Беатотерапевтическое сообщество: клиенты
[с. 41] Беатотерапия применяется как к практически здоровым людям, так и к людям из групп риска, еще не больным, но уже и не здоровым, в состоянии которых отмечаются отдельные невротические или психосоматические симптомы. Беатотерапия, направленная на повышение качества жизни человека, решает и психопрофилактические задачи, поэтому, являясь вариантом психологии здоровья, входит в круг проблем клинической психологии. Однако для беатотерапии не имеет решающего значения актуальное состояние человека, он может быть здоровым или входить в группу риска, или перенести какое-либо заболевание, иметь инвалидность, это не так уж и важно, — первостепенное значение имеют потенциальные возможности человека, его жажда к изменению, к переустройству себя и своей жизни. Беатотерапия уделяет первостепенное внимание тем людям, которые способны к росту, которые могли бы своими усилиями вызвать всеобщее оздоровление, обновление той семейной и социальной среды, в которой они живут и действуют. Еще раз подчеркнем, что беатотерапия, в контексте социальной значимости, исходит из осознания того, что современному обществу не хватает счастливых людей. В более широком гуманистическом контексте беатотерапия основывается на стремлении создавать условия для роста тех, кто полюбил жизнь и всеми силами стремится к жизни, кто этим своим стремлением, этой жаждой жизни представляет ценность для всего мироздания, для бытия. Что же беатотерапия предлагает человеку, устремившемуся на поиски счастья? Беатотерапевт не может научить предпринимателя, как достигать экономического успеха, политика — как действовать [с. 42] в коридорах власти, ученого — как совершать открытия. Однако состояние внутреннего мира человека, его мышление, его эмоции, способности к интуиции и творчеству, его разум могут определять как его успех, так и его поражение, поскольку именно в психологическом состоянии человека заключен секрет его счастья. Беатотерапия создает условия для развития сознания, роста личности, для самосозидания людей различного возраста и пола, различных профессий, вероисповеданий, национальностей, ибо душа человека не имеет ни возраста, ни пола, ни национальности, ни конфессиональной принадлежности. Клиенты беатотерапии, независимо от своего соматического и душевного состояния, желают быть здоровыми и счастливыми, устранить внутрипсихические конфликты и повысить качество жизни. Человек, обретая беатотерапевтический опыт, начинает все больше ощущать в самом себе величие собственных бытийных возможностей, величие своей личности и одновременно благоговейный трепет и смирение, все более осознавая ограниченность того, что уже проявлено перед безграничностью Бытия в себе и вне себя, выше себя. На основе приобретенного в беатотерапии опыта человек может затем уже в области своих интересов, своей профессии, в собственном доме проявить себя наилучшим образом, принося ощутимый успех себе, социальному контексту в целом и счастье другим людям. В конечном итоге, беатотерапия утверждает, что психическая деятельность человека по своей сути, в соответствии со своей изначальной природой, вся направлена на достижение человеком самореализации, радости и счастья. Неверно считать, что люди, обратившиеся за помощью к беатотерапевту, даже если они плохо себя чувствуют или растеряны, — глупые, слабые, некомпетентные в своей жизни. Кто же такой этот человек, клиент беатотерапии? [с. 43] Человек, который становится клиентом беатотерапии, отличается единственным качеством — он хочет верить или уже поверил, что можно изменить свою жизнь и стать счастливым. Люди, которые ощущают внутренний, может быть, пока еще не вполне осознанный призыв к переменам, — особенные люди, потому что они начинают искать места, где другие меняют себя, стремятся найти тех, кто умеет создавать условия для перемен. Факт обращения к беатотерапевту и желание войти в сообщество сами по себе уже очень значимы. Еще раз подчеркнем — неважно, в каком состоянии человек входит в беатотер- пию, главное в другом — беатотерапия помещает человека в такие обстоятельства, где он принимает сознательное решение изменить себя для достижения счастья. Обязательным для каждого клиента беатотерапии является выполнение работы, предусмотренной индивидуальным контрактом, а также соблюдение правил сообщества. Уточним, что представляет собой беатотерапевтический контракт. Контракт — это конкретные обязательства сторон, которые подробно обсуждаются и осознаются. Каждый участник сообщества заключает с беатотерапевтом индивидуальный контракт, который может ограничиваться определенными условиями, временем. Далее может быть заключено несколько контрактов, которые уточняются и продлевают свое действие. Обязательства беатотерапевта: эффективно создавать условия для того, чтобы человек становился счастливым. Забегая вперед, можно сказать, что при соблюдении клиентом условий контракта беатотерапевт в силах гарантировать достижение основных эффектов, а вероятность наступления некоторой части возможных эффектов определяется в значительной степени усилиями самого человека. Обязательства клиента: он обязуется войти в сообщество на определенное время, стать участником определенной прoграммы [с. 44] или программ. Клиенту предлагается выполнять определенную работу, предусмотренную программой. Представив себе, каким человеком он хотел бы быть, какие преобразования хотел бы осуществить в жизни, клиент в беатосообществе начинает активно наблюдать, обдумывать и перестраивать свою жизнь. Клиент беатотерапии сознательно изучает себя, вовлекается в процесс самонаблюдения и самоисследования, постепенно осуществляя возможную для него эволюцию. Чем более ответственен человек, чем серьезнее он относится к своей жизни, тем скорее он приходит к пониманию того, что без сообщества единомышленников ему будет трудно обойтись. Осознать собственный стиль поведения, комплексы, черты характера наиболее эффективно удается клиенту в гетерогенном сообществе, в ходе активного общения и взаимодействия с другими людьми. Платону принадлежат слова: «Принося счастье другим, мы находим свое собственное» (50). Беатотерапевты и клиенты составляют особое, профессионально создаваемое на определенное время беатотерапевтиче- ское сообщество. Беатосообщество гетерогенно: разные участники, реализуя индивидуальные цели, работают в различных программах и выполняют в сообществе различные функции. Характер работы в беатосообществе, ее длительность определяется самим участником и согласуется с беатотерапевтом. Клиенты знакомятся с правилами пребывания в беатосообществе, обсуждают с беатотерапевтом индивидуальную программу работы и сочетание деятельности в сообществе с индивидуальным контрактом. Возможны переходы или одновременное участие в нескольких программах. Важно, что наряду с обязательными программами, предусмотренными контрактом при вступлении в беатосообщество, клиенту предоставляется достаточно широкий спектр программ, которые он может выбрать самостоятельно. Всегда производится наблюдение, какие выборы в рамках сообщества человек делает, что, как и почему он выбирает или не выбирает. [с. 45] Зачастую в начале работы клиенты предполагают, что смогли бы самостоятельно, вне беатосообщества, осуществить перемены в себе и в своей жизни. Однако многолетний беатотерапевтический опыт показывает, что самостоятельная работа над собой чаще всего превращается в ложное воображение или пустую болтовню. Совершать свою возможную эволюцию, осуществлять настоящую перемену не на словах, а на деле — очень сложно. Поэтому сам человек, без помощи спутников и единомышленников на пути своего психологического роста вряд ли далеко продвинется. Участников беатосообщества объединяет одно качество: они признают, что по-настоящему не знают себя и больше всего хотели бы узнать и прочувствовать свое существо. У настоящего участника беатосообщества есть только одно желание: познать себя и пересоздать себя заново. Чтобы стать счастливым, надо себя понимать, надо себя изучать, надо смотреться в зеркало, а кто является этим зеркалом? Беатотерапевт — лишь одно зеркало, а нужна система зеркал. Роль такой системы зеркал и выполняет беатотерапевтическое сообщество, в котором люди объединены единой целью. Они на собственном опыте убедились, что для счастья надо изучать себя, и помогают в этом друг другу. Важность коллективного общения состоит в том, что результаты работы человека над собой видны всем, становятся общим достоянием, общей победой всего сообщества. Внешний облик побеждающего человека прекрасен, ясно видно всем, что он — автор своей победы, создал ее собственными сознательными усилиями. Для дальнейших беатотерапевтических исследований интересно попытаться проложить новые пути в изучении счастливого побеждающего точного человека — участника беатосообщества, исследовать специфику его личностных особенностей и жизнедеятельности. Беатотерапевтические исследования описывают и психологическими методами изучают особый беатотерапевтический синдром — синдром победителя. [с. 46] Перечислим некоторые психологические характеристики этого синдрома. Клиент отдает себе отчет в том, насколько редко он способен управлять своими действиями, чаще действия управляют им, и стремится действовать не под управлением ретроспективной сети и ложной личности, а из своей бытийной сущности, из себя, сознательно отвечая за свои выборы. Во всех жизненных ситуациях, а также в жизни сообщества, участник беатосообщества-победитель старается рассчитывать на самого себя, самостоятельно и сознательно все больше и больше брать ответственность за свою жизнь в свои собственные руки. Он всем сердцем принимает беатотерапию и всеми своими силами следует ей. Но независим от нее. Подчиняясь ее принципам, он наблюдает за собой так, как наблюдают за мотором автомобиля, чтобы убедиться, что тот работает без перебоев. Объективно наблюдая себя, он возвышается над самим собой, контролирует некоторые части себя. Он — свободен для роста. Все, что участник сообщества делает, — действительно исходит из него. Участник беатосообщества, когда побеждает, постоянно стремится сохранять дистанцию во взгляде на беатотерапевта, на себя, на окружающих людей внутри и вне сообщества — так он обучается дальновидности. Он постоянно работает над усилением только одной воли — воли к наблюдению собственной негативности. Дополнительная энергия, приток новых жизненных сил не приходят к нему извне, это силы, которые он, в условиях работы в сообществе, сберегает и концентрирует в самом себе. Чувство, которое вызывают победители, — это благоговейное, восхищенное, нежнейшее удивление. Люди всегда удивляют, каждый человек действительно гений в своем потенциале. Душа каждого клиента прекрасна. И всякий раз участники сообщества с мистическим, тайным удовольствием [с. 47] видят, как человек по-новому выглядит, действует, рассуждает, проявляет себя, высказывает такую точку зрения, что раньше и представить было невозможно. Да человек и сам бывает потрясен. Опыт самонаблюдения и беатума приводит к тому, что человек начинает проживать свою жизнь творчески, в нем появляются неодолимая потребность, дополнительные силы и мужество творить свою жизнь как прекрасное произведение искусства. Творить себя и свою собственную жизнь — вот что нам так необходимо для счастья и что является главным результатом беатотерапии! Можно сравнить эту сознательную работу участников беатосообщества с работой художников разных жанров. · Занимаясь самонаблюдением и осуществляя корментацию, созидая свой внутренний мир, они уподобляются архитектору, возводящему дом. · Украшая себя и свое жилище, овладевая беатостилем, действуют как дизайнеры. · Устраняя из своей жизни и поведения все лишнее, нефункциональное, они ведут себя подобно скульпторам. · Обращаясь к высшему в себе, становятся поэтами. · Как художники, устремлены к прочитыванию образов и символов бытия. · Словно драматурги, сознательно определяют новые и счастливые сюжетные повороты своей жизни. · Подобно режиссеру, управляющему творческим процессом на сцене или съемочной площадке, они, исходя из логики бытия, стараются управлять потоком своего бессознательного. · Они артисты, когда постигают тайны и загадки сознательной игры. · Как музыканты, они слышат в себе новое возвышенное звучание струн собственной души, прекрасную мелодию своего счастья. В беатосообществе принято заботиться не только о собственном росте и преобразовании собственной жизни, но вместе [с. 48] с беатотерапевтами создавать условия для роста и перемен в жизни других. В сообществе применяется принцип: ненавидя другого, ненавидим и себя, любя другого, любим и себя. Беатотерапевтическое сообщество, как всякая групповая работа, помогает его участникам овладеть новыми формами отношений, преодолеть нарциссическую зависимость, перенесение, стереотипы общения и овладеть навыками сознательной любви. Беатосообщество, как общность сознательных людей, само должно быть живым, находиться в процессе постоянного переустройства и преображения, оно нуждается в совершенствовании. Как всякая сложная психологическая система, беатосообщество имеет достаточно сложную нелинейную структуру, оно построено по иерархическому и концентрическому принципам. В беатосообществе создаются открытые и закрытые группы и подгруппы, внутренние и внешние круги. Работа в беатосообществе — это длительный процесс, это путь. Сообщество объединяет людей, находящихся на разных этапах работы над собой. На общих собраниях присутствуют как начинающие, так и корифеи — всех объединяют усилия сознательно строить себя и свою жизнь, стремление научиться быть счастливыми. Беатосообщество — школа, в которой люди овладевают искусством счастливой жизни. Конструирование и создание беатосообщества по сравнению с индивидуальной, групповой или семейной терапией требует от беатотерапевта нового понимания смысла терапевтической работы, более высокого уровня профессиональной подготовки. Как профессионал, радуюсь, что в беатотерапии есть беатосообщество, потому что в нем учитель не беатотерапевт, но сама жизнь.
|