Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ РУКОПИСНЫХ ИСТОЧНИКОВ ДРЕВНЕЙ РУСИ






В IX в. складывается Древнерусское государство, или Киев­ская Русь. К X—XI вв. в Киевской Руси растут города, получают дальнейшее развитие феодальные отношения, утверждается свое законодательство.

В условиях раннефеодального государства высокого уровня дос­тигает развитие культуры в целом и письменности в частности. Русь создает свои самобытные произведения (летописи, сказания). Письменность становится уделом не только господствующего класса. Она проникает и в среду ремесленников, торговцев, входит в быт простых людей. Свидетельство тому — берестяные грамоты, наибо­лее ранние из которых относятся к XI в., а также надписи ремес­ленников на предметах их труда: изделиях из металла, глины; камня, надписи на фресках и иконах, на церковных стенах.

К сожалению, время донесло до нас лишь минимальную часть поддающихся датировке рукописных источников древнерусского письма, на основе которых исследователи могут делать выводы об особенностях их палеографических данных. Наиболее ранние из рукописных источников относятся ко второй половине XI—XII в. Среди них нужно назвать прежде всего книги «Остромирово Еван­гелие» (1056—Ю57), два «Изборника» Святослава (1073, 1076), «Мстиславово Евангелие» (1115), а также актовый материал — грамоту великого киевского князя Мстислава Владимировича Нов­городскому Юрьеву монастырю (около 1130 г.).

Названные Евангелия и изборники (сборники статей нравоучи­тельного и богослужебного характера)—великолепные образцы книжного искусства Руси. Они сохранили имена писцов и заказчи­ков. Написаны уставным текстом на пергамене. Страницы книг бо­гато орнаментированы, имеют иллюстрации (миниатюры). Грамота Мстислава Владимировича — образец актовой письменности Киев­ской Руси. Поскольку она была «жалованной», оформлявшей бога­тый дар князей Мстислава и его сына Всеволода по случаю освяще­ния храма святого Георгия, «внешность» документа украшалась торжественно: буквы устава были написаны золотом, разведенным на камеди, документ удостоверяла вислая серебряная печать вели­кого князя.

Исключительно важным источником явились и берестяные гра­моты, первые находки которых имели место в Новгороде в 1951 г.

^ Материал для письма. Основным материалом для письма до XIV в. был пергамен. Пергамен получил свое название от города Пергама (ныне Бергама), расположенного в Малой Азии, где во II в. до н. э. была усовершенствована технология его изготовления. Он представлял собой особым способом обработанную кожу живот­ных (преимущественно мелкого рогатого скота), причем считалось, что лучшие сорта пергамена получались из кож новорожденных те­лят. Выделанный пергамен был белого или желтоватого цвета. На Русь пергамен попал через Византию. Первоначально его называли «кожами», «телятинами». Слово «пергамен» вошло в употребление в XVII в., проникнув в Россию через польский язык.

Наряду с высококачественными листами пергамена для письма использовались и менее удачные экземпляры. Они имели разрезы, сделанные ножом при начальной обработке и выскабливании кожи («дырявый пергамен»), или участки, с которых был плохо удален жир и они поэтому не впитывали чернила («зализы»).

Пергамен был дорогим материалом, и именно его дороговизной объясняется тот факт, что одни и те же листы пергамена могли использоваться два, три и более раз после предварительного со­скабливания и смывания ранее написанного на них текста. Руко­писи, написанные несколько раз на одном и том же материале, на­зываются палимпсестами (от греческого «снова стираю»). Для про­чтения палимпсестов разработаны разные способы^Наиболее ранний по времени и эффективный сводился к обработке их химическими реактивами. Этот способ был не безвреден для источников и мог привести к их безвременной утрате. В настоящее время при проч­тении палимпсестов широко используются рентгеноскопия, инфра­красное и ультрафиолетовое просвечивание и фотографирование. Много палимпсестов сохранилось в библиотеках стран Западной Европы. Среди русских рукописей палимпсесты встречаются редко. В качестве материала для письма Древняя Русь использовала также бересту. Грамоты из бересты были обнаружены в ходе архео­логических раскопок в Новгороде, Пскове, Смоленске, Витебске, Старой Руссе, Москве. Береста — кора берез, менее прочный, но бо­лее дешевый, чем пергамен, материал. Она лучше пергамена сохра­няется в земле. Перед употреблением береста обрабатывалась и об­резалась сверху, снизу и с боков. Берестяные грамоты, найденные в земле, промывались в горячей воде с содой, затем расправля­лись и помещались между стеклами, где высыхали.^ '

Графика письма. Известны три типа кирилловского письма: устав, полуустав и скоропись, последовательно сменяющие друг дру­га и отличающиеся графическим характером письма. Пергамен­ные документы и книги XI—XIV вв. написаны уставом, причем от­дельные памятники, написанные уставом, встречаются и в более позд­нее время.

Общим каноном уставного письма являлась геометричность графики букв, отсутствие их наклона и расстояний между отдель­ными словами в строке. Вертикальные части букв стояли перпен­дикулярно, горизонтальные — параллельно строке. Буквы почти не выходили за линию строки. Лист, написанный уставом, имел справа и слева поля и разлиновывался. Устав знал знак препинания — точку, употребление которой в строке было произвольным. Точками с двух сторон могли выделяться и буквы — цифры. Между словами иногда употреблялся знак словоотделения — «паерок», заменявший знаки «еръ» и «ерь» в словах. Уставные тексты знают сокраще­ние слов, которое достигалось путем исключения из слов гласных букв. Сокращались, как правило, слова духовного содержания, часто встречающиеся в тексте. Над сокращенными словами ставился знак «титло».

На протяжении своего развития графика устава не была одно­родной. Различался устав древнейший и поздний. Источники XI— XII вв. писались древнейшим уставом, который в большей степени, чем поздний устав, соответствовал правилам, принятым для уставно­го письма.

Исследователи называют наиболее яркие графические особен­ности ряда букв, помогающие отличить древнейший устав от устава более позднего и, следовательно, более точно датировать рукопись. Буква «И» писалась в древнейшем уставе с горизонтальной пере­кладиной и напоминала современную печатную букву Н, • Обе петли буквы «В» были почти одинаковыми. В буквах Ю.Ю.КУ. соединительная черта проходила посредине и горизонтально. Верхняя и нижняя половинки буквы Ж были одинаковой величины. Буква «Ч» писалась в виде округленной или заостренной чаши, стоящей на ножке: Y. Показателем древности источника являлось использование йотованных юсов с соединительной перекладиной, проходившей посредине: b\ tft. Буква Ь в XI в, почти всегда умещается в строке, в XII в.— поперечная линия и верхняя часть мачты часто выходят за пределы строки. Буква (1) (омега) имела в XI в. высокую середину. В XII в. середина стала ниже благодаря разведенным в сторону петлям — (д). В XI в. буква ТТ (пси) часто была похожей на изображение креста, а в XII в. напоминала изображение лилии — Y

Уставом писали рукописные книги и деловые бумаги. Сохраняя к своей основе главные уставные принципы, графика рукописных книг и документов все-таки отличалась в силу функционального На шачения этих источников и условий их написания. Книги, пред­назначенные для чтения и церковной службы, созданные в монас­тырских книгописных мастерских, были написаны более аккурат­но, нежели деловые бумаги, в которых даже в XII в. встречается неровность и скошенность элементов букв, известная небрежность. Этот вывод подтверждается сравнением графики наиболее раннего mi дошедших до нас актов «Жалованной грамоты киевского князя Мстислава Владимировича Новгородскому Юрьеву монастырю»

(XII в.) и книг того же времени. Именно в деловом письме раньше, чем в книжном, происходили ускорение написания букв и эволюция древнейшего устава к позднему уставу, а в последующее время — К полууставу и скорописи.

Графика берестяных грамот этого периода отличалась от гра­фики букв, написанных на пергамене. Поскольку на бересте буквы не писались, а выдавливались, их графика характеризовалась большой заостренностью, угловатостью, наклоном к строке, выходом сверху и снизу за ее пределы. Наличие этих особенностей позволи­ло утверждать, что графика букв берестяных грамот XI—XII вв. напоминала прототип полуустава и даже ранней скорописи.

Чернила, которыми писались древние русские рукописи, были плотными, густыми, обычно коричневого или бурого оттенка. Они глубоко проникали в пергамен и с трудом размывались, даже если смочить письмо. В основе их приготовления лежала реакция между солями, железистыми и дубильными веществами. В практике встречались и черные чернила. В этом случае в их состав добавлялась сажа. Чтобы чернила не стекали с пера и были вязкими, в них добавляли камедь – клейкое вещество растительного происхождения. Для датировки рукописей важен не только цвет чернил, но и их химический состав, характерный для разного времени и, вероятно, для различных рукописных центров.

Кроме чернил использовались краски, которыми писались заго­ловки, заглавные буквы и другие украшения. Древние писцы зна­ли киноварь — краску оранжево-красного цвета, охру — краску желтого цвета, черную краску, свинцовые белила, лазурь. В богато украшенных рукописях использовалась золотая краска, приготовляе­мая из истертого в порошок золота, замешанного на камеди. Это было так называемое «твореное золото».

^ Орудия письма. В качестве орудий письма древние писцы исполь­зовали птичьи, преимущественно гусиные перья. Способ приготовле­ния гусиных перьев был устойчивым и дожил до XIX в. Чтобы размягчить перо и очистить от жира, его втыкали в горячие и влаж­ные песок или золу. Затем с помощью ножа очинивали: делали над­рез с двух боков, оставляя небольшой полукруглый желобок, по которому стекали чернила. Для удобства нажима желобок расщепля­ли.'

Для написания красками заглавных букв и заголовков пользо­вались кисточками.

На берестяных грамотах записи выдавливались острым костяным или железным предметом.

^ Украшения рукописей. Источники, являющиеся предметом палео­графического изучения, могут иметь художественные украшения. Среди них первое место занимают книги. Художественный облик ру­кописной книги слагался из многих компонентов, начиная от графики букв и кончая окладом. Все компоненты, составлявшие древнерус­скую книгу, как правило, были подчинены внутренней логике целост­ности ее оформления и восприятия. Отсюда и обязательная согла­сованность и взаимоувязка формата листов, расположения тек­ста, длины строк и межстрочных расстояний, высоты, ширины и гра­фики букв как с отдельными элементами художественных украше­ний, так и с общим художественным стилем, в котором они были выполнены.

Поскольку эволюция художественных стилей оформления руко­писей была тесно связана с развитием других палеографических примет, наблюдения над художественными особенностями могут дать дополнительный материал, способствующий решению проблем датировки, места написания источника и его подлинности.

Основными средствами украшения русских рукописей были ор­намент, в стиле которого выполнялись заставки, концовки, иници­алы, а также вязь, миниатюры и полевые цветки.

Заставка — это рисунок, который находился над текстом, в начале отдельной главы или страницы. Концовка — рисунок под текстом, в конце главы или рукописи. Иногда роль концовки играл колофон, представляющий собой сведение конечного текста в ворон­ку путем сокращения числа букв справа и слева строки.

Инициалом называлась начальная буква, которая открывала абзац, была по размеру больше остальных строчных букв и отли­чалась от них красивым оформлением.

Полевой цветок — украшение на поле рукописи в виде цветка или узора.

В основе оформления заставок и инициалов, как правило, ле­жал единый художественный принцип. Впервые последовательную классификацию художественных стилей и периоды их бытования дал В. Н. Щепкин. Эта классификация принята почти всеми учены­ми, в том числе и южнославянскими.

Древнейшим орнаментом русских рукописей является старови­зантийский, или древнерусский (иногда его называют геометричес­ким). Он держался в рукописях на всем протяжении XI— XII вв. и совпадал по времени с пергаменом и древнейшим уставом. Этот орнамент пришел на Русь с болгарскими книгами в конце X в., но был видоизменен русскими книжниками в соответствии снациональ-ным вкусом и традициями. Типичные образцы древнерусского (ста­ровизантийского) орнамента, позволяющие наметить его общие чер­ты и особенности, имеются в «Остромировом Евангелии», «Избор­нике» Святослава, «Мстиславовом Евангелии» и других книгах.

В основе древнерусского орнамента лежат два мотива: расти­тельный и геометрический. Заставка орнамента очерчена рамой характерной геометрической формы: в виде квадрата, прямоуголь­ника, буквы «П», в виде схемы храма в разрезе. Внутреннюю часть рамы заполняют простейшие геометрические фигуры: прямоуголь­ники, четырехугольники, ромбы, круги, полукружия, в которые ври-совываются растительные мотивы: цветы и листья. Непременным мотивом этого орнамента является изображение византийского цветка «крин».

Сочетание геометрических и природных мотивов было характер­но и для оформления инициалов, которые четки по форме и легко узнаваемы. Часто на полях за пределами заставки рисовались разные звери и птицы, имеющие реалистические изображения (куро­патки, зайцы, львы). В простых рукописях орнамент рисовался од­ной киноварью, в роскошных он был многоцветным, с использовани­ем золота: золотой фон, обводка или написание букв и цветов золотом.

Кроме орнамента, древнейшие рукописи украшались миниатюрами, т. е. иллюстрациями. Простейшими формами миниатюр являются так называемые выходные, на фронтисписе. Согласно еще античной традиции, на выходной миниатюре давалось изображение ав­тора, а иногда и заказчика. Так, в «Остромировом Евангелии» перед началом повествования евангелистов Иоанна, Луки, Марка были дамы их изображения. На одной из миниатюр «Изборника» Святослава (1073) изображен сам князь Святослав с женой и сыновьями Великий князь изображен на первом плане в княжеской шапке. Он в платье темно-синего цвета, отороченном красной каймой. Синий плащ князя с золотой каймой застегнут на правом пле­че ЯХОНТОВОЙ застежкой. На ногах князя — сапоги из зеленого сафьяна. Жена Святослава одета в верхнее короткое платье с широкими рукавами и длинное нижнее платье с узкими рукавами. Голову княгини закрывал платок. Шею украшает ожерелье из драгоцен­ных камней Сыновья князя одеты в меховые шапки и малиновые одежды, отороченные красными каймами и золотыми воротниками.

Отличительной особенностью древнейших миниатюр является их статичность, простота изображения и композиции, небольшое количество фигур.

Рукописи XI-XII вв., написанные на пергамене, дошли до нас в виде отдельных листов и книг. Формат, или размер, листов зависел от объема текста и назначения памятника письменности. Книги, как правило состояли из отдельных тетрадей, переплетенных вместе. Переплет книг делался из деревянных досок, которые обтягивались кожей или тканью. Переплет дорогих книг мог быть окован серебряным или золотым окладом, украшен драгоценными камнями.

Так как кожаные листы древних пергаменных книг стремились свернуться в трубочку, да так, что снаружи оказывалась сторона, где раньше на коже была шерсть, пергаменные листы в книгах писались и сшивались таким образом, чтобы «шерстяная» сторона листов не примыкала к «мясной». Но это лишь частично предохраняло книгу от деформации. Более радикальным средством от нее были застежки, плотно стягивающие блок книги и прессующие его досками переплета. По окончании пользования книгой ее необходимо было застегивать. Застежки делались из кожи в виде ремешков, имеющих на концах медные петли. Они прибивались к нижней доске. В верхнюю доску вбивались медные стержн чтобы «застегнуть» книгу, чтецы набрасывали петли ремешков на стержни. Богатые рукописи могли иметь резные металлические застежки.

Для предохранения переплета от повреждении на его углах вбивались гвозди с широкими круглыми головками. Иногда эти головки делались в виде узорных блях - жуковин. В богатых книгах жуковины заменялись угольниками и середниками, сделанными из меди, золоченной бронзы, серебра, золота, украшенными изящной чеканкой, резьбой, эмалью.
Краткие выводы. В основе палеографических выводов о време­ни, месте составления, авторстве и подлинности источников XI—XII вв. лежат наблюдения за совокупностью палеографических призников, свойственных данному периоду, и их соответствием друг другу. Древнейший устав как тип письма совпеадает с пергаменом как материалом для письма. В книгах им сопутствует древнерусский (старовизантийский) орнамент. Важны наблюдения за чернилами, кресками, орудиями письма, переплетом, форматом рукоп







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 4798. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия