Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Норми юридичної деонтології, правничої етики та професійної культури


Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 729



Системы королевского права, получившие развитие в различных ко­ролевствах и княжествах Европы в XII и XIII столетиях, имели много общих черт. В то же время они имели структурное сходство с системой канонического права, действовавшего повсюду в западном христианском мире. В каждом королевстве или княжестве королевское и каноническое право дополняли друг друга таким образом, что можно говорить о них как о нераздельных частях единого правопорядка.

1. И каноническое, и королевское право имели ограниченные компе­тенцию и юрисдикцию. Каноническое право претендовало на компетенцию в отношении уголовных и гражданских дел, возникавших в результате со­вершения греха или нарушения веры; королевское право претендовало на компетенцию в отношении уголовных и гражданских дел, возникавших в свя­зи с правом сейзины на фригольд и с нарушением королевского мира. Ка­ноническое право претендовало на юрисдикцию над духовными лицами и цер­ковной собственностью, а также над мирянами, обвиненными в грехе и на­рушении веры; королевское право претендовало на юрисдикцию над свобод­ными землевладельцами и лицами, совершившими тяжкие преступления, а также по вопросам, прямо относившимся к короне и собственности короны. Компетенция и юрисдикция двух типов правовой системы в определенных пунктах пересекались, и между ними происходили конфликты. Однако в те­чение длительного времени они были способны сосуществовать более или ме­нее мирно.

2. Как каноническое, так и королевское право основывались на авто­ритете внешних источников права, из которых они стремились заимствовать объективность и всеобщность. Оба нашли такие источники в божественном праве и в естественном праве (разуме и совести). Кроме того, каноническое право опиралось на священные тексты, включая каноны и постановления, принятые церковными соборами, папами и другими властными инстанциями, тогда как королевское право в целом опиралось на королевские указы, ко­торые, однако, были в общем гораздо менее разработанными, чем церковное законодательство. Обе системы также рассматривали обычай как важный ис­точник права, хотя королевское право в гораздо большей степени опиралось на обычай, чем каноническое право. В области судебной процедуры канони­ческое право, как и многие системы королевского права, использовало сви­детельства, полученные путем допроса под присягой. Однако английское ко­ролевское право опиралось на показания соседей, данные под присягой, с исключением из этого правила английских парламентов XIII в., заседавших


в качестве судов, и суда канцлера в XIV и XV столетиях. В том и другом случае парламенты и суд приспосабливали для своих целей каноническую судебную процедуру. Германские королевские (или герцогские) суды также опирались на объявленные под присягой глашатаями права (Sch6*ffen) действующие обычаи.

3. Как каноническое, так и королевское право были систематизирова­ны. Однако каноническое право было более систематизированным, чем воз­рожденное римское право, не являвшееся позитивным правом с какой-либо юрисдикцией. И хотя его часто называли "дополняющим правом", даже там, где оно считалось действующим, оно никогда не составляло весь массив дей­ствующего права.

Каноническое право (подобно римскому праву) было университетской дисциплиной, "наукой". Королевское право было ближе к обычному. В Ан­глии, где сначала королевское право развивалось в первую очередь в рамках системы письменных юдициальных предписаний (writs), главную роль в по­степенном расширении средств судебной защиты играла аналогия. По той же причине обобщение и синтез играли более ограниченную роль. Даже в XIV столетии, когда общее право стало изучаться и преподаваться в Судебных Иннах, большой акцент делался на его технических аспектах. Конечно, Глэн-вилл написал в 1187 г. прекрасную книгу по английскому королевскому пра­ву, но это был в своей основе комментарий юдициальных предписаний в духе канонистских монографий о канонических формах исков (libelli), а не трактат (tracttus) или "итог" (summa). Великолепный трактат Брактона в следующем столетии был значительно более содержательным и был назван "summa", но он после нескольких поколений вышел из употребления, а достойных упо­минания дополнений или замены ему не появилось. В Сицилии, Нормандии, Франции, германских герцогствах и в других регионах, например в Англии, королевское право (или герцогское право) было гораздо менее систематизи­ровано, чем каноническое право. Имелось несколько трактатов, например трактат Бомануара и Саксонское зерцало, обобщавших соответственно фран­цузское и германское "общее право", но по ним не было университетского обучения, за исключением того, что они могли затрагиваться в курсах по римскому праву и в обсуждениях обычаев как источника права. Королевское право, подобно другим формам светского права, не нуждалось в отражении в учебниках и в преподавании в университетских курсах, чтобы быть при­знанным в качестве целостной, развивающейся автономной совокупности пра­ва, тогда как для создания новой системы канонического права правовая на­ука была необходима.

Различия в степени и характере систематизации двух типов права сле­дует частично объяснить различиями в концепциях духовного и светского по­рядков. Светский порядок был по определению более хаотичным, дезоргани­зованным, лишенным цели по сравнению с духовным (церковным) порядком. Светский порядок больше всего нуждался в реформе и спасении. Конечно, светское право, помогая удовлетворить эту потребность, было подчинено ра­зуму. Предполагалось, что оно является научным и систематизированным, оно должно было проверяться критериями справедливости и истины. Но оно было ближе к обычаю, чем каноническое право, и поэтому ближе к беспо­рядку и насилию. В то же время оно было больше связано формальностями.


В силу обеих причин — его обычного характера и его формального харак­тера — светское право было более трудно систематизировать.

Однако если сравнить королевское право в 1200 г. в Сицилии, в Ан­глии, во Франции, в германских герцогствах и в других регионах с коро­левским правом в 1000 г. в тех же странах, то производит впечатление вы­сокий уровень достигнутой им систематизации и степень освобождения от обычая и от формализма.

4. Как королевское, так и каноническое право руководствовались не толь­ко этими тремя принципами — компетенции и ограниченной юрисдикции, опоры на внешние источники авторитета и осознание проводимой систематизации, — но, кроме того, и принципом осознанного роста в течение поколений. Оба вида права должны были быть не просто системами, но прогрессирующими системами. В каноническом праве это качество прогрессирующего движения выражалось в сознательно проводившейся политике преемственности законодательства, изда­вавшегося церковными епископами и папами, а также судебных решений, при­нимавшихся папскими и другими церковными судами. Оно также находило вы­ражение в сознательной преемственности преподавания и научного исследования. В различных системах королевского права принцип сознательного роста, или продвижения вперед, аналогичным образом выражался в преемственности пре­подавания и научного исследования.

5. Наконец, как королевское, так и каноническое право выражали со­бой веру, что все право содержит в себе известные цели, определявшиеся как справедливость; эти заключенные в самом праве цели должны были слу­жить руководством для толкования и применения правовых норм, хотя то и другое право не могло функционировать без норм, и в обоих было признано, что нормы должны составлять совокупность в смысле взаимосвязанной сис­темы. Каждая система права рассматривалась в первую очередь как такой процесс создания, толкования и применения норм, чтобы реализовались за­ключенные в них цели справедливости.

Аристотель определил природу права справедливости ("добра") как "поправку к закону в том, в чем из-за его всеобщности имеется упущение". Добро, говорил он, "и есть право и лучше любого, но не безусловного права, а точнее, оно лучше права с погрешностью, причина которой — его безус­ловность... Хотя добро есть право, однако право не в силу закона, а в качестве исправления законного правосудия. Причина этого в том, что всякий закон составлен для общего случая, но о некоторых вещах невозможно сказать вер­но в общем виде. Поэтому в тех случаях, когда необходимо сказать в общем виде, но нельзя сделать это правильно, закон охватывает то, что имеет место по преимуществу, вполне сознавая возможную погрешность... Так что, когда закон составлен для общего случая, а произошло нечто подсудное ему, но вне общего случая, тогда поступать правильно значит: там, где у законода­теля, составлявшего закон без оговорок, пропуск или погрешность, исправить упущение, которое признал бы даже сам законодатель, окажись он тут, а если бы знал заранее, то внес бы эту поправку в законодательство . Эта широкая концепция права справедливости ("добра") вошла и в учение сто­иков, и в восточное и западное христианство. Она появилась в римском праве Юстиниана в виде таких доктрин права справедливости, как доктрины до­бросовестности, неправомерного обогащения и материальной справедливости.


Однако, возрождая аристотелевскую философию и римское право, церковь в конце XI — начале XII столетия придала понятию права справедливости но­вое моральное и культурное содержание. В частности, и каноническое и ко­ролевское право дополнили раннее, более общее понятие права справедливо­сти различными специфическими требованиями христианской совести: защи­той бедных и нуждающихся в помощи (включая вдов и сирот), реализацией отношений, основанных на доверии (включая дарения, которые должны быть использованы в благотворительных целях), и другими требованиями. В Англии в XIV и XV столетиях, когда два основных королевских суда ограничили свою компетенцию по этим вопросам, канцлер короля, который тогда почти неизменно являлся высоким должностным лицом в католической церкви, на­чал осуществлять исключительную юрисдикцию "по совести" и "во имя права справедливости". Однако в других европейских системах королевского права и в Англии в XII и XIII столетиях "право справедливости" рассматривалось не как нечто отдельное от "права", а, наоборот, как его составная часть. Как и в каноническом праве, право справедливости королевских судов было тем аспектом права, который придавал ему способность приспосабливать ста­рые нормы к новым ("исключительным") обстоятельствам во имя осуществ­ления справедливости.

Аналогичные сравнения могут быть проведены между королевским пра­вом и другими типами светских правовых систем — феодальным, манориаль-ным, городским и торговым правом. Королевское право соотносилось с этими правовыми системами аналогично тому, как каноническое право соотносилось с королевским правом: в сравнении с ними королевское право было более обширным, более разработанным, более развитым или по меньшей мере бы­стро становилось таким в последующие столетия. Когда в XVI в. началась атака на каноническое право церкви, ведущую роль при этом играло право королей и князей. Манориальное право исчезло почти полностью, феодальное право сохранилось главным образом как пережиток прошлого, а городское и торговое право все более подчинялись королевскому праву.


Каноническое, городское, королевское и феодальное право с XI по XIII в.


 


 

Каноническое право (включая римское право) Городское право Королевское право: Сицилия Королевское право: Англия и Нормандия Кор Ф  
   
           
1040 г. Перемирие Господне, введенное аббатством Клюни 1049 г. Папа Лев IX (1049-1054)          
1054 г. Схизма между восточными и запад­ными церквами 1056 г. Обы­ чаи Генуи 1057 г. В Ми­ лане создана коммуна        
1059 г. Синод в Риме: избрание папы карди­налами, запрещение светской инвеституры   1059 г. Роберт Гви-скар наделен папой титулом герцога Апулии и Калабрии      
  1066 г. Лондо­ну дарована хартия   1066 г. Вильгельм I (1066-1087); нор­маннское завоевание Англии    

   
           
      1072 г. Указ о разде­лении светских и цер­ковных судов    
1073 г. Папа Григо­рий VII (1073-1085) 1073 г. Вормсу да­рованы свободы        
  1074 г. Восстание против архиепи­скопа Кельна        
1075 г. "Диктаты па­пы". Борьба за инве­ституру (1075-1122) 1075 г. Жители присягнули комму­не в Камбре        
1077 г. Император Генрих IV в Каноссе 1077 г. Майнцу да­рована свобода        
1078 г. Ансельм "О существовании Бога"          
1080 г. Открытие Ди-гест 1980 г. Генрихом IV дарованы хар­тии Лукке и Пизе        
           

   
  1084 г. В Пизе из­бран консул с опре­деленным сроком полномочий        
    1085 г. Рожер I, граф Сицилии (1085-1105) 1085-1086 гг. "Domesday book"    
1087 г. В Болонье ос­нована школа права          
           
1095 г. Ивон Шартр-ский 1095 г. Амальфи-танская таблица        
1097 г. Ансельм, "По­чему Бог вочелове-чился?"          
1098 г. Основан орден цистерцианцев          
  , i , .,   1100 г. Генрих 1 (1100-1135). По­явление казна­чейства и его от­четов; рациона­лизация управле­ния и отправле­ния правосудия    

As to

НО


 

   
           
  1106 г. ВКельне создано независи­мое муниципальное управление и сис­тема городского права        
1107 г. Бекский кон­кордат, завершивший борьбу за инвеститу­ру в Англии и Нор­мандии     1107 г. Бекский конкордат, завер­шивший борьбу за инвеституру в Англии и Норман­дии    
        (1108 вик V Коро расш елы созда рали ленч вые и  
           

   
    1112 г. Рожер II (1112-1154) Создание канце­лярии, казначейства, профессионального королевского суда, должностей разъезд­ных судей, бейлифов i    
  1115 г. Реестры Олерона        
      1118 г. L Henrici    
  1120 г. Фрайбургу дарована хартия        
1122 г. Пьер Абеляр, "Sic et Non". Вормс-ский конкордат, завер­шивший борьбу за ин-веститутуру в империи          
           
  1127 г. Сент-Омеру дарована хартия 1129 г. Неудачное восстание против епископа в Магдебурге. Лондон получает от Генриха II хартию, подтверждающую право избрания шерифов        

ИЗО г. Смерть Ирне-рия          
    1136 г. Учреждена должность юстициа-рия      
1139 г. Пьер Абеляр. Этика. Второй Лате-ранский собор          
1140 г. Грациан, "Со­гласование разноречи­вых канонов"   1140 г. Ассизы Ариа-но      
  1142г. Хартия Пизы        
  1143 г. Графом Адоль­фом Гольштейнским основан Любек        
1147 г. Папа Евгений III запретил духовным лицам участие в свет­ском правосудии или подчинение ему          
      1150 г. Вакарий в Оксфорде    
1151 г. Петр Ломбард­ский "Сентенции"          
           

 
  1153 г. Генрих Лев даровал Любеку привилегии        
    1154 г. Виль­гельм I (1154-1166) 1154 г. Генрих II (1154-1189)    
1159 г. Папа Алек­сандр III (1159-1181) Иоанн Солсберий-ский, "Policraticus"          
           
  1161 г. "Constituta Legis et Usus" Пи­зы        
  1162 г. Разруше­ние Милана Фрид­рихом Барбарос­сой        

   
1164г. Кларен-донские поста­новления Генри­ха II, регулиро­вавшие деятель­ность английской церкви     1164г. -ЛСларендон-ские постановления    
    1166 г. Вильгельм II1166 г. Assize of novel (1166-1189). Изданы disseisin. Дознание о королевские законы, рыцарских повинно-устанавливавшие не- стях подсудность духовен­ства светскому суду и разрешившие всем свободным людям вступать в духовное сословие    
  1167 г. Создана Лом­бардская лига        
           
  1169г. ВМилане уч­реждена должность подесты 1169—1181 Ьрюгге и другим фламандским городам дарованы хар­тии во время правления графа Филиппа        

 
1170 г. Смерть Булга-руса, наиболее извест­ного из "четырех док­торов". Убийство Бе-кета     1170 г. Убийство Беке-та; отмена оскорби­тельных положений Кларендонских поста­новлений    
1172 г. Генрих II в Авранце. Отмена оскорбительных положений Кларен-донских постанов­лений       1172 г. Обследование ских повинностях  
      И76 г. Учреждение ин­ститута разъездных су­дей; assize of mort d'ancestor    
      1178 г. Court of Common Pleas    
1179 г. Третий Ла-теранский собор     1179 г. Введен судеб­ный процесс с участием присяжных на основа­нии writ of right "Беседа казначея"  
\       1180 г. Филип II (Авгу 1223) Французская ад тивная система усоверш на, учреждены должнос сенешалей; в королевс введено процедурное е зие  

 


 
  1181 г. Любек за­хвачен Фридрихом Барбароссой        
  1183 г. Мир Консганиии. Магяа карта комму­нальных свобод.        
 
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правнича етика як юридична наука | Завдання правничої етики полягає у тому, щоб наблизити юридичну діяльність до дій за природними законами.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | <== 37 ==> | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.183 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.183 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7