Студопедия — Терапевтическое телом к телу
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Терапевтическое телом к телу






Близкий телесный контакт в «терапевтическом теле к телу» часто вызывает глубинные, забытые, отрицаемые или вытесняемые чувства, такие как постыдная и осуждаемая ярость за то, что был преждевременно «брошен» матерью, умершей от болезни. Иногда возрождаются еще более арха­ичные* чувства, восходящие к доречевому пери­оду («плохой вкус» молока отвергающей матери, ностальгия по «океаническому» внутри маточно­му блаженству). Этот тип опыта нередко бывает в случае специальной гештальтистской работы в бассейне, в котором вода поддерживается на уров­не температуры тела.

Мы знаем, что обоняние и осязание развиваются уже в матке. Пальпирование с его приемами ласки плода через брюшную перегородку, свидетель­ствует о ранней кожной чувствительности. Ося­зание — одно из наших чувств — занимает самую большую поверхность тела и активирует самое большее число нервных окончаний. Известно, что можно жить слепым или глухим, но не живут, если повреждено более одной седьмой части кожи. Фрейд и психоаналитики главным образом зани-

* Такие регрессивные заплывы к нормальному «архаическому» ядру не следует смешивать с патологическими декомпенсаци­ями в направлении «психотического ядра».

мались тремя отверстиями человеческого тела (рот, анус и гениталии), тогда как Перлз и гештальтисты работают с миллиардами пор всей кожи! Знаменитые эксперименты Келлера над детьми обезьяны показали, что преимуществен­но они стремились к кожному контакту и к теплоте тела, чем к молоку своей матери. Если гово­рить в самом общем смысле, то становится ясным, что нежность является основной пищей, к несча­стью «подценцурной» в нашей культуре.

По поводу телесной работы интересно заметить, что в противоположность распространенному мнению, некоторые физические вмешательства терапевта оказывают на клиента меньшее наводя­щее действие по сравнению с вербальными вме­шательствами, т.е. оказываются менее отчужда­ющими и более почтительно относящимися к его автономии: действительно, он волен «читать вслух» то, что ему заблагорассудится — и это по­зволяет ему отвечать или не отвечать, по своему усмотрению; ведь физические вмешательства за­частую бывают менее выраженными, они несут в себе самые разные смыслы (будучи полисемическими) и предоставляют клиенту самому выбирать любое из значений по своему вкусу.

Так, рассмотрим простой пример: если я в каче­стве терапевта в какой-то момент отступаю на назад, клиент может:

• продвинуться вперед, чтобы сохранить ту же ди­станцию;

• он может, напротив, сам отступить, имитируя мое поведение;

• он может почувствовать себя «брошенным»;

• он может, напротив, почувствовать себя более свободным, и воспользоваться вновь обретен­ным пространством;

• он может вовсе не реагировать, то есть просто не заметить...или сделать вид, что не заметил этого;

...и так далее...

Другими словами, он свободен реагировать по сво­ему усмотрению на модификацию ситуации, со­зданную мною. Очевидно, что я не остаюсь «ней­тральным», ведь я так поступил:

• или интуитивно (с учетом моего нынешнего контрпереноса);

• либо в рамках конкретного плана, намеренной терапевтической стратегии.Но какой бы ни была ситуация полисемия телесного прочтения делает возможным креативное прилаживание клиента под его собственную ответственность. Конечно, намного лучше, если я ему это объяс­ню, например: «Тут ты во мне возбудил жела­ние отдалиться!»

От тела к слову; от слова к телу

Начиная с амплификации жеста или позы постепенно приходят в осознанию: это классический путь от тела к слову.

Вот пример:

Во время сеанса Колетт машинально теребит — продолжая говорить — цепочку на шее. Я обра­щаю на это ее внимание и предлагаю продолжать это делать, усиливая жест...Скоро это выливает­ся в приступ рыданий: это касается воспомина­ния о ее сыне, умершем в результате несчастного случая в возрасте 5 лет; он был уже достаточно большим, когда она пошла на встречу со своим любовником. С тех пор она бессознательно «зак­лючена в цепь» и не соглашается испытывать ра­дость, неутомимо искупая свое «преступление». После нескольких сессий работы она смогла ре­шиться снять эту цепочку и спрятать ее в шка­тулку — без обвинения. Почувствовав себя нако­нец свободной, она вновь смогла испытать удовольствие от супружеской жизни.

Но в Гештальте поступают иногда и противопо­ложным образом, т.е. совершают переход от сло­ва к телу — а именно, с помощью техник произ­вольного проигрывания, в стиле психодрамы:

Клиент (К): у меня нет никаких перспектив на работе, но я не решаюсь ее бросить. На протя­жении многих месяцев я без конца возвращаюсь к одним и тем же аргументам, но чувствую, что безрезультатно брожу по кругу...

Терапевт (Т): Встань и «сделай круг» по этой комнате!...Что ты чувствуешь?

Он встает и идет по кругу в комнате перед груп­пой, сидящей на полу на подушках.

(К): Это меня нервирует! Это ни к чему не при­водит! Я возвращаюсь туда же! Я хотел бы из него выйти!

(Т): Тогда попробуй выйти!

(К): Вот! Я вижу один возможный выход: через дверь!

(Т): Хорошо, иди через дверь! Чего ты ждешь? (К): Я не могу пройти: передо мной сидит женщина! (Т): Скажи ей.

(К): Почему ты мне мешаешь выйти? Что ты тут делаешь, и почему так смотришь на меня?...Ты меня завораживаешь!...Я мог бы тебя обойти кругом и

выйти даже,...но я не хочу это: ты мне кажешься симпатичной! Скорее я хотел бы поболтать с тобой...

(Т): Есть еще кто-нибудь, кому бы ты мог ска­зать то же самое?

(К): Ох...да! Моя коллега по работе! (Т): Что бы ты ей сказал?

(К): Я считаю тебя симпатичной! Мне приятно встре­чаться с тобой каждый день на работе: само собой разумеется...В глубине души я не хочу бросать рабо­ту!...Если я попрошу повышения, меня переведут на другое место. Я предпочитаю остаться здесь! (тишина)

Мне не кажется, что я готов к новой ответ­ственности, и наконец, я полагаю, что я не го­тов бросить тебя! Это идиотство! Что нам ме­шает продолжать вместе обедать каждый день?

Через несколько дней он попросил — и получил -^ повышение в соседнем офисе! Было достаточно инсценировать эту ситуацию — символически — чтобы понять, что препятствие было не там, где оно казалось ему ранее: «он было скрыто в чем-то другом!»... Движение мобилизовало эмоцию и «запустило» ассоциации, которые помогли ему выйти из тупика.

Разогревание лимбической системы

Мы только что использовали классическую це­почку, о которой уже говорили: абстрактная вер­бализация > приведение в движение > правое по­лушарие мозга > лимбический мозг > эмоция > память (ассоциативно связанная с эмоцией) > ассоциации > осознавание > решение > вербали­зация...

Для запуска требуется, чтобы мотор был «разог­рет». К тому же начало процесса запоминания и долговременной регистрации опыта предполага­ет «лимбическое реагирование» (Гингер, 1987): движение тела в пространстве мобилизует правое полушарие и «открывает дверь» эмоциям и ассо­циациям.

Самым простым и наглядным образом это можно понять с помощью следующего примера: сделайте рисунок в тетради (проверка типа школьной, мо­билизующей левое — рациональное — полушарие мозга), затем повторите «тотже» рисунок заново — стоя, на публике, в большом формате, на листе. Для этого надо встать, подвинуть свое тело, поднять­ся, мобилизовать правое полушарие (простран­ственное, реляционное, эмоциональное), а также лимбический мозг... и результат окажется совсем иным, он будет сопровождаться значительными инсаитами!

Вербализация оказывается, таким образом, полезной для «называния» опыта и для того, чтобы можно было его отыскать; точно так же, как документ в компь­ютере как-то называют прежде чем его запомнить, или обозначают ящички, где упорядочены папки и материалы, с тем, чтобы затем к ним был доступ. Нередко телесная и /или эмоциональная жизнь хо­рошо записывается (регистрируется), но она почти что недоступна для использования по команде имен­но из-за отсутствия названия ситуации. Вот почему важен момент вербальной «обратной связи».

Эмоциональная работа, без последующей вербали­зации, часто оставляет лишь непрочные и не под­дающиеся использованию следы — тогда как вер­бальная работа, не сопровождаемая эмоциональ­ной и телесной, ведет к незначительным, поверхностным и кратковременным модификаци­ям и нуждается в большом количестве повторений. Только сочетание и того, и другого — эмоции и вер­бализации — позволяет осуществить трансформа­цию одновременно быструю, глубокую и прочную. Психоанализ делает возможным переход от слова к эмоции (но не к телесному движению), тогда как Гештальт придает огромное значение переходу от тела к эмоции, а затем к слову.

Гештальт не заставляет нас усмирять наши эмо­ции,... т.е. низводить их до рабства! Речь идет скорее об их «приручении», т.е. о том, чтобы их как можно лучше узнать и сделать своими дру­зьями — с которыми мы можем доверительно разговаривать. Не противостоять, не бороться против, а идти вместе вперед.

Наши эмоции нам даны, чтобы помогать, а не для того, чтобы делать из нас инвалидов: страх и гнев защищают нас от опасности, печаль позволяет нам преодолеть траур, реальный или символичес­кий (смерть, сепарация, отказ от проекта). Чтобы это «переварить», часто бывает необходимо зат­ратить какое-то время для «пережевывания», а не стараться предать это бесплодному забвению. Традиция напоминает нам, что нормальный траур по близкому длится «четыре времени года» (пер­вый Новый Год без него; первый отпуск...). Если постоянный траур превышает 2 года, то его мож­но рассматривать как «патологический», и тогда следует обратиться за помощью.

Слезы являются «смазкой» всех эмоций: они спо­собствуют их движению. Они сопровождают не только печаль, но бывают при радости, удоволь­ствии, восхищении. Они «чистят» организм, вы­нося до 40% излишков нейромедиаторов. Следо­вательно, для здоровья очень вреден запрет плакать; более того, такое умение нарушает им­мунную систему и создает благоприятную почву для появления тяжелых недугов, таких как рак — который чаще всего приживается у тех, кто никогда не выражает те из своих эмоций, которые в социуме считаются «негативными», такие как страх, ярость и печаль.

Слова не достаточно! Для того, чтобы оно стало эффективным, надо, чтобы оно «ожило»: его надо «воплотить».

Чтобы лучше дойти до Человека, важно, чтобы «Слово стало Плотью»... но чтобы им лучше мож­но было управлять Глава 9







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 333. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия