Студопедия — Л.Н. Толстой о юбилее Гоголя
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Л.Н. Толстой о юбилее Гоголя






В "Рус. Слове" напечатана беседа сотрудника газеты с Л.Н. Толстым об юбилее Гоголя. Попутно Толстой высказал и общие мысли свои о великом юмористе и бытописателе нашем. К чествованию столетия со дня рождения Гоголя Толстой отнесся отрицательно и даже с великим негодованием, "как относился и к своему юбилею". Он сказал:

"Я не могу сочувствовать этому чествованию, так же как не могу сочувствовать своему, так как не могу приписывать вообще искусству того значения, которое принято приписывать ему в нашем так называемом высшем, но в действительности низшем по нравственному складу, обществе. Поэтому, по моему мнению, если бы каким-нибудь чудом провалилось и уничтожилось все то, что называется искусством, художеством, то человечество ничего бы не потеряло. Если бы оно лишилось каких-нибудь хороших произведений, то зато избавилось бы от той ужасной и зловредной дребени, которая теперь неудержимо распространяется и заливает его".

Взгляд известный и никого не трогающий. Искусство есть уже в детских играх. Хотел ли бы Толстой остановить всех детей, превратить детский играющий мир в монотонную школу протестантского типа? Но и все человечество, к счастью, похоже отчасти на детей, и с искусством оно проводит самые светлые свои часы. Интереснее его мысли о творчестве Гоголя, о влияниях на него, и вообще о всей его загадочной личности:

Гоголь - огромный талант, прекрасное сердце и небольшой, несмелый, робкий ум.

Отдается он своему таланту, - и выходят прекрасные литературные произведения, как "Старосветские помещики", первая часть "Мертвых душ", "Ревизор" и в особенности - верх совершенства в своем роде - "Коляска". Отдается своему сердцу и религиозному чувству, - и выходят в его письмах, - как в письме "О значении болезней", "О том, что такое слово" и во многих и многих других, - трогательные, часто глубокие и поучительные мысли. Но как только хочет он писать художественные произведения на религиозно-нравственные темы или придать уже написанным произведениям несвойственный им нравственно-религиозный поучительный смысл, то выходит ужасная, отвратительная чепуха, как это проявляется во второй части "Мертвых душ", в заключительной сцене к "Ревизору" и преимущественно в письмах.

Происходит это от того, что, с одной стороны, Гоголь приписывает искусству несвойственное ему высокое значение, а с другой - еще менее свойственное религии низкое значение церковной веры и хочет объяснить это воображаемое высокое значение своих произведений этой церковной верою. Если бы Гоголь, с одной стороны, просто любил писать повести и комедии и занимался этим, не придавая этим занятиям особенного, гегельянского, священнослужительского значения, и, с другой стороны, просто признавал бы церковное учение и государственное устройство, как нечто такое, с чем ему незачем спорить и чего нет основания оправдывать, то он продолжал бы писать свои очень хорошие рассказы и комедии и при случае высказывал бы в письмах, а может быть, и в отдельных сочинениях свои часто очень глубокие, из сердца выходящие нравственно-религиозные мысли. Но, к сожалению, в то время, как Гоголь вступил в литературный мир, в особенности после смерти не только огромного таланта, но и бодрого, ясного, не запутанного Пушкина, царствовало по отношению к искусству - не могу иначе сказать - до невероятности глупое учение Гегеля, по которому выходило то, что строить дома, петь песни, рисовать картины и писать повести, комедии и стихи представляет из себя некое священнодействие, "служение красоте", стоящее только на одну ступень ниже религии, - служение, продолжающее иметь значение даже и после того, когда религия уже признана чем-то отжившим и ненужным.

Со всем этим можно спорить, но это во всяком случае интересно. Перечитывая "Переписку с друзьями", Толстой отмечал по пятибалльной системе, принятой в гимназиях, "успехи и поведение" морализующего Гоголя, т.е. насколько тот "преуспевал" в тех идеалах и заповедях, какие Толстой, взяв в урок себе, хотел бы навязать целому миру. Приведем некоторые из этих любопытных отметок, выставленных Толстым под отдельными "Письмами" Гоголя:

Женщина в свете - 5. Значение болезней - 5+. О том, что такое слово -5+++. О помощи бедным - 2. Об Одиссее - 1. Несколько слов о нашей церкви и духовенстве - 0. О том же - 0. О лиризме наших поэтов - 1. Споры - 4. Христианин идет вперед - 5. Карамзин -1.0 театре - 5. Предметы для лирического поэта - 5. Советы - 5+. Просвещение - 0+. Нужно любить Россию - 1. Нужно проездиться по России - 1. Что такое губернаторша - 0+. Русский помещик - 0. Исторический живописец Иванов -1. Чем может быть жена для мужа - 1. Страхи и ужасы России - 4. Близорукому приятелю - 5. Занимающему важное место - 1. Чей удел на земле выше - 5 за начало, до слов: "последний нищий". Напутствие - 1. В чем существо русской поэзии - 2. Светлое Воскресенье - 1. Письмо к Россети -3.0 "Современнике" - 2. Авторская исповедь - 1.

И здесь, как в отметке "1" за письмо "Об Одиссее", сказалось то же упорное непонимание поэзии, какое Толстой выразил в своих статьях о Шекспире. Вообще Толстой игнорирует церковь, поэзию, литературу, историю (отметка о Карамзине). Но всем этим выгнанным из его кабинета-кельи музам не может быть вместе скучно, не может быть и опасно: ибо церковь будет поддержана поэзией, поэзия церковью и все они подопрутся историей.

Впервые опубликовано: "Новое Время". 1909. 26 марта. № 11867.


 







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 332. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия