Студопедия — ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ РУКОПИСЕЙ XVIII И XIX ВВ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ РУКОПИСЕЙ XVIII И XIX ВВ






На содержание и структуру деловых бумаг XVIII и XIX вв. боль­шое влияние оказала новая форма делопроизводства, основные прин­ципы которой сложились при Петре I.

В связи с реформой системы центрального управления и заме­ной приказов коллегиями, в 1720 г. был издан «Генеральный регла­мент». Он установил порядок канцелярского делопроизводства, об­щий для всех коллегий. Согласно «Генеральному регламенту» в цен­тральных государственных учреждениях* устанавливался канцеляр­ский штат, состоящий из секретарей, нотариусов, актуариусов, кан­целяристов, копиистов, регистраторов, переводчиков. Коллежский секретарь отвечал за правильность делопроизводства и подготовку дел к докладу. Специалистом по составлению протоколов заседа­ния коллегии был нотариус. Актуариус ведал хранением коллеж­ских документов. Копиисты размножали документы. Строго регла­ментированное коллежское делопроизводство усложнилось по сравнению с приказным. В коллегиях велась тщательная регист­рация входящих и исходящих бумаг, делались подшивки их копий и черновиков, появились новые разновидности документов, носящих иностранные названия: рапорт, регламент, манифест и т.д.

Правилам составления различных бумаг уделялось большое вни­мание. После «Генерального регламента» они нашли соответствую­щую разработку в указе «О должности Сената» (1722 г.), в «Учреж­дении для управления губерний» (1775 г.) и др.

Очень важным условием для сохранности документов было созда­ние в первой четверти XVIII в. архивов. Архив — специальное учреж­дение для хранения старых документов, отделенное от канцелярий как места составления документов. Указом 1724 г. был образо­ван Генеральный архив Старых государственных дел, сосредоточив­ший материалы Посольского приказа. Сформировались архивы Воен­ной коллегии, Сената и Синода, а в 1780 и 1782 г.— Государствен­ные архивы Старых дел в Петербурге и Москве. В 1811 г. создают­ся архивы министерств и их департаментов. В 1852 г. крупным архи­вом становится Московский архив Министерства юстиции, объеди­нивший фонды архивов Разрядного, Вотчинного и Старых дел. В дальнейшем этот архив стал основой Российского государственного архива древних актов.

В XVIII—XIX вв. расширяется и еще больше детализируется круг документов, обслуживающих нужды монархии, развивающейся про­мышленности, внутренней и внешней торговли.

Введение гражданского шрифта внесло коренные изменения в раз­витие русского книгопечатания. Расширилась тематика и возросли темпы книгопечатания. Однако рукописная книга стала выходить из употребления только со второй половины XVIII в. Причина этого за­ключалась в наличии пробелов в тематике книгопечатания, в дорого­визне книжных изданий. В XIX в. практика переписки книг от руки сохранилась как одно из средств распространения нелегальной лите­ратуры. Например, известны рукописные экземпляры «Путешествия in Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.

Наряду с деловыми бумагами и рукописными книгами в качест­ве объекта палеографического изучения возрастает роль источников, составивших рукописное наследие выдающихся политических и го­сударственных деятелей, а также деятелей культуры и искусства.

Материал для письма. В XVIII—XIX вв. материалом для письМа была бумага. В начале XVIII в. употреблялась преимущественно иностранная бумага. С организацией и развитием в первой четверти XVIII в. отечественного бумажного производства потребность в пис­чем материале все больше стала удовлетворяться за его счет.; При ■ лом не исключалась возможность использования и импортной бу­маги. В XVIII в.-sse была преимущественно французская и голланд­ская бумага. Среди филиграней голландской бумаги наиболее рас­пространенными были «герб Амстердама», «шут», знак «pro Patria» («з, а Родину»), изображающий аллегорическую сценку.

