Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Правнича етика як юридична наука


Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 712



Развитие королевского (или княжеского) права в период Папской революции и впоследствии не было ограничено территорией "великих держав" этой или более поздних эпох. Наряду с систематизацией и расширением фе­одального, торгового и городского права имели место систематизация и расширение королевского права повсюду в Европе, где римско-католическая церковь отстаивала свою независимость от светской власти и где перед ко­ролевской властью стояла задача обеспечения мира и правосудия в светской сфере. Важно поэтому избежать националистической интерпретации развития королевского права. То, что это был западный, а не просто национальный феномен, повторявшийся в различных странах, подтверждается тем фактом, что он имел место почти повсюду — как на географической периферии За­пада, так и в его географическом центре.

Испания. В VII в. арабы захватили весь Иберийский полуостров и были в конце концов остановлены тол ко в 732 г. франками под предводительством Карла Мартелла у Пуатье менее чем в двухстах милях к юго-западу от Парижа. В последующие несколько столетий происходило постепенное христианско-франкское отвоевание (реконкиста) северных испанских территорий, в результате чего были созданы независимые королевства Ката­лония, Наварра, Арагон, Леон (Галиция), Кастилия и, наконец, Португалия. В XI—XII столетиях эти территории переживали то же революционное дви­жение, которое охватило остальной христианский мир. В области права церковь на испанских территориях стала управляться на основе тех же фун­даментальных принципов и процедур, что и в других регионах. Феодальное, манориальное и торговое право также стали более систематизированными. Бы-


ли основаны новые автономные города, каждый из которых имел свою соб­ственную милицию, управление, право. Крупный морской портовый город Барселона, находившийся на территории графства Барселоны, но состоявший под верховной юрисдикцией короля Арагона, был одним из ведущих городов Европы. Там, где королевская власть укрепилась, особенно в Кастилии, Ка­талонии и Арагоне, возникли системы королевского (или княжеского) права, более или менее сравнимые с аналогичными королевскими правовыми систе­мами в Сицилии, Англии, Нормандии, Франции и германских княжествах.

Хотя в ту пору не существовало такого образования, как "Испания*,1 определенные явления происходили во всех северных иберийских королевст­вах. Первым было арабское завоевание и франкская реконкиста. Вторым было сохранение в незначительном объеме доарабского вестгорского права с неко­торыми римскими элементами, в основном нашедшего отражение в книге за­конов, составленной вестгорским королем Рекесвинтом в конце VII в. — Fuero Juzgo или "Книге приговоров", известной также как "lex barbara Visigotorum" . Эти общие местные исторические факторы были, однако, от­теснены на второй план новой наукой права XI—XII вв., связанной с развитией новой современной системы канонического права.

Каталония и Арагон. Каталония, управлявшаяся графами Барселонскими, попала под влияние движения Мира Господнего в начале XI столетия (синод в Эльне, 1027) . Важную роль в этом движении сыграл граф Рамон Беренгуэр I (1053—1071), создавший также "Обычаи Барселоны" — собрание законов и обычаев из широкого круга источников — вестгорских и римских, светских и церковных, судебных и законодательных. За движе­нием Мира Господнего в Каталонии в XII в. последовал период издания свет­ских статутов мира, что имело место также и в Арагоне. Последние эволю­ционировали в том же направлении, что и германские статуты мира: более ранние строились по образцу провозглашений Мира Господнего, более поз­дние приобретали форму в большей степени законодательную, чем договор­ную, и затрагивали новые сферы судебной процедуры, вопросов брака, дол­говых обязательств и государственных преступлений, а также, как и в Германии, расширяли роль королевских должностных лиц. Статут о поджоге, изданный Альфонсом II в 1192 г. (в то время графы Барселоны были также королями Арагона), напоминает статут о поджоге 1186 г. императора Фридриха Барбароссы.

В 1173 г. римское право было формально признано в Каталонии как дополняющее. Это, конечно, было научное римское право университетов, к которому разрешалось прибегать для заполнения пробелов в действовавшем каталонском праве.

В 1247 г. король Хайме I, управлявший Арагоном в течение 36 лет, с 1213 по 1276 г., издал книгу законов Арагона, Libro de Huesca, в которую был включен ряд элементов канонического и римского права, прежде всего относив­шихся к наследованию, договорам и доказательственному праву^ . Этот правовой документ был разработан епископом Гуэски и представлял собой систематизи­рованное изложение права, состоявшее из восьми книг и освещавшее главным образом гражданское, уголовное и процессуальное право. Оно было предназначено для применения судами, включая королевский суд. Впоследствии


оно было расширено преемниками Хайме точно так же, как "Обычаи Барселоны" были расширены преемником графа Района Беренгуэра I.

Кастилия и Лион. Эти два королевства в первой половине XII и в боль­шей части XIII столетия были объединены. Их правовое развитие началось несколько позже, чем в Каталонии и Арагоне. Оно также первоначально выросло из движения Мира Господнего и значительно стимулировалось развитием канонического права и возрождением интереса к изучению рим­ского права. Университет Саламанки, основанный в начале 1200-х гг., вскоре стал важным центром изучения римского и канонического права . Кроме того, рост королевского права испытал сильное влияние со стороны выдаю­щихся королей: Фердинанда III (1217—1252), мать которого была швабской принцессой, большого ума и способностей; его сына Альфонса Ученого (1252-1284) и его внука Альфонса XI (1311—1350). Эти короли создали важное законодательство, от их имени издавались обширные руководства по праву, включая fuero real (1255) и siete Pallidas (около 1265) . Последнее было систематическим трактатом, состоявшим из семи частей, расположенных те­матически и содержавших свыше 500 статей. Это был, по существу, компен­диум римского и канонического права, в некоторой степени приспособленный к традициям Кастилии. Однако он не закрепился в практической жизни, и в целом усилия выдающихся королей XIII и XIV столетий по внесению еди­нообразия в право Кастилии не выдержали давления с мест в пользу сохранения местных обычаев.

Фландрия. В XI и XII столетиях территория Фландрии составляла зна­чительную часть нынешней территории Бельгии и Голландии. Графы Фландрии, которые были королями во всем, кроме титула, в полной мере приняли участие в революционной трансформации западного права. Движение Мира Господнего пришло во Фландрию в XI столетии, и наиболее важные декларации о мире были провозглашены в 1034 и 1099 гг. Первый светский статут мира (landfriede) был провозглашен в 1111 г., когда граф Роберт II незадолго до своей смерти собрал аристократию и заставил ее принести при­сягу миру. Этот документ имел решающее значение для будущего развития как городского, так и общего права ("права земли") во Фландрии. Он был обновлен преемниками Роберта в 1111, 1119, 1138 гг. и впоследствии также часто обновлялся. Он был назван "фундаментом большей части положений старого фландрского права"59'

Однако правителем, о котором можно сказать, что он основал новую систему фландрского права, был граф Филипп (1169-1191 гг.,), чье правление совпало со временем правления Генриха II в Англии, императора Фридриха Барбароссы в Германии и частично с правлением Филиппа-Августа во Франции. Филипп был назван "первым законодателем Фландрии"60. Он законодательствовал частично посредством изгнания статутов мира. Помимо этого он разрешил многим городам, включая Брюгге, являвшемуся тогда ве­дущим центром Европы, иметь свое собственное право, называвшееся Keure. Он централизовал отправление правосудия с помощью создания системы дол­жностных лиц, осуществлявших применение королевского права и называв­шихся бейлифами. В 1178 г. он издал статут о правах бейлифов, включавший положение о том, что бейлиф может арестовать любого правонарушителя, еще


не доставленного для разбора его к заседателям, и о том, что всякое лицо, не откликнувшееся на призыв бейлифа о помощи, подлежит наказанию .

В результате династической борьбы, последовавшей за смертью Фи­липпа, в качестве правителя Фландрии утвердился граф Балдуин I из Ген-негау. В своем графстве он уже был известен как законодатель: в 1200 г. он издал два статута для Геннегау — один касавшийся феодов, другой — уголовного права и процесса. Геннегау, в отличие от Фландрии, имело также собрание обычаев, называвшееся coutume generake. Когда Балдуин стал правителем Фландрии, он взял с собой ученых для написания трудов о ее праве, обычаях и истории.

Хотя после Балдуина Фландрия не имела сильных правителей, зако­нодательная деятельность продолжалась и в XIII столетии, и фламандские графы имели некоторые успехи в распространении своего управления на сель­скую местность и в рационализации управленческого и правового аппарата. Была разработана доктрина casreserves ("зарезервированные дела") для обос­нования изъятия различных преступлений из сферы традиционных местных и феодальных юрисдикции в пользу графской юрисдикции. В конце XIII сто­летия графы для достижения своих целей прибегали к использованию, опираясь на советы своих профессиональных юристов, к аргументации из об­ласти римского права. Однако их централизаторские устремления в конечном итоге были сорваны корпоративными и политическими образованиями другого типа, которые имели свое собственное право, гарантированное графами, имен­но городами Фландрии.

Венгрия. Венгерские короли имели тесные связи с другими евро­пейскими правителями и пытались подражать им, но их успехи всегда ока­зывались временными, поскольку позиции знати, придерживавшейся своих традиционных форм жизни, были слишком сильны. Играло роль и то обсто­ятельство, что население было преимущественно мадьярское, а не германское . Затем в середине XIII столетия монгольское вторжение вообще уничтожило какой-либо прогресс в направлении создания централизованного государства. Однако даже в Венгрии, на периферии западной цивилизации, можно видеть проявление правовой формации.

В 1074 г., в разгар гражданской войны, король Геза обратился к папе Григорию VII за помощью. Григорий VII, пытаясь проводить ту же тактику, которая оказалась успешной и в Сицилии, и в Хорватии, обещал, что он признает притязания Гезы в обмен на признание папского сюзеренитета. Но Геза отка­зался, вместо этого короновав себя короной, присланной из Византии.

Преемники Геза, Ладислас (1077—1095) и его сын Коломан (1095— 1114), были первыми венгерскими законодателями. Ладислав издал три серии законов, касавшихся уголовных наказаний язычников, осуществления коро­левского правосудия, наказаний за кражу, защиты собственности и других вопросов. Коломан, женившийся на дочери графа Рожера из Сицилии, издал акт о правовой реформе, включавший 84 статьи, некоторые из которых смяг­чали суровость законов его отца. Он отменил судебное преследование за кол­довство, увеличил число судов, ограничил вынесение судебных решений на основе единоборств, установил юрисдикционные границы и процедуры и про­вел четкое различение между церковной и светской дисциплиной.


Только в 1172 г. появился другой сильный правитель, проявлявший интерес к внутренним реформам, Бела III (1172—1196). Он женился на Маргарите из Капетингской династии, дочери французского короля Людови­ка VII и вдове Генриха Младшего, сына Генриха II из Англии. Во время правления Белы многие наиболее способные венгры отправлялись в Париж учиться. После возвращения они занимали посты в новых управленческих органах, созданных по западным образцам, включая канцелярию.

Однако преемники Белы не были в состоянии продолжать его централизаторскую политику. В 1222 г., противодействуя королевскому ап­парату власти, знать и мелкие землевладельцы принудили короля Андраша II подписать Золотую Буллу — документ, подобно английской Великой хартии вольностей 1215 г. и германскому "Статуту в пользу князей" 1232 г., осно­вывавшийся на тогдашних правовых концепциях ограничения королевской власти. Среди его 31 положения имелось и объявление незаконным со­держание в тюрьме представителя аристократического сословия, до того как он будет должным образом подвергнут судебному разбирательству и осужден. Другое положение запрещало главному королевскому судебному должност­ному лицу рассматривать дела, касавшиеся жизни или собственности поддан­ных, если король не осведомлен о них. Еще одно положение гарантировало права мелких землевладельцев и относилось к служебным злоупотреблениям. Обеспечивались также права знати на сопротивление незаконным актам ко­роля. Частично в результате Золотой Буллы королевское право в Венгрии оставалось в начале XIII в. слабым по сравнению с другими западными странами. А монгольское вторжение 1241 г. опустошило всю страну.

Дания. Развитие королевского права в Дании было запоздалым, но впе­чатляющим . В конце XI в. король Кнуд II пытался вводить налоги, налагать денежные штрафы и в целом утверждать королевскую власть, но был свергнут и убит. Однако в 1241 г. Вальдемар II издал "Jutae Logh" ("Ютландское право") — первое официальное скандинавское собрание законов64. Ему предшествовали два труда о законах Сконе и Зеландии, написанные частными лицами также во время правления Вальдемара И.

"Jutae Logh" подразделяется на три книги и содержит в целом 242 главы. Имеется очень приблизительное деление на право собственности, гражданское и уголовное право. Правовыми источниками являлись главным образом обычное право, указы предшествующих правителей и городское право Шлезвига. Прямого влияния римского права найти нельзя, но влияние ка­нонического права очевидно. Первые положения преамбулы гласят:

"Страна должна строиться на основе права. Там, где каждый человек до­волен тем, что он имеет и позволяет другим иметь то же самое, никакого права не требуется... Если страна не имеет права, тот человек будет иметь больше, который может взять больше, поэтому для удовлетворения нужд всех людей дол­жно быть создано право. Обязанность короля и князей в этой стране состоит в охране права, отправлении правосудия и защите всякого человека, к которому применяется насилие, например вдов, детей без опекунов, паломников, иностранцев и бедняков, чаще всего испытывающих притеснения""5.

Среди других новых черт Ютландского права — замена компургации судом присяжных.


Другие примеры участия Дании в трансформации западного права в этот период — создание канцелярии, учреждение должностей служащих двора и провинциальных должностных лиц. Сыновья знати часто отправлялись учиться в Париж66.

Вероятно, датское влияние способствовало появлению в 1274 г. первого норвежского кодекса права, изданного королем, прозванным Вели­кий Исправитель Права (Magnus Lagaboetir).


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Крім цього, юрист як професіонал пови­нен максимально використовувати у своїй діяльності духовні та моральні надбання людства. | Норми юридичної деонтології, правничої етики та професійної культури
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | <== 41 ==> | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.181 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.181 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7