Мировоззренческие психотехники: метаконцепция беатотерапии
[с. 13] Беатотерапевтическая метаконцепция — это мировоззрение, дух беатотерапии. Это идеология работы, кредо беатотерапевта, которое воплощается в его психотехнических действиях. Именно идеи определяют силу и эффективность психотехнических действий, поэтому беатотерапевтическая метаконцепция уже сама по себе является психотехникой. Метаконцепция — это совокупность теоретических положений, ни в коем случае не являющаяся теорией психологии личности, которая стремилась бы объяснить общие законы функционирования психического мира человека. Метаконцепция — это психология для терапии, где весь теоретический материал служит лишь одной цели — создавать наиболее эффективные условия для преображения человека, она направлена на решение сугубо прагматических задач. Эти теоретические положения имеют самое главное для беатотерапии качество — являются ориентиром для клиентов в их интенсивной работе над собой и могут быть повседневно использованы в деятельности беатосообщества. Определение метаконцепции как психотехники — принципиальная установка беатотерапии. Для беатотерапии подходят лишь такие идеи, которые по сути своей являются терапевтичными, то есть создают условия для совершения человеком возможной эволюции в целях обретения счастья. В психологии и психотерапии существует немало всевозможных теорий (45), утверждающих, что человек слаб, одинок, потерян в этом мире, что его путь — это путь от «пеленки зловонной до смердящего савана» (74). [с. 14] Можно, и не без оснований, доказывать, что большинство современных людей — это латентные шизофреники, что люди — результат негативного формирования. Конечно, это описание некоторых сторон внутреннего мира человека в чем-то справедливо, однако такое мировоззрение вряд ли будет способствовать эволюции конкретного клиента. Метаконцепция беатотерапии следует идеям радикального гуманизма и психологии Бытия. В беатотерапии последовательно в теории и детально на практике реализуется основополагающая гуманистическая идея о счастье как изначальном человеческом предназначении и о том, что быть счастливым — значит учиться искусству жизни. Преображающая сила беатотерапевтической метаконцепции, которая усваивается клиентами в процессе общения в беатосообществе, аккумулируется в виде так называемых «открытых формул». Формулировка идей в виде открытых формул — постоянная забота беатотерапевта и цель его теоретических поисков. Открытые формулы создают условия для обращения мыслей клиента и его самосознания к его собственному природному потенциалу, а его эмоций и чувств — к возвышенному переживанию себя и безграничных возможностей своей жизни. Открытые формулы помогают беатотерапевту так излагать психологические и философские идеи, чтобы содействовать уменьшению или полной ликвидации барьеров во внутреннем мире человека, возникающих между его стереотипно-репродуктивным, рациональным познанием и чувственным, интуитивным и творческим постижением реальности. Метаконцепция беатотерапии как психотехника выдвигает особые требования к профессионализму беатотерапевта. Гуманистические идеи относительно психологии бытия и счастья как искусства жизни должны стать не только той идеологией, которая лежит в основе работы беатотерапевта, [с. 15] но и его глубокой верой, внутренним убеждением, проверенными и доказанными его личным опытом. Например, если беатотерапевт теоретически полагает, что внутри человека имеется позитивное ядро — потенциал роста (главный тезис гуманистического подхода в самом широком смысле этого слова), то его техники должны содействовать обнаружению и раскрытию самим клиентом этого позитивного ядра, раскрытию потенциала человека. Но если психотехники приводят к тому, что дистанция между потенциалом и сознанием клиента увеличивается, это значит, что беатотерапевт или искажает саму психотехнику, или в глубине души не верит в позитивный потенциал клиента. Тогда, даже при использовании хорошей, верной техники, его действия и слова станут противоречить друг другу, будут лишены гармонии, а работа в целом утратит эффективность. Беатерапевт должен с максимальной точностью отдавать себе отчет в том, как он сам осознает основные идеи беатоте- рапевтической метаконцепции и как пролагает пути для поиска ответов на основные экзистенциальные вопросы, или, как минимум, обозначить для себя зону поиска ответов, поскольку вне этого беатотерапия бессмысленна и неэффективна. Когда беатотерапевт приступает к практике, он должен обязательно задать себе вопросы: «Что такое человек?», «В чем смысл человеческой жизни?», «В чем смысл смерти?», «Как смерть связана с жизнью?», «Что такое счастье человека?». Беатотерапевт не имеет права уклониться, пройти мимо ответов на эти вопросы, более того, его внедрение в экзистенциальную проблематику не может быть исключительно книжным, философским, теоретическим. Беатотерапевту ничего не остается, как в своей постоянной работе над собой набираться личного опыта самонаблюдений, ему приходится буквально быть переполненным переживанием поиска ответов. [с. 16] Если беатотерапевт, уже не испытывая страха перед клиентами, ответственно и сознательно включает свой собственный опыт поиска, то его слова и действия становятся весомыми. Если хочешь быть авторитетным для людей, обладать властью убеждения, необходимо сначала обладать властью над собой, быть действительно убежденным на личном опыте в тех идеях, которые передаешь людям, нужно по мере личных усилий развивать в себе великую и весьма редкую способность — быть словами. Конечно, это теснейшим образом связано с тем, что на сегодня представляет из себя индивидуальность каждого беатотерапевта, в каком состоянии он на данный момент пребывает, на каком этапе своего развития находится. Когда наблюдаешь работу мастера, к какой бы идеологии его психотерапия ни относилась, она воспринимается одновременно и как высокая наука, и как искусство, и как мистерия, таинство, чем, собственно, психотерапия и должна быть. В работе мастеров каждое психотехническое средство воплощает в себе мировоззрение, и мировоззрение естественным образом реализуется во всех тех действиях, которые они совершают. Метаконцепция беатотерапии представлена в виде двух основных разделов: психологии бытия и беатума; принципов беатотерапии.
|