Т*Филиграни бумаги отечественного производства часто имели изображения гербов: государственного герба Российской империи в виде двуглавого орла, гербов городов, в которых находились бу­мажные фабрики.' Например, на бумаге ярославских фабрикантов давалось изображение ярославского герба — медведя с протазаном. Чтобы отличить бумагу разных ярославских фабрик, на ней дава­лись, помимо ярославского герба, литеры, изображающие началь­ные буквы названия мануфактуры или инициалы ее владельца. На­пример, литеры 1760 г. «ЯМСЯФ» следует расшифровывать как «Яро­славская мануфактура Саввы Яковлева фабриканта»! литеры 1789 г. «ЯМВСЯ» как «Ярославская мануфактура внуков Саввы Яковлева». Такие же особенности были характерны и для бумаги, выпускае­мой в других городах.

J.Отличительной чертой русских филиграней XVIII—XIX вв. от западных является более частое указание на русских филигранях года отлива бумаги.

[ Датирующим признаком бумаги стало гербовое клеймо, кото­рое появилось после издания в 1699 г. указа об обязательном напи­сании актов на гербовой бумаге. Клеймо в виде российского герба (отсюда и происхождение названия бумаги — гербовая) ставилось в правом верхнем углу листа бумаги. Оно отличалось размером:

меньшее, среднее, большое. В соответствии с величиной клейма бума­га различалась по стоимости.

\ В основе датировки бумаги с гербовым клеймом лежит принцип соответствия разных форм клейма определенному отрезку времени. Причем показателем датировки являются две крайние даты, связан­ные с появлением и заменой клейма. Например, клеймо образца 1724 г. соответствовало периоду 1724—1726 гг., клеймо образца 1727 г.—периоду о 1727 по 1764 г.

Дополнительным датирующим признаком бумаги с клеймом может быть водяной знак. С 1723 г. гербовую бумагу стали делать с филигранью, изображавшей государственный герб\ Усложнение этой филиграни добавлением в 60-х гг. указания года изготовления бума­ги, а с 70-х гг.— стоимости бумаги оказывает помощь в уточнении (сужении) датировки клейменой бумаги в данный период. Гербовой бумагой широко пользовались и в XIX в.

Датировать бумагу помогает и фабричный знак слепого тисне­ния — штемпель. Самый ранний штемпель на бумаге отечественно­го производства С. А. Клепиков относит к 1828 г." Значение штемпе­ля как способа датировки бумаги особенно увеличивается в 1840— 1880 гг., когда из-за стремления фабрикантов удешевить производ­ство бумаги филиграни стали встречаться реже.

Форма штемпеля отличалась разнообразием: овальная, прямо­угольная, со срезанными углами, круглая, фигурная, гнутая, в виде гербового щита или вписанного в овал круга, В связи с разнообра­зием форм штемпелей их размеры не могли быть стандартными. Штемпель в виде круга имел в диаметре 12—19 мм, овальная форма штемпеля могла составить в длину от 13 до-24 мм, прямоугольная форма со срезанными углами —13—17 мм. В начале XIX в. в среде дворянства и купечества стало модным писать письма на почтовой бумаге, выполненной по личному заказу. В этом случае штемпели могли изображаться в виде сложных монограмм или начальных литер заказчиков.

Поскольку штемпель был средством товарной маркировки бу­мажного производства, в нем указывались название фирмы и стои­мость бумаги. Изменение имени владельца предприятия приводило к изменению информативного содержания штемпеля. Основываясь на этом, можно датировать штемпель, а вместе с ним и бумагу. Дати­ровка штемпеля будет более точной, если она сопоставляется с да­тировкой филиграни. Штемпель и филиграни удержались на почтовой и писчей бумаге вплоть до первой четверти XX в. Справочный мате­риал, помогающий их датировать, содержится.в работах С. А. Кле­пикова1.

С конца XVIII в. бумагу стали подкрашивать преимущественно в синие тона. Плотные сорта синеватой бумаги датируются концом XVIII— началом XIX в. Бумага более густого синего цвета характер­на для второй четверти XIX в.

Н С введением во втором десятилетии XIX в. машинного способа производства бумага стала более гладкой, плотной, могла иметь штампованные водяные знаки и машинный обрез. Во второй полови­не XIX в. Россия приступила к производству" бумаги из тряпья с примесью механической древесной массы и целлюлозы. Качество бумаги зависело от состава бумажной массы. Бумага, изготовленная 13 чистого льняного тряпья, имела высокую прочность, плотность, эластичность, хорошую звучность. Применение хлопчатобумажного тряпья делало бумагу рыхлой и поэтому малозвучной. Включение в состав бумажной массы примеси целлюлозы улучшало внешний вид бумаги, но снижало ее прочность. Механическая древесная масса ускоряла пожелтение бумаги, увеличивала ее шероховатость и лом­кость.

В конце XIX— начале XX в. писчая бумага подразделялась на несколько сортов, обозначенных особой нумерацией, помещаемой на штемпеле. Под первым номером выпускалась бумага высшего сорта, сделанная из тряпичного сырья. По мере увеличения приме­сей к тряпью и ухудшения качества бумаги номера понижались от второго до девятого.

Производственная практика выдвигала определенные требова­ния к качеству бумаги в соответствии с ее назначением. Напри­мер, с 1904 г. военные ведомства стали использовать для документов печного хранения бумагу под первым номером, для документов, подле­жащих хранению 15 лет и более, — бумагу под вторым номером. Па бумаге под четвертым номером в военных ведомствах писались документы, не требующие хранения.

В годы гражданской и Великой Отечественной войны бумажная промышленность испытала большие трудности. Ухудшение качества бумаги может служить важным палеографическим признаком, помо­гающим в датировке источников военных лет.

^ Графика письма. (Трафика скорописи XVIII в. испытала на себе влияние нескольких факторов. Главнейши.м из них было введение гражданского шрифта [JДо 1708 г. книги печатались церковносла­вянским шрифтом, изобретенным еще в XVI в. первопечатником Ива­ном Федоровым. В основе этого шрифта лежал рукописный полуус­тав с замысловатым начерком букв, с написанными под титлом сок­ращенными словами, с буквами греческого алфавита типа «кси», «пси»; «ижица».
Гражданский шрифт был более простым. Некоторые буквы — дубли, обозначавшие цифры, были из него выброшены. Форма литер (букв) гражданского алфавита была упрощена. Существует мнение, что первооснову гражданского шрифта составило скорописное пись­мо начала XVIII в., переработанное на основе латинской антиквы — шрифта.

Новая азбука вызвала к жизни и новую, ориентированную на е скоропись. Кроме введения гражданского шрифта, графике котрого стали подражать в рукописях, на скоропись XVIII в. Оказало влияние коренное изменение делопроизводства, выработка приемов особого «писарского почерка». В XVI—XVII вв. развитие делопроиз­водства в городах находилось в руках подьячих, в сельской местнос­ти — церковных дьячков. Систематического обучения не было. При Петре I под контроль государственных органов было поставлено на­писание деловых бумаг. Будущих канцелярских служащих стали обу­чать порядку делопроизводства, стандартному рукописному письму, началам грамматики и арифметики.
Громадное влияние на графику второй половины XVIII в. оказа­ло издание в 1755 г. «Российской грамматики» М.В.Ломоносова, Создание в 1780-х гг. общеобразовательных школ (главных и малых народных училищ) вызвало к жизни издание пособий по чистопи­санию. В 1787 г. вышло «Руководство к чистописанию для юношества в народных училищах». В 1789 г. появилась «Азбука российского чис­тописания, расположенная на французский манер».
Развитие скорописи XVIII в. традиционно принято делить на два этапа: скоропись первой половины XVIII в., которая характеризова­лась многообразием начерков, и скоропись второй половины XVIII в., отличающаяся стандартизацией графики. Однако скоропись первой четверти XVIII в. значительно отличается от скорописи не только кон­ца столетия, но и второй четверти XVIII в. Основываясь на этих наблюдениях, А. Т. Николаева предложила выделить в развитии ско­рописи XVIII в. три этапа: скоропись первой четверти, скоропись второй четверти, скоропись второй половины XVIII в. (примерно со времени выхода в свет «Российской грамматики» М. В. Ломоносова).

Скоропись первой четверти XVIII в. характеризовалась сочета­нием ярко выраженных рукописных традиций XVII в. с элементами графики XVIII в. Традиции предшествующего периода, более замет­ные в провинциальных учреждениях, сказались в использовании ста­рых орфографических приемов, начерках отдельных букв, в манере написания взметов и выносных букв, в беспорядочном использовании загдавных букв и знаков препинания.

/Элементы нового были видны прежде всего в отходе от размашисто­го написания отдельных букв к их четкому написанию, как бы под­ражающему графике гражданского шрифта.
Скоропись второй четверти XVIII в. обнаруживала уже меньшее влияние традиций XVII в. В ней ярче проявились элементы нового, чем старого. Она характеризовалась уменьшением размашистости начерков, сокращением разновидностей выносных букв, из числа ко­торых в первую очередь стали исчезать «б», «к», «л», «р». Во второй четверти XVIII в. продолжала развиваться тенденция к уменьшению вариантных особенностей букв и к упрощению их начерков. Частым стало использование лигатур, в основе написания которых лежала более упрощенная графика двух рядом стоящих букв. Для второй половины XVIII в. характерны упрощение графики, стандарти­зация и приближение к современному написанию подавляю­щего большинства строчных букв: а, б, д, е, з, к, л, м, р, т, у, ф, х, ы, ь, ю, я. Одновременно с этим продолжало сохраняться графическое раз­нообразие букв: в, ж, с, ч, ъ. Буквы «в», «к», «и» могли сохранять графику XVII в.

Резко сократилось число выносных букв. Их начертания упрости-лип, и приблизились к начертанию строчных букв. В конце XVIII в. Выносные буквы почти вышли из употребления. Разнообразятся Варианты скорописных лигатур. Письмо развивается в сторону Ивзного написания букв в слове. Слова в строке пишутся раздельно.

.

[Анализ почерка требует проведения наблюдения над: 1) степенью рОмш изма письма, т. е. над его выработанностью; 2) графикой Идой буквы, манерой написания лигатур, переноса слов; 3) сте­най сжатости и размахом написания букв, их высотой и шириной; углом наклона букв, нажимом пера.

llmccTHoe значение в выявлении почерка имеют наблюдения 1 i илистическими и орфографическими особенностями письма. Ъходимо также помнить, что почерк у одного и того же лица, in и в основе свою индивидуальность, может иметь варианты, рнности, которые зависят от возраста, состояния здоровья пишу-), условий написания (позы), характера записи (черновых, чис-IX). (аблюдения за особенностями отдельных почерков важны при подготовке публикаций авторских материалов и широко практику­ются историками и филологами.

Украшения рукописей.* Распространившийся со второй половины XVII в. орнамент «московское барокко» удерживался в рукописях и в XVIII в. На его базе складывается так называемый «поморский» стиль, который находит широкое применение в XVIII—XIX вв. в кни-гописании старообрядцев Русского Севера. Этот стиль характеризо­вался рельефным изображением трав и цветов, даваемых на золотом фоне.

В середине XVIII в. в рукописях светского характера (например, в модных в высшем свете альбомах стихов), некоторых памятниках церковного характера распространился орнамент рококо. Для заста­вок этого стиля было характерным отсутствие рамы, наличие укра­шений в виде медальонов, раковин, виньеток.1

Во второй половине XVIII в. появились™7крашения рукописей, выполненные в стиле Людовика XVI. Их содержание составляли цве­ты, преимущественно розы, вазы с цветами, корзины с фруктами, рога изобилия.

В первой половине XIX в. в рукописях встречается художествен­ный стиль ампир, в основу которого были положены символичес­кие изображения государственной й военной жизни поздней Римс­кой империи. Заставки этого стиля наполнены изображениями сим­метрично расположенных по отношению к центру доспехов, оружия, знамен, лавровых и дубовых венков.

Художественные стили рококо, Людовика XVI и ампир нашли воплощение в архитектуре дворцов, дворцовых интерьеров, мебели.

Миниатюра. Миниатюра XVIII в. отличалась большим разнообра­зием. Влияние станковой живописи сказалось в более реалистичес­ком изображении людей, пейзажей, зданий. Новые художествен­ные стили — рококо, Людовика XVI нашли отражение и в изображе­нии некоторых деталей на миниатюрах (например, мебели, зданий). Цветовая гамма миниатюр обогатилась новыми красками: ярко-ли­ловой и кармином. В XVIII в. появилась книжная гравюра, вытеснив­шая миниатюру. В XIX в. практика украшения рукописей миниатю­рами сохранилась у старообрядцев.

В источниках светского характера большой интерес представляют рисунки, сделанные на полях авторских рукописей известными пи­сателями и поэтами. Изучение манеры, стилевых особенностей этих рисунков помогает в определении подлинности и авторства рукопи­сей, особенностей творческого процесса автора.

^ Формат рукописей. С начала XVIII в. столбцовая форма делопро­изводства изживается. По указу Петра I делопроизводство переходит к использованию больших листов бумаги, связанных в «дестевые» тетра­ди. В целях экономии бумаги записи нередко делаются с обеих сторон документа. В XVIII— первой половине XIX в. наиболее распространен­ный формат рукописей был представлен книгами, тетрадями и полны­ми (четырехстраничными) листами. Формат документов более позд­него периода характеризовался еще большим разнообразием: от книг и тетрадей до отдельных листов различной величины.* В конце XIX начале XX в. особым разнообразием отличались форматы бланков го­сударственных ведомств и учреждений, которые делались на заказ. В начале XX- в. наиболее распространенным для нужд письма счи­тался формат писчей бумаги размером 220X350 мм.

^ Орудия письма. До. первой половины XIX в. главным орудием письма было птичье перо. В 1830-х гг. в России появляются привозные металлические перья. Переход от гусиных перьев к металлическим был постепенным и первоначально захватил Москву и Петербург, затем крупные города и в последнюю очередь сельские местности. В школьной практике стальное перо стало утверждаться только с 1880-х гг. Переход к стальным перьям имел итогом убыстрение и большую индивидуализацию письма. Кроме стальных перьев, в XIX в. употреблялись карандаши.

В XVIИ—XIX вв. изменился химический состав чернил. Уже в XVII в. для их изготовления вместо ржавых металлических предме­тов стали использовать купорос. Чернила имели коричневый и бурый оттенок. В 1880-х гг. появились ализариновые чернила фиолетового

оттенка.

^ Краткие выводы. От XVIII—XIX вв. осталось громадное количест­во источников. Палеографические наблюдения производятся наддело-выми бумагами, книгами, рукописным наследием выдающихся госу­дарственных и политических деятелей науки и культуры.

В XVIII—XIX вв. палеографическими приметами бумаги, кроме водяных знаков, становятся гербовое клеймо, цвет, а также различ­ные свидетельства машинного производства бумаги: машинный срез, штамповка водяных знаков, штемпели. На протяжении XVIII в. графика проходит длительную эволюцию в сторону упрощения и стан­дартизации начерков большинства букв. В конце XVIII— начале XIX в. вырабатываются и получают распространение несколько почерковых вариантов скорописного письма. В XVIII и особенно

9 Метроло́ гия (от греч. μ έ τ ρ ο ν — мера, + др.-греч. λ ό γ ο ς — мысль, причина) — наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности[1]. Предметом метрологии является извлечение количественной информации о свойствах объектов с заданной точностью и достоверностью; нормативная база для этого — метрологические стандарты.

Метрология состоит из 3 основных разделов:

· Теоретическая

Рассматривает общие теоретические проблемы (разработка теории и проблем измерений физических величин, их единиц, методов измерений).

· Прикладная

Изучает вопросы практического применения разработок теоретической метрологии. В её ведении находятся все вопросы метрологического обеспечения.

· Законодательная

Устанавливает обязательные технические и юридические требования по применению единиц физической величины, методов и средств измерений.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1166. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия