Открытое Первенство и Чемпионат Калининского района г. Уфы 5 страница
Переходя к рассмотрению конкретных поколений русской интеллигенции, необходимо сделать существенные уточнения. В предыдущем разделе термин «интеллигенция» употреблялся в социально-экономическом его значении, то есть отождествлялся с термином «интеллектный слой», что соответствует традиции, укоренившейся в нашей истории и культурологии. Следуя этой традиции, можно было говорить, что смена поколений интеллигенции означает смену культурно-исторических эпох. Но если мы хотим определить, чем одна культурно-историческая эпоха отличается от другой, то отождествление интеллектного слоя (целого) и интеллигенции (его части) становится недопустимым. Ведь специфика эпохи определяется не только интеллигентами, но и интеллектуалами, которые совместно образуют верхний диапазон интеллектно- этического континуума, а в какой-то части — полуинтеллигентами и полуинтеллектуалами, обладающими властными полномочиями (вспомним наших невежественных императриц и лидеров КПСС). Сущность каждой культурно-исторической эпохи воплощается в идеальных типах «интеллигента» и «интеллектуала»1, которые, в свою очередь, персонифицируются в виде исторических деятелей или героев художественных произведений. Итак, познакомимся с интеллигентами и интеллектуалами пореформенной России. Жизненный цикл пореформенного поколения, датируемый 1842-1904 годами (см. табл. 2.1), — поистине золотой век разночинной интеллигенции. Фаза восхода ограничивается 1842-1861 годами. В 1842 году появились «Мертвые души» и «Шинель» Н. В. Гоголя, ' Напомню, что понятие «идеальный тип» мы используем в смысле Макса Вебера как абстрактный инструмент познания, а не обобщение отличительных черт реальных персонажей (см. раздел 1.3). Глава 2. ПОКОЛЕНИЯ ИНТЕЛЛИГЕНТОВ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ 2.2. ПОРЕФОРМЕННОЕ ПОКОЛЕНИЕ
положившие начало «натуральной школе» в русской литературе, героями которой стали «бедные люди» — униженные и оскорбленные интеллигентные разночинцы1. В качестве главных идеологов образованных разночинцев того времени выступили В. Г. Белинский, А. И. Герцен, М. А. Бакунин, которых можно назвать предтечами радикальной русской интеллигенции. Противостояние реформирующегося самодержавия и революционно-демократической интеллигенции стало лейтмотивом фазы расцвета пореформенного поколения (1861-1881). Нет нужды воспроизводить общеизвестные эпизоды этой безумной борьбы, лучше сосредоточиться на развитии интеллигентской мифологии, герои которой снискали репутацию «классических русских интеллигентов». Пореформенные интеллигентские мифы образуют три серии: нигилизм, народничество, терроризм. Фазу расцвета поколения персонифицируют: в 1860-е годы Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, в 1870-е — П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский, с одной стороны, Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой — с другой. Убийство царя-освободителя — апогей практического терроризма — стало началом заката поколения (1881-1904). Попытки возродить предательски разгромленную боевую организацию «Народная воля» не увенчались успехом. Революционная волна пошла на спад, «миротворец» Александр III санкционировал консервативную контрреформацию, интеллигенты-разночинцы из воинствующих квазигуманистов превратились в буржуазных интеллектуалов. Фазу заката олицетворяют меланхолический лирик С. Я. Надсон и скептический философ К. Н. Леонтьев; гениальный визионер Владимир Со-нош.ев и первый русский марксист Георгий Плеханов — предтечи гисдующего, революционного поколения. В 1904 году ушли из жиз- 11;шомню, что, согласно «Толковому словарю» В. И. Даля, разночинец — чело- ВвК неподатного сословия, но без личного дворянства и не приписанный ни к гиль- ДИИ,ни к цеху. В пушкинско-гоголевское время «разночинца» не связывали с заняти-1 ми умственным трудом. В число разночинцев попадали придворные служители, ПОЦМ1НЫ,ремесленники, художники и музыканты. Но в середине XIX века разночин- ЦСВ I ПЛИ ассоциировать с известной образованностью; к ним стали относить воспи- ГВТвЛвй и i унернеров, агрономов, землемеров, управляющих, врачей и прочих про- фесСИОНВЛОВ умственного труда. Образованные разночинцы были выходцами главным обрМОМ ИЗ духовенства,чиновничества, купечества, мелкопоместного и безземельного ДВОРЯНСТМ,и предка — детьми ремесленников и крестьян. ни А. П. Чехов, Н. К. Михайловский, Б. Н. Чичерин; в летописи пореформенного поколения можно поставить точку и подвести богатые итоги его исторической деятельности. Пореформенное поколение стало свидетелем и участником коренных преобразований во всех сферах русской жизни: интенсивная урбанизация и постепенное вытеснение агроремесленного производства машинным (индустриальным), замена крепостного права экономическим принуждением, классовое расслоение взамен сословного и становление буржуазного гражданского общества, вытеснение гужевого и водного транспорта железными дорогами и пароходами и т. д. Правда, реформы проводились непоследовательно, сохранялась самодержавная монархия с обширным бюрократическим и полицейским аппаратом, а духовное «окормление» русского народа по-прежнему осуществляла Русская православная церковь. В нашу задачу не входит комплексное осмысление процесса модернизации России во второй половине XIX века, нас интересуют изменения, происходившие в интеллектном слое Российской империи. Можно сказать, что эти изменения — социально-культурные достижения пореформенного поколения русской интеллигенции — состоят в следующем: — Интенсивная профессионализация умственного труда, значи — Появление в русской литературе и публицистике серии мифо — Воплощение идеологических мифов в оппозиционных интел 1 Субкультурная русская интеллигенция в XIX веке прошла три этапа своего развития: 60-е годы — этап вызревания этико-политического интеллигентского самосознания, принявший форму нигилистической молодежной моды; 70-е годы — формирование народнической этико-политической идеологии, воспринятой разночинной интеллигенцией и студенчеством в качестве жизненной программы борьбы и труда; 80-е годы — раскол народнического социально-культурного движения на мирную этико-просветительную субкультуру земской интеллигенции — учителей, врачей, Глава 2. ПОКОЛЕНИЯ ИНТЕЛЛИГЕНТОВ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ 2.2. ПОРЕФОРМЕННОЕ ПОКОЛЕНИЕ
Казанский, Киевский, Одесский, Варшавский, Томский. За 30 лет (1861-1890) количество студентов в Московском, Петербургском, Киевском университетах увеличилось в два раза, в остальных — еще больше. Общий рост университетского студенчества был троекратным: с 4 125 до 12 342 студентов. Поскольку жизненный путь интеллигенции, как правило, начинался со студенческой скамьи, обратим внимание на характерные особенности пореформенного студенчества: а) оно было демократичным; сословные различия не культиви б) большинство студентов самостоятельно зарабатывало на кусок в) самостоятельно добывавшие средства к существованию сту г) всеобщее возмущение и острую ненависть вызвал введенный Известно, что в конце века среди студентов университетов превалировали дворяне — 45-46 %; разночинцы составляли 40 %, а остальные 4-5 % приходились на крестьян, инородцев и иностранцев. 2 Короленко В. Г. Собрание сочинений: в 8 т. М., 1953. Т. 7. С. 75. Цит. по: Лейкина-Свирская В. Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века. М., 1971. С. 40. Несомненно, что демократическое товарищество, дух равенства и коллективизма, привычка к самостоятельности и преодолению трудностей, сплоченность и солидарность, готовность к отпору тупой, жестокой и бездарной власти послужили питательной почвой для гражданского самоопределения молодого поколения, которое осуществлялось по-разному. Действовавшая с петровских времен «Табель о рангах» открывала для энергичных и знающих выходцев из низших сословий перспективы государственной карьеры, получения личного, а в дальнейшем — потомственного дворянства. Многие талантливые люди успешно использовали эти возможности. Например, отец Ленина И. Н. Ульянов (1831—1886) родился в семье беглого крепостного, который умер, когда его сыну Илье было всего пять лет. И все-таки он достиг чина действительного статского советника (то есть штатского генерала), должности директора народных училищ губернии и звания потомственного дворянина. Но все-таки немало было образованных разночинцев, да и благородных дворян, которые пренебрегали благами государственной карьеры и выбирали жребий самоотверженной борьбы с могучим самодержавием. Именно они становились творцами интеллигентских субкультур и подпольных террористических организаций. Что питало их альтруизм, доходящий до фанатизма? Конечно, не меркантильные соображения и расчеты, а, скорее, мифологические идеалы и утопии, которые пленяли души, жаждущие подвига и отвергающие мещанские добродетели. Познакомимся поближе с интеллигентской героической мифологией ХГХ века. II В дореформенной России не существовало гражданского общества, идеологический репертуар сводился к триаде «православие — самодержавие — народность», но после смерти Николая I, когда миновали черные дни «цензурного террора» и слово «гласность» получило официальное признание, ситуация изменилась. По словам одного из современников: «Все, традиционно существовавшее и принимавшееся ранее без критики, пошло в переборку. Все, начиная с теоретических вершин, с религиозных воззрений, основ государственного и Глава 2. ПОКОЛЕНИЯ ИНТЕЛЛИГЕНТОВ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ 2.2. ПОРЕФОРМЕННОЕ ПОКОЛЕНИЕ
общественного строя, вплоть до житейских обычаев, до костюма и прически волос»1. В подобной ситуации обостряется нужда в культурных героях, могущих служить образцом для подражания. Эту потребность особенно остро переживала учащаяся разночинная молодежь. Русская литература и публицистика услышали голос эпохи и ответили на него. Этим ответом стали идеологии, оформленные в виде героических мифов. Именно пореформенное поколение интеллигенции принесло в российское общество заимствованные на Западе либеральные и радикальные, в том числе социалистические и террористические, идеологии и положило начало отечественной интеллигентской мифологии. Подчеркну, что идеология и мифология интеллигенции органично взаимосвязаны: мифология — поверхностная литературная форма выражения идеологии, а идеология — глубинный смысл мифов. Особенно легко поддаются мифологизации радикальные, революционные идеологии, обладающие привлекательным для молодежи романтическим аспектом. Значительную часть литературы пореформенной эпохи можно интерпретировать как интеллигентскую героическую мифологию, ибо она, выполняя сущностные функции мифа (самосознание и социализация личности), весьма активно осуществляла прикладную идеологическую, идейно-воспитательную функцию. М. Е. Салтыков-Щедрин очень точно сформулировал героико-мифологическую миссию современной ему литературы: «Литература провидит законы будущего, воспроизводит образ будущего человека... Типы, созданные литературой, всегда идут далее тех, которые имеют ход на рынке, и поэтому-то именно они и кладут известную печать даже на такое общество, которое, по-видимому, всецело находится под гнетом эмпирических тревог и опасений. Под влиянием этих новых типов современный человек, незаметно для себя самого, получает новые привычки, ассимилирует себе новые взгляды, приобретает новую складку, — одним словом, постепенно вырабатывает в себе нового человека»2. Причем необходимой и важнейшей частью литературного процесса сделалась критика. В статье, посвященной 1 Цит. но: Паперно И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский — человек 2 Салтыков-Щедрин М. Е. Полное собрание сочинений: в 20 т. М., 1937. Т. 7. роману «Что делать?», Н. В. Шелгунов не без основания писал: «Беллетристы составляют ариергард направления, авангардом же дружно движущихся литературных полчищ являются публицисты». В настоящем подразделе мы сосредоточим внимание на радикально-идеологической мифологии пореформенной интеллигенции, а затем остановимся на реальных воплощениях мифологических образов в российских интеллигентах и интеллектуалах второй половины XIX века. Интеллигентская мифология не была застывшей и закрытой; напротив, она эволюционировала вместе с развитием радикальных идеологических концепций. В зависимости от смены культурных героев мифологию радикальной интеллигенции можно условно, для удобства рассмотрения, подразделить на три хронологических периода: — нигилистический — 1860-е годы; — народнический — 1870-е годы; — террористический — 1880-е годы. Каждый период характеризуется позитивным апологетическим мифом, который сопровождается негативными обличительными мифами. 1. Нигилистический период открывает роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» (1862). Этот роман задумывался как разоблачение грубого материалистического умонастроения разночинной молодежи, то есть как негативный миф-обличение. Поэтому Базарову был присвоен вовсе не комплиментарный ярлык — нигилист}. Однако, вопреки намерениям автора, литературный образ стал мифическим культурным героем, кумиром разночинной молодежи. Его кредо «Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает никакие принципы на веру, каким 1 В тургеневское время «нигилистами» называли невежд, пустых людей {Надеж-дин //. И. «Сонмище нигилистов» (1829); Белинский В. Г. «Провинциальные бредни и записки Дормедона Васильевича Прутикова»; рецензии Н. А. Добролюбова). После романа «Отцы и дети» термин был переосмыслен. Кстати, о нигилизме много толковали в XIX веке французские и германские философы, особенно Ф. Ницше. Ницше даже выделил две формы «совершенного нигилизма»: пассивная — осознание и созерцание гибели ценности; активная — всемерное содействие гибели того, что разрушается и слабеет, ради утверждения «сверхчеловека». Наверное, если бы Ницше был знаком с образом Базарова, он бы назвал его «активным нигилистом».
Глава 2. ПОКОЛЕНИЯ ИНТЕЛЛИГЕНТОВ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ 2.2. ПОРЕФОРМЕННОЕ ПОКОЛЕНИЕ
бы уважением не был окружен принцип» стало символом веры сотен студентов. Подобно своему герою, молодые нигилисты пренебрегали конструктивной работой — «это уже не наше дело... Сперва надо место расчистить». Нарисованный Тургеневым образ не ограничивается хронологическими рамками пореформенного поколения. Он представляет собой одну из типичных интеллектуальных фигур интеллектно-этичес-кого континуума (см. раздел 1.3), этическое самоопределение которой сочетает альтруизм с нетерпимостью и отрицанием общепринятых ценностей культуры. Подчеркну, что нигилист относится к категории интеллектуалов, а не интеллигентов, и нигилистов в наши дни не меньше, чем во времена «Отцов и детей». Мода на нигилизм быстро распространилась, чему способствовали статьи Д. И. Писарева «Базаров» (1862) и «Реалисты» (1864). В этих статьях говорится о таких свойствах базаровской натуры, как искренность и честность, разумность и здравый смысл, отвращение к красивой фразе. Писарев отвергал «эстетический мистицизм» и всячески пропагандировал естественные и точные науки, особенно дарвинизм. Полемизируя с критиком «Современника» М. А. Антоновичем, заявившим, что «Отцы и дети» — пасквиль на молодое поколение, Писарев утверждал, что образ Базарова верно отражает лучшие черты прогрессивной молодежи, а прозвище «нигилист» вовсе не является оскорбительным. Программу нигилизма Д. И. Писарев выразил лаконично: «Что можно разбить, то и нужно разбивать; что выдержит удар, то годится, что разлетится вдребезги, то хлам; во всяком случае, бей направо и налево, от этого вреда не будет и не может быть»1. Один из теоретиков анархизма П. А. Кропоткин (1842-1921) также согласен с названием «нигилист», ибо «оно выбрано вовсе недурно, потому что заключает в себе некоторую идею: оно отражает от- I/исарев Д. И. Схоластика XIX века // Писарев Д. И. Сочинения: в 4 т. М., 1955. Т. 1.С. 135. Позже П. Л. Лавров более изящно сформулировал эту программу: «Нигилизм не был никогда «отрицанием всего», но он был отрицанием права чего бы то ни было или кого бы то ни было пользоваться уважением и быть принятым в руководство без предварительной строгой критики» {Лавров П. Л. Избранные произведения: в 2 т. М, 1965. Т. 2. С. 664-665). рицание всей совокупности явлений современной цивилизации, опирающейся на угнетение одного класса другим; отрицание современного экономического строя, правительства и власти, буржуазной политики, рутинной науки, смешных или отвратительных своим лицемерием привычек и обычаев, завещанных современному обществу прошедшими веками, — словом, отрицание всего того, что буржуазная цивилизация окружает теперь почетом»1. Подлинным создателем апологетического нигилистического мифа был Н. Г. Чернышевский, хотя он не употреблял термин «нигилист». Он задумал свой роман «Что делать? Из рассказов о новых людях» (1863) как программу поведения и мышления «нового человека», учитывающую все — от общественных идеалов до деталей семейной жизни. Главными культурными ценностями провозглашались «свобода мысли», «разумный труд», «вера в науку как средство спасения и обновления русского народа». В отношениях с женщиной «новый человек» руководствовался «свободой сердца» и признанием права женщины на эмансипацию, независимость, образование и развитие. В качестве формы «разумного труда» предлагалась организация трудовых коммун. Между строчками романа, по непонятной оплошности цензуры допущенного к публикации, прочитывались социалистические идеалы и революционные призывы. Подлинным мифическим богатырем был представлен Рахметов. Несмотря на художественное несовершенство, схематизм и назидательность произведения Н. Г. Чернышевского, изложенная в нем программа «разумного» переустройства жизни захватила русскую интеллигентную молодежь. По словам А. И. Герцена, «русские люди, приезжавшие после 1862 года, почти все были из "Что делать?" с прибавлением нескольких базаровских черт». Нигилизм 1860-х годов в значительной степени представлял собой молодежную моду. Типичное проявление моды — вызывающий внешний вид и эпатирующее поведение. Мужчины носили суковатые дубинки, волосы стриженые и свисающие сзади до плеч, синие очки, фра-дьявольские шляпы или польские конфедератки. Женщин-нигилисток газета «Весть» в 1864 году описывала так: большинство нигилисток не имеет женской грации, они безвкусно и грязно одеты, Кропоткин П. А. Этика. М, 1991. С. 407. Глава 2. ПОКОЛЕНИЯ ИНТЕЛЛИГЕНТОВ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ 2.2. ПОРЕФОРМЕННОЕ ПОКОЛЕНИЕ
редко моют руки и никогда не чистят ногти, часто носят очки, стригут (а иногда и бреют) волосы. Они презирают искусство, обращаются к молодым людям на «ты», не стесняются в выражениях, живут самостоятельно или в коммунах, говорят более всего об эксплуатации труда, абсурдности семьи и брака и об анатомии. Остроумный А. К. Толстой в стихотворении «Поток-богатырь» (1871) саркастически продолжил эту тему: В третий входит он дом, и объял его страх: Видит в длинной палате вонючей, Все острижены вкруг, в сюртуках и в очках, Собралися красавицы кучей. Про какие-то женские споря права, Совершают они, засучив рукава, Пресловутое общее дело: Потрошат чье-то мертвое тело. Ужаснулся Поток, от красавиц бежит, А они восклицают ехидно: «Ах, какой он пошляк, ах, как он неразвит! Современности вовсе не видно!» Но Поток говорит, очутясь во дворе: «То ж бывало у нас и на Лысой горе, Только ведьмы, хоть голы и босы, Но, по крайности, есть у них косы!» По-видимому, отказ от хороших манер, нарочитая демонстрация неотесанности, грубости, неопрятности были мотивированы снобистским стремлением отмежеваться от светского дворянского общества с его лицемерным этикетом. П. А. Кропоткин не без восхищения описывал этический кодекс нигилизма: «Прежде всего, нигилизм объявил войну так называемой условной лжи культурной жизни. Его отличительной чертой была абсолютная искренность... Он абсолютно отрицал те мелкие знаки внешней вежливости, которые оказываются так называемому слабому полу. Нигилист не срывался с места, чтобы предложить его вошедшей даме, если он видел, что дама не устала и в комнате есть еще другие стулья... Но если девушка, хотя бы совершенно ему незнакомая, проявляла желание учиться чему- нибудь, он помогал ей уроками и готов был хоть каждый день ходить на другой конец города. Молодой человек, который пальцем не шевельнул бы, чтобы пододвинуть барышне чашку чая, охотно передавал девушке, приехавшей на курсы в Москву или Петербург, свой единственный урок и свой единственный заработок, причем говорил: "Нечего благодарить: мужчине легче найти работу, чем женщине, — это вовсе не рыцарство, а просто равенство"»'. Этический кодекс нигилизма хорошо согласуется с этикой разумного эгоизма Н. Г. Чернышевского, суть которой раскрывается в следующем силлогизме. Эгоизм — естественное свойство личности, он движущая сила всех нравственных поступков. Разумный человек руководствуется расчетом, повелевающим ему отказываться от меньшей выгоды или меньшего удовольствия ради получения большей выгоды, большего удовольствия. Этот расчет показывает, что общественная польза и выгода выше личной, частной пользы, поэтому ради собственного блага следует посвятить себя служению обществу, а не самому себе. В разумный эгоизм вписываются героизм, благородство, самопожертвование, и в итоге «разумный эгоизм» становится «разумным альтруизмом», или, скажем прямо, — основой этического самоопределения интеллигента, но не эгоиста-интеллектуала. Восхищаясь апологетикой нигилизма, я не стал бы забывать о его разрушительных потенциях, которые обнаружились уже в 1860-е годы. В 1862 году студент Московского университета Петр Зайчевский (1842-1896) написал «якобинскую» прокламацию «Молодая Россия», где призывал ради освобождения ограбленного, «всеми притесняемого и оскорбляемого народа» захватить Зимний дворец и перебить «живущих там». Он восклицал: «Мы не испугаемся', если увидим, что для ниспровержения современного порядка приходится пролить втрое больше крови, чем пролито якобинцами в 90-х годах». Угрозами взбалмошного двадцатилетнего юнца можно было бы пренебречь, но в 1869 году появляется террористическое подпольное общество, организованное Сергеем Нечаевым (1847-1882) — фанатиком, действительно не боящимся крови. Однако в 1860-е годы нигилизм еще не отождествлялся с терроризмом. Кропоткин П. А. Этика. С. 404-406. Глава 2. ПОКОЛЕНИЯ ИНТЕЛЛИГЕНТОВ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ 2.2. ПОРЕФОРМЕННОЕ ПОКОЛЕНИЕ
Апологетическому нигилистическому мифу, естественно, были противопоставлены разоблачительные антинигилистические мифы. Здесь первооткрывателями выступили А. Ф. Писемский — роман «Взбаламученное море» (1863) и Н. С. Лесков — роман «Некуда» (1864). Но главным разоблачителем нигилистического «бесовства», бесспорно, является Ф. М. Достоевский, в 1873 году опубликовавший роман «Бесы». Не чуждый революционных мечтаний в молодости, автор «Бесов» хорошо понимал психологию различных радикалов-интеллектуалов, их он и представил в своем романе-предупреждении. Главные «бесы», одержимые силами зла и насилия, — это идеолог смуты Шигалев — деспот, видящий гармонию «земного рая» в виде неограниченной государственной власти, и Петруша Верховенский — циник, политический авантюрист, жаждущий власти и готовый для ее достижения на любую мерзость: убийство, провокацию, ложь, донос. Достоевский предупреждает, что «бесы» способны вызвать кровавую бойню, превратить Россию в арену для «дьяволова водевиля», а народ — в человеческое стадо, послушно следующее за коварными и корыстными вождями. Он видит корень безнравственности в социальной утопии Чернышевского, воспринятой в качестве руководства к действию, в вульгарном материализме Фохта, Малешотта и Бюхне-ра, заменившем для глупых интеллигентов Священное Писание. Несмотря на то что в основу сюжета романа был положен реальный факт политического убийства студента Иванова, осуществленного по приказу С. Нечаева (П. Верховенский — узнаваемая репродукция Нечаева), революционная молодежь и демократическая интеллигенция почувствовали себя оскорбленными и осудили роман как «уродливую карикатуру» и «злобную клевету». Н. К. Михайловский заявил: «Нечаевское дело до такой степени во всех отношениях монстр, что не может служить темой для романа с более или менее широким захватом». Действительно, в начале 1870-х годов демократическое студенчество, увлеченное гуманистической народнической мифологией, в массе своей готовилось не к пожарам и бунтам (хотя М. А. Бакунин и П. Н. Ткачев призывали к этому), а к мирному про-светительско-пропагандистскому хождению в «бедные и стонущие» деревни. Самоубийственные террористические акты были еще впереди, и пророчество Достоевского не взволновало русскую интеллигенцию того времени. Однако после революции и гражданской войны пришлось признать пророческий дар Федора Михайловича. Литературовед В. Ф. Пере-верзев (1882-1968) писал в 1921 году: «Все сбылось по Достоевскому... Революция соблазнительна, и понятно почти маниакальное увлечение ею. Но вот из бездны поднимается навстречу, рассеивая обаятельные призраки, ничем не ограниченная тирания, и соблазн уступает место отвращению». Далее следовал вывод, что в революционных катаклизмах виновата интеллигенция, вскормившая шига-левых и верховенских. Вывод неверный.
|