Студопедия — Структура бессознательного
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Структура бессознательного






Согласно моему взгляду, в бессознательном разли­чим ы два отдела. Один из них я называю бессознатель­ным личным. Оно включает все психические содержа­нии, забываемые в течение жизни. Их следы постоянно остаются в бессознательном, даже если их сознательное восприятие становится невозможным. Сверх того, личное бессознательное содержит все подсознатель­ные впечатления и восприятия, которые не заряжены достаточной долей энергии, чтобы достигнуть сознания. Сюда принадлежат те бессознательные комбинации представлений, которые слишком слабы и неотчетли­вы, чтобы стать сознательными. Наконец, личное бес­сознательное включает все психические содержания, совместимые с сознательной установкой. Они пред­ставляются недоступными главным образом вследствие их нравственных, эстетических или интеллектуальных недочетов. Человеку невозможно постоянно чувствовать и думать возвышенно, правильно и правдиво; стараясь поддержать идеальную установку, он автоматически вытесняет все то, что к ней не подходит. Если какая-либо одна функция, например мысль, развита в высо­кой степени и преобладает в сознании, то функция чувства естественно окажется вытесненной и опустит­ся в бессознательное.

Второй отдел бессознательного — так называемое сверхличное, или коллективное, бессознательное. Содержания этого коллективного бессознательного не личные, а коллективные, другими словами, принадле­жат не одному какому-либо лицу, а по меньшей мере целой группе лиц; обыкновенно они суть принадлеж­ность целого народа или, наконец, всего человечества. Содержания коллективного бессознательного не при­обретаются в течение жизни одного человека, они суть прирожденные инстинкты и первобытные формы по­стижения — так называемые архетипы, или идеи. Ре­бенок хотя и не имеет прирожденных представлений, но обладает высокоразвитым мозгом, который имеет возможность определенным образом функциониро­вать. Мозг унаследован нами от предков. Это органи­ческий результат психических и нервных функций всех предков данного субъекта. Таким образом, ребе­нок при вступлении в жизнь уже обладает органом, готовым действовать точно так же, как действовали по­добные ему органы в истекшие века. В мозгу заложе­ны реформированные инстинкты, а также и первобыт­ные типы, или образы, основания, согласно которым издавна образовывались мысли и чувства всего чело- вечества, включающие все громадное богатство мифологических тем. Конечно, не легко доказать налич­ность коллективного бессознательного у нормального человека, однако явные следы мифологических обра-зов можно найти в сновидениях. Существование коллективного бессознательного легче проследить в известных случаях умственного расстройства, в особенности при шизофрении. Тут мы находим иног­да поразительное обилие мифологических образов. У некоторых больных являются символические идеи, которые невозможно объяснить опытом их субъектив­ной жизни, но лишь историей ума всего человечества. В подобных случаях обнаруживается нечто, вроде первобытного мифологического мышления, проявля­ющегося в особых, принадлежащих ему первичных формах, не сходных с нормальным мышлением, при котором постоянно применяется личный опыт.

Личное бессознательное содержит комплексы, принадлежащие субъекту и составляющие неотъемле­мую часть его психической жизни. Если какой-либо комплекс, который должен бы быть соединен с «Я», становится бессознательным благодаря вытесне­нию или уменьшению его потенциальности, то данный субъект испытывает ощущение потери; когда же утра­ченный было комплекс снова становится сознательным благодаря, например, психотерапевтическому лечению, то у его обладателя является прилив психической энер-гии. Неврозы часто исцеляются этим путем. Если же Комплекс коллективного бессознательного соединяет­ся с «Я», данный субъект бывает поражен необычнос­тью его содержания. Оно ощущается им как нечто жуткое, сверхъестественное, нередко опасное. Иногда оно может вызвать и ощущение помощи сверхъесте­ственных сил, наиболее же часто представляется вред­ным, болезненным влиянием, приводящим к настоящей физической болезни или же к психическому отчужде­нию от нормальной жизни. Индивидуальное сознание всегда изменяется в своем характере благодаря соеди­нению с ним содержаний, долженствующих в нормаль­ном порядке оставаться бессознательными. Если врачу удается удалить подобное болезненное соединение из сознания, то больной чувствует себя облегченным от давившей его тяжести. Внезапное вторжение подобных чуждых содержаний часто имеет место в первых ста

днях шизофрении. Больному являются причудливые мысли, все крутом кажется ему изменившимся, лица окружающих чужды и искажены и т. д.

Содержание личного бессознательного представля­ется нам частью собственной психики, содержание же коллективного бессознательного представляется ей чуж­дым, точно привходящим извне. Обратное введение в психику личного комплекса действует нередко облег­чающим и исцеляющим образом, между тем вторжение комплекса коллективного бессознательного часто есть неприятное или даже опасное явление. Подобный комп­лекс представляется обладающим чем-то сверхъестест­венным, другими словами, он сопровождается чувством благоговейного страха. Соответствие этой теории перво­бытным верованиям в души и духов очевидно: души соответствуют комплексам личного бессознательного, духи — комплексам коллективного бессознательного.

Научная точка зрения прозаична, ибо она называет «психологическими комплексами» существа, внушающие благоговейный страх, почитаемые как сверхъестествен­ные и обитающие в тени первобытных лесов. Но, прини­мая во.внимание необыкновенную роль, которую вера в души и духов играла в истории человечества, нельзя-до-вольствоваться простым фактом существования по­добных комплексов, нужно изучать их далее.

Существование комплексов легко доказывается опы­том ассоциаций. Опыт этот весьма несложен: произво­дящий его говорит какое-либо слово испытуемому, кото­рый в ответ должен немедленно произнести первую пришедшую ему на мысль ассоциацию. Время реакции, т. е. промежуток времени между словом-раздражителем и ответом, измеряется хронометром. Можно было бы ожидать, что все простые слова вызовут соответственно краткую реакцию, все же трудные или редко употреб­ляемые слова — более продолжительную. На самом же деле продолжительность времени реакции зависит не столько от этого, сколько от других причин. Весьма про­должительная реакция иногда неожиданно бывает выз­вана совсем простым словом-раздражителем, иногда тот же субъект без запинки отвечает на совершенно необыч­ные слова-раздражители. Тщательное изучение ин­дивидуальной психологии испытуемых субъектов приве- ло меня к заключению, что удлинение времени реакции

обыкновенно вызвано наличностью чувства, ассоцииро­ванного со словом-раздражителем или же с ответом. Само же это чувство всегда вызвано тем, что слово-раз­дражитель «задело» какой-либо комплекс. Долгое время реакции — не единственный симптом, обнаруживающий существование комплекса. Существуют и многие другие симптомы, которые здесь невозможно перечислить.

Комплексы, обнаруживаемые опытом ассоциаций, обыкновенно относятся к обстоятельствам, которые ис­пытуемый субъект предпочел бы скрыть; обстоятель­ства эти нередко носят мучительный характер и даже не сознаются испытуемым субъектом. Когда слово-раздражитель затрагивает комплекс, ассоциаций иног­да не возникает вовсе, иногда же они, напротив, яв­ляются в таком изобилии, что мгновенный выбор невозможен. Отсюда происходит нарушение реакции, обнаруживающееся различными симптомами кроме продления ее времени. Сверх того, если мы, закончив весь ряд опытов, заставим испытуемого субъекта по-вторить данные им? ответы, то заметим, что нормаль­ные реакции запоминаются им; те же, которые нахо­дятся в связи с комплексом, легко забываются.

Исходя из этих фактов можно подвести итог свойств автономных комплексов. Комплекс вызывает известное расстройство умственной реакции, благодаря ему отве-ты замедляются или искажаются; он вызывает непод­ходящую реакцию или изглаживает воспоминание о данном ответе. Комплекс вмешивается в сознание и расстраивает наши намерения, поэтому мы называем его автономным. Производя опыты над нервно- или ду­шевнобольным субъектом, мы видим, что комплекс, рас­страивающий реакцию, принадлежит собственно к глав­ному содержанию психической болезни. Эти комплексы не только расстраивают экспериментальные реакции, но и являются причиной, вызывающей болезненное состояние. Я исследовал некоторые случаи, в которых испытуемый субъект отвечал на известные слова-раз­дражители несвязными и как бы бессмысленными сло­вами, вырывавшимися у него вопреки его сознательным намерениям, точно его устами говорило чуждое ему существо. Подобные слова исходят от бессознательного комплекса. Комплексы, возбуждаемые наружными раз-дражениями, могут вызвать внезапное замешательство, или сильную эмоцию, депрессию, состояние страха и всевозможные душевные расстройства. Действия комп­лексов подобны действиям независимых существ, так что первобытные теории духов превосходно обрисовывают, формулируют такие комплексы.

Эту параллель можно развить и далее. Некоторые комплексы возникают благодаря тяжким переживани­ям, наносящим психические раны, которые не зажива­ют целыми годами. Нередко тяжелое переживание вытесняет известные свойства, необходимые для жиз­ни. Это порождает комплекс в личном бессознательном. Первобытный человек справедливо смотрит на это как на утрату души, ибо при этом действительно исчезает известная часть психики. Многие комплексы возника­ют этим путем.

Но существует еще не менее важный источник комп­лексов. Только что описанный источник понятен без тру­да, ибо относится к сознательной жизни, другой же тё­мен и в нем трудно разобраться, потому что он зависит от восприятий и впечатлений, проистекающих из кол­лективного бессознательного. Данное лицо обыкновенно не сознает, что подобные восприятия вытекают из бес­сознательного: они представляются ему вызванными на­ружными конкретными фактами. Таким образом, он рационализирует внуренние впечатления, природа кото­рых ему неизвестна. На самом же деле эти впечатле­ния есть иррациональные идейные содержания его собственного ума, которых он ранее никогда не созна­вал; они не порождены каким-либо наружным опытом.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 604. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия