «десять тысяч» греков смогли самоорганизовать­ся, избрать новых стратегов и благополучно, избе­жав значительных потерь, вернуться в Элладу. Этот поход показал военную слабость огромной Персидской державы, а также возможность для греков сражаться вдалеке от моря.

Сделали выводы и персы, которые стали помо­гать противникам Спарты, стремясь не допустить объединения Греции под главенством одного поли­са. На персидские деньги афинский полководец Конон сумел отстроить флот и начать восстановле­ние «Длинных стен». Спартанский царь Агесилай довольно успешно воевал с персами в Малой Азии в 396–394 гг. до н.э., но военные действия в Гре­ции заставили его вернуться. Результатом Коринф­ской войны (395–386 гг. до н.э.) был Анталкидов (или «царский») мир, заключенный в Сузах под диктовку персидского царя. Это был наивысший успех персидской дипломатии, успешно приме­нившей старый принцип «разделяй и властвуй». Спартанская гегемония была восстановлена, но Персии она уже никоим образом не угрожала.

Против спартанской гегемонии достаточно осто­рожно стали выступать Афины, восстановившие, правда, в значительно урезанном виде и на добро­вольных началах, Афинский морской союз (378 г. до н.э.). Однако главной опасностью для Спарты стали Фивы. В 379 г. до н.э. фиванцам удалось из­гнать из города спартанский гарнизон. Под руковод­ством энергичных предводителей Эпаминонда и Пе­лопида Фивы подчинили своему влиянию всю Беотию и некоторые прилегающие области. Фивы сравни­тельно мало пострадали от Пелопоннесской войны, в Беотии сохранилось многочисленное крестьянство – все эти факторы способствовали усилению Фив. На­конец, в 371 г. до н.э. в битве при Левктрах досель непобедимая спартанская фаланга потерпела пора­жение. Эпаминонд применил тактику «косого клина», при которой одно крыло фаланги было значительно усилено, большую роль сыграл отборный фиванский «священный отряд», и в результате спартанцы дрог­нули и обратились в бегство.

Впечатление, произведенное известием о поражении Спарты, было огромным. Вся Греция пришла в движение. Фиванцы вторглись в Пело­поннес, и спартанцам, может быть, впервые за вре­мя существования их полиса пришлось пожалеть о том, что их город не обнесен стенами – Эпаминонду едва-едва не удалось захватить саму Спарту. С большим трудом спартанцы смогли отстоять свой город, но Мессения была потеряна безвозвратно – с помощью фнванцев она вновь обрела независи­мость. Завершилась эпоха гегемонии Спарты не только в Греции, но и в Пелопоннесе. В 362 г. до н.э. в битве при Мантинее в Пелопоннесе фиванцы вновь разбили спартанцев и присоединившихся к ним афинян, но потери самих фиванцев были ве­лики. Погиб и Эпаминонд.

Фивы постепенно отказываются от претензий на лидерство, тем более, что они не обладали сколь-нибудь значительным флотом. Непрочным оказал­ся также и Второй афинский морской союз: в войне с восставшими союзниками Афины в 355 г. до н.э. потерпели поражение.

Новой силой, способной заполнить политиче­ский вакуум, становится Македонское царство. На­ходящаяся на периферии греческого мира Македо­ния считалась полуварварским государством. Ма­кедонская аристократия получала, как правило, греческое образование, и многие видные греческие философы, поэты и драматурги (среди них Еврипид и Аристотель) жили при македонском дворе. Вступивший на престол в 359 г. до н.э. царь Фи­липп II стремился проводить активную внешнюю политику и вмешиваться в дела греческих полисов, вначале только соседних. В 348 г. до н.э. ему уда­лось захватить Олинф – важный город в Халкидике. В Афинах развернулась борьба между «маке­донской» и «антимакедонской» партиями. Лидер первой из них, оратор Эсхин, выступал за союз с Македонией, которая могла, по его мнению, помочь в борьбе с социальными беспорядками. В пользу македонской ориентации выступал и знаменитый оратор Исократ, который постоянно призывал гре­ков к единению, чтобы совместными усилиями пе­ренести войну в Азию – слабость персов была оче­видна уже после похода «десяти тысяч».

Вот что Исократ писал в знаменитом «Пане­гирике»: «Ни мира соблюсти прочного невозможно, если мы не будем общими силами вести войну с варварами, ни согласия добиться среди греков, прежде чем мы не научимся извлекать пользу из одинаковых источников. Если же мы достигнем этого и уничтожим нужду в жизненных благах, ко­торая заставляет забывать дружбу и родство может свести к вражде, и, кроме того, всех людей увлека­ет к войне и смутам, между нами несомненно во­дворится согласие, и мы возымеем друг к другу действительное расположение. Ради этого следует больше всего стараться перенести как можно ско­рее здешнюю войну на тот материк (т.е. в Азию. – С.К.),так как только ту пользу сможем мы из­влечь из междоусобной борьбы, если решим добы­тым из нее опытом воспользоваться против варва­ров».

Однако не все разделяли подобные настроения. Демосфен возглавил антимакедонскую партию в Афинах, и в своих эмоциональных речах призывал сограждан дать отпор Филиппу, помочь Византию и другим греческим городам, которые пытался за­хватить македонский царь. Решающая битва про­изошла в 338 г. до н.э. недалеко от города Херонея в Беотии. Филиппу (один из флангов македонского войска возглавлял его сын Александр) удалось раз­бить объединенное войско афинян и фиванцев. На месте этой битвы до сих пор возвышается камен­ный лев – памятник погибшим греческим воинам, напоминавший грекам об их утраченной независи­мости.

Впрочем, Филипп был мягок с побежденными. Ему нужны были союзники в готовившемся походе на Восток, нужно было идеологическое обоснова­ние приближающегося завоевания Персидской державы. В 337 г. до н.э. в Коринфе был созван съезд представителей всех греческих полисов (подобно тому, как почти полтора века назад, в 481 г. до н.э., в Коринфе обсуждалась стратегия отпора вторжению Ксеркса в Элладу). На этот раз отсутствовали спартанцы, отрицательно относив­шиеся к македонскому владычеству. Был образован Коринфский союз во главе с македонским царем, который объявил войну Персии – предлогом была месть за поругание персами греческих святынь во время их нашествия на Элладу.

Подготовка к военным действиям началась в сле­дующем, 336 г. до н.э., но ее прервала смерть Фи­липпа, павшего жертвой дворцового заговора. Битва при Херонее и Коринфский конгресс воспринима­лись греками как рубеж, как предел независимого существования Греции. Конечно, эта позиция, если так можно выразиться, «афиноцентристская» – ведь большинство дошедших до нас исторических сочи­нений либо повествует об истории Афин, либо напи­сано афинянами, либо соединяет в себе и то и другое одновременно. Политическая история Афин и Бал­канской Греции в IV в. до н.э. вообще не оказывала большого влияния на жизнь греков в Сицилии или в Северном Причерноморье. Сиракузы пережили за это время тиранию Дионисия I (405–367 гг. до н.э.), который сумел остановить наступление карфагенян и создать обширную державу в Великой Греции. В Северном Причерноморье выделялось своими раз­мерами и благосостоянием Боспорское царство со столицей в Пантикапее – греко-варварское образо­вание, успешно использовавшее свое положение посредника между греческим и варварским миром. Боспор стал важнейшим поставщиком зерна в Афи­ны и в некоторые другие греческие полисы.

Но традиция заканчивать историю классической Греции 338 или 337 г. до н.э. имеет все же глубо­кий смысл. Важнейшей характеристикой полиса является автономия – независимость, и, утратив независимость (хотя формально и оставаясь сво­бодными), полисы Балканской Греции вступили в другую эпоху. Греция перестала быть ведущей си­лой в Восточном Средиземноморье и зачастую вос­принималась лишь как придаток или разменная монета в «большой политике» новых эллинистиче­ских царств, воспринявших греческую культуру.

Невозможно представить эпоху только по поли­тической истории. В греческом обществе в IV в. до н.э. происходят значительные социальные пе­ремены, и именно в этот период греческая фило­софия, литература и искусство достигают небыва­лых высот.

Происходит трансформация полиса, он перехо­дит из «героического» в «обыденное» состояние. Деяния героев греко-персидских войн казались да­леким прошлым, стремление возродить былую мощь Афин – пустыми мечтаниями. Но на удивле­ние устойчивой, несмотря на военные поражения, оказывается афинская демократия. Секрет ее устойчивости – в прочности социальных связей между гражданами, членами одного дема, засе­давшими в одном Совете, вместе выносившими приговоры в суде. Это была, если можно так выразиться, демократия обывателей – обывателей, ко­торые осудили на смерть Сократа, обывателей, ко­торые высмеивали философов и ученых, обывате­лей, которые под влиянием эмоций или под воздей­ствием ловких политиков-демагогов зачастую при­нимали в народном собрании неправильные (и не­праведные!) решения. Но отнюдь не парадоксом является то, что все знаменитые критики демокра­тии вообще и афинской в частности жили именно в Афинах, и когда один из них, философ Платон, для претворения в жизнь своих идеальных и вполне аристократических законов отправился на Сици­лию к тирану Дионисию, то едва не был продан в рабство; с большим трудом друзьям удалось при­везти его обратно в Афины.

«Кризис полиса», о котором много писали и долго спорили историки, оказался далеко не все­общим и не всеобъемлющим. Конечно, IV в. до н.э. был для Греции нелегким временем. В этот период обостряется социальная борьба в полисах, во мно­гих из них власть захватывают тираны, граждане зачастую перестают чувствовать свое единство, до жесточайших эксцессов доходит борьба между бедными и богатыми. Так, в Аргосе в 371 г. до н.э. беднейшие граждане перебили более тысячи бога­тых, воспользовавшись дестабилизацией обстанов­ки после поражения спартанцев при Левктре. В са­мих Афинах обычным делом стали процессы о «священных маслинах»: доносчики использовали аттический закон о неприкосновенности посвящен­ных богине Афине деревьев и выступали с обвинениями против богатых сограждан, стремясь добить­ся конфискации их имущества.

Институтом, который способствовал предот­вращению социального неравенства и подчеркивал солидарность граждан, были литургии. Литургия – это почетная обязанность тратить свои средства на благо всего полиса (постройку военных кораблей, организацию театральных представлений и т.п.). Если раньше, в период расцвета Афин, граждане с охотой выполняли литургии, то теперь богатые не чувствовали никаких обязательств перед бедней­шими гражданами, и если и исполняли литургии, то с неохотой, из страха быть обвиненными и осуж­денными. Деньги становятся зачастую выше этиче­ских ценностей гражданского коллектива, о чем красноречиво пишет комедиограф Менандр:

 

А вот по мне – единственно полезные

Нам боги – это серебро и золото.

Лишь в дом их принесешь, – о чем помолишься,

Все будет у тебя, что только хочется:

Земля, дома, служанки, украшения,

Друзья, свидетели и судьи – лишь плати!

К тебе пойдут и боги в услужение...

 

Важную роль играло и то, что после окончания Пелопоннесской войны военные действия велись, как правило, наемниками, и только в редких и ис­ключительных случаях сражались граждане, кото­рые уже не считали это своей почетной обязан­ностью. Индивидуум стал больше и больше отделять себя от гражданского коллектива. И тем более мало кто думал об общегреческих делах. Полити­ческая раздробленность и ослабление Греции были несомненны, но полисные структуры были настоль­ко сильны, а полисные идеалы – настолько близки мироощущению греков, что никакие внешние пе­ремены не могли их поколебать.

Обстановка политической нестабильности, быть может, даже способствовала расцвету литературы, науки и искусства во всей Греции. Возникали новые центры ремесла, новые художественные школы. Греческие скульпторы и художники постепенно от­ходят от канонов «высокой классики» предыдущего столетия, стремятся передать человеческую индиви­дуальность, движение души и тела. «Менада» Скопаса передает исступление, «Афродита Книдская» Праксителя – гедонистический покой, но обоим скульпторам, как и их современникам Леохару, Лисиппу и другим, свойственна высокая степень ма­стерства и трудно воспроизводимая духовность. К сожалению, о художниках мы можем судить только по описаниям их работ и грубым подражаниям в ва­зописи. Наиболее известные из них – Паррасий и Апеллес, прославившиеся реализмом своих картин, и Павсий из Сикиона, который изобрел технику эн­каустики – живописи восковыми красками.

Театр следовал за потребностями публики, и на смену «древней комедии», в которой преобладали политические сюжеты, приходит «новая комедия», сюжеты которой были бытовыми, и наиболее знаменитым ее представителем был афинянин Менандр. Афины были центром ораторского ис­кусства. Особое распространение получили два ви­да красноречия – судебное и политическое. В афинском суде не было адвокатов, и подсудимый должен был защищаться сам. Поэтому часто из­вестные ораторы писали речи по заказу, хотя сами их не произносили. Самым знаменитым судебным оратором был Лисий. Не умерло и политическое красноречие. Как и прежде, афинское народное собрание выслушивало доводы и контрдоводы сторон, и часто принимало решение под воздей­ствием удачно произнесенной речи. Во второй по­ловине IV в. до н.э. блистал талант Демосфена – знаменитого противника Македонии, сторонника свободы Греции, который в своих «Филиппиках» (речах, направленных против политики македон­ского царя Филиппа) призывал сограждан отстаи­вать независимость родного города.

 

IV век до н.э. был периодам расцвета фило­софской мысли. Он как бы весь был освящен гением Сократа. В 399 г. до н.э. Сократ был осужден на смерть афинским судом по обвинению в непоч­тительности к богам. В действительности его не­доброжелатели расправились с ним за то, что мно­гие его ученики были противниками демократии, а также за независимый образ мыслей. Сократ сам всегда исполнял гражданские обязанности, никогда не призывал к изменению государственного строя Афин, но его слишком высокое, по мнению судей, представление о своей значимости послужило ис­тинной причиной вынесения смертного приговора.

Сократ любил повторять: «Я знаю, что ничего не знаю», но в действительности его влияние на дальнейшее развитие философской мысли было огромным. Он как бы повернул философию лицом к человеку. До него философы занимались проис­хождением Вселенной, различными природными явлениями, Сократ же стал основателем этической философии. Его учениками стали основатели са­мых различных философских школ, но все они унаследовали от Сократа интерес к человеку и к его проблемам.

Ученик Сократа Платон стал разрабатывать учение об идеях. Идеи для Платона – это символы, прообразы вещей, и реальный мир является лишь блеклым отражением идеального. Платону при­надлежит учение об идеальном государстве – поли­се, где каждая социальная группа исполняет пред­назначенную ей функцию, а во главе полиса стоят мудрецы-философы. Однако, как уже было сказа­но выше, попытка осуществления этого социального проекта на Сицилии едва не кончилась для Пла­тона весьма плачевно.

Подлинным энциклопедистом был Аристотель, философские труды которого многие считают вершиной древнегреческой мысли. Науки о приро­де («Физика») и науки о человеческом обществе и искусстве управления государством («Этика», «По­литика») были сведены Аристотелем в единую си­стему. Аристотель рассматривал полис как есте­ственную форму цивилизованного человеческого общежития, разработал учение о «правильных» и «неправильных» формах государственного уст­ройства, рассмотрел эволюцию развития полиса. Аристотель оказал огромное влияние на развитие философской мысли в античной и средневековой Европе, на арабском Востоке.

Таким образом, IV век до н.э. стал для Греции периодом интеллектуального взлета, а в социально-политической сфере – периодом перехода от неза­висимых, замкнутых («автаркичных») полисов к огромным государствам, которые распространили греческую цивилизацию на Восток. Политическая раздробленность, социальные противоречия и по­теря независимости большинством греческих поли­сов не препятствовали взлету искусства, литерату­ры и философской мысли.

[…]


Хронологическая таблица

(годы до н.э.)

 







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 694. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия