Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МЕТРОЛОГИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА (X— НАЧАЛО XII в.)




Изучение метрологии Древнерусского государства связано с боль­шими трудностями по причине полного отсутствия источников, спе­циально посвященных единицам измерений. Письменные памятники содержат лишь косвенные сведения о мерах, употреблявшихся в Древней Руси. В последнее время круг источников метрологии посте­пенно и постоянно расширяется в результате успешных археологичес­ких изысканий. В ряде случаев можно ретроспективно использовать источники периода феодальной раздробленности. Реконструкции еди­ниц измерений способствует и привлечение этнографических мате­риалов. Интересные результаты дают обмеры памятников архитек­туры, отразивших в своих пропорциях древние меры длины.

Для данного периода, как правило, источники дают лишь назва­ния мер и очень редко их соотношение. К тому_же_ необходимо учитывать, что реальное содержание мер, известных под одним и тем же наименованием в течение длительного времени, могло неоднократ­но изменяться.

^ Меры длины.Письменные источники изучаемого периода зафик­сировали следующую номенклатуру мер длины: пядь, локоть, сажень, верста и поприще. Эти единицы представляли собой более или ме­нее определенные величины. Установление их истинных размеров является одной из важных задач метрологии. Помимо названных единиц, известны еще и весьма приближенные величины, также упот­реблявшиеся в качестве мер при измерении расстояний, например дни пешего или конного переходов, полет стрелы, бросок (вержение) камня и др.

Легко заметить, что некоторые из указанных единиц связаны с частями человеческого тела и являются, вероятно, древнейши­ми — пядь, локоть.

Пядь являлась самой мелкой единицей измерения длины. Она определялась расстоянием между вытянутыми большим и указатель­ным пальцами руки. Пядь упоминается с XII в., но указания на ее размер встречаются в более поздних памятниках. Этот термин имел общеславянское распространение. На практике использова­лась пядь двух видов. Один из них уже назван. Другая пядь была равна расстоянию между концами вытянутых большого и среднего (или мизинца) пальцев руки. Это так называемая большая пядь. Этот же термин иногда обозначал меру, равную ширине ладони. Исключительное удобство измерений пядью способствовало большой живучести этой меры.


О пяди как официальной мере с четко установленным соотноше­нием ее с другими единицами (3/8 сажени, 1/2 локтя) можно говорить только с XVI в. Впоследствии в официальной метрологии пядь уступила свое место четверти, но продолжала употребляться в качестве бытовой меры вплоть до XX в.

В настоящее время этот термин стал обозначать в переносном смысле слова небольшую часть площади, земли. Отсюда такие выражения, как «ни пяди врагу!» или слова известной песни кану­на Великой Отечественной войны: «Чужой земли мы не хотим ни пя­ди...»

Другой древнейшей единицей измерения длины был локоть, рав­ный расстоянию от локтевого сустава до конца вытянутого сред­него пальца. Как мера локоть известен у многих народов мира и в древности был широко распространен у славян, германцев и финно-угров. Аналогично пяди он имел несколько значений — неполный локоть, двухладонный локоть, большой локоть. Большой локоть (почти в два раза больше локтя), равный длине руки от плеча, вытеснил первоначальный обычный локоть. И в этом случае название измерителя (части тела) стало обозначением меры. Сов­ременное значение слова «локоть»— локтевой изгиб, сустав — прос­леживается в письменных источниках только с середины XV в.

Так же как и пядь, локоть употреблялся в качестве официаль­ной торговой меры и народно-бытовой. Хорошо известна новгород­ская официальная мера — иванский локоть. Образец натуральной меры был найден в Новгороде во время археологических работ в 1955 г. Это был стержень из можжевельника с круглым сече­нием и ровно обрезанными концами. Характерно, что его поверх­ность была заполирована до блеска в результате длительного упот­ребления. Длина стержня 54,7 см, дата —'рубеж XI—XII вв.

 

В 1970 г. в Новгороде близ Ярославова Дворища были найдены два обломка 4-гранного елового стержня с тремя шкалами делений в виде зарубок. Обломки хорошо стыкуются в общий брусок длиной в 54 см, обоманный с обоих концов. На трех гранях нанесены длинные и короткие зарубки таким образом, что между двумя длинными рас­положены 9 коротких. Полученные 10 делений между длинными зарубками в древней метрологии назывались «пальцами» или «ног­тями». Б. А. Рыбаков, посвятивший этой уникальной находке специ­альное исследование, убедительно доказал, что мерило использова­лось для различных архитектурных расчетов и промеров.

Локоть в 54 см был равен 3 пядям по 18 см. Небольшие отклонения от средних размеров меры вполне естественны; прини­мая во внимание безусловную приблизительность ранних единиц измерений, их можно не учитывать. С другой стороны, этот локоть содержит ровно две «пяди с кувырком», равные 27 см.

На рубеже XV—XVI вв. локоть постепенно вытесняется более крупной единицей — аршином.

Очень употребительную единицу измерения длины представляла собой древнерусская сажень. Первое ее упоминание содержит «Сло­во о зачале Киево-Печерского монастыря», автором которого счи­тают Нестора. Здесь сажень как мера упоминается в рассказе о том, что около 1017 г. инок Илларион (будущий киевский митро­полит) «ископа себе печерку малу — дву сажен».

Эта мера длины, не изменив своего названия, дожила в на­шей стране вплоть до введения метрической системы. Поздней­шая сажень равнялась 2 м 13,36 см, а древнейшая была значитель­но меньше. Определить ее размер помогает надпись на «Тмутараканском камне», рассказывающая о том, что в 1068 г. князь Глеб «мерил море по леду от Тмутороканя до Кърчева 10 000 и 4000 са­жен». Исходя из данных этой надписи, размер сажени был опреде­лен в 142 см, т. е. она содержала 3 локтя по 46 см. С убедительной критикой такого определения сажени выступил Б. А. Рыбаков. могла за 9 веков значительно измениться; в древности более мел­кие единицы длины получали путем деления крупных пополам; нако­нец, сажень в 142 см не может определяться размерами частей чело­веческого тела. Б. А. Рыбаков, привлекая данные о ширине Кер­ченского пролива, содержащиеся в сочинении Константина Багря­нородного, определяет размер сажени приблизительно в 152 см. Эта величина равна расстоянию между большими пальцами вытянутых в стороны рук человека. Эта сажень, называвшаяся простой или прямой саженью, содержала 4 локтя в 38 см или 8 пядей в 19 см.

Измерения памятников древнерусской архитектуры позволяют говорить о существовании сажени в 176 см, названной позднее мерной или маховой. Последнее название свидетельствует о том, что в быту она определялась размахом рук человека в стороны.

В Древней Руси была известна и так называемая косая сажень, равная 216 см и определявшаяся расстоянием от пальцев ноги до конца пальцев вытянутой вверх по диагонали руки. Интересно отме­тить, что эта сажень равна диагонали квадрата со стороной 152 см (прямая сажень). Самой большой была великая сажень в 249,46 см. Обратим внимание на то, что последняя величина практически равна диагонали квадрата со стороной 176 см (мерная сажень).

При переводах греческих письменных памятников на русский язык термином «сажень» обозначалась греческая единица длины «оргия», что свидетельствует о близости их размеров.

У многих народов, в том числе у славян, сажень равнялась, ве­роятно, трем локтям, однако существование трехлокотной сажени в Древней Руси остается недоказанным.

Название «сажень» восходит к слову «шаг-сяг» или к глаголь­ному корню славянских языков «сяг»— протянуть руку вперед, дотянуться до чего-либо. Длина вытянутой руки приблизительно равна длине большого шага. В Киевской Руси основной мерой слу­жила сажень, равная двум шагам, известная в литературе как «тмутараканская». Этимология термина, позволяющая связывать его именно с шагом, подкрепляется аналогиями. Например, древнерим­ская мера «пасс» равнялась двум шагам (от passus — шаг). Истин­ное значение древнейшей русской сажени остается еще не выяс­ненным, так как позднейшие источники XVI—XVII вв., указывающие на существование различных видов саженей, не позволяют соот­нести их с малой саженью Киевского государства.

Письменные источники, архитектурные промеры и математи­ческие вычисления позволили Б. А. Рыбакову установить основные виды сажени, употреблявшиеся в Древней Руси: мерная сажень — 176,4 см, великая сажень—249,46 см, прямая (малая) —152,76 см, косая сажень —216 см. Они делились на 2, 4, 8, 16, 32 — полусажени, локти, пяди, пясти, полпясти. Б. А. Рыбаков предполагает, что малая сажень (148—152 см) употреблялась вплоть до XVII в. Необходимо оговорить, что до XVI в. термин «сажень» употреблялся без какого-либо определения. В XVI—XVII вв. им обозначались уже самые раз­личные меры: дворовая сажень, городовая сажень, печатная са­жень, таможенная сажень. Последняя была очень употребительной мерой и равнялась двум с половиной аршинам. В XVII в. становит­ся известной трубная сажень.

Самой крупной единицей измерения длины на Руси служила верста или поприще. Она также не имела строго фиксирован­ной длины. В позднейшее время верста заключала в себе 500 са­женей. В древности же, как можно судить по имеющимся в нашем распоряжении источникам, верста складывалась из 750 саженей. Некоторые исследователи доказывали первоначальное равенство версты 1000 саженям, считая, что именно такой верстой пользовал­ся игумен Даниил, измерявший отдельные расстояния в «великих верстах».

Происхождение термина «верста» связывают с корнем глагола «вьртъти», который мог обозначать «поворот плуга» или «борозду пашни от поворота до поворота плуга». Вполне возможно, что пер­воначально этот термин обозначал единицу измерения площади. В ранней переводной литературе верста соответствует греческим единицам стадии и миле, т. е. очень различным мерам —185 м и 1,388 км. Итак, реальное содержание версты не может считаться вы­ясненным, оно фиксируется метрологически в более позднее время.

Поприще этимологически связывается с глаголом «переть»— идти. Некоторые лингвисты первоначальным значением этого тер­мина считают «место бега», другие, исходя из глагола «попирать» (топтать, давить),—«место, где ходят». Однако эти догадки не под­тверждаются имеющимися источниками. Над лингвистами довлеет семантика древнегреческого слова «стадион», однако в древней­ших памятниках «поприщу» соответствует как раз не «стадион», а «миллион»— миля.

Наиболее убедительной представляется точка зрения тех ис­следователей, которые предполагают искусственное образование это­го термина при первых переводах греческих богослужебных книг на славянский язык для передачи общего значения расстояния, длины. «Поприще» в современном значении «сферы деятельности» употребляется с XVIII в.

Источники позволяют сделать вывод о равенстве поприща 6 или 8 греческим стадиям. Последние в различных метрологических системах имели разные величины, и только позднее в Греции ут­вердилась римская миля, равная 1480 м и содержавшая 8 гре­ческих олимпийских стадий в 1т85 мыв

.аа Необходимо заметить, что в ряде случаев о терминах «верста» и «поприще» нельзя говорить ^ак осинонимах1 В настоящее время принято считать, что, в отличие от сажени, размер версты не из­менялся на всем протяжении ее истории и первоначально она рав­нялась 750, а затем 500 саженям.

Для древнерусского периода истории Руси характерны опре­деления расстояний описательными выражениями —«вержение кам­ня», «перестрел», «день пути». Не раз уже упоминавшийся игумен Даниил пользовался ими сравнительно часто. Очевидно, что опре­деленные такими выражениями расстояния не могут быть точно установленными. Некоторые исследователи пытались вычислить средние величины таких мер. Например, С. К. Кузнецов считал «вержение камня» равным приблизительно 20 саженям, т. е. около 42,5 м. Однако при этом не учитывались ни размер и вес камня, ни физическая сила бросающего. Другие исследователи определя­ют «вержение камня» более осторожно — от 40 до 60 м. Средний размер «перестрела» выводится, как правило, из практики народов, пользовавшихся луком. Приблизительно он равен 60—70 м. Для «дня пути» условно применяется расстояние 25 (или 35—740) км, а для «конного дня пути»—50—70 км.

Следует подчеркнуть, что эти приблизительные, «средние» вели­чины можно использовать лишь очень осторожно, проверяя их, по возможности, анализом конкретного показания источника.

Из подобных народно-бытовых мер расстояний можно назвать еще «днище» (от «день»), «стрелище», «метавище» (от «метать»). В Латгалии, например, очень долго определяли расстояния по дальности распространения звука — ржания лошади, мычания быка.

^ Меры поверхности (площади).Данные источников для выяс­нения метрологических значений мер поверхности, употреблявших­ся в Древней Руси, еще более скудны и неопределенны, чем для мер протяжения. Основными единицами измерения площади служили «село» и «плуг». Эти термины могли обозначать не только метро­логические понятия, но и единицы обложения. Повесть временных лет сообщает, например, что вятичи платили дань хазарам «по шеля-гу от плуга или рала».

Меры поверхности часто определялись мерами сыпучих тел, т. е. определенными количествами зерна, высеваемого на определен­ной площади. Могли они определяться и затратами труда на обра­ботку определенного участка пашни.

Одна из статей Пространной редакции Русской Правды поз­воляет приблизительно установить величину плуга —«а в селе сея­ной ржи на два плуга 16 кадей ростовских». Отсюда можно зак­лючить, что село составляли два плуга, а на плуг приходилось 8 ростовских кадей ржи. К сожалению, не известно, как отлича­лась ростовская кадь от других. Вероятно, что кадь, являясь общераспространенной в Древней Руси мерой сыпучих тел, не была одинаковой на разных землях, иначе бы не потребовалось опреде­ление «ростовская».

Ретроспективным путем выводят равенство древнерусского плу­га 8 позднейшим десятинам, так как известно, что в XVI—XVII вв. на полдесятины высевалась четверть кади ржи, а эта четверть кади (московская) была в два раза больше древнерусской. Однако некоторые другие данные источников заставляют пока воздержи­ваться от такого определения древнерусского плуга, так как на основании той же Русской Правды можно предположить равен­ство плута 5 десятинам.

^ Меры сыпучих тел.Сыпучие тела в Древней Руси измерялись кадями и половниками. Кадь делилась по системе двух на 2 по­ловника, 4 четверти и 8 осьмин. Правда, последние (четверть и осьмина) в древнерусских источниках не встречаются. А. И. Ни­китский установил примерное равенство древнерусской кади 14 позднейшим московским пудам —229,32 кг.

Русская Правда называет более мелкие единицы измерения сы­пучих тел — уборок и лукно. Выяснить Их метрологическое значе­ние пока не удается. Предположение Д. И. Прозоровского о том, что лукно вмещало 24—25 кг овса, построено на очень шатких методических основаниях и не может быть принято.

Позднейшая народная мера—лукошко, равная 16 кг ржи, мо­жет быть связана с древнейшим лукном только этимологически.

^ Меры жидкостей.Хуже всего обстоит дело с определением древне­русских мер для жидкостей. В метрологическом значении источни­ки упоминают ведро и бочку, а позднее — корчагу. Все попытки определить, хотя бы приблизительно, реальные величины этих мер следует признать неудачными, например вывод Д. И. Прозоровско­го о равенстве древнего ведра 9—10 кг воды. Ведро могло употреб­ляться и в качестве меры сыпучих тел. Определенные указания на размер корчаги дают переводные греческие источники, в которых этим термином переводится «керамион»— мера сыпучих тел, равная 12,28 кг.

Меры веса.Древнейшей русской весовой единицей, упоминае­мой в различных источниках, является гривна. Ее название свя­зывают с широко распространенным у славян и у ряда других на­родов металлическим шейным украшением — гривной (от «грива», «загривок»).

Происхождение весового значения гривны окончательно не уста­новлено. Одни исследователи связывали ее с византийской весо­вой единицей литрой (римская — либра) и считали равной перво­начально 136,44 г. Основанием для этого послужила одна из ста­тей договора князя Олега с греками 911 г., в которой за намерен­ное нанесение удара предписывалось карать виновного 5 литрами серебра «по закону русскому». Сравнивая этот штраф с аналогич­ным наказанием по Русской Правде (12 гривен), можно приравнять указанные величины и отсюда получить искомый вес гривны. Одна­ко этот путь методически слабо обоснован, так как, во-первых, Рус­ская Правда — памятник внутреннего законодательства, не регу­лировавший международные конфликты, к тому же он более позд­него происхождения, а во-вторых, здесь может идти речь не о ставке штрафа, а лишь о характере наказания. Самым веским аргументом против византийского происхождения гривны является отсутствие среди древнерусских слитков серебра таких, которые хотя бы от­даленно приближались к весу 136,44 г.

В свое время наиболее аргументированной представлялась ги­потеза И. И. Кауфмана о восточном происхождении веса гривны. В денежном хозяйстве Руси были широко распространены слитки серебра новгородского типа с, весовой нормой около 204 г. Этот вес составляет ровно половину арабского фунта (ротля), заим­ствованного арабами из Ирака. Таким образом, древнерусская грив­на была равна половине позднейшего русского фунта в 409,512 г. И. И. Кауфман считал, что в Древней Руси употреблялась гривна в 96 золотников, т. е. равная 409,512 г. В настоящее время против гипотезы Кауфмана выдвигаются возражения, заслуживающие вни­мания. Прежде всего констатируется большое разнообразие араб­ских весовых единиц и указывается на то, что вес около 409 г лежал в основе многих европейских весовых систем. В Древней Руси гривна являлась не только весовой, но и денежно-весовой и денежно-счет­ной единицей. Среди древнерусских денежных слитков нет ни одного весом около 409 г. Тем не менее новой, строго обоснованной как письменными источниками, так и данными нумизматики теории происхождения русской гривны пока не создано.

В письменных источниках (Уставная грамота новгородского кня­зя Всеволода Мстиславича церкви Ивана Предтечи на Опоках 1134 — 1135 гг.) упоминается гривенка, равная, судя по более поздним источникам, половине гривны. Из мелких весовых единиц в древне­русских памятниках фигурирует золотник. Этим же термином обоз­начались и древнерусские золотые монеты. Поэтому часто бывает трудно судить, что имеют в виду источники — монету или весовую единицу. В качестве последней золотник (4,266 г) сохранился до X—XI вв. оживленную торговлю с Востоком и Западом. В Уставной XX в.— на первых серебряных и золотых монетах СССР их вес указан в золотниках и долях.

Из наиболее крупных единиц веса древнерусские письменные источники зафиксировали пуд и берковец. Эти меры фигурируют в названной выше Уставной грамоте князя Всеволода, но их реальное весовое содержание не поддается точному опреде­лению. В более позднем источнике, а именно в Договорной грамоте Новгорода с Готским берегом, Любеком и немецкими городами 1262—1263 гг., говорится: «Пуд отложихом, а скалви поставихом по своей воли и любви». Здесь явно речь идет об орудиях взвешива­ния (скалвы — коромысленные весы). Название «берковец» некото­рые авторы производят от города Бирки (Швеция), ведшего в X—XI вв. оживленную торговлю с Востоком и Западом. В Уставной грамоте князя Всеволода в берковцах исчисляется вес воска. Точные соотношения древнерусских весовых единиц еще не установлены. В позднейшее время пуд был равен 40 большим или 80 малым гривен­кам, а берковец — 10 пудам.


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой





Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1120. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.03 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7