Студопедия — Открытое Первенство и Чемпионат Калининского района г. Уфы 4 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Открытое Первенство и Чемпионат Калининского района г. Уфы 4 страница






 


Глава I. ИНТЕЛЛЕКТНЫЙ СЛОЙ


1.5. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТНОСТИ



 


Другой мужественный и свободолюбивый интеллигент-гуманист эпохи Возрождения — Томмазо Кампанелла (1568-1639) — человек удивительной и трагической судьбы, о которой нельзя не вспомнить. Он был сыном итальянского сапожника, в детстве по счастливой слу­чайности ему удалось овладеть грамотой. Дальнейший путь к знани­ям лежал для бедных только через монастырь, и 14-летний юноша становится монахом. В 1599 году он организует заговор для сверже­ния испанского владычества в своей родной Калабрии, полуострове на юге Италии. По доносу предателя Кампанелла оказался в тюрьме, где провел 27 лет.

Несмотря на изуверские средневековые пытки, несгибаемый ин­теллигент сохраняет ясность ума и даже в заточении сочиняет один трактат за другим, заучивает их наизусть, при малейшей возможно­сти передает на волю. Летом 1601 года Кампанелла начинает писать свой главный труд, воплощение альтруистической мечты о светлом будущем человечества — «Город Солнца». Пишет лежа, едва вы­водя буквы полумертвыми пальцами, изувеченными пыткой. Затем он сам переводит свое сочинение на латинский язык, и в 1623 го­ду «Город Солнца» публикуется во Франкфурте. В 1626 году многолетнего узника ненадолго выпускают из тюрьмы, он снова участвует в заговоре ради освобождения Калабрии от тех же испан­цев. Опять провал! К счастью, удалось скрыться во Франции, где в крайней нужде проходят последние годы страстного мечтателя-утописта.

Очень яркие, как правило, трагические судьбы выпали на долю других социалистов-утопистов. Напомню наиболее известные име­на: Ж. Мелье, Г. Б. Мабли, Г. Бабеф, А. Сен-Симон, Ш. Фурье — это сочинители фантастических трактатов, но были и практики, органи­заторы коммунистических общин — Р. Оуэн и Э. Кабе.

Идеи европейских социалистов-утопистов были хорошо извест­ны в России. Так, поэт-разночинец Василий Курочкин (1831-1875) писал:

Подними свою голову смело! — Звал к народу Фурье, — разделись На фаланги и дружно трудись В общем круге, для общего дела.


В ноябре 1858 года, узнав о смерти Р. Оуэна, Н. А. Добролюбов подготовил статью «Роберт Овэн и его попытки общественных ре­форм», где восхищался «полным бескорыстием и самоотвержением» утописта, который «вступил в борьбу с целым светом, противопо­ставляя свои, вновь изобретенные условия жизни тем всемирным ус­ловиям, которыми до того определялась жизнь человеческая. Он счи­тал нелепыми все эти условия; но он сам был нелеп, воображая, что эти освященные веками нелепости можно разрушить экспромтом»1. Но, конечно, наиболее популярным в России представителем идео­логии социализма является марксизм.

Классики марксизма восприняли гуманистическую идею о все­стороннем развитии личности, о гармоничном сочетании личных и общественных интересов, когда «свободное развитие каждого явля­ется условием свободного развития всех»2. Они воздерживались от детальной регламентации образа жизни обитателей коммунистичес­ких городов. Правда, в «Немецкой идеологии» (1845) можно найти описание утопического общества, «где никто не ограничен исключи­тельным кругом деятельности, а каждый может совершенствоваться в любой отрасли, общество <...> создает для меня возможность де­лать сегодня одно, а завтра — другое, утром охотиться, после полудня ловить рыбу, вечером заниматься скотоводством, после ужина преда­ваться критике, —- как моей душе угодно, — не делая меня в силу это­го охотником, рыбаком, пастухом или критиком»3. Ясны благие устремления юных тогда классиков марксизма: они пытались найти способ преодолеть калечащее однообразие специализированного труда и создать условия для всестороннего развития свободных личностей. Но столь же ясна наивность предложенного рецепта, пригодного лишь для первобытного коммунизма или для скучающего миллиардера. Зато нет недостатка в красочных описаниях коммунистических об­щин в работах ближайших учеников Маркса и Энгельса.

В 1918 году в молодой Российской Федерации была выпущена в свет брошюра признанного вождя немецкой социал-демократии Августа Бебеля (1840-1913), озаглавленная «Будущее общество»

1 Цит по: Утопический социализм: хрестоматия. М., 1982. С. 481-483.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 4. С. 447.

3 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3. С. 32.



Глава 1. ИНТЕЛЛЕКТНЫЙ СЛОЙ


1.5. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТНОСТИ



 


(М.: Изд-во ВЦИК, 1918. 71 с). Здесь рисуется социалистическое общество, в котором благодаря «отчуждению всех средств и орудий в пользу общества» устраняется противоположность интересов, и «удо­влетворение личного эгоизма и способствование общему благу стоят друг с другом в гармонии, они совпадают». Благодаря электричеству и использованию «самых совершенных машин и орудий, усиленно­му разделению труда и искусственной комбинации рабочих сил» зна­чительно повысится производительность труда, и «рабочее время может быть сильно уменьшено». «К 2000 году, — пророчил Бебель, — не будет существовать более ни сельского хозяйства, ни крестьян, так как химия сделает ненужной нынешнюю обработку земли. Не будет больше угольных шахт, а следовательно, и стачек углекопов. Топливо заменится химическими и физическими процессами. Тамож­ни и войны исчезнут» и т. п. «В будущем обществе будет бесчислен­ное множество ученых и художников разного рода, но каждый из них будет часть дня работать физически, а в остальное время отдаваться по своему вкусу наукам, искусствам, беседам, развлечению». Таким образом, физический труд объявляется обязательным для всех, а ум­ственный труд — досуговым занятием, которым желающие занима­ются «в остальное время».

Явная утопичность общества, нарисованного одним из лидеров социалистического движения конца XIX века, несомненна, но идео­логами большевизма, издавшими эту брошюру на дешевой желтой бумаге, она воспринималась как практическое пособие, а не как уто­пия. Одним из результатов грандиозного социалистического экспе­римента, начатого в нашей стране, явился мифологический homo soveticus, о котором речь пойдет в разделе 2.4.

Консерватизм отстаивает идеал стабильного (устойчивого) обще­ства, где люди не могут не быть счастливыми благодаря тому, что:

а) сохраняется традиционный образ жизни, где каждый знает свое
место и преимущества которого проверены многовековой практикой;

б) любые инновации, прежде всего — либеральные и социали­
стические, подлежат тщательной и всесторонней проверке; револю­
ционное насилие недопустимо;

в) нет необходимости заботиться об удовлетворении личных и
общественных потребностей, ибо они удовлетворяются по обычаю
и по воле Божией;


г) всякая власть, особенно монарха, священна, ибо она от Бога;

д) условие стабильности общества — сохранение религиозных
догм и обычаев предков.

Для иллюстрации консервативного строя мышления приведу не­сколько выдержек из знаменитого трактата англичанина Эдмунда Берка «Размышления о революции во Франции». Потрясенный ре­волюционными событиями, Берк писал в 1790 году, еще до казни короля и королевы: «Когда из жизни уйдут старые обычаи и правила, потери будут невозместимы. С этого момента у нас нет более компа­са, и мы не знаем, в какой порт мы плывем <...>. Мы чувствуем ду­шой, что религия — основа гражданского общества, источник добра и утешения; мы в Англии в этом настолько убеждены, что можем утверждать, что у нас девяносто девять человек из ста выступают против безбожия... Что такое свобода без мудрости и добродетели? Это величайшее из всех возможных зол; это безрассудство, порок и безумие, не поддающееся обузданию»1.

Классическим примером консервативной идеологии эпохи рус­ского Просвещения может служить обличительный трактат князя М. М. Щербатова (1733-1790) «О повреждении нравов в России»2, где беспощадно и нелицеприятно осуждаются порочное сласто­любие, корыстолюбие, тщеславие, лихоимство, предательство, рас­пространяемые порочными государями и их окружением. «Со вре­мен Петра Великого, — сокрушался князь, — мы удивительные имели успехи и исполинскими шагами шествовали к поправлению наших внешностей, но с гораздо вящей скоростью бежали к повреждению наших нравов». Трактат является не только историческим памятни­ком эпохи, но и одним из первых образцов консервативной мысли, противопоставляющей, говоря современным языком, «культуру» (ду­ховное наследие предков) и «цивилизацию» (развращенных просве­щением потомков). На мой взгляд, М. М. Щербатова можно назвать интеллигентом-гуманистом екатерининского поколения русской ин­теллигенции.

1 Берк Э. Размышления о революции во Франции и заседаниях некоторых об­
ществ в Лондоне, относящихся к этому событию. М, 1993. С. 81, 88, 141.

2 «О повреждении нравов в России» князя М. Щербатова и «Путешествие...»
А. Радищева: факсимильное изд. М., 1984. С. 1-96.



Глава 1. ИНТЕЛЛЕКТНЫЙ СЛОЙ


1.5. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТНОСТИ



 


Надо заметить, что консерваторы играют важную положительную роль в эволюции культуры. Если бы любые прогрессистские новации находили легкое и немедленное воплощение, общество пребывало бы в состоянии безумной лихорадки. Достаточно вспомнить о неприми­римой конкуренции социалистических, анархических, либеральных и других благонамеренных идей. Консерватизм — строгий экзаменатор, проверяющий практическую добротность прогрессистских новаций. Консерваторам редко удается сдержать напор новаторов, которым, как правило, симпатизирует большинство населения, но они отсеивают явно нежизнеспособные проекты. В конечном счете достигается ра­зумный прогресс в экономике, политике, литературе, искусстве, в об­щем, — в культуре, правда, не без периодов застоя или даже регресса.

В рядах консерваторов немало талантливых мыслителей, литера­торов, политических деятелей. Как правило, заботясь о стабильно­сти государства и спокойствии общества, они защищали догму бо­жественного происхождения монархии, старинный аристократизм и руководящую роль религии. Многих аристократов духа, таких как Самуэль Кольридж и Томас Карлейль, раздражал эгоистический дух торгашества, безнравственное корыстолюбие, бездуховность жадной толпы, то есть то самое «мещанство» (в английском варианте), кото­рое страстный народник Р. В. Иванов-Разумник считал антиподом интеллигентности.

Консервативное крыло российской интеллигенции составляли выс­шие правительственные чиновники, духовенство, высшие офицеры армии и флота, в том числе реформаторски настроенные интеллек­туалы Н. А. Милютин и Д. А. Милютин, С. Ю. Витте, П. Д. Свято-полк-Мирский, В. Н. Коковцев, П. А. Столыпин и др. Идеологами рус­ского консерватизма XIX века были, на мой взгляд, Н. М. Карамзин, С. С. Уваров, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, М. Н. Катков, Ф. М. До­стоевский, К. Н. Леонтьев, К. П. Победоносцев, А. В. Суворин, Л. Н. Ти­хомиров, многих из которых, несмотря на монархические убежде­ния, я бы причислил к русским интеллигентам.

5. Индивидуализм и коллективизм. Коллективизм, заключаю­щийся в подчинении индивидуальных интересов интересам коллек­тива (общества), присущ архаичным общинам и традиционным общностям с относительно низкой интеллектностью. Концепция ин­дивидуализма зародилась в новое время в связи со становлением


западноевропейского капитализма. Логично предположить, что не­интеллигенту или полуинтеллигенту чужды соблазны индивидуа­лизма, а для эгоиста-интеллектуала именно индивидуализм являет­ся наиболее подходящей философией. Нуждаются в осмыслении вопросы: может ли интеллигент быть индивидуалистом? может ли интеллектуал быть коллективистом?

Решение этих вопросов затрудняется идеологической тенденци­озностью. В советской философии индивидуализм осуждался как буржуазное мировоззрение, сутью которого является «абсолютиза­ция позиции отдельного индивида в его противопоставленности об­ществу»1. В качестве классического индивидуалиста назывался тео­ретик индивидуалистического анархизма Макс Штирнер (1806-1856), который в своей книге «Единственный и его собственность» (1844)2 утверждал, что первоисточники права и морали — сила и могуще­ство отдельной личности, что за каждым социальным образованием скрываются чьи-то эгоистические интересы, поэтому «единственный» должен заботиться о собственных интересах, руководствуясь прин­ципом «Я — критерий истины». В моральном кодексе строителей коммунизма в пику буржуазному индивидуализму был провозглашен альтруистический принцип «коллективизма и товарищеской взаимо­помощи: каждый за всех, все за одного». Получалось, что советский интеллигент всегда — убежденный коллективист, а западный интел­лектуал — носитель порочного индивидуалистического мировоззре­ния. Следовательно, в формулу интеллигентности должен входить коллективизм, а в формулу интеллектуальности — индивидуализм. К такому умозаключению подталкивает и православная традиция, культивирующая соборность и осуждающая личную гордыню. Од­нако согласиться с этим умозаключением никак нельзя, ибо оно ис­кажает суть интеллигентского этоса, которая заключается не в стрем­лении к абсолютной свободе в духе анархического интеллектуализма Макса Штирнера, а в добровольном самоограничении эгоистических притязаний.

Действительно, всякий коллектив — партия, корпорация, ре­лигия — ограничивает свободу индивидуального самовыражения,

1 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 206.

2 Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков, 1994.



Глава 1. ИНТЕЛЛЕКТНЫЙ СЛОЙ


1.5. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТНОСТИ



 


ставя коллективные интересы выше индивидуальных интересов сво­их членов. На этом основании можно утверждать, что интеллигент-коллективист не является абсолютно свободной личностью, ибо он ограничен альтруистическими обязательствами, толерантными сред­ствами, культурными традициями. Зато у беспартийного и внекорпо-ративного индивидуалиста-интеллектуала, фанатично возлюбивше­го собственную личность, таких ограничений нет, он действует по собственному усмотрению, а не по указке коллектива.

Западные интеллектуалы во всеуслышание отвергают принципы коллективизма и превозносят индивидуалистическое мировоззрение, акцентирующее свободу, инициативу и предприимчивость отдельной личности, ее право самостоятельно определять направления своей деятельности и нести ответственность за сделанный выбор. В бур­жуазных декларациях и конституциях нет этических преград для эго­истических притязаний, а формы самовыражения личности лимити­руются только законом. Исторический опыт показал, что западные индивидуалисты, фанатично преданные свободе личности, тем не менее исправно платят налоги, законопослушны, патриотичны и то-лерантны. Они не разрушили свое общество, а, напротив, в отличие от советских коллективистов, сумели построить правовое демокра­тическое государство, основанное на индивидуальной инициативе и гражданском правосознании. Получилось, что демократический ин­дивидуализм лучше служит процветанию общества, чем тоталитар­ный коллективизм. Советские идеологи вынуждены были признать верховенство «демократического варианта индивидуалистического сознания, сделавшего акцент на уважении чести и достоинства каж­дого человека, на признании прав всех членов общества в их стрем­лениях к счастью, а значит, приучавшего человека считаться с права­ми, стремлениями, интересами других людей»1.

Означает ли сказанное, что в формуле русской интеллигентности должен быть представлен «демократический индивидуализм», коль скоро его преимущества перед традиционным отечественным кол­лективизмом (соборностью) столь велики и очевидны? Нет, не озна­чает. Интеллигентность надпартийна. Формирование интеллиген-

Замошкин Ю. А. За новый подход к проблеме индивидуализма // Вопросы фило­софии. 1989. №6. С. 8.


та или интеллектуала включает этическое самоопределение, но не включает идеологически обоснованное гражданское (партийное) самоопределение. Ориентации в этическом пространстве (альтруизм-эгоизм, толерантность-агрессивность, смысл жизни и т. д.) не предре­шают ориентации в гражданско-политическом пространстве. Аль­труист-интеллигент, как и эгоист-интеллектуал, может быть демо­кратом, националистом, монархистом, точно так же, как по своему религиозному самоопределению он может быть православным, мусульманином или атеистом. Поэтому никаких идеологических, ре­лигиозных, профессиональных характеристик в формулы интелли­гентности и интеллектуальности включать не следует. Что же каса­ется свободы, независимости, автономии личности, которые ограни­чивает (неизбежно ограничивает!) коллективизм, то интеллигент (интеллектуал) их вовсе не утрачивает, если он не по принужде­нию, а сознательно и добровольно вступает в ряды политической партии, народного ополчения или монашества.

Итак, проблема индивидуализма и коллективизма решается следующим образом. Крайние выражения индивидуализма (М. Штир-нер, Ф. Ницше) и коллективизма (советский тоталитаризм) — прак­тически нежизнеспособны. Жизнеспособны умеренный индиви­дуализм, признающий общественные ограничения, и умеренный коллективизм, уважающий права и свободы личности. По сути дела, эти две мировоззренческие установки совпадают: разумный инди­видуалист — умеренный коллективист; разумный коллективист — умеренный индивидуалист.

6. Позитивизм и технократизм. Символично, что основополож­ник позитивизма Огюст Конт (1798-1857) был учеником просвети­теля-утописта Сен-Симона. Однако, в отличие от своего учителя, Конт отрицал познавательную ценность умозрительного знания, презри­тельно именуя философию «метафизикой», и утверждал, что только «позитивные», то.есть естественные науки, практикующие опытно-чувственное познание, способны разрешить проблемы, стоящие пе­ред человечеством. Интересен закон интеллектуальной эволюции, выдвинутый Контом. Согласно этому закону, человеческий интеллект, «как индивидуальный, так и родовой», должен пройти последова­тельно три стадии: теологическую, или фиктивную; метафизичес­кую, или абстрактную; положительную, или реальную. На последней



Глава 1. ИНТЕЛЛЕКТНЫИ СЛОЙ


1.5. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТНОСТИ



 


стадии «постепенно освобождающийся ум» приходит к «состоянию рациональной положительности». Основное правило этого состоя­ния — безусловное подчинение воображения наблюдению, отказ от поиска абстрактных сущностей в пользу изучения реальных явлений и причинно-следственных связей между ними. Таким путем пози­тивное познание способно предвидеть ход событий, чтобы разумно управлять ими1.

Рациональное позитивистское мировоззрение распространяется не только на область научного познания, но и на область морали. О. Конт призывает «сделать мораль независимой от теологии и мета­физики», установить «духовное господство положительной филосо­фии» и «устранить роковое противоречие между интеллектуальны­ми и нравственными потребностями». Любопытно, что именно рационалист Конт ввел в научный оборот термин альтруизм, сфор­мулировав принцип «жить для других». Он обосновывал этот прин­цип тем, что для разумного человека «деятельное искание обществен­ного блага представляет способ, наиболее пригодный и обычный для обеспечения частного благополучия», и при этом «более полное про­явление великодушных наклонностей станет главным источником личного счастья, даже когда награда будет заключаться в неизбеж­ном внутреннем удовлетворении»2.

Научно-технический прогресс второй половины XIX века, преж­де всего труды Ч. Дарвина, способствовали распространению по­зитивистского культа научного знания не только в западноевропей­ских странах, но и в России. Позитивистские взгляды были близки Д. И. Писареву, Н. Г. Чернышевскому, П. Л. Лаврову, Н. К. Михайлов­скому, многим русским ученым и широким кругам интеллигенции3.

1 Конт О. Дух позитивной философии. (Слово о положительном мышлении). Ро­
стов н/Д, 2003.

2 Там же. С. 186. (Любопытно, что немецкий философ Н. Гартман (1882-1950),
разрабатывавший теорию неизменных этических ценностей, заметил, что филосо­
фию Конта следовало бы называть не позитивизмом, а негативизмом, ибо ее сущно­
стью является отрицание всех методов человеческого познания, кроме естественно­
научных. Аргументом в пользу предложения Гартмана может служить тот факт, что
позитивизм сделался научной базой русского нигилизма, того же негативизма.)

Влияние позитивизма на отечественную общественно-философскую мысль многосторонне рассмотрено в сборнике статей: Огюст Конт: взгляд из России. М., 2000.


В конце XIX века материалистически, точнее — механистичес­ки ориентированный позитивизм переживает кризис из-за не­способности объяснить природу рентгеновских лучей и других из­лучений, а также непригодности для понимания психических явлений и этических ценностей (невозможность вывести «должное» из «сущего»). Приобрели популярность субъективно-идеалисти­ческие взгляды, представленные эмпириокритицизмом (махизмом), провозгласившим «материя исчезла, остались одни уравнения», и интуитивизмом, считающим источником человеческого твор­чества не разум, а иррациональную интуицию, которая как боже­ственный дар дана лишь избранным (А. Бергсон). Эти взгляды сти­мулировали повышенный интерес молодых русских философов к проблемам идеализма1, который стал предпосылкой религиозно-философского ренессанса Серебряного века — одного из высших культурных достижений революционного поколения русской ин­теллигенции.

В XX веке западные интеллектуалы отказались от позитивист­ского мышления в пользу мышления технократического. Техно­кратическое мышление,по мнению авторитетных отечественных психологов, — это «мировоззрение, существенными чертами кото­рого является примат средства над целью, цели над смыслом и обще­человеческими интересами, техники (в том числе и психотехники) над человеком и его ценностями. Технократическое мышление — это Рассудок, которому чужды Разум и Мудрость. Для технократичес­кого мышления не существует категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства»2. Если сопоставить это описание с формулой интеллектуальности, то отчетливо видно, что носитель технократического мировоззрения — это интеллектуал, этическая противоположность интеллигента. Если просвещенный гуманизм — спутник интеллигентности, то рационализированный технократизм — спутник интеллектуальности. Получается следующая

В 1902 году в Москве был опубликован сборник статей «Проблемы идеализ­ма», в котором приняла участие философская элита того времени — С. Н. Булгаков, Е. Н. Трубецкой. П. Б. Струве, Н. А. Бердяев, С. А. Аскольдов, П. И. Новгородцев, С. Н. Трубецкой, Б. А. Кистяковский.

2 Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994. С. 211.



Глава 1. ИНТЕЛЛЕКТНЫЙ СЛОЙ


1.5. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТНОСТИ



 


дефиниция: интеллектуалобразованный (рациональный) и твор­ческий человек с технократическим мировоззрением.

Можно сказать, что интеллектно-этический тип интеллектуала-технократа — продукт западного рационализма. Уместно вспомнить о славной родословной рационализма. Его отцами-основателями в XVII веке стали Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Г. Галилей, Б. Спино­за, И. Ньютон, Г. Лейбниц. Потом подключились И. Кант с его «кате­горическим императивом», пессимист А. Шопенгауэр с его филосо­фией воли, антигуманист Ф. Ницше, не говоря уже о философах и писателях XX века, культивировавших «цветы зла» в перерывах меж­ду «горячими» и «холодными» войнами. Тем не менее проблема технократизма уже несколько десятилетий тревожит философов, куль­турологов, психологов. Почему?

Опасность технократизма видится в том, что он означает дегра­дацию гуманности и рост бездуховности в сознании общества. Про­ницательные философы выражают озабоченность дегуманизацией европейских интеллектуалов. X. Ортега-и-Гассет сокрушался: «Ин­теллект интеллектуала ограничен, абстрактен, беден сильными чув­ствами. Он не знает великих дел, наслаждений, страстей, да его спе­циализированный "физический разум" и не пригоден для всей полноты жизни. Европейская культура становится все менее жизнен­ной; утилитаризм и фарисейский морализм прикрывают духовную нищету варвара, готового сокрушить безразличную ему культуру»1. Сказано, возможно, не без эмоциональных преувеличений, но нельзя не прислушаться к словам великого испанского мыслителя. Тем бо­лее что в интеллектном слое современной России возрастает количе­ство рационалистов-индивидуалистов западной школы с технокра­тическим мышлением.

Например, Н. Е. Покровский заявляет категорически: «Совме­щение рыночного общества и традиционной интеллигенции с ее ценностями — это иллюзия. Либо глупая, либо зловредная. Апел­лировать к великим идеалам интеллигенции прошлого — это чис­той воды ханжество. Особенно ныне. Речь может и должна идти только о вполне деловых (в рамках всего общества) отношениях найма рабочей силы, в данном случае интеллектуальной: кого, ког-

Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М., 1997. С. 31.


да, на сколько и за сколько. И никаких слез умиления. Давайте тор­говать»'.

Нельзя не отметить, что распространение технократизма в сре­де молодежи вызывает тревогу современных ученых: «Если уже сей­час не предпринять значительных усилий для гуманитаризации но­вого поколения специалистов, для развития их личностной зрелости, культурности, если хотите, — интеллигентности, зловещее слово ПОЗДНО может принять глобальные размеры, сообразные техно­логическим мощностям, с которыми этому поколению предстоит управляться. Самая опасная перспектива — формирование поколе­ния технократов, способных ради умственной забавы и демонстра­ции интеллектуальных возможностей подтолкнуть человечество к краю пропасти. А это вполне вероятно, если технологические би­цепсы наращиваются при культе бескультурья»2.

Теоретические положения и непривычные понятия, представлен­ные в главе 1, могут показаться умозрительными абстракциями, ам­бициозно претендующими на преодоление «мглы противоречий», хотя мы пытались обосновать их логически и ссылками на автори­тетные труды ученых коллег. Решающим аргументом в пользу их ра­ботоспособности может служить демонстрация их использования для описания и объяснения реального бытия интеллигентов и интеллек­туалов в различные периоды российской истории. В главе 2 мы по­пытаемся осуществить эту демонстрацию на достаточно большом и драматически напряженном отрезке исторического времени, охваты­вающем пять поколений русской интеллигенции XIX-XX веков.

 

Покровский И. Е. Горячее дыхание власти // На перепутье (Новые вехи): сб. ст. М., 1999. С. 63.

2 Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. С. 25

 

 


Глава 2. ПОКОЛЕНИЯ ИНТЕЛЛИГЕНТОВ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ

2.2. ПОРЕФОРМЕННОЕ ПОКОЛЕНИЕ



 


Хронология неокультурных поколений русской интеллигенции (XVIII-XX вв.)


Таблица 2.1


тургеневско-чеховского поколения, при котором понятие «интелли­генция» прочно вошло в обыденный лексикон и образовались яркие интеллигентские субкультуры.


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п Наименования поколений и их фазы Длительность Всего лет
Н. 1 Первая половина XVIII века  
  ПЕТРОВСКОЕ Восход 1682-1698  
Расцвет 1698-1730  
Закат 1730-1762  
Н.2 Вторая половина XVIII века  
  ЕКАТЕРИНИНСКОЕ Восход 1742-1762  
Расцвет 1762-1792  
Закат 1792-1817  
Н.З Первая половина XIX века  
  ПУШКИНСКО-ГОГОЛЕВСКОЕ Восход 1792-1812  
Расцвет 1812-1842  
Закат 1842-1861  
Н.4 Вторая половина XIX века  
  ПОРЕФОРМЕННОЕ Восход 1842-1861  
Расцвет 1861-1881  
Закат 1881-1904  
Н. 5 Начало XX века  
  РЕВОЛЮЦИОННОЕ Восход 1894-1904  
Расцвет 1905-1922  
Закат 1922-1938  
Н. 6 Первая половина XX века  
  ГЕРОИЧЕСКОЕ Восход 1922-1934  
Расцвет 1934-1956  
Закат 1956-1968  
Н.7 Вторая половина XX века  
  ШЕСТИДЕСЯТНИКИ Восход 1956 1968  
Расцвет 1968 1991  
Закат 1991-2000  
Н. 8 Конец XX века ?
  ВОСЬМИДЕСЯТНИКИ Восход 1980-1991  
Расцвет 1991-2015  
Закат 2015-? ?
Н. 9 Начало XXI века  
  ПОСТСОВЕТСКОЕ Восход 2005-2020  
Расцвет 2020-? ?

2.2. ПОРЕФОРМЕННОЕ ПОКОЛЕНИЕ







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 341. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия