Древнерусская система летоисчисления X-XV вв
26.02.2011 21: 08 Древнерусская система летоисчисления X-XV вв. 26. Мусульманские календари. Эра Хиджры. Исламский календарь — лунный календарь, используемый в исламе для определения дат религиозных праздников, а также как официальный календарь в некоторых мусульманских странах. Летоисчисление ведётся от Хиджры (16 июля622 года н. э.) — даты переселения пророка Мухаммада и первых мусульман из Мекки в Медину. Поэтому в мусульманских странах календарь называют календарём Хиджры Год состоит из 12 лунных месяцев и содержит около 354 дней, что на 10 или 11 дней меньше солнечного года. По этой причине дни мусульманских религиозных праздников каждый год сдвигаются относительно григорианского календаря. Сутки, согласно мусульманскому календарю, начинаются в момент захода солнца, а не в полночь, как в григорианском календаре. Месяцы состоят из 29 или 30 дней. По традиции, первым днём нового месяца считался первый день после астрономическогоноволуния , в который вскоре после захода солнца на небе можно было увидеть серп луны. Если серп не был виден после 29-го дня месяца, например, из-за облаков или из-за того, что луна заходила сразу после солнца и небо было ещё слишком светлым, то новый день считался 30-м днём текущего месяца. Наблюдение лунного серпа должны засвидетельствовать как минимум два заслуживающих доверия мусульманина.Такая система до сих пор используется в некоторых странах, например, в Пакистане и Бангладеш. Однако в большинстве исламских стран пользуются астрономическими правилами, которые позволяют рассчитать начало месяцев заранее. В разных странах используются разные правила. Кроме того, разница во времени между заходом солнца и заходом луны зависит от географических координат местности. Луна передвигается среди звёзд с запада на восток со средней скоростью 13, 2° в сутки. Чем западнее находится страна, тем больше вероятность, что серп молодой Луны после новолуния будет виден на небе. Таким образом, в разных исламских странах календари различаются и часто одни и те же религиозные праздники отмечаются в разные дни Начало каждого месяца мусульманского календаря определяется лунными циклами, то есть начало новой четверти — это и есть начало нового месяца. Лунный месяц длится от появления одного молодого месяца до следующего, то есть 29 дней 12 часов 44 минуты 3, 8 секунды, поэтому в одних месяцах 29 дней, а в других — 30. Добавочные дни месяца запрещаются, кроме единственного дня, служащего для удержания новолуния вблизи 1-го числа месяца. Этот день включается в месяц зуль-хиджа. Двенадцать лунных месяцев составляют лунный год, который, по самым приближенным подсчетам, равен 354 суткам. А поскольку истинная продолжительность лунного месяца не 29, 5 дней, а несколько больше, то и продолжительность лунного года равна не 354 дням, а 354, 367. Так как это не целое число, то неизбежно возникает проблема високосов, то есть чередования простых лет, содержащих 354 дня, и лет удлиненных — по 355 дней. Запре́ тные ме́ сяцы (араб. ش ه ر ح ر ا م ) — месяцы исламского календаря, в которые в доисламские времена нельзя было убивать, вести войны и охотиться вокруг Каабы. Таких месяцев четыре: зуль-када, зуль-хиджа, мухаррам и раджаб. Запретные месяцы в исламе считаются священными[2]. Причиной запрета было стремление обезопасить паломников, прибывавших к Каабе и обеспечивавших высокую торговлю и большие прибыли. В случае неизбежности войны, арабы-язычники отодвигали «запретный» месяц назад или вперед и спокойно вели войну. В первые годы истории исламамусульмане также придерживались этого запрета [3] . Однако, во втором году после хиджры (переселения в Медину) в конце месяца раджаб, посланный в Нахлю разведывательный отряд мусульман нарушил запрет и напал на караванмекканцев. В сражении с мусульманами был убит Амр ибн аль-Хадрами, а двое других его спутников были пленены. Мекканские язычники обвинили мусульман в нарушении общепринятых законов, однако спустя некоторое время Аллах ниспослал пророку Мухаммаду 217 аят суры Аль-Бакара, дозволяющий сражаться в запретный месяц [4] . Исламские правоведы (факихи) считают, что нельзя первыми начинать военные действия во время запретных месяцев, но разрешено продолжать и завершать их, если оно начались в другое время. Запрет не касается случая, когда враг вторгся на территорию страны с целью агрессии [ «Арабский цикл» состоит из 30 лет: 19 обычных по 354 дня и 11 високосных по 355 дней. Високосные годы 2, 5, 7, 10, 13, 16, 18, 21, 24, 26, 29-й. «Турецкий цикл» состоит из 8 лет. Високосные годы 2, 5, 7. Дополнительный день добавляется к последнему месяцу [6] . Мусульманский год всегда короче солнечного: на 10 суток, если мусульманский високосный, а солнечный простой; на 11 суток, если оба года простые или високосные; и даже на 12 суток, если мусульманский год простой, а солнечный — високосный. Мусульманский год не привязан к сезонам, месяцы мигрируют по всем временам года, в результате чего начало года, например, может приходиться на летние месяцы григорианского стиля, а через некоторое время — на зимние. Каждый месяц начинается с неомении, то есть начало месяца приходится на тот день, когда серп молодой Луны, после новолуния, становится видимым с заходом Солнца. Астрономическое новолуние совсем не обязательно означает начало одного из месяцев Хиджры. Луна движется по небесной сфере по очень сложной траектории, и хотя дату новолуния можно рассчитать весьма точно, действительную видимость полумесяца предсказать гораздо сложнее. Это зависит от таких факторов, как погода, оптические свойства атмосферы и место нахождения наблюдателя. Поэтому очень сложно заранее предсказать, когда начнется новый месяц. В настоящий момент существуют два мнения по вопросу определения начала месяца: некоторые мусульмане учитывают местную видимость Луны, в то время как другие полагаются на свидетельства авторитетных людей в мусульманском мире. Ислам допускает обе возможности, но это приводит к различию времени начала месяцев. Из-за отсутствия четких правил сочетание значений числа, месяца и года само по себе не является однозначным указанием на конкретный день. Поэтому для устранения неоднозначности требуется также указывать и день недели. Сфрагистика (от греч. σ φ ρ α γ ι ς — печать), или сигиллография (от лат. sigillum — печать) — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах. Первоначально развивалась как часть дипломатики, занимающаяся определением подлинности документов. С началом массовых археологических исследований на Ближнем Востоке и появлением значительного количества археологического материала — как самих печатей (цилиндрические печатимесопотамских цивилизаций и Египта, античные печати-щитки, висячие металлические печати Византии и Европейского средневековья), так и отпечатков на керамике (глиняные таблички клинописных архивов, оттиски на сосудах и пр.) сфрагистика начала развиваться в качестве области исторической науки, занимающейся классификацией совокупности печатей археологической культуры, государства или цивилизации, их хронологией и типизацией, а также отражением в сфрагистическом материале внутригосударственных, межгосударственных и частных отношений. Сфрагистические материалы являются важными источниками эпиграфических, ономастических и геральдических данных. Сегодня никто не может представить хоть сколько-нибудь важный документ без печати - оттиска на бумаге, сделанного с помощью голубой или синей краски и подтверждающего подлинность этого документа. Но как давно появились первые печати и какие функции они первоначально выполняли? Оказывается, наиболее старинные образцы появились ещё на Древнем Востоке! Они были хорошо известны в Месопотамии, Египте, Индии и Китае. Все великие древние цивилизации имели печати в общем похожие, существуют между ними и различия характерные для каждого народа и времени. Так например печати шумер, жителей древней Месопотамии, имели цилиндрическую форму, от этого и получили свое название. Вдоль продольной оси цилиндра просверливалось отверстие, которое позволяло прокатывать его по сырой глине, оставляя на ней уникальный оттиск. Цилиндрические печати вырезались из твердого камня и часто содержали сложные сюжеты, которые отличались богатством и точностью деталей, высокой художественностью исполнения. Шумеры использовали эти их для идентификации любой собственности и при заключении сделок. Считалось также, что этот важнейший атрибут каждого жителя Месопотамии обладает магическими свойствами. Древние египетские печати более напоминали современные, хотя являются самыми ранними - наиболее широкое применение они имели в 3 - 2 тысячелетии до нашей эры. Они, также вырезались из природных минералов и камня, и известны под названием «печатей-скарабеев», потому что одну сторону их неизменно украшала фигурка скарабея, считавшегося священным в Древнем Египте. Другая сторона содержала иероглифы с именем - для маркировки имущества, или заклинания, если печать использовалась в религиозных ритуалах. Их использовали нанося на них краску и прикладывая к папирусу, на котором оставался цветной отпечаток, либо выдавливая оттиск в сырой глине. По мере ослабления влияния Египта, скарабей постепенно исчез с печатей, но их овальная форма и функции остались прежними. В Китае печать была не просто средством идентификации владельца имущества и подлинности документов, но также всегда прекрасным произведением искусства. Та часть, которая использовалась для держания печати, как правило была украшена фигурками животных, драконов, или стилизованного бамбука. Вырезая печати из полудрагоценных и драгоценных камней и минералов, например нефрита, китайцы добивались такого эффекта, что фигурки оказывались окрашены разными оттенками и узорами благодаря природной неравномерности окраски самого камня и неизбежным вкраплениям другой породы. Большое значение китайские художники-резчики придавали каллиграфии и композиции. Им удавалось на небольшой площади разместить несколько иероглифов так, что они не только отлично читались, но представляли собой сложную, красивую и изящную композицию. На древние индийские печати повлияла кастовая религиозная система Индии. Так не обнаружено ни одной древней индийской печати, на которой были бы изображены сюжеты битвы. Объясняется это тем, что высшая правящая каста - брахманы это ученые и духовенство, а не воины как это бывает в других государствах. Поэтому на найденных образцах встречаются изображения мифических животных и богов. И конечно же изображения, которые указывают на торговое применение печатей в Индии, для обозначения содержимого сосудов и мешков. Внешний вид печатей. Известно два основных вида печатей-матриц. Во-первых, матрицы для вислых печатей. Вислая печать имеет изображение с двух сторон, что бы придать печати двустороннее изображение, нужна соответствующая матрица. Матрица для вислой печати имела форму щипцов. Мягкая масса зажималась между этими щипцами, то на обеих ее сторонах оставался отпечаток изображения, вырезанного на концах щипцов. Такие матрицы назывались тисками. Восковые и воскомастичные прикладные печати прикреплялись к документам с помощью узкой полоски бумаги, пропущенной через 2 отверстия проделанные в нижней части документа. Концы этой полоски накладывались друг на друга на лицевой стороне документа, на эту полоску накладывалась печать. Такие печати назывались «отворчатыми», потому что держались на бумажных петлях. Кроме этого встречаются названия «печать под кустодиею», или «отворчатая печать под кустодиею». Так же называлась печать, прикрытую сверху бумажным кружочком большего диаметра чем диаметр печати. Этот кружочек защищал печать от разрушения. 29 Гера́ льдика (гербоведение; от лат. heraldus — глашатай) — специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиций и практики их использования. Является частью эмблематики — группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур. Корни геральдики уходят в Средневековье, когда и был разработан специальный геральдический язык. Предметом изучения Г. являются гербы, объектом - обширный круг письменных и вещественных памятников, на к-рых они изображались. Основные источники гербоведения: гербовые столбцы, гербовники, грамоты на дворянство и титулы, законы, миниатюры рукописей, печати, монеты, знамена, оружие, надгробия, предметы быта и др. В гербоведении выделяются: теория Г. (изучает наиболее общие закономерности дисциплины, ее предмет, объект и структуру, функции и принципы классификации гербов, методы их изучения, терминологию и т. п.), история Г. (изучает развитие геральдических систем, деятельность учреждений и орг-ций в области Г., геральдическое искусство и т. п.), источниковедение Г. (изучает геральдические источники, разрабатывает методы их анализа), историография Г. (изучает развитие геральдической мысли), археография Г. (изучает публикации геральдических памятников и разрабатывает методы их издания), библиография Г. (занимается текущим и ретроспективным учетом геральдической лит-ры), формальная Г. (разрабатывает научно обоснованные методы составления и описания (блазонирования) гербов; устаревшее наименование - теоретическая Г.). Г. тесно связана с нумизматикой, сфрагистикой, вексиллологией, филигранологией, историей искусства, культуры, политологией, музейным делом, социальной историей, правом и др. отраслями знания.
Появление геральдики относят к периоду времени между первым, когда гербов ещё не существовало, и вторым, когда она стала делом привычным, крестовыми походами [1][2] . Указывается и более узкий период: между 1120 и 1150 годами [3]. Зарождение гербов связывают с тем, что в связи с изменениями военного снаряжения в конце XI — начале XII веков получить информацию о человеке, зачастую не видя даже его лица, закрытого шлемом, было весьма проблематично. Желание быть узнанным на поле боя стало причиной появления традиции расписывать свои щиты, обычно имевшие миндалевидную форму, различными фигурами, которые вскоре превратились в опознавательные знаки и стали ассоциироваться с конкретными личностями [4]. По этой причине ранняя геральдическая символика была чрезвычайно простой и легко читаемой и не содержала сложных рисунков и надписей [5]. Постепенно сложились и правила начертания и использования гербов, впоследствии оформившиеся в своеобразный свод законов. Кроме того, появление геральдики было вызвано изменениями в самом европейском обществе, произошедшими после 1000 года [1]. Развитие феодальных отношений привело к тому, что принадлежность к той или иной социальной группе полностью определяло жизнь человека. Знатность рода в это время становится своего рода культом. В этих условиях естественным развитием гербов, как личных эмблем, стало возникновении традиции их передачи по наследству, появление которой относят к концу XII века [6][7] . Между тем некогда существовало множество других версий о происхождении геральдики. Первые попытки объяснить возникновение гербов относятся ещё к концу Средневековья. В вышедшем в 1671 году труде «Истинное искусство геральдики и происхождение гербов» (фр. Le veritable art du blason et l'origine des armoiries) его автор священник Клод Франсуа Менестрье привёл около двух десятков различных версий, среди которых были как совершенно неправдоподобные, относящие зарождение геральдики ко временам Адама, Ноя, Александра Македонского, Юлия Цезаря и короля Артура, так и более аргументированные. Первые уже к концу XVI века геральдистами серьёзно не рассматривались, а вторые просуществовали как основные вплоть до конца XIX — начала XX веков, когда были развенчаны уже в научных трудах по геральдике [8]. Так, последовательно были откинуты версии о преемственности между античными военными и семейными эмблемами и первыми гербами XII века, о влиянии на становление феодальной геральдики германо-скандинавской эмблематики — рун - инсигний — I тысячелетия нашей эры, и о происхождении геральдики от узоров на тканях арабов, перенятых европейцами в эпоху первых крестовых походов[8]. На знаменитом ковре из Байё, изображающем завоевание АнглииВильгельмом I и созданном вскоре после этого события, на щитах нормандских воинов вышито множество изображений, похожих на геральдические. Между тем в различных эпизодах одни и те же рыцари изображены с разными щитами, что не позволяет говорить об их геральдическом характере [4][9] . К наиболее ранним свидетельствам существования геральдики относят изображение щита на покрытой цветной эмалью гробнице графа анжуйского Жоффруа V, умершего в 1151 году. Этот же герб изображён на скульптурной гробнице внука Жоффруа — Уильяма Длинного Меча, умершего в 1226 году. Согласно Жану де Мармутье, в 1127 году по случаю женитьбы Жоффруа на Матильде её отец, король Англии Генрих I, возвёл Жоффруа в рыцари и подарил ему щит, украшенный львами. Очевидно, что речь идёт о том же щите, что и изображён на гробницах Жоффруа и его внука. Между тем хроника Мармутьера написана уже после смерти Жоффруа, в 1170 годы, а гробница была изготовлена между 1155 и 1160 годами [ В скором времени после зарождения геральдики она распространилась на всё средневековое общество. Хотя первоначально гербы использовали только крупные сеньоры, уже к 1180 году, а, возможно, и ранее они стали использоваться знатными дамами, в конце века появились первые городские гербы, к 1200 году появляются гербы духовных лиц, ещё до 1220 — патрициев и буржуа, к 1230 — ремесленников, в 1240 — цехов, в конце века — гражданских и монашеских общин. В Нормандии, Фландрии и Южной Англии ранняя геральдика получила наибольшее распространение — здесь гербами владели даже некоторые крестьяне. К XIV веку церковь, ранее относившаяся к гербам с подозрением, становится одним из центров геральдического творчества. Гербы можно увидеть на церковных стенах, плитах, витражах, потолках, церковной утвари и одежде священнослужителей [11]. Существенную роль в распространении геральдики вне среды рыцарства сыграли печати, которые ставились или привешивались почти ко всем документам. На большинстве печатей использовались те же изображения, что и в гербах, с той лишь разницей, что они вписывались в поле самой печати. Сеньоры и рыцари, кроме украшения гербами своих щитов, стали наносить гербовые изображения на другие детали амуниции, знамёна, попоны и вальтрапы лошадей [7]. Щит - основной элемент любого герба, но при этом щиты могут быть самой различной формы. Самым первым получил применение щит треугольной формы (близкий к варяжскому щиту), но из-за того, что на таком щите могло поместиться не очень большое колчиество фигур, он был постепенно вытеснен иными формами. Исторически в России наибольшее применение получил т.н. " французский щит". По правилам геральдики форма щита в блазоне никогда не описывается, т.к. считается, что за основу гербу может быть взят щит любой формы. По правилам геральдики всегда первичен блазон (т.е. описание герба), по которому воспроизводится сам рисунок. Поэтому возможно существование несколько художественно разных прорисовок одного и того же герба, каждая из которых равноправна с другими, если все они точно следуют словесному геральдическому описанию. Принятие какого-либо изображения за эталон по канонам классической геральдики считатется недопустимым. К тому же щит всегда изображается как бы смотрящим на наблюдателя - поэтому правая сторона сторона щита будет левой от наблюдателя (и соответственно наоборот). Именно поэтому геральдические " лево/право" зеркальны обычной практике. Щит может быть не только цельным, но и разделенным. Основных способа деления щита три - пересечение, рассечение и скошение, они могут комбинироваться. В классической геральдике признаются два металла: золото и серебро; пять цветов (финифтей, эмалей): червлень, лазурь, зелень, пурпур и чернь. Также применяются два меха: горностаевый и беличий. В виде исключения допускаются дополнительные цвета (финифти, эмали), где это необходимо, например: телесный цвет, оранжевый, коричневый. Один из важнейших принципов геральдики (т. н. «правило тинктур»): не помещать финифть на финифть, а металл на металл. Если же случалось отдельное отступление от этого принципа, то было абсолютно необходимо обозначить (фр. enquerir) уважительную причину нарушения правила. Это установление возникло в средневековье, когда от быстрой идентификации рыцарей зависела жизнь. К примеру, золото на серебре или лазурь на черни будут трудноразличимы на поле битвы. Правило допускает лишь частичное проникновение на гербах со сложной композицией. Самым известным исключением являлся средневековый герб Иерусалимского королевства с золотыми крестами на серебряном фоне, однако некоторые герольды предполагают, что кресты изначально являлись червлёными, но средневековые технологии крашения и окисление материалов привело к изменению изначального цвета. Возможен также вариант, что исключение из правила возникло специально, чтобы подчеркнуть особое положение и святость города. В классической геральдике признаются два металла: золото и серебро; пять цветов (финифтей, эмалей): червлень, лазурь, зелень, пурпур и чернь. Также применяются два меха: горностаевый и беличий. В виде исключения допускаются дополнительные цвета (финифти, эмали), где это необходимо, например: телесный цвет, оранжевый, коричневый. Один из важнейших принципов геральдики (т. н. «правило тинктур»): не помещать финифть на финифть, а металл на металл. Если же случалось отдельное отступление от этого принципа, то было абсолютно необходимо обозначить (фр. enquerir) уважительную причину нарушения правила. Это установление возникло в средневековье, когда от быстрой идентификации рыцарей зависела жизнь. К примеру, золото на серебре или лазурь на черни будут трудноразличимы на поле битвы. Правило допускает лишь частичное проникновение на гербах со сложной композицией. Самым известным исключением являлся средневековый герб Иерусалимского королевства с золотыми крестами на серебряном фоне, однако некоторые герольды предполагают, что кресты изначально являлись червлёными, но средневековые технологии крашения и окисление материалов привело к изменению изначального цвета. Возможен также вариант, что исключение из правила возникло специально, чтобы подчеркнуть особое положение и святость города. Корона — геральдический элемент, располагающийся над гербовым щитом. Корона помещается на шлем (в дворянских) или прямо над щитом (в земельных гербах, — например, княжеская корона в гербе Лихтенштейна). Корона в гербе — наиболее распространённый класс геральдических знаков достоинства, указывающий на феодальный статус обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом, внутри щита (например, «старинная корона красного цвета» в дворянском гербе Г. Я. Травина) или над мантией. Обычай украшать шлем короной появился у рыцарей в XV веке. Шлемы с коронами носили во время турниров, особенно в Германии, где увенчанный короной шлем считался признаком дворянства. Часто корона не является знаком королевского или княжеского достоинства, а выполняет чисто декоративную функцию. Эта геральдическая корона, или диадема, помещается на шлем в качестве нашлемника, поддерживает сам нашлемник вместо бурелета, или вместе с ним, располагаясь сверху. В гербах графов и баронов короны помещаются не только на шлемах, но и на самих щитах — между щитом и шлемом. Если шлемов несколько, то короной венчается каждый из них. В российской геральдике XVIII — начала XX вв. гербы всех государей, царствовавших после Екатерины II, содержали изображение её Большой алмазной короны, которой каждый из них венчался на царство. Княжескому титулу соответствовала т. н. княжеская шапка с выступающим над горностаевой опушкой красным или багряным (пурпурным) верхом. Графская корона достоинства с девятью жемчужинами ничем не отличалась от своего немецкого прототипа, а баронская повторяла аналогичный знак достоинства, принятый во французской геральдике — высокий расширяющийся кверху золотой обруч, раз обвитый жемчужной нитью. Дворянская корона, как и соответствующая ей по рангу вариация немецкой, имела три листовидных зубца с двумя жемчужинами между ними. Изображения корон разных типов в соответствии с дворянскими титулами — см. Титул (звание) С целью упорядочения герботворчества в Российской империи, в 1857 году бароном Кёне были составлены правила украшений гербов губерний, областей, градоначальств, городов и посадов. Они были Высочайше утверждены 7 мая, 4 и 16 июля того же года. В правила включены: классификация геральдических корон над щитами, украшения (венки) вокруг щитов, обвитые соответствующими лентами, и способ указания губернской принадлежности — в вольной части щита. Императорская корона (образца 1857 года) установлена для столиц империи (Санкт-Петербурга и Москвы) и губерний. Древняя царская (образца 1857 года) — для городов, имевших статус градоначальства, областей и уездов. Древняя царская, увенчанная двуглавым орлом — для городов, имевших статус градоначальства и крепости. Шапка Мономаха — для древних русских городов, бывших столицами великих князей (Киев, Владимир, Новгород, Тверь, Ярославль, Рязань, Смоленск и пр.); для Казани и Астрахани — соответствующие «именные» шапки (короны). Золотая башенная о пяти зубцах, мурованная червленью, с тремя зубчиками на каждом зубце — для городов, бывших губернскими центрами с населением более 50 тысяч жителей. То же, увенчанная двуглавым орлом — для городов, бывших губернскими центрами и имевших статус крепости с населением более 50 тысяч. Золотая башенная о трёх зубцах, мурованная червленью, с тремя зубчиками на каждом зубце — для городов, бывших губернскими центрами с населением не более 50 тысяч. То же, увенчанная двуглавым орлом — для городов, бывших губернскими центрами и имевших статус крепости с населением не более 50 тысяч. Серебряная башенная о трёх зубцах, мурованная чёрным — для городов, бывших уездными центрами. То же, увенчанная двуглавым орлом — для городов, бывших уездными центрами и имевших статус крепости. Червлёная башенная о трёх зубцах, мурованная золотом — для городов, состоявших за штатом. То же, увенчанная двуглавым орлом — для населённых пунктов, имевших статус крепости. Червлёная башенная о двух зубцах, мурованная золотом — для населённых пунктов, являвшихся наиболее значительными, «знаменитыми» посадами. Польская корона (Императрицы Анны Иоанновны) — для губерний и столицы Царства Польского. Финляндская Велико-Княжеская корона — для губерний и для столицы Великого Княжества Финляндского. Щитодержатель или щитоносец — элемент герба, представляющий соб
|