Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Письменность и книгопечатание





Рукописные книги в XVI в. оставались большой ценностью, хотя количество их возросло. Богато украшенные миниатюрами, заключенные в дорогие оклады, книги стоили очень дорого. Известен случай, когда несколько бояр совместно сделали вклад в монастырь - одну книгу.

В XVI в. на пергамене писали уже редко, основным материалом для письма стала бумага. Ее привозили из Европы, попытки создать бумажное производство в России успехом не увенчались.

В середине 50-х гг. XVI в. по инициативе Ивана IV в Москве была создана первая типография. Напечатанные в ней книги не имеют выходных данных и сведений об издателе. Поэтому эту первую типографию называют анонимной.

В 1563 г. была организована новая типография, которую возглавили дьякон Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец. В этой типографии были изданы богослужебные книги " Апостол" и " Часословец", причем полиграфический уровень издания был очень высок. Из-за обвинений в еретичестве Иван Федоров вынужден был перебраться в Великое княжество Литовское. Вероятно, обвинения были связаны не с книгопечатанием, а с исправлениями, которые Иван Федоров вносил в переводы Св. Писания. Во Львове Иван Федоров издал первый русский букварь с грамматикой. В Москве после отъезда Федорова книгопечатание продолжалось. Во второй половине XVI в. было издано около 20 книг. Печатные книги ни в XVI, ни в XVII вв. не вытеснили рукописные, так как печатались тогда только богослужебные книги, а летописи, повести, жития оставались рукописными. К тому же печатные книги поначалу стоили дороже рукописных. Смысл печатания книг состоял не в их удешевлении, а в исключении ошибок, неизбежных при переписывании.

Литература и общественная мысль

В 40-х гг. митрополит Макарий создал Великие Четьи Минеи, то есть сборники литературных произведений, предназначенных для ежедневного чтения. В Четьи Минеи вошли жития святых, повести, сказания, поучения. Они включили весь круг чтения, дозволяемого церковью.

В начале XVI в. старцем Филофеем была выдвинута теория " Москва - третий Рим". Первый Рим пал из-за отступлений от христианства, второй Рим - Константинополь - пал из-за флорентийской унии, третий же Рим - Москва, стоит вечно, а четвертому Риму не бывать. Теория Филофея возвеличивала московских государей, утверждала исключительность православия, служила основанием враждебного, презрительного отношения ко всему иноземному, иноверному.

В то же время уже в XVI в. началось обмирщение культуры, то есть отказ от исключительно религиозного мировоззрения, церковной тематики. Прежде всего это выразилось в распространении рационалистических взглядов.

В XVI в. сохранились традиции русских рационалистических ересей. Наиболее известными вольнодумцами этого времени были Матвей Башкин, отрицавший иконы, таинства, церковную обрядность, и особенно Феодосий Косой, усомнившийся даже в Богочеловеческой природе Христа. По мнению косого Христос был просто человеком. Феодосий Косой проповедовал отказ от монашества и самой церкви, неповиновение власти, следование заветам раннего христианства. Судьба еретиков была нелегкой. Башкин был арестован, подвергся жестокой пытке и ссылке в Иосифо-Волоколамский монастырь, Косой бежал от преследований в Литву.

Важнейшей темой публицистики XVI в. становятся поиски " правды". Слово " правда" в данном случае следует понимать расширительно, не только как " истина", но, главным образом, как " справедливость". Дипломат и государственный деятель Федор Карпов писал о необходимости в государстве законности. Власть в его понимании должна быть сильной и справедливой: " Милость без правды малодушество есть, а правда без милости мучительство есть".

О " правде" рассуждал и Иван Пересветов, служилый человек, выходец из Литвы. По его словам " Бог не веру любит - правду". Противопоставление веры правде было смелым шагом, означавшим близость к религиозному вольнодумству. Пересветов считал, что правда может быть введена в государстве только " грозой". Но в то же время он выступал против холопства и писал, что государь силен " воинниками", то есть служилыми людьми.

Совсем иной подход к " правде" был у Ивана IV, который в переписке с Андреем Курбским и посланиях духовным лицам выступил как яркий талантливый писатель и публицист. По мнению Ивана Грозного " правда" заключается в служении царю. Перед лицом государя все подданные - холопы. Ивану IV принадлежат слова, ярко и лаконично выразившие суть деспотизма: " А жаловати вольны своих холопей есмя, а и казнити вольны же".

Иван Грозный оказался единственным писателем средневековой Руси, позволившим себе нарушить традиционную торжественность литературного языка, ввести в сочинения просторечные обороты.







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 526. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия